«Хейнкели» и «оружие возмездия № 1»

 

Руководство Третьего рейха возлагало большие надежды на так называемое оружие возмездия (Vergeltungswafie), с помощью которого оно надеялось изменить весь ход Второй мировой вой­ны. В Пенемюнде на острове Узедом в Балтийском море был со­здан секретный исследовательский центр, где под руководством Вернера фон Брауна (Werner von Braun) (Родился 23.03.1912 г. в г. Вирзице (ныне г. Выжиск в Польше). Учился в Цюрихском и Берлинском технологических институтах, а также в Берлинском университете. В 1937 г. фон Браун стал одним из руководителей центра в Пенемюнде. Он был главным конструкто­ром V-2. После окончания Второй мировой войны фон Браун уехал в США, где продолжил работать в области ракетостроения) велись работы по созда­нию ракетного оружия. «Оружие возмездия № 1», или «Фау-1» (Vergeltungswaffe Eins, сокр. V-1), представляло собой крылатую ракету Fieseler Fi-103 (Длина - 7,9 м, размах крыльев -5,3м, высота -1,55м, диаметр фюзеляжа - 0,84 м, стартовая масса - 2180 кг (в т.ч. 850 кг боезаряд и 515 кг топливо). Была оснащена ракетным двигателем Argus As 014 и развивала максимальную скорость 645 км/ч. Дальность полета состав­ляла от 240 до 370 км), а «оружие возмездия № 2», или «Фау-2» (Vergeltungswaffe Zwei, сокр. V-2), было баллистической ракетой (Имела длину около 15 метров, вес 13 тонн и могла доставить боего­ловку массой около одной тонны на расстояние 500 км).

В конце 1943 - начале 1944 г. в Северной Франции было пост­роено свыше ста стартовых площадок для V-1, которые обслуживал специально сформированный 155-й зенитный полк (Flakregiment 155) под командованием оберста Вахтеля (Wachtel). В ночь с 12 на 13 июня 1944 г. по Лондону было выпущено 10 первых ракет V-1, из них Англии достигли только четыре, а на Лондон упала вообще одна (Первый боевой пуск V-2 был произведен утром 08.09.1944 г. с базы в Голландии. Ракета была выпущена по Парижу, а в 18.40 того же дня первая V-2 упала и на Лондон. Последняя V-2 упала на территории Англии в 16.45 27.03.1945 г. в графстве Кент. Всего же по Англии было выпущено 1115 ракет V-2, в т.ч. 500 по Лондону, в результате их взрывов погиб­ли 2855 человек и 6268 получили ранения). Количество ракет, которыми обстреливался Лондон, быст­ро возрастало, и к концу июня ежедневно запускалось уже от 120 до 190 ракет.

Всего до 1 сентября 1944 г. было проведено 8617 пусков V-1, из них 6725 прошли удачно и ракеты легли на нужный курс. 3463 V-1 были сбиты английскими истребителями, зенитной артиллерией или были уничтожены аэростатными загражде­ниями. Цели достигли только 3262 V-1, из которых 2340 взор­вались на территории Лондона (Вообще же последняя V-1 была выпущена по Лондону 29.03.1945 г., а всего на город упало 2419 таких ракет).

После того как войска союзников захватили основные стар­товые позиции ракет V-1, находившиеся во Франции, коман­дование Люфтваффе решило использовать в качестве воздуш­ной платформы для их запуска бомбардировщики Не-111Н-15, 20. Для этого была выбрана KG53 под командованием оберст-лейтенанта Фритца Покрандта (Fritz Pockrandt) (С 10.10. по 30.11.1940 г. гауптман Покрандт был командиром 6./KG53, а затем до 10.04.1942 г. командиром 9./KG53. С 11.04.1942 г. по 13.04.1943 г. майор Покрандт занимал должность командира I./KG53, а затем он был назначен командиром всей KG53).

В течение августа - сентября 1944 г. экипажи и техники KG53 прошли специальную подготовку в Пенемюнде. В октябре штаб эс­кадры и!1./КО53 под командованием майора Герберта Виттманна (Herbert Wittmann) (Родился 03.01.1914 г. в г. Дёллнитце (Dollnitz). В составе «Легиона «Кондор» Виттманн участвовал в войне в Испании. 01.07.1939 г. обер-лейтенант Виттманн был назначен командиром штабной эскадрильи ICG53. 26.07.1941 г. во время перелета в Минск его Не-111Н «A1+GA» столкнулся с Не-111Н «А1+СА» фельдфебеля Хёсслера (Haussler). Витт­манн со своим экипажем успел выпрыгнуть на парашютах, а весь эки­паж Хёсслера погиб. 14.10.1941 г. в районе Орла его Не-111 был подбит советской зенитной артиллерией и Виттманн вместе с экипажем был вынужден выпрыгнуть на парашюте. Спустя 10 часов Виттманн смог выйти к шоссе, по которому шли немецкие части. Интересно, что прове­ла туда Виттманна русская крестьянка, добровольно вызвавшаяся быть его проводником. 23.11.1941 г. гауптман Виттманн был награжден Ры­царским Крестом. Вскоре он получил тяжелое ранение и после излече­ния в течение года служил в 4-й авиашколе в Фюрстенфельдбрукке (Fiirstenfeldbruck) в 20 км западнее Мюнхена. Только 25.05.1943 г. он был назначен командиром II./KG53 и продолжил боевые вылеты. 11.02.1945 г. после 467 боевых вылетов майор Виттманн был награжден RK-EL (Nr.735). На его счету было 30 уничтоженных железнодорожных составов, 16 железнодорожных мостов, 10 танков и две потопленные канонерские лодки. Затем Виттманн служил в Бундеслюфтваффе и вы­шел в отставку в звании оберста) прибыли на аэродром Бад-Цвишенан (Bad Zwischenahn) в 12 км северо-западнее Ольденбурга. I/KG53  (Сформирована 09.09.1944 г. на базе III./KG3, а «старая» I./KG53 в тот же день была распушена) во главе с майором Карлом Рауэром (Karl Rauer) (Родился 07.08.1913 г. в г. Линце в Австрии. Первоначально служил в австрийских ВВС и после аншлюса Австрии перешел в Люфтваффе. 14.02.1942  г. гауптман Рауэр был назначен командиром 1./KG53, а 17.04.1943 г. - командиром I./KG53.29.02.1944 г. майор Рауэр был награж­ден Рыцарским Крестом. На его счету было 30 танков, 2 железнодорож­ных моста, 5 зенитных батарей, 7 хранилищ топлива и 2 склада с бое­припасами, а также 17 самолетов, уничтоженных на земле. По некоторым данным, он погиб в 1945 г.) разместилась на аэродро­мах Альхорн (Ahlhorn) и Фехта (Vechta) южнее Ольденбурга, а III./KG53 под командованием майора Эмиля Аллмендингера (Emil Allmendinger) (С 01.09.1940 г. по декабрь 1941 г. гауптман Аллмендингер был ко­мандиром 1./KG53, а 24.06.1943 г. он был назначен командиром III./KG53) перебазировалась севернее в Шлезвиг-Гольштейн - на аэродромы в Шлезвиге, Леке и Эггебеке.

Истребительная авиация союзников имела подавляющее численное превосходство, и, чтобы иметь хоть какой-нибудь шанс на успех, бомбардировщики совершали боевые вылеты на пуски ракет только ночью. Не-111 летели над морем на высоте не более 50 метров, ниже зоны действия английских радаров. V-1 была подвешена между фюзеляжем и правым или левым двигателем. Примерно на расстоянии 70 км от Лондона «Хейнкели» подни­мались на высоту 500 метров и сбрасывали V-1. Через несколько секунд включался ракетный двигатель и ракета, разогнавшись приблизительно до скорости 600 км/ч, набирала высоту 1500 мет­ров. Сразу же после сброса Не-111 разворачивались и на предель­но малой высоте возвращались обратно. Общая продолжитель­ность вылетов на пуск V-1 в зависимости от места базирования «Хейнкелей» составляла от трех до пяти часов.

Для точного определения точки пуска использовался радиомаяк, установленный на острове Тексел у побережья Гол­ландии. Расстояние от него до Лондона было точно известно.

Во время пролета над Текселом пилоты включали специаль­ный прибор, который начинал отсчитывать оставшееся рассто­яние до точки пуска. На V-1 также был установлен подобный прибор, который уже отсчитывал расстояние от точки пуска до центра Лондона. Когда расстояние уменьшалось до нуля, срабатывали рули, и ракета под определенным углом падала на город. При правильно учтенных направлении и скорости ветра V-1 должны были падать в радиусе 25 км от центра цели.

Первый боевой вылет KG53 на пуск V-1 прошел без потерь, поскольку англичане просто не ожидали, что немецкие бомбар­дировщики снова могут появиться над устьем Темзы. Однако за­тем англичане быстро вычислили район пуска ракет и сосредото­чили там большое число кораблей с мощной зенитной артилле­рией. По всему маршруту полета «Хейнкели» караулили английские ночные истребители, оснащенные бортовыми рада­рами. Потери KG53 начали быстро расти, один за другим гибли экипажи, на счету которых были сотни боевых вылетов на Вос­точном фронте. Особенно угнетающе на психику пилотов действо­вало то обстоятельство, что теперь у немцев в Северном море не было никакой спасательной службы и в случае посадки на воду экипажам Не-111 было просто не на что рассчитывать.

Командир II./KG53 майор Виттманн потом вспоминал: «На­чиная с октября мы выполняли пуски V-1 по территории Англии. По особому приказу Гитлера прежде всего обстреливался район Лондона. Успех этих обстрелов мне не известен, но потери, кото­рые мы понесли во время этих вылетов до января 1945 г., были про­сто катастрофичными. Англичане повсюду в Северном море имели крейсера ПВО и еще больше ночных истребителей. Последние пре­следовали нас до самой посадки, и некоторые экипажи сбивались прямо над собственным аэродромом». Так, например, во время за­хода на посадку на аэродром Шлезвиг английским ночным ист­ребителем был сбит Не-111 командира 7./KG53 гауптмана Зигфрида Йессена (Siegfried Jessen). Экипажу удалось спастись, в последний момент выпрыгнув на парашютах.

Основной целью V-1, запускаемых с «Хейнкелей» KG53, был Лондон, и лишь 24 декабря 1944 г. ракеты были выпущены по Манчестеру. В ночь на 5 января 1945 г. пилотами KG53 был проведен последний пуск V-1.

Всего же с Не-111 из KG 53 было выпущено 1200 V-1, из них только 638 пересекли линию побережья Англии. 331 ракета была сбита английской зенитной артиллерией и 72 истребите­лями. Из оставшихся 235 V-1 лишь 66 упали на Лондон.