«Сейбры» возвращаются

 

«Сейбры» вновь вступили в бой после перебазирования 4-го ис­требительного авиакрыла из Японии в Сувон. Однако, ранее летчики МиГ-15 повредили десять бомбардиров­щиков В-29, трем из которых при­шлось садиться из-за полученных повреждений в Тэгу. 1 марта 1951 г. воздушный стрелок «Суперфортресса» из 343-й бомбардировочной эс­кадрильи сержант Уильям X. Финнеган сбил МиГ-15.

Второе пришествие «Сейбров» в Корею несколько ослабило угрозу, которую МиГи представляли для бомбардировщиков В-29. Накал воздушных боев несколько спал, но они все равно не являлись редкостью. 17 марта летчик «Шутинг Стара» 1-й лейтенант Говард Ландри из 36-й эскадрильи 8-го истребительно-бомбардировочного авиакрыла в слож­нейшем бою сбил МиГ-15. 30 марта еще один МиГ-15 сбили воздушные стрелки В-29 из 28-й бомбардировоч­ной эскадрильи сержанты Норман Грин и Чарлз Саммерс. На следую­щий день прикомандированный к 334-й эскадрильи 4-го авиакрыла ис­требителей-перехватчиков канадец флайт-лейтенант Омер Ливискю сбил на «Сейбре» МиГ-15, став первым летчиком ВВС Канады, одержавшим победу над реактивным истребите­лем со стреловидным крылом.

В марте генерал Стрэмейер вышел к начальнику штаба ВВС США генералу Хойту Ванденбергу с настоятельным предложением ото­звать с театра военных действий все истребители «Мустанг» и «Шутинг Стар», как крайне уязвимые от атак МиГ-15, заменив их истребителями-бомбардировщиками F-84 «Тандерджет». Ванденберг согласился с ко­мандующим авиацией сил ООН в Корее, однако такая замена была произведена только в начале 1953 г.

К этому времени стали оче­видны сравнительные плюсы и мину­сы «Сейбра» и МиГа. МиГ-15 имел больший потолок, что давало его лет­чику важнейший козырь при завязке боя. Аэродинамически более чистый «Сейбр» не мог забраться выше 42 000 футов, в то время как МиГ-15 сво­бодно летал на 50 000 футах и мог забраться даже выше. МиГи базиро­вались непосредственно в районе боев, «Сейбрам» приходилось лететь до места схватки порядка 200 миль, таким образом, за счет экономии топ­лива на маршруте МиГи могли вес­ти бой дольше, чем американские ис­требители. Летчики «Сейбров» не получали команд наведения от назем­ных постов управления. Единствен­ная американская РЛС в этом райо­не находилась на острове Чо-до, но реальной помощи пилотам от ее ра­боты было не так уж и много. Ком­мунисты полностью контролировали район боев своими радарами. Боль­шинство преимущество оставалось у летчиков МиГов.

Капитан Джэймс Джабарра из 334-й эскадрильи 4-го авиакрыла истребителей-перехватчиков одержал свою первую подтвержденную побе­ду 3 апреля 1951 г. Помимо Джабарры в этот день по одному МиГу сби­ли подполковник Бенджамин Иммерт (335-я эскадрилья, шесть побед на Средиземноморье в годы второй мировой войны), 1-е лейтенанты Рой Маклэйн (334-я эскадрилья) и Уиль­ям Янкей (336-я эскадрилья). На сче­ту Джабарры уже имелись 1,5 побе­ды, одержанные в воздушных боях второй мировой войны шестью года­ми ранее.

4 апреля МиГ-15 сбил офицер штаба 4-го авиакрыла майор Эдвард Флетчер. Прекрасный командир и оперативник Флетчер не одержал в Корее других побед, что, впрочем, никак не отразилось на его репута­ции. После окончания войны, Флет­чер, как и многие другие ветераны Кореи, был направлен для дальней­шего прохождения службы в систему ПВО Северо-Американского конти­нента, где командовал различными эскадрильями.

7 апреля 48 истребителей F-84Е из 27-го авиакрыла сопровожда­ли бомбардировщики В-29 в налете на железнодорожный мост в районе Синьчжу. Над целью американцев атаковало тридцать МиГ-15. Хотя к «Крепостям» удалось прорваться все­го одному МиГу, его пилот исполь­зовал свой шанс на 100% - один В-29 из 307-й бомбардировочной эскадри­льи был сбит. В результате налета мост получил повреждения, но пол­ностью разрушен не был. Через два дня пилот «Сейбра» 1-й лейтенант Артур О'Коннор из 336-й истреби­тельной эскадрильи сбил второй и последний в своей карьере МиГ-15. 10 апреля второй «достоверный» МиГ сбил Джабарра.

12 апреля на мостом в Синьч­жу появилось три группы «Сверхкре­постей». Звенья МиГов пронзили на пикировании эскорт «Сейбров» и «Тандерджетов» и растерзали строй бомбардировщиков: не менее двух В-29 было сбито, а пять самолетов по­лучили повреждения. Американцы объявили об 11 сбитых МиГах, семь из которых записали на счет воздуш­ных стрелков «Сверхкрепостей». Три «вероятных» победы одержали пило­ты «Тандерджетов».

К этому времени Джабарра сбил третий МиГ и догнал лучшего аса неба Кореи - летчика «Тандерджета» Кратта. Подполковник Хинтон сбил свой второй МиГ, полков­ник Мейер также довел свой корейс­кий счет до двух побед; это были пос­ледние корейские победы сих достойных офицеров. Конкуренцию летчи­кам-истребителям составил воздуш­ный стрелок В-29 из 28-й бомбарди­ровочной эскадрильи сержант Билли Бич, сбивший два МиГ-15. Свой вклад в общую копилку, один МиГ-15. внес пилот «Сейбра» капитан Ховард Лэйн. Из 336-й истребитель­ной эскадрильи.

Все МиГ-15, летавшие тогда в небе Кореи принадлежали двум со­ветским авиадивизиям, входившим в состав 64-го отдельного истребитель­ного авиационного корпуса. Советс­кие летчики с должным уважением относились к противнику и тщатель­но изучали свои ошибки. Генерал-майор Лобов писал:

- Первые летчики МиГ-15, на­правленные в Корею не имели боево­го опыта. Одно дело драться с истре­бителями F-51 или F-80 и совсем дру­гое - с «Сейбрами». Командир одно­го из полков Евгений Пепеляев счи­тал, что нашим летчикам необходи­мо оттачивать мастерство и тактику. Конечно, нашей основной целью яв­лялось вовсе не уничтожение как можно большего количества «Сейбров», а нейтрализация бомбардиров­щиков. Именно исходя из этой зада­чи следует оценивать результаты воз­душных боев.

- В 1951 г. завершилась первая фаза действий МиГ-15 в Корее. Это был очень тяжелый этап. Сам за себя говорит такой факт - звание Героя Советского Союза присваивали пи­лотам, сбившим три-четыре самоле­та (во вторую мировую войну на присвоение столь высокого звания мог претендовать летчик-истреби­тель, уничтоживший не менее 12 ма­шин противника, причем - не факт, что он его получал). На смену пер­вой группе летчиков прибыли гораз­до более опытные пилоты-добро­вольцы, не питавшие иллюзий отно­сительно противника. Они были го­товы сразиться с опытным противни­ком, воевавшим на самых современ­ных истребителях.

- Замена осуществлялась на основе ротации подразделений, а не в индивидуальном порядке. Такой подход порождал большие пробле­мы. На смену набравшимся корейского опыта воздушным бойцам при­ходили новички, не нюхавшие поро­ху, а передать им науку побеждать было некому. Ветераны убывали на Родину в составе своих эскадрилий и полков. Новички наступали на дав­но известные ветеранам грабли, пла­тить за эти «грабли» приходилось кровью. Летчики у которых заверша­лась командировка имели возмож­ность передать новичком свой опыт только в устной форме, а не в совмест­ных боевых вылетах. Американцы, в отличие от нас, меняли пилотов, а не эскадрильи. Ветераны опекали нович­ков в их первых боевых вылетах.

- Система ротации была удоб­на для штабистов. Все же необходи­мо отметить, что начиная со второй группы, направленной в Корею, под­готовка летчиков заметно выросла, по сравнению с пилотами первой группы. Так в Аньдун прибыла 324-я истребительная авиационная диви­зия (176-й гвардейский истребитель­ный и 196-й истребительный авиаци­онные полки), которой командовал трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб. Летчики обоих пол­ков имели большой налет на истре­бителях МиГ-15, среди них имелось немало ветеранов Великой Отече­ственной войны.