Общая оценка

 

Очень хорошую характеристику Ju 52/3m дал известный летчик-испытатель М.Л. Галлай, полетавший на нем после войны в По­волжье: «Прекрасный был для своего на­значения самолет». Действительно, созда­вавшийся для неприхотливых условий пер­сидской авиалинии, «юнкере» идеально подошел на роль «рабочей лошадки» вой­ны.

Эта машина не выделялась скоростью, дальностью полета или потолком, она была немного инертна в пилотировании, но зато отличалась несокрушимой проч­ностью и прекрасной живучестью. Пре­дусмотрительность конструкторов плюс традиционное немецкое качество дали отличный результат. Многолонжеронное крыло не разрушалось даже при получе­нии значительных повреждений. Старо­модное неубирающееся шасси, жесткое и прочное, идеально подходило для по­левых аэродромов или случайных поса­дочных площадок. Управление рулями по жесткой схеме с тягами из труб большо­го диаметра хотя и добавляло лишний вес, но обеспечивало и большую надеж­ность. Немецкие моторы работали «как часы». Даже если один из них выходил из строя, самолет спокойно продолжал полет на двух оставшихся. При поломке моторамы двигатель повисал на страхо­вочных тросах. Работать он не мог, но центровка машины при этом не наруша­лась.

«Расколотить» Ju 52/3m было непрос­то. В апреле 1946 г. в Сибири самолет рухнул на лес. Но все находившиеся в нем люди отделались лишь ушибами.

По сводкам «Аэрофлота», в 1-м полуго­дии 1945 г. Ю-52 лидировал по надежнос­ти планера. В соответствующей графе от­четных документов просто стоит про­черк — не хотел ломаться! Механики у нас часто ограничивались обслуживанием винтомоторной группы, считая, что «пла­нер самолета Ю-52 построен немцами прочно» (эту фразу я взял из стенограм­мы бесед с техсоставом Туркменского уп­равления ГВФ).

Много было сделано для удобства пи­лотирования «юнкерса». Немцы постара­лись предельно уменьшить количество органов управления. Стабилизатор, зак­рылки и элероны управлялись одним штурвалом. Тормоза включались секто­рами газа при движении их в обратную сторону. При этом можно было тормозить отдельно левым или правым колесом, по­вышая маневренность на земле. Немцы не случайно в критических ситуациях са­жали за штурвалы Ju 52/3m недоучен­ных курсантов. Машина была очень про­ста в пилотировании или, говоря языком документов того времени, «доступна лет­чику ниже средней квалификации». В от­чете 1937 г. особо отмечались «очень простой взлет и посадка и очень легкое управление». И некоторая инертность в маневрировании объяснялась именно этим — оставалось время для исправле­ния ошибки.

Кабина самолета, несмотря на спартан­скую простоту, была удобна, обеспечива­ла хороший обзор вперед, вверх и в сторо­ны. При плохой видимости часть стекол сдвигалась или откидывалась, что на не­большой скорости было вполне приемле­мо, а качество немецкого триплекса намно­го превышало советские стандарты. На приборах немцы не экономили. Самолет имел все необходимое для полета ночью или в облаках.

Ну а продуманность вопросов эксплу­атации «юнкерса» вообще была выше всяких похвал. Широкие горловины бен­зобаков позволяли заправлять его хоть из ведра. Двигатели запускались надежны­ми электроинерционными стартерами без всякой помощи наземных служб. Об удоб­стве контроля и регулировки агрегатов уже говорилось.

При всем этом на Ju 52/3m не было ничего лишнего. Простой и дешевый в производстве, он хорошо подходил для условий военного времени. Возможно, поэтому специально создававшиеся как военно-транспортные самолеты Аг 232, Ju 252 и Ju 352, более совершенные и сложные, так и не смогли его вытес­нить.

 

ТТХ самолета Ju 52/3m различных модификаций

Тип самолета

ge*

g3е

g3е

g4e

g5e

g6e (See)

g

g8e

g14е

Моторы, кол-во х мощн., л. с.

3x485

3x725

3x725

3x725

3x830

3x830

3x830

3x850

3x830

Размах, м

29,25

29,25

29,25

29,25

29,25

29,25

29,25

29,25

29,25

Длина, м

18,9

18,9

18,9

18,9

18,9

18,9

18,9

19,4

18,9

Высота, м

6,1

6,1

6,1

6,1

6,1

6,1

6,1

6,1

Вес пустого, кг

5900

5725

6590

5515

5720

6560

5600

Вес взлетный, кг

10000

10508

9500

10500

10500

10500

11000

11500

11030

Скорость макс, км/ч

300

305

270

260

305

360

286

231

Скорость крейсерская, км/ч

270

240

210

283

215

173

Время набора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

высоты 1000 м.с.

4,1

4,0

5,0

4,5

4,3

4,2

Потолок практический, м

6600

6000

4920

5100

5500

5900

5900

5055

Дальность, км

1500

15002)

18003

1200

1300

1500

1100

1500

Продолжительность полета, ч

5,5

6,0

5,5

5,2

5,0

Разбег, м

300

280

300

270

270

845

Пробег, м

270

270

270

270

270

Примечание :

1) по данным НИИ ВВС;

2) с полной бомбовой нагрузкой — 750 км;

3) с 1000 кг бомб — 850 км.

 

ТТХ транспортных самолетов периода Второй мировой войны

Тип

Аг 232В-0

Ju 252

Ju 352

С-47А

Ли-2Т

Бристоль «Бомбей»

Страна

Германия

Германия

Германия

США

СССР

Англия

Моторы, кол-во х мощн., л. с.

4x1200

3x1350

3x1200

2x1200

2x1000

2x1010

Размах, м

33,5

34,09

34,21

29,11

28,81

29,75

Длина, м

23,6

25,1

24,6

19,46

19,07

21,1

Высота, м

5,7

5,75

5,75

5,17

5,15

5,9

Вес пустого, кг

12790

13 100

12500

8263

7100 .

16260

Вес взлетный, кг

20000

22 000

19 500

11 431(4)

11 000(3)

9070(6)

Скорость макс, км/ч

305

438

370

384

320

309

Скорость крейсерская, км/ч

288

335

240

320

250

257

Время набора высоты 1000 м, с

-

5,0

5,5

-

-

-

Потолок практический, м

6900

6300

6000

7170

5600

7620

Дальность, км

1300

6600(1)

3025(2)

2100(7)

2500

1420(5)

Продолжительность полета, ч

-

11,6

7,4

-

-

-

Разбег, м

350

360

460

Пробег, м

300

300

390

1) максимальная с полной загрузкой — 3980 км;

2) с полной загрузкой;

3) перегрузочный — 11500 кг;

4) перегрузочный — 14062 кг;

5) с дополнительным баком в фюзеляже — 3580 км;

6) максимальный;

7) без дополнительных баков в фюзеляже.