Общая оценка

 

"Ирокез", безусловно, стал вехой в развитии вертолетостроения. Во-первых, это был первый в мире серийный верто­лет с ГТД. Газотурбинная силовая уста­новка, мощная и компактная, дала ма­шине отличные для середины 1950-х гг. летные характеристики. Достаточно вы­сокая скорость, отличная скороподъем­ность, управляемость и устойчивость характеризовали UH-1 наилучшим обра­зом. Не случайно на "Ирокезе" постави­ли более 20 мировых рекордов. ГТД пос­ле запуска не надо прогревать — это уменьшает время на подготовку к взле­ту. Конечно, стоимость такой силовой установки намного больше, но затраты в данном случае вполне окупаются по­вышением боевой эффективности.

Планер вертолета прочен и надежен. Это проверено многолетней практикой почти в сотне стран мира. Во многих слу­чаях намеренно выбирались пусть не самые эффективные, но зато самые про­стые конструктивные решения.

Конструкторы "Ирокеза" немало пора­ботали над облегчением обслуживания машины в полевых условиях. Неболь­шая высота шасси в сочетании с нижним расположением хвостовой балки дают возможность доступа почти ко всем аг­регатам прямо с земли, без лесенок и площадок. Хорошо продуманы вопросы ремонта — многие узлы снимаются без разборки.

Позаботились конструкторы об удоб­стве транспортировки машины. Хвосто­вая балка легко отсоединяется, значи­тельно уменьшая габариты вертолета.

"Ирокез" продемонстрировал удиви­тельные способности к постепенному совершенствованию. За почти 50 лет, пока он состоит на вооружении, грузо­подъемность и пассажировместимость увеличились втрое. Машину адаптирова­ли к выполнению самых разных задач.

А уж коммерческий успех UH-1 несом­ненен. Продано более 15 000 машин. Ни один другой вертолет не выпускался в таких количествах. Здесь, конечно, следует учесть и политический вес США, и распродажу задешево техники, став­шей излишней после окончания войны во Вьетнаме.

В то же время многие решения созда­телей "Ирокеза" можно считать спорны­ми. Ряд специалистов считает, что раз­мерность машины с самого начала была выбрана неправильно. Вертолет для пе­ревозки отделения солдат необходим, но этот тип не должен являться основным.

Как показала практика, "рабочей ло­шадкой" армейской авиации должен быть вертолет класса нашего Ми-8. Аме­риканцы же повторили ошибку в размер­ности, приняв на вооружение UH-60 "Блэк Хок", а сейчас пытаются приспо­собить под военные требования изна­чально сугубо коммерческий S-92 — пол­ный аналог Ми-8. Увеличение же вмес­тимости UH-1 каждый раз давалось с большим трудом, поскольку требовало существенной переделки фюзеляжа.

Долгое время на "Ирокезе" сохраня­лась устаревшая система стабилизиру­ющих стержней ротора, забракованная советскими вертолетостроителями еще в начале 1950-х гг. Да и сам двухлопаст­ный несущий винт выглядит анахрониз­мом. Правда, надо отметить, что он об­легчает хранение вертолета на корабле или перевозку на самолете или трейле­ре — его не надо складывать, достаточ­но развернуть по оси фюзеляжа.

Нижнее расположение хвостовой бал­ки дает целый ряд преимуществ (напри­мер, уменьшает возможность перехлес­та лопастью несущего винта), но в то же время увеличивает уязвимость хвостового винта при посадке среди деревьев и кустарников.

Шасси лыжного типа не дает верто­лету взлетать с разбегом, затрудняя взлет при перегрузочном весе.

"Ирокез" подробно изучали в Совет­ском Союзе. Он оказал определенное влияние на развитие отечественного вертолетостроения. Но именно влияние и именно определенное — не более того. Специалисты ОКБ М.Л. Миля в конце 1960-х гг. провели сравнительный анализ советского Ми-2, французского "Алуэтт" III и UH-1. Выводы были следующими.

Объединение вертолетов Ми-2, "Алу­этт" III и UH-1 в один класс чисто условное. Единственным основанием для него является то, что эти машины в военном варианте могут быть использованы для транспортировки примерно отделения солдат. При сравнении среди них труд­но выявить лидера, который в каком-либо диапазоне высот и дальностей пре­восходил бы по всем показателям кон­курентов.

Если рассматривать ситуацию с точ­ки зрения массовости производства и распространенности в вооруженных си­лах различных стран, то лидер, безус­ловно, "Ирокез". Но чего в этом лидер­стве больше — техники, политики или рекламы, сказать крайне сложно.