Общая оценка

 

Новый штурмовик сравнивали в пер­вую очередь с его предшественником, знаменитым Ил-2. Ил-10 имел много преимуществ по сравнению с ним. Цель­нометаллическая конструкция упрощала уход за самолетом и увеличивала срок его службы. Этому способствовали так­же применение потайной клепки и каче­ственная окраска машины. Удобные экс­плуатационные люки обеспечивали хо­роший подход к трубопроводам, агрега­там и деталям управления.

В документах особо отмечалось, что Ил-10 более скоростной и маневренный, чем старый Ил-2. Максимальная ско­рость у земли «десяток» ранних серий держалась на уровне 500 - 505 км/ч, что позволяло эффективнее бороться с ис­требителями противника и уклоняться от огня зенитной артиллерии. В отчете о войсковых испытаниях самолета гово­рилось: «Наличие большего диапазона скоростей и лучшей маневренности об­легчает задачу истребителей сопровож­дения и позволяет Ил-10 вступать в ак­тивный воздушный бой с противником». В целом по технике пилотирования самолет был прост. Имея лучшую ус­тойчивость, хорошую управляемость и более высокую маневренность, Ил-10 охотно «прощал» летному составу ошибки и не утомлял пилота при поле­те в болтанку. В сравнении с Ил-2, но­вый штурмовик при выполнении фигур высшего пилотажа был более устойчив, особенно на виражах. Но из-за боль­шой скорости искать цели на этой ма­шине было труднее. Обзор из кабины летчика на новом самолете оказался хуже, особенно назад, а лететь с откры­тым фонарем на нем было просто не­возможно.

Сложнее стали взлет и посадка. Лет­чики отмечали, что «десятка» «совер­шенно не терпит летного состава, недо­статочно оттренированного во взлете и посадке». Например, в отчете по войско­вым испытаниям указывалось: «Само­лет требует исключительно низкого ис­требительного подхода, а на взлете в первой половине разбега имеет тенден­цию к рысканию, в большинстве случаев с отклонением вправо. ...Самолет тре­бует исключительного внимания, так как рулит не устойчиво. При невниматель­ном или неграмотном действии можно вращение на 360° и неоднократно».

 

Летно-технические данные штурмовиков

Параметры

Ил-2 №305814

Су-6

опытный

Ил-10* опытный

Ил-10*

опытный

Су-6*

опытный

Ил-10* №1892908

Ил-10* №1899710

Ил-16*

опытный

Ил-10М* №1899710

УИл-10* №106085

Число членов экипажа

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Тип мотора

АМ-38ф

М-71ф

АМ-42

АМ-42

АМ-42

АМ-42

АМ-42

АМ-43

АМ-42

АМ-42

Мощность, л. с.

взлетная/номинал, у земли, л. с.

номинал, на высоте, л.с./м

1720/1500 1575/750

2200/1800 2000/1000

2000/1750 1770/1600

2000/1750 1770/1600

2000/1750 1770/1600

2000/1750 1770/1600

2000/1750 1770/1600

2300/2000

2000/1750 1770/1600

2000/1750 1770/1600

Длина самолета, м

11,6

9,24

11,12

11,12

9,5

11,12

11,12

10,69

11,89

11,12

Размах крыла, м

14,6

13,5

13,5

13,4

13,5

13,4

13,4

12,5

14

13,4

Площадь крыла, м2

38,5

26

30

30

28,6

30

30

24

33

30

Вес пустого самолета, кг

4615

4110

4680

4650

4366

4675

4707

4315

5394

4571

Вес металлической брони, кг

1015

578,3

1010

1010

895

994

994

:

 

 

Полетный вес, кг

6355

5534

6355

6300

6200

6345

6370

5980

7097

5680

Нагрузка на крыло, кг/м2

165,06

212,85

211,17

210,00

216,78

211,5

212,3

249,17

215,06

189,33

Нагрузка на мощность, кг/ л. с.

3,69

2,52

3,17

3,15

3,10

3,17

3,19

3,42

4,06

2,84

Максимальная скорость, км/ч

у земли

на высоте/м

 

387

402/1140

 

480

514/3850

 

507

551/2800

 

500

550/2300

 

492

521/1860

 

482

528/2660

500

545/2700

 

525

575/3000

 

476

512/2650

 

502

560/2500

Посадочная скорость, км/ч

 

146

148

148

150

149

149

145

138

145

Время набора высоты, мин.

1000 м

3000 м

5000 м

 

2,9

8,1

20,4

 

1,8

6,0

10,6

 

1,6

5

9,7

 

1,6

5

 

2

 

11

 

2,1

6,4

 

1,6

5

9,95

 

 

 

8,5

 

2,2

6,4

12,7

 

1,5

4,8

9,6

Дальность полета, км

 

973

800

790

790

 

 

700

800

 

Длина разбега при взлете, м

415

410

475

475

540

480

460

400

440

400

Длина пробега при посадке, м

 

730

460

460

660

 

 

 

500

520

Бомбовая нагрузка:

нормальная, кг

максимальная, кг

 

400

600

 

200

400

 

400

600

 

400

600

 

400

600

 

400

600

 

400

600

 

400

500

 

400

600

 

200

Пушки в крыле, число х калибр, мм

2x23

2x37

2x23

2x23

2x23

2x23

2x23

2x23

4x23

 

Пулеметы в крыле, число х калибр, мм

2x7,62

2x7,62

2x7,62

2x7,62

2x7,62

2x7,62

2x7,62

2x7,62

2x7,62

Ракетное вооружение, число х калибр, мм

4x82

6x132(82)

4x82

4x82

6x132(82)

4x82(132)

4x82(132)

4x132

2x82

Оборонительное вооружение, число х калибр, мм

1x12,7

1x12,7

1x20

1x12,7

1x12,7

1x12,7

1x12,7

1x20

1x20

Авиагранаты, шт.

 

 

10

10

 

10

10

10

 

10

Секундный залп наступательного вооружения, кг/с

4,628

6,846

4,626

4,626

4,626

4,626

4,626

4,626

6,826

0,606

* вес воды включен в вес пустого самолета

 

Тенденция к развороту вправо обу­славливалась большим реактивным мо­ментом винта и узкой колеей шасси. Это в совокупности с недостаточным обзо­ром вперед приводило к тому, что даже хорошо подготовленный летчик не всег­да мог выдержать направление взлета, особенно при сильном боковом ветре. В такой ситуации опытные пилоты зача­стую сознательно шли на нарушение инструкции: для парирования разворота кратковременно нажимали на тормоз. «Молодые» подобных вольностей по­зволить себе не могли - в результате их разворачивало поперек полосы. С этой особенностью Ил-10 столкнулись абсо­лютно во всех штурмовых полках. Так, при вылете на боевое задание 12 экипа­жей 118-го гшап 8 мая 1945 г. из-за силь­ного бокового ветра взлететь смогли только восемь.

Экипажи хвалили пневмоэлектрическое управление огнем из пушек и пуле­метов: «исключительно удобное, облег­чает работу летчика и сделано удачно». Но из-за увеличения скорости пикирова­ния пилот в одном заходе не мог дать прицельно даже одну очередь продолжи­тельностью 1 - 2 с. Это приводило к то­му, что самолеты возвращались с пере­довой с неизрасходованным боезапа­сом. Домой привозили до трех четвертей снарядов и 80% патронов. Расход бое­припасов к оборонительной установке вообще был мизерным, но здесь сказались особенности конца войны - почти полное господство советской авиации в небе.

Имелись претензии к бомбовому во­оружению. После сброса бомб люки бы­ло трудно закрыть, так как требовалось усилие до 20 кг, тросы часто заедало и они обрывались. Это приводило к тому, что экипажи после сброса бомб зачас­тую продолжали выполнять атаки с от­крытыми люками. В результате самолет терял в маневренности, а створки бомболюков деформировались.

Ил-10 уступал Ил-2 по возможности размещения бомб малых калибров, наи­более важных для штурмовика, - АО-25, АО-2,5, ПТАБ-2,5-1,5 и ФАБ-50. Времен­ной механизм ВМШ-10 в боевых услови­ях оказался практически бесполезным, так как требовал длительного горизон­тального полета без маневрирования. Отсутствие МУР на самолетах ранних серий уменьшало боевые возможности «десятки».

Хотя ожидалось повышение боевой живучести самолета, реально в среднем один Ил-10 теряли после 85 вылетов, а Ил-2 (в тот же период) - после 90. Но­вый штурмовик оказался куда менее прочным. Инженеры полков отмечали, что, несмотря на цельнометаллическую конструкцию, новый штурмовик «дер­жал удар» хуже, чем Ил-2. В ходе бое­вых действий 38,5% самолетов, совер­шивших вынужденные посадки, были списаны по причине невозможности ре­монта. В то же время в 3-й воздушной армии 90% Ил-2 после приземления «на брюхо» вводились в строй силами тех­нического состава частей и полевых ре­монтных мастерских.

Разумеется, при обработке статистики военного времени необходимо делать скидку на недостаточное освоение но­вой техники экипажами, конструктивные и технологические дефекты, вызванные поспешностью проектирования и внед­рения в серийное производство.

Но в целом можно сделать вывод, что при переходе от Ил-2 к Ил-10 отечест­венная авиапромышленность опять вы­брала «количество за счет качества». Хотя в целом направление развития в сторону повышения подвижности, а не пассивного наращивания брони было правильным, в серию запустили не са­мый хороший самолет, а самый удобный с точки зрения быстроты налаживания массового выпуска.

Если оценивать боевую эффектив­ность Ил-10 по современным методи­кам, то она лишь на 3 - 4% превышает показатели Ил-2. В то же время для двухместного Су-6 с пушками НС-37 прирост эффективности мог дойти до 20 - 30%. Для выполнения тех же задач потребовалось бы меньше самолетов, меньше летчиков. Но выбор был сде­лан...