Эксплуатация и боевое применение

 

В 1937 г. командование Люфтваффе запланировало создать шесть групп пи­кировщиков, четыре из них должны бы­ли быть укомплектованы Ju 87, по 39 са­молетов в каждой.

Весной того же года группа I/SJG162 «Иммельман» первой начала перево­оружение с Hs 123A на Ju 87A-1. Она проводила эксплуатационные и войско­вые испытания новых самолетов, а так­же отрабатывала тактику применения пикировщиков.

 

В Испании

 

Боевая карьера Ju 87 началась в ноя­бре 1936 г. в Испании. На аэродром Таблада под Севильей в обстановке особой секретности доставили контейнер. В нем находился новенький Ju 87A-0. Его вклю­чили в экспериментальную истребитель­ную эскадрилью VJ/88 «Легиона Кон­дор». О действиях Ju 87A-0 в Испании почти ничего не известно, так как вся ин­формация была тщательно засекречена. Летал на нем унтер-офицер Г. Беуер. В феврале 1937 г. эскадрилью перебро­сили на север Кастилии (на аэродром Витория), а спустя пять месяцев машину отправили обратно в Германию.

Но в середине января 1938 г. в Виторию прибыли уже три Ju 87A-1. На них летали обер-лейтенанты Г. Хаас (коман­дир звена) и Г. Вейерт, а также унтер-офицер Э. Бартельс. Звено, получив­шее название «Иоланта» (по кличке симпатичной розовой свинки, нарисо­ванной на обтекателях колес), включили в состав «Легиона Кондор» как отдель­ную эскадрилью 5.J/88.

7 февраля 1938 г. звено перебазиро­валось на площадку вблизи города Каламоча, ставшего главной базой «Легио­на Кондор» в боях за Теруэль. Отсюда состоялись первые боевые вылеты «штук». Самой первой целью стал мост в Састало; его уничтожили 500-кг бомба­ми. Во второй половине марта пикиров­щики регулярно атаковали мосты и цели в тылу республиканцев в Арагоне, Ва­ленсии и Каталонии. Результативность бомбардировок была разной, поскольку на самолетах все время летали разные экипажи. Они прибывали из Германии по «вахтовому методу» и через определен­ный промежуток времени возвращались обратно. С помощью такой ротации большое число пилотов и бортстрелков накопили ценный боевой опыт.

Эксплуатация в Испании вскоре вы­явила некоторые недостатки машины. Оказалось, что обтекатели колес меша­ют летать с мягкого песчаного грунта, и их сняли. Недостаток тяги не позволял подняться в воздух одновременно с 500-кг бомбой и стрелком. Поскольку даже при сильном истребительном при­крытии летчики «антонов» предпочита­ли летать со стрелками, реальная бомбовая нагрузка фактически составляла 250 кг.

Позже звено поддерживало действия войск франкистов при прорыве к побе­режью Средиземного моря, в боях под Эбро, в разгроме Каталонского фронта, участвовало в бомбардировках Барсе­лоны и других операциях. 27 июля в районе реки Эбро пикировщики совер­шили не менее четырех вылетов против контратакующих республиканских войск южнее Мекуйненца. Затем «штуки» ата­ковали корабли в порту Таррагона и других портах на побережье Каталонии.

В октябре 1938 г. все три Ju 87A-1 вер­нулись в Германию, а в Испанию отпра­вили пять Ju 87B-1. В боях в феврале 1939 г. они подтвердили свою высокую эффективность. «Берты» включили в состав бомбардировочной группы «Ле­гиона Кондор» как эскадрилью 5.К/88. В середине марта 1939 г. эскадрилья со­вершила несколько боевых вылетов на Мадридском фронте.

В Испании летный и наземный состав накопил опыт применения самолетов в условиях настоящей войны. Успех пики­ровщиков вселил в командование Люфтваффе уверенность в их эффек­тивности. Единственное, что так и не удалось определить, — боевую живу­честь Ju 87. Ни один самолет этого типа не был сбит.

 

Польша, Дания, Норвегия, Бельгия, далее везде...

 

Следующей после Испании ареной боевых действий для Ju 87 стала Поль­ша. В составе 1-го и 4-го воздушного флотов, приготовившихся поддержать в наступлении части Вермахта, имелось около 400 таких самолетов.

Первый боевой вылет во Второй ми­ровой войне совершило 3-е звено груп­пы MI/StG1 под командованием обер-лейтенанта Б. Диллеи. Оно поднялось с аэродрома Эльбинг. «Штукам» предсто­яло не уничтожить, а сохранить для про­хода бронепоезда железнодорожный мост через Вислу около города Тчев. Он был заминирован. Требовалось при­цельно отбомбиться по бункерам кара­ульных помещений и кабелям от элект­ровзрывателей.

При подготовке операции пилоты Дил­леи, Шиллер и Гренцель несколько раз прокатились в Кенигсберг и обратно на поезде по этому мосту, проведя реког­носцировку местности.

Три самолета сбросили бомбы за 11 минут до официального объявления войны. Задание летчики выполнили — взрывами перебило провода. Но немец­кий бронепоезд опоздал и поляки все-таки подорвали один из пролетов.

Звено Диллеи позднее выполнило еще одну важную задачу — разбомбило радиостанцию в Варшаве. Правда, на обратном пути командир совершил вы­нужденную посадку, возможно, из-за по­вреждения зенитным огнем.

По поводу первого сбитого во Второй мировой войне самолета существуют две версии. По одной из них, им стал Р.11С капитана Медвецкого, который со своим напарником, подпоручиком Гнышем, утром первого дня войны попытал­ся атаковать группу пикировщиков и сам попал под огонь пулеметов одного из них. Согласно другой — первым уничто­женным самолетом стал как раз Ju 87B из I/SIG1, сбитый таким же Р.11С на пол­часа раньше.

Пикировщики в Польской кампании действовали весьма успешно. Рано ут­ром 1 сентября все польские военные аэ­родромы подверглись ударам немецких бомбардировщиков. «Официально» вой­на началась в 4.45, когда «штуки» атако­вали пограничные сооружения в районе г. Люблинец. Пилоты I/SIG2 нагрянули на аэродром в Кракове, но оказалось, что на нем нет самолетов: поляки успели рассредоточить их по запасным площад­кам. Пришлось бомбить пустые ангары.

Польская авиация пыталась сопротив­ляться. Но в целом немцы имели нео­споримое превосходство в воздухе. Пи­кировщики атаковали, кроме аэродро­мов, скопления войск, железнодорож­ные узлы, мосты, радиостанции и порты.

Около полудня 1 сентября разведка сообщила о большой группировке поль­ской кавалерии севернее г. Велюнь. С аэ­родрома Нидер-Эльгют поднялась груп­па I/SIG2 в полном составе — 30 Ju 87B, ведомых командиром майором Динортом. В налете вместе с ними участвовали также около 60 «штук» из I и H/StG77. В результате атаки был уничтожен штаб Волынской кавалерийской бригады, а са­ма бригада, понесшая огромные потери, рассеяна. В ночь на 2 сентября VI немец­кий корпус занял Велюнь.

Вечером 1 сентября пикировщики впервые атаковали боевые корабли, стоявшие в базе Хель. Летчикам из 4./TGr.186 и IV(St)/LG1 удалось повре­дить минный заградитель «Гриф». 3 сен­тября самолеты из 4./TGr.186 потопили эсминец «Вихер» и добили «Гриф». Спу­стя несколько дней их жертвами стали два тральщика и канонерская лодка. Но зенитчики уже при первом налете сбили две «штуки». Несмотря на массирован­ные бомбардировки, моряки держали оборону до конца сентября.

Наибольшего успеха пикировщики до­стигли в сражении на реке Бзура. Здесь между флангами наступающих немец­ких армий образовался разрыв, в кото­рый ударили 12 польских дивизий. Это контрнаступление едва не изменило ход войны. Против поляков бросили многочисленную авиацию. В течение двух дней атаками с воздуха, в которых участвовало около 150 «штук», а также Ju 88 и Hs 123, были разрушены мосты через Бзуру. В окружение попали 10 польских дивизий.

Массированным ударам подверглась Варшава. «Штуки» уничтожили батареи тяжелой артиллерии, сдерживавшие продвижение частей Вермахта. Киноте­атры всего мира демонстрировали не­мецкую хронику, показывавшую, как 8 сентября 140 Ju 87 бомбили город, превращая его в развалины. «Юнкерсы» совершали по три и более вылетов в день. Они сбросили на город более 500 т бомб и 72 т зажигательных средств.

26 сентября капитулировала кре­пость Модлин. За время ее обороны немцы потеряли 28 пикировщиков (по другим данным — 31), из них 11 уничто­жили истребители.

За 27 дней Польской кампании сум­марные потери Люфтваффе составили 521 самолет. В процентном отношении потери «штук» (9%) были значительно меньше, по сравнению с машинами дру­гих типов (14 — 30%), хотя иногда поля­кам удавалось нанести противнику су­щественный ущерб. Например, 6 сентя­бря Р.11С из бригады полковника Павликовского сбили сразу четыре Ju 87.

В целом командование Люфтваффе осталось довольным действиями своих Ju 87. «Штуки» наносили удары очень точно. Как правило, все бомбы уклады­вались в 30-м круг. Эффективным пси­хологическим оружием оказались сире­ны, особенно по воздействию на мир­ных жителей.

В ходе польской кампании была усо­вершенствована тактика пикировщиков. Первоначально, опасаясь зениток, к це­лям подходили на высоте около 6000 м. В ходе войны выяснилось, что можно летать и пониже. А такие приемы, как атака со стороны солнца и строго огра­ниченный радиообмен, в немалой сте­пени способствовали успешному выпол­нению заданий.

Следующим этапом в боевой карьере «штук» стало вторжение в Данию и Нор­вегию. Но из-за большой удаленности целей в нем участвовала только одна группа Ju 87R-1. 10 апреля 1940 г. 22 пи­кировщика совершили первый налет на форты Аннерхус и Оскарборг под Осло. Накануне их батареи потопили при вхо­де во фьорд тяжелый крейсер «Блю­хер». На следующий день с захваченно­го аэродрома в Дании «штуки» попыта­лись перехватить английскую эскадру, но неудачно. Позднее группу размести­ли на базе Сола под Ставангером.

Ju 87 активно действовали против войск союзников, высадившихся в се­верной части Норвегии. Когда на английском авианосце «Глориес» прибыли ис­требители «Гладиатор», немецкие пики­ровщики бомбили замерзшие озера, ис­пользовавшиеся противником как вре­менные аэродромы. Англичане закрепи­лись возле Нарвика, в Бардафоссе и Бодо. Непрерывно подвергались атакам «штук» французские части, отступавшие к морю. «Юнкерсам» удалось потопить или повредить несколько кораблей. В их числе были крейсер «Каир» и два эсмин­ца — британский «Эфриди» и француз­ский «Бизон».

17 апреля английский крейсер «Суф­фолк» обстрелял базу Сола. В ответ «штуки» отбомбились по кораблю и до­стигли нескольких прямых попаданий, в том числе в башню главного калибра. Далее «дуэль» между английскими мо­ряками и немецкими авиаторами шла с переменным успехом. 25 апреля семь Ju 87 были уничтожены на аэродроме самолетами с «Глориеса». А 1 мая три эскадрильи «юнкерсов» поочередно атаковали британское соединение, в со­ставе которого находились авианосцы «Арк Ройял» и «Глориес», но, по сути, ничего не достигли. Одна бомба разо­рвалась у борта «Арк Ройяла», но не причинила серьезных повреждений.

После захвата немцами центральной части Норвегии боевые действия пере­местились на север, в район Нарвика. 27 мая пикировщики разбомбили город, разрушив до полутысячи домов.

 

Французский блицкриг

 

Норвежская кампания представляла собой второстепенную операцию, по сравнению со сражениями во Франции, Бельгии и Голландии, куда гитлеровские войска вторглись в мае 1940 г. В сосре­доточенных для решения этой задачи двух авиакорпусах (2-м и 8-м) насчиты­валось 358 (по другим данным — 342) Ju87.

Ключом обороны бельгийцев был форт Эбен-Эмаель, защищавший три моста через канал Альберта. Мосты требовалось сохранить для прохода не­мецких танков. Весь день 10 мая Ju 87 бомбили форт, поддерживая высадку воздушного десанта. Аналогично дейст­виям в Польше, они уничтожили здание в деревне Ланаэкен, где, по данным разведки, находился командный пункт, с которого могли отдать приказ о подрыве мостов.

Самолеты группы StG77, взлетев из Кёльна, атаковали бельгийские укреп­ления на реке Маас. Вечером того же дня StG77 и StG2 совершили массиро­ванный налет на Антверпен. Первый день боевых действий стоил Люфтваф­фе 12 Ju 87, все их сбили зенитчики.

Уже на следующий день произошла первая встреча с английскими истреби­телями. Шесть «харрикейнов» перехва­тили восточнее Брюсселя 60 Ju 87 из StG2. Шесть немецких самолетов были сбиты, а еще несколько получили по­вреждения.

Крупные соединения «юнкерсов», до 100 машин одновременно, атаковали ук­репления в районе Кале. Пикировщики из 1.(St)/TGr.186 бомбили мосты через Маас в районе Льежа. «Штуки» разруши­ли мосты в Роттердаме, два шлюза в районе Дюнкерка, а в Бюне повредили железнодорожное полотно и уничтожили поезд с боеприпасами. Одной из самых результативных считалась группа ll/StG2 под командованием гауптмана В. Эннеккеруса. Ее летчики бомбили укрепления в районе Маастрихта и Льежа, француз­ские танки у Флиппвилля, а затем кораб­ли в Дюнкерке, Гавре и Ла-Рошели.

10 — 12 мая пикировщики атаковали суда и портовые сооружения в Антверпе­не. Через два дня при поддержке «штук» немцы форсировали Маас. Пять танко­вых дивизий рванулись к побережью Ла-Манша. Ju 87 появлялись над передовой по первому требованию, подавляя очаги сопротивления противника.

18 мая «штуки» из StG2 дважды бом­били эшелоны в Суассоне, а на следую­щий день сорвали попытку организо­вать контрнаступление французских танковых частей в районе Лана.

К этому времени британские войска были отброшены к Дюнкерку. «Юнкерсы» постоянно наносили бомбовые уда­ры по отступающим. 20 мая 2-я танковая дивизия немцев вышла к морю в районе Абвиля. Около 30 английских, бельгий­ских и французских дивизий оказались окружены в районе Дюнкерка, откуда с 26 мая началась их эвакуация в Англию. Геринг объявил этот город главной це­лью Люфтваффе. Большинство соеди­нений пикировщиков задействовали для уничтожения окруженной группировки союзников и судов, пытавшихся их эва­куировать. 23 — 24 мая «штуки» потопи­ли французские эсминцы «Ораж» и «Шакал» и английский «Уэссекс». Полу­чили повреждения еще несколько кораб­лей. 27 мая на гавань Дюнкерка Ju 87 со­вершили 12 налетов, уничтожив паром с почти тысячей солдат на борту. В ре­зультате бомбардировок был поврежден мол, и войска пришлось грузить прямо с песчаного берега.

1 июня после двух дней нелетной по­годы самолеты 8-го авиакорпуса в ходе трех массированных налетов пустили на дно английские эсминцы «Базилиск», «Хавент», «Кейт», французский «Фудройян», множество мелких транспорт­ных судов, сильно повредили еще два эсминца и тральщик. Всего союзники потеряли 31 корабль, а 11 получили зна­чительные повреждения. «Юнкерсы» до завершения эвакуации 2 июня практи­чески круглосуточно бомбили перепол­ненные войсками корабли.

Немцам операция тоже обошлась не­дешево. Только над Дюнкерком англий­ские истребители сбили 11 пикировщи­ков.

К 5 июня Ju 87 перебросили в цент­ральные районы Франции, где началось наступление на Париж. Спустя неделю немецкие танки форсировали Марну. Авиация подавляла очаги сопротивле­ния. «Юнкерсы» из l/StG2 уничтожили от 20 до 30 танков из дивизии де Голля, предотвратив контрудар во фланг немец­ким войскам. Франция капитулировала.

Общие потери пикировщиков за два неполных месяца боев составили 123 уничтоженных самолета (по другим дан­ным — 120) и 41 поврежденный — око­ло половины состава. В это число вхо­дили и самолеты, потерянные в резуль­тате аварий. Хотя эти цифры в четыре раза превысили те же показатели в Польскую кампанию, командование не слишком беспокоилось — потери экипа­жей были небольшими.

 

«Битва за Англию»

 

4 июля 1940 г. около 40 Ju 87 из MI/StG51 бомбили Портленд. Так нача­лось участие «штук» в «Битве за Анг­лию».

К началу операции «Адлертаг» шесть групп разместили на семи аэродромах вдоль побережья. В июле боевые дейст­вия велись, в основном, против британ­ских конвоев в Ла-Манше. Предполага­лось очистить пролив от английских кораблей и добиться отступления флота из Портсмута, Дувра и Портленда. Дру­гой важной задачей было уничтожение аэродромов, авиационных заводов и других стратегических объектов.

9 июля 27 «юнкерсов» бомбили порто­вые сооружения в Портленде. «Спитфайры» преградили им путь, но столк­нулись с решительным сопротивлением немецких истребителей. Пикировщикам удалось повредить грузовое судно «Эмпайр Даффодайл». При этом один само­лет, командира эскадрильи, был поте­рян.

Утром 11 июля «штуки» атаковали в районе Лим-Бэй небольшой конвой. Они смогли потопить эскортный корабль «Уорриер II» и сбить один английский истребитель. 21 июля у южного побере­жья о. Уайт Ju 87 опять напали на кон­вой; два корабля были потоплены. 24 и 25 июля «юнкерсы» атаковали Дувр и уничтожили пять небольших судов.

Такие эпизоды имели место практиче­ски каждый день, когда погода позволя­ла совершать полеты. В конце июля ан­глийские корабли были вынуждены по­кинуть базу в Дувре.

13 августа начались массированные налеты на аэродромы. Ju 87 бомбили Истчерч, Детлинг, Бенсон и о. Торни. По­пытка разбомбить Мидл-Уайлоп окончи­лась неудачей: ни один из 28 пикировщи­ков не смог пробиться к цели. Наиболее результативным был налет на Детлинг. Группа Ju 87 из IV(St.)/LG51 точными ударами уничтожила на нем все важней­шие объекты и 22 самолета. Одновре­менно немцы старались разрушить сеть радиолокационных станций на побере­жье. 14 августа нападению подверглась станция в Уормейле, а 15 августа — в Хокинже и Лимпне. При этом Люфтваф­фе потеряли четыре пикировщика. 16 ав­густа Ju 87 нанесли новые удары по аэ­родромам Тангмер, Госпорт, Лион-Солент и радиолокационной станции в Вен­тере. Последний оказался самым разру­шительным, станция на неделю вышла из строя, но в этот день немцы, по утверждениям англичан, потеряли толь­ко над Тангмером девять самолетов. В тот же день над Портлендом «спитфайры» за 5 минут сбили четыре «шту­ки», еще одна, сильно поврежденная, упала в море, не дотянув до берега.

Черным днем для Ju 87 стало 18 авгу­ста. Во время налета на о. Торни они подверглись атаке английских истреби­телей. «Харрикейны» сбили семь само­летов, «спитфайры», боровшиеся с ис­требителями прикрытия, — один, и еще один — зенитчики. Всего в этот день бы­ло уничтожено 16 Ju 87 из 109, участво­вавших в налете. Наибольшие потери понесла группа l/StG77, в которой из 28 самолетов сбили 10, причем в течение 5 минут, а 6 получили сильные поврежде­ния. Из 56 членов экипажей только поло­вина вернулась обратно: 17 человек по­гибли или были смертельно ранены, 5 — попали в плен, 6 — получили ранения. Среди погибших оказались командир группы и командир 2-й эскадрильи.

В боях над Англией немцы столкну­лись с прекрасно подготовленными лет­чиками-истребителями. Потери Люфт­ваффе начали стремительно расти. За первые 10 дней операции были сбиты 64 Ju 87. Но гораздо масштабнее выгля­дели потери квалифицированного лет­ного состава. Погибли или попали в плен около 130 членов экипажей, среди которых — два командира групп и пять командиров эскадрилий.

Все это вынудило немецкое командо­вание вывести «штуки» из района Шербурга. К сентябрю в Северной Франции дислоцировались лишь три соединения пикировщиков. К 7 сентября из 316 Ju 87, действовавших в начале операции, в строю осталось лишь 142 (по другим данным — 149).

Потерпев неудачу в боях над сушей, в октябре — ноябре 1940 г. пикировщики опять сосредоточили усилия против су­доходства англичан. Например, 1 ноября 1940 г. 20 Ju 87R из ll/StG1 под прикрыти­ем истребителей атаковали в районе Ду­вра небольшой конвой. 8 ноября самоле­ты из групп l/StG3 и IV(St)/LG1 повреди­ли в устье Темзы два торговых судна и эсминец «Винчестер». Немцы потеряли три «юнкерса» и один совершил вынуж­денную посадку у Дюнкерка. Всего за ноябрь Люфтваффе лишились восьми Ju 87, два были серьезно повреждены. После этого от дневных налетов у побе­режья Англии отказались окончательно.

С осени 1940 г. пикировщики стали ле­тать и ночью. Сначала выбирали цели покрупнее. Так, в ночь с 15 на 16 января 1941 г. два Ju 87R из StG1 сбросили на юго-восточную окраину Лондона бомбы SC1000 (весом в тонну), а еще один — такую же на Дувр. До конца месяца на Лондон упали еще пять мощных бомб.

На рассвете 5 февраля «штуки» из M/StG1 потопили вооруженный траулер «Турмалин». Спустя неделю в ходе ата­ки доков в Чатаме был потоплен трау­лер «Эгер». За два корабля заплатили двумя сбитыми пикировщиками. Есть данные, что Ju 87 участвовали в ночных операциях до 4 июня 1941 г., когда один из них был сбит «Спитфайром» в райо­не Гавра.

Выявившаяся в ходе битвы за Англию практически полная непригодность Ju 87 воевать в условиях сильного истреби­тельного противодействия, хотя и раско­лола командование Люфтваффе на два лагеря — сторонников и противников «штуки», но не положила конец ее бое­вой карьере.

 

В Средиземноморье

 

В декабре 1940 г. началась переброс­ка немецких пикировщиков из 10-го авиакорпуса на Средиземноморский ТВД. На Сицилию прибыли 54 Ju 87B и Ju 87R (по другим данным — 71 Ju 87R), позднее — еще две группы. Они базиро­вались на аэродромах Комизо, Калаб­рия и Трапани, откуда совершали нале­ты на Мальту и конвои, следовавшие из Александрии в Гибралтар.

10 января 1941 г. под удар «штук» по­пал английский авианосец «Илластриес»; в него попали шесть 250-кг бомб, еще три разорвались у борта, нанеся серьезные повреждения. 11 января об­горевший авианосец встал на ремонт в гавани Ла-Валетты. Его самолеты стали летать с суши, и в последующие дни сбили четыре Ju 87, продолжавших бом­бить корабль. Во время двухнедельной стоянки «Илластриес» получил еще два прямых попадания 250-кг бомбами, но ни одну 1000-кг бомбу «уложить» на не­го не удалось. Кое-как подлатав повреж­дения, авианосец ушел через Суэцкий канал.

Одновременно с «Илластриесом» 10 января получил прямое попадание крейсер «Перт» и был потоплен один из транспортов. На следующий день 12 Ju 87 из ll/StG2 атаковали английские крейсера «Саутгемптон» и «Глостер». Последнему посчастливилось, так как попавшая в него бомба не разорвалась, а «Саутгемптон», пораженный двумя «полутонками», загорелся и потерял уп­равление. Команду сняли, и один из эс­минцев конвоя добил его торпедой. 19 января Ju 87 повторили атаку на «Глостер» и потопили его.

С середины февраля «штуки» группы l/StG2 стали действовать с африканского берега, с аэродрома в Триполи. 26 фев­раля 1941 г. немцы провели массиро­ванный налет на Мальту. Целью был аэ­родром Лука. Его вывели из строя на двое суток, уничтожили шесть бомбар­дировщиков «Веллингтон» и еще семь повредили. Этого результата удалось достигнуть ценой семи потерянных и не­скольких поврежденных Ju 87, а коман­дир группы lll/StG1 гауптман Малхке привез 185 пробоин, включая огромную дыру в правой плоскости.

К апрелю 1941 г. на Балканах сосредо­точили весь 10-й авиакорпус, которым командовал фон Рихтгофен. На 5 апре­ля он располагал 414 Ju 87, из них 352 были боеспособны. Позже к ним присо­единились 127 Ju 87 из состава трех групп эскадры StG77. Гитлер решил по­мочь итальянским союзникам разо­браться с Грецией, попутно захватив Югославию.

Ранним утром 6 апреля четыре Ju 87B из l/StG2 точными ударами уничтожили зенитные батареи, прикрывавшие аэро­дром Петровац. Немного позже начался первый массированный налет на Бел­град. Вместе с 160 Не 111 74 «штуки» из SIG77 под прикрытием истребителей быстро превратили небо над городом в серый зонтик из дыма и пыли. Им проти­востояли всего 34 югославских истреби­теля, которым удалось сбить восемь са­молетов, в том числе одну «штуку». В течение дня на город сбросили 360 т бомб. Общие потери включали четыре Ju 87.

Утром 12 апреля пикировщики уничто­жили в районе Нови Сада речной мони­тор. Пешие колонны бойцов югослав­ской армии, растянувшиеся по узким до­рогам горной страны, были совершенно беззащитны перед авиацией. Пикиров­щики постоянно атаковали их, делая по два-три вылета в день. 14 апреля дю­жина Ju 87 проутюжила аэродром Биелина, где затем высадился десант.

Немцы стремительно прошли через Югославию и вступили в Грецию. Греки и поддерживавшие их английские вой­ска начали отступать к морю. К 20 апре­ля в Пирее скопилось большое количе­ство судов. За два дня «юнкерсы» прак­тически без противодействия потопили в Коринфском заливе 23 греческих и ан­глийских судна. При этом отличились летчики из I/SIG2, уничтожившие 21 ап­реля два танкера и один транспорт.

Ночью 24 апреля англичане приступи­ли к операции «Демон» — эвакуации на о. Крит. И вновь «штукам» было где «разгуляться». 24 апреля они потопили три транспорта, на следующий день — датский пароход «Сламат». 27 апреля Ju 87 серьезно повредили три корабля. Кроме того, были уничтожены два гос­питальных судна и яхта с 1000 раненых и беженцами. Потери немцев оказались относительно небольшими: за Грецию пришлось «заплатить» всего 29 пики­ровщиками. В то же время в апреле — мае 1941 г. у побережья Греции и в районе о. Крит «штуки» потопили крейсер, восемь эсминцев, большое количество транспортов. Повреждения получили авианосец, линкор, два крейсера и два эсминца.

Настал черед Крита. Его собирались захватить с помощью воздушного десан­та. Сначала требовалось лишить остров поддержки британского флота. 14 мая десять Ju 87В из IM/StG2 перелетели на о. Карпатос (Скарпанто). Во второй по­ловине мая, действуя с него против анг­лийского флота, самолеты из StG2 пото­пили три крейсера и шесть эсминцев, повредили два линкора, три крейсера и шесть эсминцев. Самолеты с авианосца «Формидебл» отбомбились по Скарпан­то и уничтожили на земле около десятка немецких машин. В ответ «штуки» на пределе радиуса действия нанесли удар по этому кораблю, добившись двух прямых попаданий. Его пришлось от­править на ремонт в США.

Бомбардировки позиций английских войск на Крите начались за несколько дней до дня высадки десанта 20 мая. В ходе этой операции Ju 87 использова­лись не только для подавления средств ПВО и поддержки уже высадившихся подразделений, но и для буксировки де­сантных планеров.

Непрекращающимися бомбежками англичан вытеснили с оборонительных позиций, позволив немецким парашюти­стам выиграть сражение, несмотря на тяжелые потери. 31 мая Крит был пол­ностью захвачен немецкими войсками.

 

В Северной Африке

 

В декабре 1940 г. английские войска предприняли наступление в Ливии, тес­ня итальянцев. Немецкое командование решило помочь союзникам. В первых числах февраля 1941 г. началась пере­броска на аэродром Бир-Дуфан в Ливии двух групп пикировщиков, I/SIG2 и H/StG2. Передислокация закончилась 13 февраля. Самолеты сразу вступили в бой и сразу же понесли значительные потери. На следующий день над Эль-Агейлой английские зенитчики сбили первый Ju 87R. 18 февраля, когда 12 «штук» штурмовали позиции англичан в районе Мерса-Брега, «харрикейны» сбили и повредили восемь пикировщи­ков. Но у немцев тоже были свои успе­хи. Самолеты группы l/StG2 22 февраля повредили монитор «Террор» (спустя два дня он затонул), а еще через день недалеко от Тобрука был потоплен эс­минец «Дэйнти».

Эксплуатация Ju 87 в Африке принес­ла много проблем. Жара, пыль, песок потребовали создания особых фильтров и смазки, пришлось перенимать итальянский опыт и учиться по утрам правиль­но накачивать «пневматики», чтобы к обеду они не взрывались от перегрева.

31 марта начал наступление выгру­женный в ливийских портах немецкий Африканский корпус. К 25 апреля англи­чан выбили из Ливии, гарнизон Тобрука оказался в окружении. «Штуки» стали совершать регулярные налеты на осажденный гарнизон и корабли в гавани. Маршрут Александрия — Тобрук анг­лийские моряки прозвали «бомбовой аллеей». 12 мая в гавани пилоты ll/StG2 повредили канонерку «Лэдиберд», поз­же затонувшую на мелководье. 24 июня севернее Тобрука потопили английский сторожевик «Окленд» и повредили крейсер «Орора».

Нападение на СССР отвлекло главные силы Германии на Восточный фронт, но операции немцев в Африке продолжа­лись еще довольно длительное время. Летом 1941 г. «штуки» сыграли решаю­щую роль в успешных боях у Бир-Хакима. 18 ноября англичане начали новое наступление. На этот раз авиация союз­ников господствовала в воздухе.

Немецкие самолеты уничтожались в воздухе и на земле. 20 ноября британ­скими бомбардировщиками в Твими бы­ло уничтожено и повреждено 18 Ju 87. «Штукам» с их довольно слабым оборо­нительным вооружением зачастую уже не удавалось прорваться к назначен­ным целям. Так, 30 ноября пикировщи­ки, несмотря на достаточно сильное прикрытие, сбросили бомбы в букваль­ном смысле в песок. Три машины оказа­лись повреждены, два стрелка ранены.

Но немцы еще не были окончательно сломлены. 27 мая 1942 г. Роммель перешел в контрнаступление. Несмотря на вдвое меньшее число танков, по срав­нению с англичанами, Африканский корпус стремительно наступал и в нача­ле июля вышел к Эль-Аламейну. Ju 87 из группы SIG3 атаковали позиции анг­лийской пехоты, танки и артиллерию.

Англичане, поняв всю опасность поте­ри своих позиций в Египте, стали срочно перебрасывать туда истребители. Вско­ре ежедневные потери «штук» стали ис­числяться десятками машин. Так, 3 июля на базу вернулись только 2 из 15 само­летов группы I/SIG3. 5 июля на аэродро­ме Даба были уничтожены девять Ju 87.

Но над морем пикировщики еще неко­торое время оставались грозной силой. 14 — 15 июня 1942 г. пилоты StG3 ата­ковали конвои на маршруте Александ­рия - - Мальта. Отличился командир 9./StG3 обер-лейтенант X. Пельтц, пото­пив на траверзе о. Гавдос 10 000-тон­ный транспорт. Наутро «штуки» повре­дили так называемый «ложный» линкор «Центурион», крейсер «Аретьюза», эс­минцы «Эйредейл» и «Нестор». Два по­следних пришлось затопить, эвакуиро­вав команды.

Вечером 12 августа дюжина Ju 87 ата­ковала авианосец «Индомитебл», точно уложив две бомбы на полетную палубу и еще три — в непосредственной близо­сти от борта. Корабль вышел из строя. Зенитчики сбили четыре пикировщика. На следующий день 15 Ju 87D тяжело повредили транспорт «Дорсет», а 14 ав­густа — крейсер «Кения».

Но перерезать пути снабжения бри­танских войск не удалось. Остановив немцев, 24 сентября англичане сами пе­решли в наступление. 8 ноября союзники высадились в Марокко и Алжире. Не­мецкие и итальянские части оказались зажатыми в клещи, страдая от нехватки запчастей, горючего и боеприпасов. Немцы стали срочно перебрасывать в Тунис подкрепления. 9 ноября туда при­были 24 Ju 87D. Но это не могло ком­пенсировать растущих потерь. 26 нояб­ря прорвавшиеся к аэродрому Джидейда американские танки уничтожили на земле 15 самолетов. В воздухе «юнкер-сам» тоже приходилось не сладко. Так, 3 апреля «Доры» из lll/StG3 подверглись атаке «спитфайров» в районе Эль-Гуэттара. Несмотря на действия истребите­лей прикрытия, шесть машин были сби­ты (по немецким данным, англичане же настаивали на 13 уничтоженных пики­ровщиках). С 8 апреля 1943 г. из-за не­хватки топлива Ju 87 летали по 2 — 3 самолета с истребительным прикрыти­ем только на взлете. Единственным зна­чительным их успехом в этот период стало повреждение крейсера «Аякс» 1 января 1943 г.

12 апреля все еще сохранившиеся в летном состоянии «юнкерсы» отправи­ли из Африки на Сицилию. Летели на бреющем маленькими группами и по­одиночке, чтобы уберечься от патрули­рующих истребителей. Некоторые Ju 87 буксировали грузовые планеры.

Пикировщики продолжали действо­вать с Сицилии, Крита и о. Родос против флота союзников, а после капитуляции Италии были привлечены к операциям против бывших союзников. В частности, они бомбили итальянские гарнизоны на о-вах Кефалиния и Корфу, а затем под­держивали высадку десанта на Додеканесские о-ва. В последнем случае им удалось повредить английский крейсер «Карлайл», но за это немцы заплатили восемью бомбардировщиками, сбитыми американскими истребителями. На о. Лерос пикировщики уничтожили все бере­говые батареи. 30 октября экипажи груп­пы I/SIG3 в районе Родоса еще раз по­вредили английский крейсер «Орора». Это был их последний успех в Среди­земноморье. 12 ноября 1943 г. все ос­тавшиеся Ju 87 перебросили на Восточ­ный фронт.

 

Восточный фронт — от триумфа до трагедии

 

В состав сил, сосредоточенных для вторжения на территорию СССР, входи­ли два крупных соединения Ju 87. Во 2-м воздушном флоте, поддерживав­шем группу армий «Центр», имелись 8-й (160 самолетов) и 2-й (122 самоле­та) корпуса. На севере, в Норвегии, 5-й воздушный флот располагал одной группой пикировщиков (42 машины).

Начало Великой Отечественной вой­ны мало чем отличалось от «блицкрига» на Западе. Потеряв в первые же часы войны значительную часть своих само­летов прямо на аэродромах, советская авиация надолго утратила господство в воздухе.

Наступавшие с огромной скоростью бронетанковые части Вермахта постоян­но требовали поддержки с воздуха. В итоге только за первую неделю боев эскадра StG1 трижды перебрасывалась на новые площадки, продвинувшись при­мерно на 600 км в глубь территории СССР. Ju 87 непрерывно атаковали оча­ги сопротивления советских войск. Коли­чество их боевых вылетов доходило до шести в день. Гитлеровские летчики мог­ли позволить себе охотиться за отдель­ной автомашиной или повозкой, группой людей или даже отдельным человеком. За характерное шасси этот «юнкере» по­лучил у красноармейцев кличку «лаптежник», «лапотник» или просто «лапоть».

Потери Ju 87 в первые дни войны на советско-германском фронте были не­значительны. Среди множества различ­ных машин, сбитых нашими летчиками 22 июня, отмечен всего один такой само­лет. Его таранил лейтенант А.И. Пачин из 127-го иап в районе Гродно. За этот подвиг летчика наградили посмертно.

Но уже вскоре потери начали расти. Так, командира IM/StG1 гауптмана Г. Махлке менее чем за три недели боев сбивали трижды. Дважды он сам выби­рался обратно через неустойчивую ли­нию фронта, а в третий раз, 8 июля, ата­куя танковую колонну, был тяжело ра­нен, и его вывезла в тыл специальная поисковая группа.

Огромная протяженность фронта за­ставляла командование Люфтваффе ча­сто перебрасывать соединения пикиров­щиков с одного участка на другой. 3 ию­ля группу l./StG77 перевели на южный фланг, разместив в Яссах и Бельцах. В одном из вылетов ее командир обер-лейтенант Г. Брук уничтожил мост через Днестр.

На севере фронт быстро стабилизиро­вался. Там группа IV/LG1 активно под­держивала действия горнострелкового и 36-го армейского корпусов Вермахта, а также действовала против кораблей Се­верного флота. Позднее она стала нано­сить удары по Мурманскому порту и раз­гружавшимся в нем транспортам. Напа­дения на конвои в море были сравни­тельно редки, так как малый радиус дей­ствия позволял атаковать только у входа в Кольский залив. Другими важными це­лями на этом участке фронта стали Ки­ровская железная дорога и береговые батареи на п-ове Средний, блокировав­шие Петсамо.

В середине лета 1941 г. войска, насту­павшие на Ленинград, усилили двумя группами из эскадры StG2, вошедшими в состав 1-го воздушного флота. I/SIG2 действовала в районе Ленинграда, озе­ра Ильмень и Волхова, а в сентябре 1941 г. неоднократно осуществляла мас­сированные налеты на блокированный город.

Корабли Балтийского флота были од­ними из основных целей. Их атаковали до 30 — 40 самолетов одновременно. 16 сентября 500-кг бомба попала в лин­кор «Октябрьская революция», через три дня аналогичное попадание получил линкор «Марат». 21 сентября самолеты эскадрильи 7./SIG2 бомбили Кронштадт. Бомба, сброшенная командиром эскад­рильи Купфером, угодила в эсминец. В тот же день знаменитый впоследствии летчик Х.-У. Рудель точным ударом пото­пил эсминец «Стерегущий». 23 сентября тот же Рудель попал 1000-кг бронебой­ной бомбой в носовую часть линкора «Марат», вызвав детонацию боезапаса башни главного калибра. Линкор разо­рвало надвое; передняя часть затонула. Немецкие летчики уничтожили лидер «Минск», подводную лодку М-74, сторо­жевик «Вихрь», тральщик № 31.

На юге пикировщики активно участво­вали в боях под Одессой. 21 сентября 1941 г. во время высадки с моря десанта в районе Григорьевки несколько девяток самолетов из I/SIG77 повредили, а потом потопили у Тендровской косы канонер­скую лодку «Красная Армения», эсминец «Фрунзе» и буксир СП-8. Позднее был поврежден лидер «Ташкент». 11 ноября у Графской пристани Севастополя зато­нул крейсер «Червона Украина». Шести разрывов у борта оказалось достаточно, чтобы корабль накренился и пошел ко дну.

Эскадра StG1 до конца 1941 г. дейст­вовала на центральном направлении. В конце сентября туда же перебросили из-под Ленинграда группу l/StG2. 30 сен­тября началось наступление немецких войск на Москву. В первый же его день 2-я танковая группа Гудериана прорва­ла левый фланг Брянского фронта. Под­держивая танкистов, Ju 87 активно ата­ковали советские части в районе Смо­ленска, Вязьмы и Калинина. Так, в тече­ние только одного дня, 4 октября, «шту­ки» совершили 152 боевых вылета. Эс­кадра StG2 под Брянском и Вязьмой уничтожила 22 танка, около 450 автомо­билей и три хранилища топлива. Когда в огромном «котле» оказались окружены несколько армий Западного и Резервно­го фронтов, Ju 87B из StG2 группами по 25 — 30 самолетов беспрерывно атако­вали наши войска, не давая им возмож­ности организовать прорыв.

По мере приближения к Москве усили­валось противодействие советских ис­требителей. Поэтому участие пикиров­щиков в боях на главном направлении стало ограниченным, хотя осенью в рай­оне Смоленска и Рославля базировались группы I и lll/StG2, II и lll/StG1, а позже к ним присоединилась и эскадра StG77.

В декабре 1941 г. зенитная артилле­рия Западного фронта вместе с зенит­чиками ПВО Москвы сбила 12 Ju 87. По немецким данным (у них вынужденная посадка на своей территории боевой по­терей не считалась, даже при списании машины), эскадра StG2 с 22 июня по 12 октября потеряла по боевым причинам 22 машины, около четверти имевшихся. На 27 сентября уничтоженными на со­ветско-германском фронте числилось 146 «штук». Опять же по данным нем­цев, до конца 1941 г. всего было потеря­но 394 Ju 87, из них 281 — безвозвратно.

На Восточном фронте «штуки» пока­зали себя достаточно неприхотливыми машинами, их техническое обслужива­ние было простым и нетрудоемким, что делало их популярными у летного и на­земного состава. Но наступившие в по­следней декаде октября 1941 г. морозы принесли много хлопот. Технический персонал Люфтваффе некоторое время не мог обеспечить нормальную эксплуа­тацию авиационной техники.

В конце 1941 г. на передовую начали поступать Ju 87D. Боевое крещение эта модель получила в феврале 1942 г. на Ленинградском фронте. К весне практи­чески все эскадры перевооружили на новые машины.

В январе 1942 г. сформировали II и lll/StG3. Эта эскадра стала четвертым полноценным соединением пикирую­щих бомбардировщиков после StG1, StG2 и StG77. Одновременно на базе группы ll(Sch)/LG2 сформировали пер­вую штурмовую эскадру SchG1.

В 1942 г. «штуки» воевали под Волхо­вом и Воронежем, а в мае их бросили под Харьков. Неудачное наступление Красной Армии привело к очередному окружению огромной группировки совет­ских войск. Фронт опять покатился на восток. На пространстве от Харькова до Сталинграда Ju 87 вновь почувствовали себя «королями воздуха». Повторилась картина прошлого лета, когда немецкие летчики могли позволить себе гоняться за отдельными танками, машинами и повозками.

В конце весны — начале лета 1942 г. авиация противника по существу блоки­ровала осажденный Севастополь, ли­шив его возможности получать подкреп­ления и боеприпасы. В последние дни июня туда могли прорываться только торпедные катера и подводные лодки. И позднее Ju 87 представляли собой зна­чительную угрозу для кораблей Черно­морского флота. 6 октября 1943 г. в цен­тральной части Черного моря пикиров­щики из группы IM/StG77 четырьмя на­летами уничтожили три крупных кораб­ля — лидер «Харьков» и эсминцы «Спо­собный» и «Беспощадный». Но это, по­жалуй, был их последний успех в дейст­виях против советского флота.

Основные операции к концу лета 1942 г. развернулись на Сталинград­ском направлении. Там действовал весь 8-й авиакорпус. Начиная с 3 сентября Ju 87 из эскадр StG1, StG2 и StG77 со­вершали налеты на Сталинград. Интен­сивность полетов была очень высокой, однако сопротивление наших ВВС и зе­нитчиков постоянно возрастало. По со­ветским данным, за второе полугодие 1942 г. одна лишь зенитная артиллерия уничтожила 493 Ju 87.

Это привело к быстрому сокращению парка боеспособной техники. В конце сентября в четырех группах находилось всего 68 исправных машин. Вскоре на помощь прибыла группа ll/StG1, но че­рез месяц на этом участке фронта толь­ко 43 «штуки» могли подняться в воздух. Когда 19 ноября Красная Армия пере­шла в наступление, потери стали про­сто угрожающими. В группе M/StG1 оста­лось всего 9 машин.

Контрнаступление советских войск выдвинуло на первый план борьбу с большими группами бронетехники. «Юнкерсам» из II/SIG2 удалось отогнать советские танки, прорвавшиеся к аэро­дрому в Морозовской. Но это был ло­кальный успех, площадка оставалась у немцев всего несколько дней. Налеты Ju 87 не могли кардинально изменить постоянно ухудшающуюся ситуацию. А «штук» становилось все меньше. Толь­ко на аэродроме Калач советские танки­сты захватили 15 Ju 87D.

Опыт боев под Сталинградом показал, что возникла необходимость изменения тактики. При большой концентрации тан­ков и бронемашин пикировщик даже са­мым точным попаданием мог уничто­жить один, максимум два танка одновре­менно, израсходовав при этом весь за­пас бомб. Требовалось либо увеличить количество самолетов, либо разрабаты­вать новые методы их использования.

В феврале 1943 г. на Восточный фронт послали первое эксперименталь­ное противотанковое подразделение на Ju 87G-1 с пушечным вооружением. В его составе служил уже упоминавшийся ас Х.-У. Рудель. В апреле 1943 г. это подразделение участвовало в боях на Кубани, куда стянули и значительную часть имевшихся на Восточном фронте «штук». Немецкие источники утвержда­ли, что за два месяца оно уничтожило более 1000 малоразмерных целей, а сам Рудель потопил около 70 малых су­дов. К началу лета в эскадры пикиров­щиков включили эскадрильи истребите­лей танков.

В начале июня 1943 г. для поддержки немецкого наступления южнее Курска сформировали так называемое «соеди­нение Купфера» (по имени командира, полковника Э. Купфера). В него вместе с эскадрой StG2 вошли группы l/StG1, M/StG77 и истребительная группа III/JG3. Незадолго до наступления само­леты атаковали цели в районе Курска, пытаясь нарушить снабжение советских войск. Их целями были мост на р. Тим, железнодорожная станция Новосильцы, мост северо-восточнее г. Ливны и вок­зал в этом городе. Во время попытки разбомбить железнодорожный узел в Курске немцы понесли тяжелые потери от советских истребителей; из 36 участ­вовавших в налете «штук» 9 было сби­то, столько же серьезно повреждено.

Наступление началось 5 июля. В те­чение этого дня эскадры StG2, StG77 и SchG1 поддерживали действия 2-го тан­кового корпуса СС, совершив за день 1406 боевых вылетов. На их счет запи­сали 7 уничтоженных танков, 30 орудий, 70 автомашин, 9 складов боеприпасов и топлива.

В первые дни наступления летчикам приходилось делать по 5 — 6 вылетов ежедневно. 6 июля StG2 и SIG77 совер­шили в общей сложности 793 боевых вылета. За день они потеряли шесть са­молетов, в том числе пять от зенитного огня. В последующие четыре дня интен­сивность операций не снижалась, а по­тери росли.

Постепенно немецкое наступление выдохлось, и советские войска пошли вперед. «Лаптежники» Купфера в райо­не Карачева безуспешно пытались оста­новить наши танки, хотя и основательно «пощипали» их. В частности, в середи­не июля 3-я гвардейская танковая ар­мия, в состав которой входил 1-й танко­вый корпус, за две недели боев потеря­ла две трети своей техники (разумеется, не только от немецкой авиации).

В результате советское командование подняло вопрос о срочном создании 37-мм зенитного самоходного орудия для сопровождения танков на поле боя. Но даже эффективные удары по танко­вым частям, обусловленные прежде всего недостаточным взаимодействием войск и истребительной авиации, не могли остановить наступательный по­рыв Красной Армии.

В июле — августе немецкие пикиров­щики использовали аэродромы в Карачеве, Почепе и Сеще. Затем пришлось перебазироваться в Полоцк и Гомель. Оттуда они летали на цели севернее и северо-восточнее Брянска, а дважды еще дальше — под Смоленск.

Пикировщики применялись и в тылу. В ноябре 1943 г. группа lll/StG1 соверши­ла налет на базы партизан недалеко от г. Лида в Белоруссии.

5 октября 1943 г. прошла реорганиза­ция структуры Люфтваффе. Если до этого момента эскадры «штук» подчиня­лись командующему бомбардировочной авиацией, то теперь их объединили со штурмовыми соединениями.

С 18 октября эскадры пикирующих бомбардировщиков стали именоваться штурмовыми (SG), но сохранили старые номера (SG1, SG2, SG3 и SG77). При­мерно в это же время самолетами Ju 87D-7 и D-8 начали пополнять группы ночных штурмовиков, ранее летавшие на легкомоторных машинах. Постепенно туда «перекочевала» большая часть боеспособных «штук». Например, все самолеты эскадры SG5 в мае 1944 г. пе­редали в состав эскадрилий 1./ и 2./NSGr8, а позже «юнкерсами» перево­оружили 3./NSGr8.

Ночные штурмовики у немцев дейст­вовали аналогично нашим По-2, не да­вая покоя противнику, изматывая непре­рывными налетами. Около 300 «штук» с глушителями и пламегасителями входи­ли в состав 10 групп. Они применялись не только на Восточном фронте, но так­же в Италии и в Арденнах.

Штурмовые части, действовавшие днем, постепенно переходили на истре­бители-бомбардировщики FW 190. Лишь некоторые группы еще довольно долго летали на Ju 87. В январе 1944 г. со Средиземноморья на аэродромы в Псковской области и Прибалтике пере­бросили эскадру SG3. Выделенная из нее группа III/SG3 с октября 1943 г. до мая 1944 г. действовала в Крыму, затем недолго в Румынии и перелетела на Псковщину только 1 июля. Противотан­ковая эскадрилья 10.(Pz)/SG3 весной 1944 г. воевала в районе Тирасполя, за­тем в Крыму и Румынии и прилетела в Вильнюс 4 июля. Группа III/SG1 в нача­ле 1944 г. бомбила советские войска на шоссе Смоленск — Витебск и от сильно­го огня понесла серьезные потери. В марте ее отвели в Вильнюс и перево­оружили на FW 190.

К концу войну применение «штук» ста­новилось все более ограниченным. По­следний раз они действовали на передо­вой большими группами в мае 1944 г. под Яссами. В конце лета вспыхнуло восстание в Варшаве. Ju 87D из группы NSGr9 безнаказанно бомбили жилые кварталы и позиции восставших до сен­тября 1944 г., пока над городом не стали появляться советские истребители.

К 1 ноября того же года в Люфтваффе насчитывалось только 213 Ju 87, на 1 ян­варя 1945 г. — 185. Подразделения «юнкерсов» участвовали в боях у озера Ба­латон в Венгрии в конце 1944 — начале 1945 г. Позднее отдельные встречи со «штуками» на Восточном фронте еще случались, но уже как исключение. К концу войны осталась только одна дневная группа на Ju 87 — III/SG2.

В строю сохранилось и немного проти­вотанковых «Густавов». К осени 1944 г. в III/SG2 входили эскадрильи 10.(Pz)/SG2 и 10.(Pz)/SG77. В конце войны их ис­пользовали в основном для затыкания танковых прорывов.

 

Под огнем советских асов

 

Хотя уже в 1941 г. «штуки» считались устаревшими самолетами, мастерство и опыт летавших на них пилотов компен­сировали многие их недостатки. Посте­пенный рост в ходе войны мастерства советских летчиков, а также количества и качества наших самолетов все чаще приводил к тому, что Ju 87 превращался в их добычу. Среди наших пилотов «лаптежник» не считался серьезным противником, и в мемуарах асов не най­дешь подробных описаний боев со «штуками».

Главным для советских летчиков счи­талось не увеличить свой личный счет, а прикрыть наземные войска, то есть на­рушить строй группы Ju 87, сбить веду­щего, заставить группу сбросить бомбы, не доходя до цели. Так стремились дей­ствовать все наши пилоты, воевавшие «не за премии и награды». Тем не менее отметим, что сбитая «штука» стоила «полторы штуки» — 1500 руб. За сбитый истребитель платили 1000 руб., за двух­моторный бомбардировщик — 2000 руб.

Мировым рекордсменом по числу сби­тых Ju 87 в одном бою считается стар­ший лейтенант А.К. Горовец, замести­тель командира эскадрильи 166-го иап. 6 июля 1943 г. на Курской дуге на Ла-5 он в одиночку уничтожил девять само­летов. Подробности этого боя в деталях неизвестны, но общее количество сби­тых бомбардировщиков зафиксировано документально. Расстреляв весь боезапас, машина Горовца стала добычей ис­требителей противника. За этот бой ему посмертно присвоили звание Героя Со­ветского Союза.

Осенью 1943 г. четверка Ла-5 из 41-го гиап, возглавляемая А.С. Куманичкиным, сбила в районе Пирятина в одном бою девять Ju 87. 2 апреля 1944 г. на Ленинградском фронте четверка Ла-5 В.Г. Серова из 159-го иап уничтожила семь «штук» и один истребитель.

Обычно в ходе боя наши летчики рас­стреливали один-два «лаптежника», ре­же три. Дважды по три Ju 87 в одном бою сбивал Д.Б. Глинка, по одному тако­му эпизоду на счету К.А. Евстигнеева и ГА. Речкалова; у последнего имелся еще один «дубль» (два сбитых в одном бою). Три раза по два пикировщика уда­лось уничтожить А.В. Ворожейкину.

У знаменитого аса И.Н. Кожедуба из 62 сбитых вражеских машин — 18 Ju 87. Свой боевой счет Кожедуб 6 июля 1943 г. открыл именно Ju 87, а на следующий день уничтожил еще один.

Сколько «лаптежников» приходится на долю другого знаменитого аса, А.И. Покрышкина, точно не известно. Только на Кубани он сбил, по неофициальным данным, от 9 до 13 Ju 87, причем в од­ном бою — три, а спустя несколько дней в составе восьмерки «Аэрокобр» разо­гнал три девятки «штук», лично сбив пять самолетов. Последнюю машину этого типа Покрышкин завалил 14 янва­ря 1945 г., с ходу атаковав ее после взлета.

Победы других наших асов над Ju 87 также выглядят убедительно. Напри­мер, Ф.Ф. Архипенко уничтожил около 20, Н.Д. Гулаев сбил 15. Столько же на счету К.А. Евстигнеева. По 11 машин сбили П.И. Муравьев и А.Д. Якименко, семь — Ш.Н. Кирия, по пять — Н.Т. Китаев, В.В. Кирилюк и A.M. Кулагин.

4 марта 1944 г. нелепо погиб коман­дир 9-го гиап полковник Л.Л. Шестаков, очень опытный летчик (29 сбитых лично и 45 в группе, 8 из них — еще в Испа­нии). Полковник решил поучить молодо­го ведомого, как надо сбивать Ju 87. От точной очереди с близкой дистанции не­мецкий пикировщик взорвался. Но взрывной волной Ла-7 Шестакова опро­кинуло в штопор, а высоты для вывода уже не хватило.

В ночном бою сбить «штуку» было го­раздо труднее. В 1944 г. в Крыму истре­бители 8-й воздушной армии пытались уничтожать их сразу после взлета с аэ­родрома, высматривая вспышки огня из выхлопных патрубков, но безуспешно. Лишь после того, как сбили «юнкере» с пламегасителями и пленный летчик подтвердил, что они установлены на всех самолетах, тактику изменили. На стоянки бомбардировщиков и взлетные полосы начали в течение всей ночи сбрасывать осколочные бомбы. Это во­зымело должный эффект — налеты в темное время суток прекратились.

 

За рубежом

 

Италия первой из союзников Германии получила пикировщики Ju 87B. Поставки осуществлялись небольшими партиями с августа 1940 г. Итальянцам передава­ли самолеты модификаций В-2 и R-2. Первыми на «штуки» перевооружились 236-я и 237-я эскадрильи 96-й группы. В сентябре на сицилийском аэродроме Комизо сформировали 97-ю группу в со­ставе 238-й и 239-й эскадрилий. Позд­нее появилась еще одна группа, 110-я.

15 сентября 1940 г. «юнкерсы» 96-й группы совершили первый налет на Мальту, в ноябре итальянские «штуки» бомбили цели в Греции. Позднее их ак­тивно применяли в Северной Африке.

14 сентября 1941 г. у группы самоле­тов 209-й эскадрильи во время боевого вылета кончилось горючее. Совершив вынужденную посадку в пустыне, они попали в расположение противника; че­тыре пикировщика были захвачены со­юзными войсками. Эти машины получи­ли номера английских ВВС, но данных об их эксплуатации нет.

Тактика боевого применения пикиров­щиков над морем у итальянцев несколь­ко отличалась от немецкой. Обучавшие итальянские экипажи немецкие инструкторы учили бомбить с отвесного пикирования, выпустив тормозные щит­ки. Заход на цель обычно выполняли на высоте 4000 м, сброс бомб на 700 — 800 м и вывод у самой воды. Корабли атаковали с передних и задних курсовых углов, при этом ведомые могли оператив­но вводить поправки при прицеливании.

Итальянцы стали практиковать атаки из строя «круг» с кораблем в его центре. Радиус круга позволял избегать зоны наиболее эффективного зенитного огня. После начала кораблем маневра пере­ходили в пикирование с бортовых курсо­вых углов, не выпуская тормозных щит­ков; угол пикирования составлял 70 — 80°. Скорость быстро возрастала, и зе­нитчики не успевали правильно устано­вить угол упреждения, кроме того, при атаках сбоку «выключались» зенитные автоматы противоположного борта.

Позднее итальянские летчики на «штуках» первыми стали применять топ-мачтовое бомбометание. Разная тактика не мешала немцам и итальянцам дейст­вовать совместно. Так, 29 июня 1941 г. десять немецких и семь итальянских Ju 87 потопили австралийский эсминец «Вотерен».

В двух случаях итальянские пилоты на подбитых машинах шли на таран. Первый раз целью стал английский лин­кор «Родней», второй — поврежденный танкер «Огайо».

В 1942 г. к 96, 97-й и 110-й группам присоединилась 121-я, получившая 46 Ju 87D-2 и D-3. Итальянцы на этих машинах сначала отражали высадку союз­ников на Сицилию, а после перехода Италии на сторону союзников наносили удары по немецким войскам.

В венгерских ВВС первые «штуки» (четыре Ju 87A и два Ju 87B) появились в 1940 г. Их использовали как учебные. В 1943 г. немцы отдали венграм еще 45 устаревших Ju 87B-1 и 12 Ju 87D-1 и D-3. Сформированная из них эскадрилья пи­кирующих бомбардировщиков 102/1 вое­вала на Восточном фронте до послед­них дней войны. В 1944 г. 14 «штук» ти­па D-5 получила еще одна эскадрилья, 102/2, но уже в ноябре их заменили на FW190F-8.

Самое большое количество Ju 87 бы­ло в составе румынских ВВС. Осенью 1940 г. немцы передали Румынии 40 Ju 87B-2, использовавшихся потом в бо­ях на Украине осенью 1941 г. в составе 84, 85-й и 86-й эскадрилий 6-й группы пикировщиков.

Летом 1943 г. 6-я группа получила бо­лее ста Ju 87D. Затем в Румынию прибы­ли еще 115 Ju87D-1, D-3 и D-5, послужив­ших для перевооружения 3-й бомбарди­ровочной группы. 23 августа 1944 г. Ру­мыния капитулировала, а на следующий день объявила войну Германии. «Юнкерсы» стали воевать против немцев. На фронте действовала 74-я эскадри­лья. На ее машинах вместо прежнего желтого креста появились красно-жел­то-голубые кокарды.

В 1942 г. Болгария получила 12 Ju 87R-2 и R-4, а в 1943 г. — 32 Ju 87D-2, D-3 и D-5. Здесь эти самолеты называли «Щука». Они участвовали в операциях против партизан Югославии.

В сентябре 1944 г., когда советская армия освободила Болгарию, эти маши­ны тоже стали действовать против нем­цев. На территории Венгрии 29 Ju 87D из 1-го авиаполка воевали до последних дней войны.

До капитуляции Германии верными немцам остались только хорваты. Эска­дрилья 15./KG3, укомплектованная хор­ватскими экипажами, имела несколько Ju 87. Пока она дислоцировалась в Югославии, ее периодически привлека­ли для бомбежек партизан маршала Тито. В 1944 г. эскадрилью частично перевооружили на Ju 87R-2 и передали 4-му воздушному флоту, в составе которого она воевала до апреля 1945 г.

В Словакии в 1943 — 1944 гг. органи­зовали собственное производство «штук». Завод в Тренчанске Бискупице получил заказ на 50 машин. Первую из них передали словацким ВВС 1 июня 1944 г. Несколько построенных до сло­вацкого восстания Ju 87D-5 либо попа­ли в руки немцев, либо были уничтоже­ны американской авиацией. После окончания войны некоторое количество Ju 87D-5 состояло на вооружении чехо­словацких ВВС под обозначением В-36.

В апреле 1945 г. в боях против Крас­ной Армии принял участие так называе­мый 1-й авиаполк ВВС Русской Освобо­дительной армии (РОА) генерала Вла­сова. Его сформировали в Хебе из пленных советских летчиков. Командо­вал этой частью полковник Л.И. Байдак, эмигрант, до войны служивший в юго­славских ВВС. По плану полк должен был состоять из шести эскадрилий, в том числе штурмовой с 12 Ju 87D (ко­мандовал ею капитан Б.Р. Антилевский, Герой Советского Союза, получивший это звание еще за финскую войну). На фронт это подразделение отправили как 2-ю эскадрилью ночных штурмовиков. Начиная с 13 апреля 1945 г. ее самоле­ты воевали против советских войск, форсировавших Одер, взаимодействуя с 1-й пехотной дивизией РОА. Сведения о действиях эскадрильи практически не сохранились: в последние недели и дни войны было не до оформления донесе­ний. Достоверно известно только, что штурмовики успели сделать некоторое количество боевых вылетов, но повли­ять на развитие ситуации не смогли.

Когда в Праге началось восстание, эс­кадрилья стояла на аэродроме Рузин на окраине города. Власовцы сожгли запа­сы бензина, бросили самолеты и двину­лись навстречу американцам. Большин­ство все-таки попало в плен к советским войскам, а тех, кто сумел сдаться аме­риканцам, впоследствии также выдали.