Серийное производство и модификации

 

Перехватчики

 

Первая серийная модификация имела обозначение F-14A. С 1972 по 1987 г. для американского флота на заводе «Грум­ман» в Калвертоне построили 545 таких самолетов. Не все машины первых се­рий несли ракеты «Феникс» — их просто не хватало. Оснащение парка «Томкэтов» этим оружием завершили в 1978 г.

Машина поставлялась и на экспорт. Шах Ирана заказал такие истребители для своей военной авиации. Внешне машины иранского заказа отличались отсутствием щитка, прикрывавшего штангу заправки топливом в воздухе в убранном положении. На экспортные самолеты также не ставили кое-какие приборы по причине их секретности. Ин­тересно, что, несмотря на отсутствие у шаха авианосцев, на иранских самоле­тах сохранили и посадочный гак, и зам­ки крепления к катапульте. В 1976 — 1978 гг. Иран получил 79 самолетов.

В эксплуатации достаточно быстро выявились не только достоинства, но и недостатки истребителя. Большой про­блемой были неудовлетворительные характеристики (приемистость и устой­чивость работы) двигателей TF-30 при энергичном маневрировании с выходом на большие углы атаки. Аварии и ката­строфы, произошедшие с «томкэтами» по причине неполадок с двигателями, побудили министра ВМС Д. Лемана в 1984 г. на слушаниях в Конгрессе за­явить, что «самолет F-14A с ТРДД TF-30, вероятно, является иллюстрацией наи­худшего согласования характеристик самолета и двигателей в авиации ВМС за многие годы; двигатель TF-30 — ужасен, он послужил причиной потери 28,2% самолетов из всех разбившихся F-14; самолет F-14A может выполнять требуемые задачи, но пилотировать его следует очень осторожно, полет само­лета на больших высотах с малыми ско­ростями связан в некоторых случаях с большим риском».

На протяжении полутора десятков лет предпринимались попытки установить на F-14 более подходящие, нежели TF-30, двигатели. Несколько лет вели разра­ботку ТРДДФ на базе двигателя бомбар­дировщика В-1. В 1974 г. его довели до стадии летных испытаний и ТРДДФ Пратт-Уиттни F401-PW400 смонтировали на серийном «Томкэте». Полеты выяви­ли ряд серьезных недостатков и необхо­димость существенной доработки. До­водить двигатель посчитали слишком дорогим делом, и опытный F-14B (это была первая модификация с обозначе­нием «В») законсервировали. Сущест­вовал проект F-14C — истребителя с двигателями F401 и усовершенствован­ным БРЭО. Но реализован он не был.

С 1977 г. на «томкэтах» стали устанав­ливать усовершенствованный вариант прежнего двигателя — TF-30-P414. У не­го удалось увеличить межосмотровый и межремонтный ресурсы. Для этого зна­чительной доработке подвергся венти­лятор, отрыв лопаток которого зачастую приводил к разрушению всего двигателя и пожару самолета. Новый вентилятор имел усиленные лопатки и более проч­ный корпус. Надежность двигателя уве­личилась, однако при этом возросла его масса, а тяга осталась прежней, так что летные характеристики «Томкэта» не улучшились. Очередная модернизация в 1983 г., в ходе которой на самолет по­ставили TF-306 (по сути, еще раз моди­фицированные TF-30), также проблему не решила.

Командование флота видело выход в установке совершенно нового двигате­ля. В 1984 г. военные заключили с «Грумман» контракт на проектирование нового варианта самолета, условно на­званного F-14A+ или «Супер Томкэт». Выбор конструкторов пал на созданный фирмой «Дженерал Электрик» F110-GE400C тягой 12 700 кг. Это был вари­ант ТРДДФ F110-GE110, который исполь­зовался на истребителях F-15 и F-16. За­мена силовой установки вынудила не­сколько изменить и усилить конструк­цию планера. Одновременно ликвиди­ровали выдвижные треугольные по­верхности перед крылом. Первый полет опытного образца «Супер Томкэта» со­стоялся 29 сентября 1986 г. После испы­таний машина была одобрена и запуще­на в серийное производство. Первый самолет передали ВМС в апреле 1988 г.

Всего до 1990 г. морской авиации поста­вили 38 вновь построенных самолетов F-14A+ и еще 32 перехватчика F-14A прошли модернизацию до уровня этой модификации. В мае 1991 г. обозначе­ние этого типа изменили на F-14B.

С 1981 г. велись работы по проектиро­ванию перехватчика F-14D. От предыдущего типа В он отличался в основном усовершенствованным цифровым БРЭО. На самолете были установлены ИНС AN/ASN-130 и РЛС AN/APG-71, обеспечивающие применение ракетного оружия в условиях использования про­тивником современных средств РЭБ. Заменили до 60% прицельного и навига­ционного оснащения. На самолете уста­новили усовершенствованные ката­пультируемые кресла Мартин-Бейкер Mk.14 NACES. В августе 1984 г. предва­рительный проект был одобрен и подпи­сан контракт на подготовку рабочей до­кументации. Собирались построить 127 таких самолетов, но реально в 1990 — 1992 гг. выпустили только 37. Модифи­кация D стала последней, находившей­ся в серийном производстве. Позднее только проводилось усовершенствова­ние ранее выпущенных истребителей.

В частности, к новым F-14D добави­лись машины типа F-14D(R) — переде­ланные F-14A с новыми двигателями и оборудованием. Таким образом в 1991 — 1993 гг. модернизировали 16 перехват­чиков. С июля 1999 по апрель 2000 г. на всех состоявших на вооружении «томкэтах» были установлены цифровые сис­темы управления полетом DFCS.

В 1988 г. конструкторы фирмы «Грум­ман» начали работать над проектом «Супер Томкэт 21», он же ASF-14, кото­рый создавался в качестве альтернати­вы самолету NATF (морскому варианту F-22). На истребитель планировалось установить усовершенствованный вари­ант РЛС APG-71 (ISAR), нашлемные прицелы, двигатели F110-GE129, обес­печивающие крейсерский сверхзвуковой полет, фонарь кабины с беспереплетной подвижной секцией, новые наплывы крыла с размещенными внутри топлив­ными баками. Первый полет намечали на 1993 г., а начало серийного производ­ства — на 1996 г. Предполагалось пост­роить 233 «Супер Томкэта 21» по цене 39 млн. долл. за экземпляр и модернизи­ровать до этого уровня 257 состоящих на вооружении «томкэтов» (стоимость модернизации одного самолета оцени­валась в 21 млн. долл.). Но работы по NATF прекратили, а затем перестали вы­делять деньги и на «Супер Томкэт 21».

 

Разведчики и бомбардировщики

 

Для тяжелого истребителя, предназна­ченного для завоевания превосходства в воздухе, даже увеличенной до 9070 кг тяги оказалось недостаточно. С учетом этого определились две основные ли­нии совершенствования F-14: установка на самолете новых более мощных и на­дежных двигателей и переориентация машины на выполнение других задач, для которых был бы пригоден и сущест­вующий вариант со старой силовой уста­новкой — тактической разведки и нане­сения ударов по наземным целям. Предпосылки для этого имелись. «Том­кэт» отличался сравнительно большой дальностью и продолжительностью по­лета, значительной массой полезной на­грузки, а также экипажем из двух чело­век. В свое время техническим задани­ем на самолет VFX предусматривалось его использование против наземных це­лей в качестве второстепенной боевой задачи.

Известна фотография одного из пер­вых F-14 с подвешенными 500-фунтовы­ми бомбами Мк.82, а позднее появились снимки F-14D с 1000-фунтовыми бомба­ми Mk.83. Работы по «Бомбкэту» — ис­требителю-перехватчику с ограничен­ными возможностями по поражению на­земных целей — были связаны с приня­тием в 1987 г. решения о придании всем палубным самолетам многофункцио­нальности. Конкретным же поводом для появления «Бомбкэта» стало заплани­рованное снятие с вооружения штурмо­виков А-6 «Интрудер». К этому времени последние иллюзии по поводу возмож­ности применения F-14 в качестве ис­требителя завоевания превосходства в воздухе исчезли окончательно. В то же время тяжелый перехватчик вполне мог стать хорошим носителем оружия клас­са «воздух—поверхность». Первые опы­ты проводились со свободнопадающими бомбами. На полигоне Чайна Лэйк испытывались различные варианты их подвески. Первый сброс бомбы Mk.84 (возможно, вообще первый для «Томкэ­та») был произведен 10 ноября 1987 г. с одного из самолетов эскадрильи VX-4. В 1990 г. уже начались войсковые испыта­ния бомбового вооружения в эскадриль­ях VF-24 и VF-211. На подфюзеляжные узлы подвески УР «Феникс» установили бомбодержатели, использовавшие эле­менты конструкции, разработанной для истребителя-бомбардировщика F/A-18. Доработке подвергли около половины имевшихся самолетов. Обычно в соста­ве авиакрыла авианосца одна из двух эскадрилий «томкэтов» была подготов­лена к нанесению бомбовых ударов.

Следующим шагом стала модифика­ция самолетов под использование ору­жия с лазерным наведением; флот хо­тел получить свой эквивалент F-15E, эксплуатировавшихся в ВВС. Сначала для сброса управляемых бомб хотели приспособить только машины типа D, но позднее провели модернизацию «томкэ­тов» всех трех вариантов: «А», «В» и «D». Сброс «умных» бомб GBU-16 с F-14 был отработан в 1994 г. Однако по-настоящему всепогодным ударным са­молетом F-14 стал лишь после интеграции в бортовой комплекс навигационно-прицельной аппаратуры LANTIRN. При этом потребовалось провести доработ­ку как самолета, так и самой аппарату­ры, на базе которой для F-14 специали­стами фирм «Локхид-Мартин», «Фэйрчалд» и «Литтон» была создана систе­ма LTS. Базой для LTS послужил ис­пользуемый на истребителях F-15E и F-16 последних серий контейнер AN/AAQ-14, из которого исключили на­вигационную аппаратуру AN/AAQ-13. Интегрирование этого навигационного комплекса потребовало бы полного пе­ресмотра программного обеспечения всего комплекта БРЭО F-14, что, в свою очередь, неминуемо приводило к росту стоимости программы модернизации «бомбкэтов». Было принято решение пойти другим путем: использовать при­цельную и навигационную аппаратуру комплекса независимо. На «томкэты» подвешивали два контейнера: один с системой AN/AAQ-14, второй — с AN/AAQ-13. В отличие от исходного еди­ного контейнера, применяемого ВВС, флотская система LTS имеет встроен­ные акселерометры, измеряющие уско­рения, воздействующие на контейнер. Это дает свои преимущества — инфор­мация от акселерометров используется и для стабилизации линии визирования инфракрасной системы. На F-15E дат­чики ускорений установлены в фюзеля­же самолета, который испытывает не­сколько иные возмущения, нежели соб­ственно контейнер AN/AAQ-14, что не в лучшую сторону сказывается на точнос­ти стабилизации тепловизора.

Инфракрасная система способна про­сматривать пространство в пределах те­лесного угла 300° и имеет два режима — широкоугольный (поле зрения 5,87°, кратность увеличения 4) и узкоугольный (1,68°, кратность увеличения 10). В кон­тейнере находятся лазерный дальномер-целеуказатель и баллистический вычислитель, предназначенный для расчета траектории падения бомб се­рии GBU.

Контейнер с системой AN/AAQ-14 кре­пится на правом узле подвески, установ­ленном под неподвижной частью крыла. Поскольку для обмена информацией с бортовыми системами аппаратура LTS использует шину данных Mil-Std 1553, подвеска контейнера без серьезных до­работок БРЭО возможна только на пере­хватчики F-14D, имеющие такой же ин­терфейс, как и контейнер. Модерниза­ция собственно самолета заключалась в установке в кабине оператора вооруже­ния вместо обычного тактического инди­катора (круглой формы) прямоугольного многофункционального. На него может выводится информация как от РЛС, так и от тепловизора. Управление индикато­ром и отображением информации осу­ществляется с помощью боковой рукоят­ки-джойстика, в свое время разработан­ной для самолета А-12.

Первым самолетом, оснащенным сис­темой LANTIRN, стал F-14B из эскадри­льи VF-103, проходивший испытания с марта 1995 г. Испытания завершились уже к июню того же года. Фирма «Локхид-Мартин» получила контракт на изго­товление десяти контейнеров для «томкэтов». Параллельно велась переделка девяти самолетов эскадрильи VF-103 под их установку. Весной 1996 г. F-14 из состава этой эскадрильи стали осна­щаться системами LTS. На шести из них, кроме того, члены экипажа получи­ли возможность пользоваться очками ночного видения MXV-810 «Кэтсаи». Доводка системы LTS применительно к «бомбкэтам» окончательно заверши­лась к концу 1996 г.

Позднее подобной модернизации под­верглись почти все имевшиеся «томкэты». В 2001 г. на вооружение поступили усовершенствованные контейнеры LANTIRN-40K.

Упомянутые выше доработки позво­лили F-14 поражать цели на земле свободнопадающими и корректируемыми авиабомбами, но основной его функци­ей при этом оставался перехват само­летов и крылатых ракет. Сделать же из истребителя полноценный штурмовик-бомбардировщик не удалось. Фирма «Грумман» предложила несколько мо­дификаций «Томкэта», ориентирован­ных прежде всего на действия по назем­ным целям, но заинтересовать ими за­казчика не смогла. Первой из них была F/A-14D, которая рассматривалась в ка­честве временного оснащения морской авиации до поступления новых самоле­тов F/A-18E/F «Хорнет». Предлагалось доработать в такие многоцелевые ис­требители 198 самолетов F-14A и 53 F-14D. В 1994 г. этот проект тщательно изучался в Сенате США. Причиной его отклонения стало то, что первые моди­фицированные машины могли посту­пить на вооружение не раньше 1999 г., в то время как годом позже уже ожидали новые, существенно более эффектив­ные F/A-18E/F. Таким образом, F/A-14 даже в принципе не могли заполнить па­узу между списанием штурмовиков А-6 и появлением «хорнетов».

Модернизированный «Томкэт» одно время даже рассматривался как возмож­ный конкурент F/A-18. На базе F-14D со­здали самолет «Куикстрайк». На нем предполагалась установка инфракрас­ной обзорно-прицельной системы и до­работанной РЛС, которая могла бы об­наруживать и захватывать объекты на земле. Ассортимент подвесного воору­жения должны были пополнить коррек­тируемые бомбы с лазерным наведени­ем, УР класса «воздух—поверхность» «Мэйверик», противорадиолокационные УР HARM. Но путем модернизации пре­взойти новую машину не удалось. Рабо­ты по «Куикстрайку» прекратили.

Позднее возник проект AST-21, пред­ставлявший собой дальнейшее разви­тие «Супер Томкэта 21» с бортовым оборудованием, созданным для палуб­ного ударного самолета А-12 «Эвенджер» II, и увеличенным запасом топли­ва. Он оптимизировался для ударов по наземным целям с малых высот. Опять предлагалось доработать часть парка «томкэтов» по этому образцу в качестве временного оснащения палубной авиа­ции до поступления А-12. Но и в этот раз предложение «Грумман» отклонили.

Превращение перехватчика в развед­чик также ограничилось полумерами. «Томкэты»-разведчики предлагались как временное оснащение частей мор­ской авиации. К этому моменту старый RF-8G с вооружения сняли, а планиро­вавшийся для его замены RF-18 еще на­ходился в стадии проектирования (ре­ально он так и не появился). Первона­чально предлагался амбициозный про­ект модификации F-14 в «полноценный» тактический разведчик RF-14, но, уточ­нив временные затраты на разработку и доводку столь сложного «промежуточ­ного» варианта, командование флота решило ограничиться контейнерами со специальной аппаратурой. Проектиро­вание подходящего контейнера TARPS началось еще в апреле 1976 г. Сперва он предназначался для штурмовика А-7 «Корсар». К летным испытаниям опыт­ного образца TARPS приступили в апре­ле 1977 г. на пятом F-14A. Контейнер массой 800 кг сначала был подвешен вместо правого подкрыльевого топлив­ного бака, затем его перенесли на пра­вый задний пилон, предназначенный для ракеты «Феникс». Это место и ста­ло окончательным (при монтаже контей­нера на аналогичном пилоне с другой стороны ракета тоже не подвешивает­ся). TARPS имеет четыре отсека, в кото­рых может устанавливаться сменное оборудование: фотоаппараты, телека­меры, инфракрасные сканеры. В стан­дартный набор входят фотоаппарат KS-87, предназначенный для плановой и перспективной съемок; один аппарат КА-99 для панорамной съемки с малых высот и инфракрасная станция AN/ASQ-172. Система позволяет вести разведку при ясной погоде с малых и средних высот.

Флот начал закупку контейнеров с раз­ведывательной аппаратурой в 1978 г. Под их установку доработали 65 F-14A и 55 F-14D. Первыми TARPS получили в 1981 г. «томкэты» эскадрильи VF-84. Оборудование постепенно совершенст­вовалось. С 1996 г. поставляются кон­тейнеры с цифровым вариантом этой системы.