В-2: выросший в боях

Несмотря на то, что самолет был запущен в серию, конструкторы "Хеншеля" продолжали работу по совершенствованию конструкции. С мая 1942 года в самолет В-2 были внесены незначительные изменения, которые были вызнаны опытом эксплуатации первых Hs 129 В-1 на Восточном фронте. В частости была изменена форма воздухозаборников двигателя, кроме того, в частях началась установка тропических противопыльных фильтров.

Подверглась изменениям и топливная система, что было вызвано прежде всего применением в условиях пустыни. В итоге накопилось столько различных изменений, что пришлось выделить модифицированные самолеты в отдельный тип - Hs 129 В-2.

Эта модификация и стала самой массовой. Уже последние десять В-1 (W.Nr. 0201-0210) были переделаны в В-2. Первый "настоящий" В-2 (W.Nr. 0201) вышел из цехов завода в середине мая 1942 года. Уже в ходе серийного производства в конструкцию вносились незначительные изменения.

Тем временем серийное производство штурмовиков нарастало: так. если в январе сдали только три В-1. то в апреле - 31. 80-я машина Hs 129 В (50 В-1 + 30 В-2) была выкачена из ангара 30 июня. На тот момент заказ RLM вырос до 1008 машин, которые должны быть построены до декабря 1944 года.

30 сентября был собран 146-й Hs 129 В. причем количество заказанных штурмовиков выросло до 1128 с плановым выпуском в 40 самолетов в месяц, подкорректировали и дату окончания контракта - 30 марта 1945 года. Отдельно было оговорена возможность установки нового двигателя, причем о конкретной модели речи не шло.

Но из-за желания RLM получить самолет для буксировки планеров, начались работы по установке буксировочного крюка (Schleppkupplung) для чего нужно было переделать всю хвостовую часть, темны производства снизились до 20 в месяц. Предполагаюсь, что самолет сможет буксировать планер DFS 230 и для работ передали шесть самолетов (W.Nr. 0351-0356, GG+EX и VE+NA до VE+NE), но результат не удовлетворил заказчика и работы по этому проему остановили.

Только в октябре 1942 года удалось достичь темпа в 33 самолета, а на плановые показатели вышли только в июне 1943 года. Такой уровень держали до декабря, когда начались бомбежки цехов "Хсншеля" союзной авиацией. После чего говорить о 40 самолетах в месяц говорить перестали.

Несмотря на столь грандиозные планы производственных мощностей завода не хватало - так как по подрядным контрактам "Хеншсль" производил, например, бомбардировщики Ju 88 А и Ju 188. Мало того, в марте 1943 года фирму стали готовить для массового производства истребителя - бомбардировщика Мс 410, причем было понятно, что военные эксперты уже оторваны от реальности - например, темп производства нового самолета предполагалось поддерживать на астрономическом уровне - 400 (!) самолетов в месяц.

В декабре 1943 года после того как на внедрение нового проекта было затрачено 400000 человеко-часов пришло новое указание - готовить линию для производства перспективного Ju 388. Эти все "телодвижения" привели к том, что мощности "Hcnschcl Flugzeugwerk" в 1943 году были задействованы всего на 61 процент и это в условиях тотальной войны!

Кроме того, эти процессы происходили на фоне повальной нехватки квалифицированной рабочей силы. Дошло до того, что для работы на стратешческом предприятии стали привлекать иностранных рабочих. Так, если в конце 1939 года на авиазаводах работало 100% немцев, то уже через год это были 3.2 % французских военнопленных. А в декабре 1943 года процент иностранной рабочей силы возрос до 35, из них: 16.3 % - русские и украинцы. 8.2 % - поляки, 5.8 % -французы, 2.9 % - итальянцы и 1.6 % - другие национальности. Столь масштабное привлечение иностранцев с одной стороны способствовало количественному увеличению численности работающих, но с другой стороны значительно увеличивало возможность саботажа и диверсии. На фоне человеческого фактора ухудшилось и качество материала и запчастей. В итоге количество и качество выпускаемых самолетов с каждым месяцем неуклонно ухудшалось. 30 ноября 1942 года по личному указанию Generallunzcugmcistcr Эрхарда Мнль-ха все самолеты, производимые в Германии поменяли систему заводских номеров - вместо четырех или пятизначных номеров были введены шестизначные, якобы для введения в заблуждение разведки противника. По этому приказу новая партия из 400 В-2 получила номера, начиная с 140000.

Новый план производства RLM GL/C-B 2 II был принят 25 мая 1943 года. В нем отмечалось что всего построено или будет построено 1635 Hs 129 В/С.

Несмотря на столь далекоидущие планы к концу 1942 года по документам RLM было поставлено 248 Hs 129, а к марту 1943 года -331, однако потери были просто ужасными. В том же отчете отмечалось, что потери составили 212 самолетов, то есть 64 процента! В сентябре 1943 года несмотря на то что было поставлено 560 самолетов потери составили 68 % или 383 самолета (уничтожены в боях, катастрофах или брошены в Африке и в СССР).

К концу 1943 года общее количество поставленных Hs 129 возросло до 664, но и потерн возросли до 75 % (495 машин -правда неизвестно вошли ли в эту статистику самолеты, поставленные в Румынию). С лета 1943 года к боевым потерям добавились потери от налетов союзной авиации - так. только в конце 1943 - начале 1944 года 34 полностью собранных Hs 129 В были уничтожены на земле, причем в войска они были не поставлены, хотя и получили Werknummcrn. Налеты также очень сильно снизили темны выпуска штурмовиков - так, в 1943 году официально переданы только 414 Hs 129 (менее половины запланированных).

В 1944 году положение только ухудшилось: рейды союзников теперь обрушились не только на заводы "Хеншсля" (так, только в январе произошли три налета - 2-го, 24-го и 29-го). но прежде всего на мелких подрядчиков, которые производили комплектующие. В январе всего три самолета погибли под бомбами, а еще 35 были повреждены и позже были восстановлены.

Последний самолет вышел из заводских ворот 31 марта 1944 года. Таким образом, официально Люфтваффе были поставлены только 754 Us 129 В, из которых 510 (68 %) были потеряны по различным причинам. На тот момент планировалось построить еще 244 самолета.

Стоит отметить, что не все из полученных штурмовиков пошли на вооружение Люфтваффе. Так. в июле 1943 года планировалось передать 15 Hs 129 В венгерским союзникам. В августе даже передали четыре самолета для летных испытаний, но после того как на полигоне разбился 2-й лейтенант Генрик Фннлоп, их забрали.

Другими потенциальными клиентами считались Испания. Япония и Болгария. Испания разместила в июле 1944 года заказ на три Hs 129 В, который выполнен не был, Япония в сентябре 1943 года заказала два "Хеншсля", но доставить его в Страну Восходящего Солнца уже было нечем. Болгары же отказались от штурмовика в пользу Ju 87 D

.

Всего около 250 Ms 129 В было продано или передано Бухаресту. Первыми 35 машин получила 8-я штурмовая авнафуппа (Grapul 8 asalt) - специализированное штурмовое подразделение, сформированное в середине 1943 года. За 14 последующих месяцев Румынии для замены потерь были переданы 122 новых и 84 отремонтированных самолета. Из них 43 были потеряны в боях и 166 повреждены (возвращены в Германию). На 23 ав|-уста 1944 года в составе фупны находилось 32 Us I29B-2. которые активно использовались в последующих боях против бывших союзников.