Штурмовик или истребитель сопровождения?

 

Очень большая дальность полета не фигурировала в первоначальном тактико-техническом задании на создание Р-51. В 1940 году Британская закупочная комиссия заказала его в качестве тактического развед­чика для королевских ВВС и он, поначалу, не вызывал у ВВС армии США какого-либо интереса. Когда выяснилась возможность использования новой машины в качестве маловысотного (ниже 10000 футов) истре­бителя и пикирующего бомбардировщика, армия США выдала заказ на создание ново­го штурмовика. Под обозначением А-36 «Апач» и Р-51 «Мустанг» он хорошо заре­комендовал себя при непосредственной под­держке войск на поле боя, во время кампа­ний в Тунисе и Сицилии, в которых он при­нимал участие в составе 12-й Воздушной Армии.

Этот эпизод мог бы стать пиком в бое­вой карьере «Мустанга», если бы не серия испытательных полетов в октябре 1942 года, показавшая, что установка на него английс­кого двигателя Роллс-Ройс «Мерлин» 61 зна­чительно улучшает его летные характерис­тики. При крейсерской скорости 260 миль/ ч «Мерлин» потреблял всего 60 галлонов/ч 100-октанового бензина, что позволяло пол­ностью заправленному «Мустангу» нахо­диться в воздухе восемь с половиной часов, и еще оставался запас горючего на пять ми­нут боя. Таким образом, Р-51 мог сопровож­дать бомбардировщики из Англии до лю­бой, самой дальней, цели на территории Германии, отражать атаки Люфтваффе и затем благополучно вернуться обратно.

Идея установить на американский само­лет двигатель иностранного производства требует некоторых разъяснений. Первона­чально устанавливавшийся на Р-51 мотор Аллисон V-1710 нельзя назвать неудачным, но он не предназначался для длительных полетов на больших высотах. Кроме того, из-за отсутствия финансирования, Аллисон не занималась совершенствованием V-1710, хотя его разработка началась на три года раньше «Мерлина».

К сожалению, создание нового самоле­та и его запуск в серийное производство требует времени. Но, учитывая критическое положение с сопровождением бомбардиров­щиков, оснащение «Мутантов» «Мерлина­ми», поначалу осуществлявшееся энтузиа­стами, приобрело очень высоких покрови­телей по обе стороны Атлантики. В их чис­ло входили сэр Уилфред Фримен и главно­командующий ВВС армии США генерал «Хэп» Арнольд - а при такой поддержке успех был обеспечен.

Фирма Роллс-Ройс намеревалась нала­дить серийное производство «Мерлина» 65 (а он развивал на 600 л.с. больше, чем Ал­лисон V-1710-39) лишь к концу 1942 года. К счастью, между Роллс-Ройс и американс­кой Паккард уже было заключено лицензи­онное соглашение и к октябрю 1942 года -когда опытный ХР-51В был готов поднять­ся в воздух - стабильные поставки моторов были гарантированы. Тем временем Норт Америкен развертывала серийное производ­ство «Мустангов» на обоих своих заводах: в Инглвуде , Калифорния, - там первый Р-51В выкатили из цеха в июне 1943 года - и в Дал­ласе, Техас, где практический идентичный Р-51C был выпущен двумя месяцами позже.

Хотя «Мустанги» с моторами «Мерлин» появились как решение проблемы сопровождения бомбардировщиков, 354-я группа - первая, оснащенная Р-51В, все еще рас­сматривалась ВВС армии США, как подраз­деление непосредственной поддержки войск. «Мустанги» с моторами Аллисон хорошо зарекомендовали себя в Италии и ВВС по прежнему продолжали считать их штурмовиками. Поэтому 354-я группа дол­жна была войти в состав создававшейся Девятой воздушной армии (сформирована в Англии 7 сентября 1943 года), нацелен­ной на решение тактических задач.

Но вскоре ситуация изменилась: была заключена «сделка» - 354-ю группу переда­ли в Восьмую армию в обмен на 358-ю группу, вооруженную «Тандерболтами». Этот обмен имел далеко идущие последствия, и не только для ставшего отличным истреби­телем сопровождения Р-51В. «Тандерболт» оказался хорошим штурмовиком - его звез­дообразный мотор воздушного охлаждения Пратт-Уиттни R-2800 «Дабл Уосп» был бо­лее устойчив к повреждениям от зенитного огня, чем моторы с водяным охлаждением. Так что оба самолета прекрасно «вписа­лись» в свои новые роли.

Первоначально предполагалось, что 354-я группа будет входить в состав Восьмой армии временно, пока достаточное количество ее «родных» подразделений не будут перевооружены на «Мустанги». Для многочисленных экипажей американских бомбардировщиков это решение оказалось «спасательным кругом» на оставшиеся 18 месяцев войны.

Из-за критического положения с днев­ными налетами бомбардировщиков, сло­жившегося в Европе осенью 1943 года, 354-я группа была брошена в бой без предвари­тельного переучивания на Р-51 в США. Пилоты группы, которой командовал пол­ковник Кеннет Мартин, упорно тренировались, чтобы избежать «кровопускания» в небе Германии в первых вылетах на сопро­вождение. В США они летали на истреби­телях Р-39 «Аэрокобра», и, прибыв на Ев­ропейский ТВД, обнаружили, что условия на нем резко отличаются от тех, к которым они привыкли. Первые Р-51 В были отправ­лены в Ливерпуль, а группа в начале нояб­ря 1943 приступила к реорганизации на авиабазе Гриннэм Коммон в Беркшире. В конце того же месяца она передислоциро­валась в Бокстед.

Мало найдется самолетов, ввод которых в эксплуатацию не сопровождался бы каки­ми-нибудь проблемами, и Р-51 В не был ис­ключением. Европейская погода, которая, как казалось, часто была заодно с немцами, была поначалу такой же «чумой» для дви­гателей «Мустангов», как раньше для Р-38. Длинный перечень технических ошибок и неполадок надолго загрузил работой инжене­ров Порт Америкен и технический персонал 354-й группы. К счастью, лишь немногие не­достатки были достаточно серьезны, чтобы надолго приковать Р-51В к земле.

Постепенно большинство дефектов ус­транили и, хотя оставалось еще несколько органически присущих конструкции, кото­рые постарались скомпенсировать. Больше всего хлопот доставляло вооружение, состо­явшее из четырех пулеметов Браунинг ка­либра 12,7 мм. Из-за малой строительной высоты крыла Р-51 пулеметы пришлось «по­ложить на бок», чтобы они не выступали за обводы. Из-за этого патронные ленты на своем пути поворачивали на острый угол. На высотах свыше 25000 футов, при низ­ких температурах, это приводило к их час­тому заклиниванию. Неоднократно пилоты «Мустангов» обнаруживали, что они лиши­лись половины, а то и больше, своего воо­ружения.

Утечки из системы охлаждения стали постоянной головной болью для техников в Бокстеде, также как и загрязнение электро­разъемов, да и шланги, ломавшиеся в мес­тах перегиба из-за воздействия низких тем­ператур. Существовал еще длинный список других, менее значительных, дефектов.

Тем не менее, Р-51 по своим летным характеристикам превосходил любой дру­гой истребитель ВВС армии США, и вско­ре все смогли в этом убедится. К ужасу не­мецких «Ягдфлигер» Р-51 В не уступал их собственному Bf 109G и явно превосходил двухмоторные истребители Люфтваффе, которые часто использовались при перехва­те бомбардировщиков совместно с одноме­стными машинами. Одним из первых пило­тов, доказавших последнее утверждение, стал Джим Говард из 354-й группы, кото­рый 11 января 1944 года, один за другим уничтожил восемь Bf 110. Причем в этом сражении пулеметы его Р-51В тоже отказывали один за другим - к моменту выхода из боя у него остался лишь один боеспособный Браунинг. За этот подвиг Говард получил Медаль Почета, только еще пять ар­мейских летчиков-истребителей были награждены ею во время войны.

Новости о появлении нового истребителя распро­странялись стремительно. В Дебдене подполковник Дон Блэйксли, командир 4-й группы, просил, льстил и умолял, чтобы заменить свои Р-47 на Р-51В. Эта известная группа ранее летала на различных моди­фикациях «Спитфайров» и ее пилоты испытывали дискомфорт, пилотируя огромные «Тандерболты».

В конечном счете, Блэйксли добился своего. Как один из наиболее опытных командиров-истребите­лей на Европейском ТВД, он был временно отко­мандирован в 354-ю группу набираться опыта, что­бы обеспечить максимально безболезненный пере­ход на «Мустанги» своей собственной группы. Впер­вые он отправился на задание 1 декабря в составе группы из 24 самолетов. Десятью днями позже, пос­ле поступления 75-галлонных сбрасываемых топлив­ных баков, «Мустанги» 354-й группы сопровождали бомбардировщики в налете на Эмден. А 12 декабря целью стали верфи и военно-морская база в Киле, и Р-51В защищали В-17 на всем протяжении 960-миль­ного маршрута из Англии и обратно. Дон Блэйксли участвовал еще в четырех боевых вылетах 354-й группы, после чего вернулся в Дебден, убежденный, что «Мустанги» позволят 4-й группе, не отличавшей­ся пока особой результативностью, стать настоящей грозой Люфтваффе.

Потребность в Р-51В на других ТВД была не­большой, поскольку Р-38 хорошо справлялся с за­дачами на Тихоокеанском ТВД, а имевшиеся в дос­таточных количествах Р-40 и Р-47 были способны решить остальные возникающие проблемы. Было осознано, что успех или неудача бомбардировочно­го наступления в Европе - ключевого элемента в плане Союзников по разгрому Германии - напрямую зависит от достаточного количества «Мустангов» в Англии. Генерал Кепнер отмечал в то время: « Р-51В - без сомнения, лучший истребитель, который позво­лит нам господствовать здесь. Он является един­ственным удовлетворительным решением.»