Окраска

 

С 1935 г. цельнометаллические са­молеты красились "серебрянкой" -алюминиевой пудрой на аэролаке, а машины смешанной конструкции окра­шивались в светло-серый цвет. Это была заводская окраска, предназна­ченная в основном для защиты от вли­яния атмосферных воздействий. Техно­логия покраски включала в себя пред­варительную грунтовку поверхности с последующим нанесением лака соот­ветствующего цвета.

С середины 1937 г. в строевых час­тях стали появляться самолеты, у кото­рых верхние и боковые поверхности ок­рашивались в светло-серый цвет (не­мецкое обозначение цвета - RLM 63) или светлый серо-зеленый (RLM 02), а нижняя поверхность - в бледно-голу­бой (RLM 65). В частности, такую окрас­ку (с дополнительно окрашенными в белый цвет рулем поворота и законцовками крыла) имели истребители Bf 109, воевавшие в Испании. Но позже посте­пенно перешли к маскирующей окраске самолетов.

Опыт Первой мировой войны пока­зал, что закамуфлированную машину труднее обнаружить на фоне земли, особенно если она покрашена с ис­пользованием зеленого, коричневого или белого цветов, наиболее часто встречающихся на земной поверхнос­ти. В конце войны немцы применяли камуфляж в виде "мозаики" из многоугольников разных цветов - так назы­ваемый Lozenge.

Вскоре некоторые самолеты "Легио­на Кондор" (например, Не 51) сверху и сбоку стали покрывать пятнами темно-коричневой, зеленой и серой красок (RLM 61/62/63), а нижние поверхности окрашивать стандартной светло-голу­бой (RLM 65).

В период войны в Испании немцы ак­тивно работали над определением оп­тимальных типов камуфляжа. Этими ис­следованиями занимались в Техничес­ком управлении Рейхсминистерства авиации. Они привели к принятию не­скольких схем окраски боевых самоле­тов, варьировавшихся в зависимости от назначения, типа машины и театра во­енных действий. Эти схемы со време­нем менялись с учетом накопленного опыта.

Для каждого типа самолета составля­лись подробные инструкции по покрас­ке, включавшие рисунки с местами и раз­мерами всех цветовых полей. Каждая схема заводской окраски подробно пе­речисляла количество и вид краски, ее оттенок и место нанесения. Как прави­ло, в авиации применялись матовые краски, чтобы избежать возможных от­блесков, демаскирующих самолет в воз­духе и на земле. Эмаль наносилась с помощью распылителя в строго опреде­ленных местах. Характерной чертой ка­муфляжных схем, применявшихся в Люфтваффе, стали большие остроуголь­ные пятна. Схем было множество. Цве­та и оттенки красок, а также формы пя­тен неоднократно менялись в течение десяти лет существования ВВС Третье­го рейха.

В конце 1937 г. ввели новый тип ка­муфляжа. Его впервые опробовали в Испании. Он состоял из полей черно-зе­леного (RLM 70) и темно-зеленого (RLM 71) цветов на верхних и светло-голубого (RLM 65) на нижних поверхностях. Впос­ледствии такой камуфляж стал стандар­тным.

Однако в это же время в "Легионе" эксплуатировалось несколько Bf 109 се­ребристого цвета (например, самолет с обозначением 6-12), а позже число откло­нений от стандарта даже увеличилось. Полностью в черный цвет окрашивались ночные истребители Аг 68; ближние раз­ведчики Не 45С из А.88 расписывались хаотическими коричневыми пятнами (RLM 61), нанесенными на светлом серо-зеленом фоне (RLM 02). Другая нетипо­вая окраска применялась на истребите­ле Не 51 с кодом 2-59, который окраши­вался в серо-зеленый цвет (RLM 62 или RLM 02) с коричневыми пятнами на вер­хних плоскостях и передней части фю­зеляжа.

В начале 1938 г. из Рейхсминистерства поступило распоряжение перекра­шивать верхние и боковые поверхнос­ти в колер RLM 70 (черно-зеленый), низ оставили бледно-голубым. С октября 1938 г. стала широко применяться ра­нее опробованная камуфляжная окрас­ка верхней и боковых поверхностей в виде больших угловатых сегментов от­тенка RLM 71 (темно-зеленый) на чер­но-зеленом фоне с четким разделени­ем цветовых зон ломаными линиями; низ при этом красился в бледно-голубой цвет. Такой камуфляж несли в "Легио­не" самолеты типов Ju 87, Do 17, Hs 123, Ju 52/3m и Не 111. Наряду с этим суще­ствовал вариант сплошной окраски вер­ха в темно-зеленый цвет. Так окрашива­лись в 1938- 1939 гг. Fi 156 и Hs 126-их верхние и боковые поверхности были полностью покрыты темно-зеленой краской цвета RLM 71, а нижние - свет­ло-голубой RLM 65.

 

Табл. 12. Стандартные цвета, применявшиеся в германской авиации

Цвет по классификации RLM

Русское название

00 Farblos

бесцветный (прозрачный лак)

01 Silber

серебристый

02 Grau

серо-зеленоватый

03 Silber

серебристый

04 Gelb

желтый

05 Krem

кремовый (слоновая кость)

21 WeiB

белый

22 Schwarz

черный

23 Rot

красный

24 Dunkelblau

темно-синий

25 Hellgrun

светло-зеленый (с изумрудным оттенком)

26 Braun

коричневый (медно-коричневый)

27 Gelb

желтый (светлый)

28 Weinrot

темно-пурпурный

41 Grau

серый (для внутренних объемов)

61 Dunkelbraun

темно-коричневый

62 Grun

зеленый (грязно-зеленый)

63 Lichtgrau

светло-серый (светло-серо-голубой)

64 Lichtblau

светло-голубой (экспортный)

65 Hellblau

светло-голубой

65a Graublau

серо-голубой

66 Schwarzgrau

черно-серый (темно-серый)

67 Dunkelgrun

темно-оливковый (экспортный)

68 Hellolivegrun

оливковый (экспортный)

69 Lichtlohfarbe

кремовый (экспортный)

70 Schwarzgrun

черно-зеленый (болотный)

71 Dunkelgrun

темно-зеленый

72 Grun

темно-зеленый (морской камуфляж, темнее, чем 71)

73 Grun

зеленый (морской камуфляж, темнее и серее, чем 71)

74 Dunkelgrun

темно-серо-зеленый

75 Grauviolet

серо-фиолетовый

75a Mittelgrau

серый

76 Hellblau

серо-голубой

77 Hellgrau

светло-серый

78 Hellblau

небесно-голубой

79 Sandgelb

песчано-желтый (светлая охра)

79a Sandbraun

песчано-желтый (более темный)

80 Olivgrun

оливковый

81 Braunviolet

коричнево-фиолетовый

81 Olivbraun

оливково-коричневый

81b Dunkelgun

темно-зеленый (ближе к черному)

82 Dunkelgun

темно-зеленый (темнее, чем 71)

82a Dunkelgun

темно-зеленый (темнее, чем 73)

83 Hellgrun

средне-зеленый

83a Grauoliv

серо-оливковый

83b Dunkeloliv

темно-оливковый

84 Graublau

серо-голубой

84a Gelbgrau

желто-серый

84b Graublau

серо-голубой (светлее, чем 84)

99 Grun

ярко-зеленый

 

В 1940 г. с началом массированных ночных налетов на Англию на ночных бомбардировщиках стала применяться черная окраска нижних поверхностей и пятнистая зелено-коричнево-серая -верхних. Дальнейшее развитие хода бо­евых действий на фронтах Второй ми­ровой войны вызвало появление много­численных подвариантов камуфляжной окраски, которые нагляднее всего рас­сматривать по конкретным типам само­летов.

Для тактических целей, скажем, быс­трого опознавания своих самолетов при встрече бомбардировщиков с истребите­лями сопровождения или при поддерж­ке своих наземных частей, некоторые элементы (капоты двигателей, коки вин­тов, нижние поверхности законцовок крыла, хвостовое оперение и т.д.) окра­шивались в определенные цвета: крас­ный, белый, желтый и т.д.

В начальный период войны на само­летостроительных заводах коки винтов красили в черно-зеленый цвет (RLM 70), а в частях перекрашивали их нос­ки или полностью коки в цвет эскадри­льи. Иногда на кок наносились полос­ки, например, как у истребителей Bf 109 из 3./JG 21 в 1939 г. В 1940 г. на пере­днюю четверть конуса кока стали на­носить краску цвета эскадрильи (боль­шинство самолетов во время "Битвы за Англию" имело такие коки). Тогда же широко стали вводиться дополнитель­ные идентификационные обозначения в виде желтых или белых капота дви­гателя, киля и законцовок крыла. При­мером здесь может служить истреби­тель Bf 109 майора Г. Вика - кок вместе с капотом двигателя и нижней час­тью руля направления был окрашен желтой краской RLM 04. Самолеты ис­требительных эскадр JG 54 и JG 26 имели желтые носы и рули направле­ния, белым цветом отличались истре­бители из JG 3. Машины эскадрильи 8./JG 51 выделялись красным коком винта (цвет второй эскадрильи в груп­пе) с желтым сегментом в четверть кру­га (третья группа в эскадре).

 

Табл. 13. Окраска узлов, агрегатов и оборудования внутри самолета

Элемент конструкции

Цвет

Агрегаты топливной системы

желтый

Трубопроводы топливной системы

синий фон с чередующимися желтыми кольцами

Агрегаты маслосистемы

коричневый

Трубопроводы маслосистемы

синий фон с чередующимися коричневыми кольцами

Агрегаты воздушной системы

синий

Трубопроводы воздушной системы

синий фон с чередующимися красными кольцами

Агрегаты системы охлаждения

зеленый

Трубопроводы системы охлаждения водой

синий фон с чередующимися зелеными кольцами

Система пожаротушения

красный

Выхлопные устройства

черный

Трубопроводы кислородной системы

белый фон с чередующимися тройными кольцами синего цвета

Трубопроводы системы охлаждения спецжидкостями

зеленый фон с чередующимися белыми кольцами

Трубопроводы гидравлической системы

коричневый фон с чередующимися красными кольцами

 

Элементами быстрой идентификации на тяжелых истребителях, например, Bf 110 из ZG 26 в период "Битвы за Англию" в 1940 г., были окрашенные в белый цвет носы фюзеляжа и коки винтов. А вот в ZG 76 те же истребители Bf 110 имели окрашенные полностью или частично в цвета эскадрильи коки винтов, а в каче­стве элемента быстрой идентификации несли нарисованную на носу акулью пасть.

Определенная система существовала и при окраске внутренних элементов кон­струкции самолетов (см. табл. 13).

Внутренние поверхности в кабинах и других отсеках фюзеляжа, имевших остекление, покрывались черно-серой краской (RLM 66), она обычно исполь­зовалась как противобликовое покры­тие. Все другие внутренние поверхно­сти фюзеляжа окрашивались зелено-серой краской (RLM 02). Для прибор­ного оборудования в кабине применя­лись разные оттенки серого цвета, ска­жем, приборная доска покрывалась краской RLM 41. Рычажки, верньеры, кнопки различного назначения окраши­вались как можно более ярко (для луч­шей заметности), например, красной (RLM 23) и желтой (RLM 04) эмалью. Внутренние поверхности металличес­ких элементов конструкции крыльев и оперения при изготовлении под­вергались процессу гальванизации, что обеспечивало высококачественное ан­тикоррозийное покрытие; поверхности при этом приобретали золотистый ме­таллический оттенок. На деревянные детали наносилась краска бледно-жел­то-зеленого оттенка.

До 1937 г. внутренняя поверхность капота двигателя имела цвет гальвани­ческого покрытия, затем ее стали окра­шивать зелено-серой краской (RLM 02). Противопожарная перегородка между двигателем и кабиной со стороны двига­теля не окрашивалась, но со стороны кабины покрывалась краской RLM 02. Серийные номера двигателей наноси­лись белым или желтым цветом на бло­ках цилиндров.

Технические надписи на фюзеляже самолета наносились темно-пурпурным цветом (RLM 28) на зеленом фоне или черным (RLM 22) на светло-голубом.