Окраска и обозначения

Военные "пумы", "супер пумы" и "кугары", эксплуатирующиеся в разных странах, весьма разнообразны по своей окраске. Преобладают трех- или двухцветные схемы камуфляжа с использованием крупных полей неправильной формы. Границы их всегда округлые, без прямых линий и углов. Выбор цветов зависит от характера местности, где применяется техника.

Вертолеты британских ВВС традиционно красятся в свинцово-серый и темно-зеленый цвета. Низ фюзеляжа при этом черный, граница разделения верха и низа волнистая. В начале 1990-х гг. для "пум" в Англии придумали двухцветный камуфляж, сочетавший крупные светло-зеленые и темно-зеленые пятна. Светло-зеленые поля захватывали и днище фюзеляжа. Таким образом перекрасили часть вертолетов, но до сих пор даже в одной эскадрилье можно увидеть машины с двумя типами камуфляжа. Перед боевыми действиями против Ирака на отправлявшуюся на Ближний Восток технику наносили матовую розовато-кремовую эмаль (колера "пустынный розовый") со всех сторон.

Сочетание серого и зеленого (при сером низе фюзеляжа) применяют также швейцарцы. Греки, турки и португальцы предпочитают вместо серого песчано-желтый цвет. В ЮАР "Пумы" и "Ориксы" летают в камуфляже, аналогичном применявшемуся в Англии в начале Второй мировой войны: на машины нанесены темно-зеленые и землисто-коричневые поля в виде неправильных вертикальных полос. Во Франции применяли несколько вариантов окраски "пум": пятнами шоколадно-коричневой, темно-зеленой и черной краски, двухцветный (желто-песочный с оливковым) и однотонный оливковый. Учебные подразделения добавляют к этому яркую оранжево-красную окраску спонсонов и носовой части фюзеляжа.

В Таиланде и Словении принят камуфляж, сочетающий терракотовые и темно-зеленые поля. Раньше так красили вертолеты и в Турции, но новые машины уже несколько лет поступают целиком темно-серыми. В различных африканских странах и на Ближнем Востоке часто пользуются желтыми и коричневыми пятнами. Например, так окрашены вертолеты ВВС Кувейта (при светло-сером днище фюзеляжа). Очень похожи на них машины из Абу-Даби, но коричневый тон у них немного темнее.

В Румынии в ходу трехцветная маскировочная окраска, сочетающая темно-зеленый, светло-зеленый и песчано-желтый. Однотонную окраску чаще можно встретить у вертолетов морской авиации, но ее применяют иногда также ВВС или армейская авиация. В Конго "пумы" оливковые. Очень схожий камуфляж принят и для машин испанской армии. Пограничная охрана ФРГ предпочитает темно-зеленый цвет. У вертолетов морской авиации цвет обычно серый, а колер в разных странах варьируется от темного свинцово-серого до белесого. Последний вариант используют на флоте Чили.

Обозначения в разных странах иногда дополняются указанием вида вооруженных сил, которому принадлежит вертолет, и тактическими номерами. Английские "пумы" всегда имеют на фюзеляже военные номера из двух букв и трех цифр. Они пишутся на фюзеляже черной краской. Многие части и подразделения размещают свои эмблемы на дверцах пилотской кабины с одного борта или с обоих.

Окраска гражданских вертолетов еще более разнообразна. Цветовые сочетания и рисунки там определяются только фантазиями владельцев. Кроме того, палубные "супер пумы" немного темнее, холодного темно-серого оттенка.

Интересно, что вертолеты спасательных служб, работающие над морем, красятся обычно на сухопутный манер, хотя несут надувные поплавки-баллонеты. Последние обычно серые или ярко-красные. Окраску у них дополняют широкие яркие желтые или красные полосы на фюзеляже или хвостовой балке. А в Сингапуре "спасатели" бело-красные. Все это нужно, чтобы повысить их заметность яркий вид облегчает поиск аппарата в случае аварии. Обязательным в этом случае является только наличие обозначений гражданского регистра. Обычно это четырех- или пятибуквенные сочетания, где первая буква или две буквы, отделенные дефисом, - код страны.

Обтекатели антенн радиолокаторов, если они установлены на вертолете, покрывают темно-серой или черной радиопрозрачной эмалью.

Опознавательные знаки располагают в задней части фюзеляжа у места его перехода в хвостовую балку или на самой балке. В задней части балки, перед рулевым винтом, обязательно наносят предупреждающую об опасности надпись на стрелке или широкой полосе яркого цвета - красного или желтого. На кончиках лопастей рулевого винта часто видны контрастные полосы - желтые, красные или белые.