Опознавательные знаки

 

С 1913 г. опознавательным знаком в военной авиации Германии стал чер­ный Железный крест (Eiserne Kreuz), располагавшийся первоначально на крыльях и хвостовом оперении. В 1915 г. его стали наносить и на фюзе­ляж. Вначале пропорции и размеры крестов различались, однако с июня 1916 г. было принято стандартное изоб­ражение черного креста на белом квад­рате, которое затем заменили крестом с белой окантовкой. С 1918 г. форма креста изменилась - он стал прямым (Balkenkreuz).

После окончания Первой мировой войны все немецкие самолеты носили гражданские обозначения на фюзеля­жах и крыльях (поскольку военной авиа­ции официально не существовало). Светлая краска (серебристая или серо-зеленая), покрывающая всю поверх­ность машин, служила фоном для чер­ных букв и цифр. Такой вид самолеты сохраняли и некоторое время после прихода к власти Гитлера. Но 6 июля 1935 г. предписано было дополнить обо­значения главным символом национал-социалистической партии - свастикой. Теперь на левой стороне вертикального оперения наносилась красная горизон­тальная полоса с черной свастикой (Hakenkreuz), вписанной в белый круг. Диаметр круга составлял 6/8 ширины по­лосы; габарит свастики, находившейся в центре круга, - 5/10 этой ширины, тол­щина линий свастики - 1/10. На правой стороне вертикального оперения нано­сились цвета государственного флага -черно-бело-красная горизонтальная по­лоса.

В сентябре 1935 г. для военных самолетов ввели дополнительный опознавательный знак - черно-белый прямой крест, аналогичный применявшемуся в конце Первой мировой вой­ны. Его пропорции были следующие: ширина перекладин равнялась 1/4 их размаха, а белая обводка вокруг них имела ширину, равную 1/20 размаха. По старой традиции кресты наносились по обе стороны фюзеляжа и на верх­них и нижних поверхностях консолей крыла. Через год белую обводку вокруг креста дополнили еще и черной кай­мой, ширина которой равнялась 1/30 размаха перекладин. Это было сдела­но для того, чтобы получше выделить белую обводку на серебристом или светло-серо-зеленом фоне, в который в то время окрашивалось большинство немецких самолетов.

Вскоре отменили черно-бело-красную полосу на вертикальном оперении, а на ее месте стали наносить такое же обо­значение, как и с левой стороны, то есть красную полосу с черной свастикой внут­ри белого круга. Однако в преддверии Второй мировой войны вышло предпи­сание отменить хорошо видимую изда­лека красную полосу с белым кругом. Свастику же оставили, обрамив ее бе­лой каймой шириной 1/16 размаха. Со временем белую обводку вокруг свас­тики дополнили черной, шириной равной 1/24 размаха.

В самом начале войны опознаватель­ные знаки еще раз модифицировали: белую обводку вокруг креста, которая до этого была узкой (1/20 размаха пе­рекладин), увеличили до 1/8 размаха, а ширину черной уменьшили до 1/32. Крест такого типа наносился на фюзе­ляже и на нижних поверхностях крыль­ев, на верхних же оставался крест ста­рого типа, с узкими белыми обводками - он был менее заметен на фоне земли. В этот период иногда на верхних поверх­ностях, помимо крестов образца 1936 г., наносились гораздо более крупные -размером почти во всю ширину крыла. Встречались самолеты с крестами ново­го образца, но состоящими только из белых элементов.