«Спитфайры» против самолетов-снарядов V-1

 

В предрассветный час 13 июня 1944 г. состоялся первый удар по Лондону посредством принципиаль­но нового оружия - беспилотных са­молетов-снарядов V-1. До конца ме­сяца по столице Британский империи было запущено 2442 летающих бом­бы. Примерно треть из них, около 800 самолетов-снарядов, разорвалось на территории Большого Лондона, в результате 2441 человек погиб и 7107 было ранено. Две трети летающих бомб было сбито или сошло с траек­тории в результате технических неис­правностей раньше, чем достигли цели.

Новое оружие люфтваффе в силу конструктивных особенностей и технологии производства имело сильный разброс по характеристи­кам. Большинство самолетов-снаря­дов летели со скоростью порядка 350 миль/ч, однако встречались рекорд­смены, развивавшие 420 миль/ч и аут­сайдеры, пронзавшие воздушное пространство на скорости 230 миль/ ч. Высота полета для львиной доли запущенных летающих бомб состав­ляла 3000 - 4000 футов, в то же время встречались экземпляры, летавшие как на высотах порядка 8000 футов, таки на высоте макушек деревьев. Подлетное время от места запуска до Лондона составляло 20-25 минут.

Для защиты столицы от нале­тов V-1 было организовано четыре пояса обороны. Первый пояс начи­нался на расстоянии десяти миль от побережья Англии и простирался до середины Ла-Манша - внешний рай­он патрулирования истребителей. Его оборона возлагалась на истреби­тели «Темпест», «Мустанг», «Спитфайр» и ночные истребители «Москито». Затем следовал «артиллерий­ский пояс» - почти 800 тяжелых зенит­ных пушек и 1300 легких. В зоне дей­ствия зенитной артиллерии, прости­равшуюся от Бичи-Хед до Дувра про­лет истребителей союзников запре­щался. Внешняя граница третьей зоны, внутренней зоны патрулирова­ния истребителей, начиналась на тер­ритории Англии в десяти милях от береговой черты; заканчивалась внутренняя зона патрулирования ис­требителей в десяти милях от город­ской черты Большого Лондона. Чет­вертый пояс обороны начинался в десяти милях от Лондона и заканчи­вался на границы предместий бри­танской столицы. Здесь самолеты-снаряды поджидала тысяча привяз­ных аэростатов заграждения.

Первыми в бой с «оружием возмездия» вступили «Спитфайры» Mk IX из 1-й и 165-й эскадрилий ба­зировавшегося в Лимпни 150-го авиакрыла, а также «Спитфайры» Mk XII из 41-й эскадрильи. Посколь­ку ни «Спитфайр» Mk IX, ни «Спитфайр» Mk XII не могли тягаться на малых высотах по скорости с V-1, то на аэродром Кент для обеспечения ПВО Лондона пришлось перебросить три эскадрильи «Спитфайров» Mk XIV - 91-ю, 322-ю и 610-ю. Специально для перехвата самолетов снарядов двига­тели части 14-х «Спитфайров» были доработаны под использование бензи­на с октановым числом 150, что дава­ло прирост мощности и увеличивало максимальную скорость полета на уровне моря на 30 миль/ч.

90% самолетов-снарядов, в которые попали снаряды пушек «Спитфайров» теряли управление, после чего пикировали к земле и взрывались. Еще 10% взрывались сразу после попадания в них снаря­дов или пуль. Летчикам запрещалось подходить к V-1 ближе чем на 150 ярдов во избежание получения серь­езных повреждений от взрыва V-1. В принципе, повреждения от горящего топлива или разлетавшихся кусков V-1 сбивший самолет-снаряд истреби­тель мог получить и на большей дис­танции.

Атака летающей бомбы с ко­роткой дистанции представляла со­бой смертельно опасное занятие. Французский летчик капитан Жан-Мари Маридор, летавший в составе 91-й эскадрильи на «Спитфайре» Mk XIV, после успешной атаки V-1 ока­зался в военном госпитале. Отваж­ный француз скончался в больничной палате. Маридор сбил 11 самолетов-снарядов V-1.

В полете самолет-снаряд V-1 управлялся отклонением руля на­правления и рулей высоты. Летаю­щая бомба, точнее ее автопилот, ока­залась чрезвычайно чувствительна к возмущениям по каналу крена. Лет­чики разработали оригинальной ме­тод борьбы с V-1: пилот подводил свой истребитель вплотную к «чудо-оружию», после чего старался под­деть крыло летающей бомбы крылом своего самолета. Если маневр удавал­ся, то чаще всего автопилот V-1 уже не мог вернуть самолет-снаряд в го­ризонтальный полет - V-1 терял уп­равление. Флайт-сержант Пол Лива, бельгиец из 350-й эскадрильи, пат­рулировал внутреннюю зону 20 ав­густа 1944 г. На своем новеньком «Спитфайре» Mk XIV, только что полученном эскадрильей, Лива при­менил для уничтожения самолета-снаряда именно такой метод:

-  ...бомба безнаказанно про­шла через два рубежа обороны. Ру­ководимый командами офицера на­ведения я вышел точно в хвост само­лета-снаряда. Я перевел самолет в пологое пикирование, чтобы набрать скорость. Цель становилась все бли­же и ближе.

-  Вскоре я вышел в горизон­тальный полет, скорость «Спитфайра» несколько упала, а дистанция до цели начала медленно расти. Мне не оставалось ничего другого как от­крыть огонь. Для меня большим сюр­призом было увидеть разрывы моих снарядов на плоскости крыла само­лета-снаряда.

-  Я выпускал очередь за оче­редью. Я стрелял точно - от V-1 лете­ли куски, но жизненно-важные части повреждены не были. Все же скорость летающей бомбы уменьшилась, она стала терять высоту.

-  Надежда на уничтожение цели возродилась. Я подошел к объекту преследования так близко, что пришлось убрать газ. Оставалось нанести последний удар. Я тщатель­но выбрал позицию, нажал на гашет­ку, но вместо пушечно-пулеметного стокатто раздался свист сжатого воз­духа пневмоспуска оружия - у меня кончился боекомплект.

-  В наушниках шлемофона прозвучал вопрос офицера наведе­ния: «Как, удачно?»

- «Нет, я повредил эту штуку, но боекомплект кончился. Она летит медленно и потихоньку падает. Я лечу в одном строю с Фау».

- «Хреново», - отозвалась зем­ля: «Тебе пора разворачиваться - впе­реди баллоны заграждения».

-  Почти уничтоженный само­лет-снаряд бросать было жалко. Я вспомнил, что нам на одном из инст­руктажей рассказывал офицер разве­дотдела. Он говорил, что самолет-снаряд можно заставить упасть силь­но качнув за конец плоскости крыла.

-  «Подожди», - попросил я землю: «Я кое что придумал». Не­много прибавив газ я подошел вплот­ную к летающей бомбе, выдерживая одинаковую с ней высоту полета. Вот что значит полет в плотном строю! Я отчетливо выдел пробоины от сна­рядов пушек моего «Спитфайра». Я никогда бы не поверил, что полет на такой дистанции возможен.

- Я позиционировал истреби­тель чуть ниже левой плоскости кры­ла V-1, затем стал очень осторожно набирать высоту, стараясь добиться мягкого контакта крыла «Спитфайра» с крылом самолета-снаряда. Ког­да я убедился, что контакт есть, то двинул ручку резко на себя и влево.

- Самолет моментально изме­нил пространственную ориентацию, летающая бомба исчезла из поля зре­ния. Я описал полный вираж, преж­де чем увидел пикирующий самолет-снаряд. Яркая вспышка взрыва пос­ле столкновения V-1 с землей пока­зала, что маневр мне удался.

Послеполетный осмотр плос­кости крыла самолета Ливы выявил необходимость замены законцовки - следствие контакта с плоскостью крыла V-1.

Существовал более элегант­ный метод перевести V-1 в пикиро­вание. Истребитель занимал пози­цию выше сзади самолета-снаряда, затем старался «наложить» свое кры­ло на крыло летающий бомбы без касания плоскостей друг с другом. Потом летчик резко брал ручку на себя - «Спитфайр» взмывал вверх, а на плоскость крыла Фау обрушива­лась мощная струя от воздушного винта истребителя. Самолет-снаряд опрокидывался на спину и переходил в неуправляемое пикирование. По­скольку физического контакта меж­ду летательными аппаратами не было, то истребитель никаких по­вреждений в случае грамотно выпол­нения маневра не получал.

Оба экстравагантных способа борьбы с самолетами-снарядами при­менялись только при условии сравни­тельного медленного полета V-1, a такое случалось нечасто. Подавляющее большинство летающих бомб истребители сбили огнем бортового оружия. Через три дня после разбор­ки с Фау бельгийца Левы, отличился флайт-лейтенант Т. Спенсер из 41-й эскадрильи: в одном боевом вылете он сбил сразу два самолета-снаряда. Редкий случай, особенно если учесть, что Спенсер летал в плохую погоду на «Спитфайре» Mk XII, который имел меньшую, чем «Спитфайр» Mk XIV максимальную скорость. В ра­порте о бое отмечалось:

- Мы патрулировали зону над Эшфордом. Пост управления № 11 информировал нас о появлении вос­точнее Фолкстоуна летающей бом­бы. Флайт-лейтенант Спенсер сни­зился с высоты 9000 футов до высо­ты 2000 футов, где обнаружил «дайвера» («Diver» - кодовое наименова­ние V-1) на 10 часах с превышением в 1000 футов. Дайвер шел на высоте 3000 футов курсом 310 град, со ско­ростью 240 миль/ч.

- Спенсер выпустил по самоле­ту-снаряду две очереди продолжительностью одну и две секунды. Летчик наблюдал как в 08 ч 20 мин дайвер упал рядом с линией железной дороги.

- Затем посту управления в Эшфорде информировал летчика о появлении еще одной летающей бом­бы в четырех милях к западу от Эшфорда. Направление на цель было задано с поста управления запуском сигнальных ракет. Спенгсер пикиро­вал в заданном направлении с высо­ты 10 000 футов, он обнаружил V-1 на 2 часах. Первая очередь продол­жительностью четыре секунды про­шла мимо; вторая, двухсекундная, прошлась по левой плоскости кры­ла и фюзеляжу «дайвера». На само­лете-снаряде взорвался топливный бак, V-1 упал в 09 ч 07 мин в окрест­ностях железнодорожной станции Хэрртсхэм. Атака проводилась с вы­соты 2500 футов на скорости 360 миль/ч, погодные условия - ужасные.

В общей сложности Спенсер сбил шесть беспилотных самолетов-снарядов V-1, все - на «Спитфайре» Mk XII.

Все летчики «Спитфайров», добившиеся наибольших успехов в борьбе с летающими бомбами, лета­ли на истребителях XIV модели. Луч­шим стал голландец флэг-офицер Р. Баргаль из 322-й эскадрильи - на его счету 21 уничтоженный самолет-сна­ряд; скуадрон-лидер Н. Кинжстоун и флайт-лейтенант Р. Нэш (оба - из 91-й эскадрильи) сбили соответственно 17 и 16,5 летающих бомб.

В конце августа войска союз­ников в ходе наступления в северной Франции захватили последнюю стар­товую площадку (Пас-де-Кале), с ко­торой по Англии запускались само­леты-снаряды. Последняя, 1867-я по счету, летающая бомба была запуще­на утром 1 сентября 1944 г. Самолет-снаряд упал в южной Англии.