Великие сражения мая

 

К весне 1972 г. 925-й полк мог считаться полноценной боевой еди­ницей системы ПВО Северного Вьет­нама. Пополнение ВВС ДРВ про­изошло как нельзя более кстати. Мас­штаб воздушных кампаний 1965-68 г.г., предпринятых администрацией президента Джонсона, не шел в срав­нение с воздушной войной, разверну­той новым президентом США Ричар­дом Никсоном. К примеру, в ходе операции «Фридом Трейн» (6 апреля 1972 г.) американская авиация нанес­ли 106 ударов только по объектам, расположенным на территории про­винции Куангбинь. Через четыре дня стратегические бомбардировщики В-52 атаковали Винь, 13 апреля налету самолетов САК ВВС США подверг­ся Тханьхоа, через три дня В-52 и па­лубная авиация нанесла удар по Хай­фону.

Командование ВВС ДРВ по­ставило перед 925-м полком задачу патрулировать воздушное простран­ство над западными и северо-запад­ными районами страны. В первые дни мая американская авиация при­ступила к действиям в рамках опера­ции «Покет мани» - минирование с воздуха важнейших морских портов ДРВ.

С началом 8 мая операции «Лайнбэйкер» летчики 925-го полка, действуя с аэродрома Йенбай, при­крывали с воздуха гидроэлектростан­цию Тхакба. Истребители полка вза­имодействовали с самолетами из 921-го полка. Чтобы сократить время выхода в район патрулирования штаб 925-го полка организовал де­журство двух звеньев на разных кон­цах ВПП. Истребители взлетали в направлении своих районов патрули­рования и не тратили время на полет по кругу с выходом на заданный курс. В северном направлении с юж­ного конца ВПП предстояло старто­вать самолетам Нгуен Хонг Тиепа, Нгуен Дак Тиема, Фам Ханг Сона и Нгуен Ханг Сона. Звену № 2 в соста­ве Нгуен Нгок Тама, Нуен Тхань Лонга, Фанг Ван Куанга и Нгуен Мань Танга был отведен район патрулирования южнее Йенбай, поэто­му они дежурили на северной оконеч­ности полосы.

Утром 8-го мая РЛС засекли четыре воздушных цели в 35 км к юго-западу от Мокчау, самолеты на­правлялись к Йенбаю на высоте 5000 м. Первой в 8 ч 40 мин взлетела пара МиГ-21 из 921-го полка, через семь минут на взлет пошли МиГ-19 пер­вого звена 925-го полка.

Квартет МиГ-19 пробил слой облачности на высоте 1000-1200 м, после чего летчики выполнили левый разворот. К 8 ч 52 мин. они набрали высоту 4000 м. В это время Фам Нгуен Сон обнаружил на курсовом угле 40 град справа от себя на удалении 4 км самолеты противника. Американ­цы находились на высоте 4000 м. Фам Нгуен Сон проинформировал о сво­ем «открытии» летчиков МиГ-21.

Нгуен Нгок Тиеп также ради­ровал об обнаружении четырех «Фантомов». Американцы также за­метили противника о чем свидетель­ствовал залповый пуск ракет. Ни одна из ракет цели не нашла. Нгуен Нгок Тиеп пошел в атаку. «Фанто­мы» разошлись на пары. Нгуен Нгок Тиеп и Нгуен Дак Тием устремились за парой, которая ушла влево, в то время как Фам Нанг Сон и Нгуен Хонг Сон устремились за «Фантома­ми», заложившими правый вираж.

Нгуен Дак Тием уже был го­тов открыть огонь, когда обнаружил запущенную по нему с другого «Фан­тома» ракету. Выполненный с высо­кой перегрузкой маневр сорвал зах­ват головки самонаведения «Сайдуиндера». Тем временем Нгуен Нгок Тиеп, преследуя F-4, спикировал до высоты 1500 м. «Фантом» попробо­вал оторваться от «приклеившегося» к нему МиГа левым виражом. Тиеп открыл огонь из пушек, но промах­нулся - F-4 успел скрыться в облач­ности.

Нгуен Нгок Тиеп развернул МиГ вправо - внимание летчика при­влекла пара «Фантомов», летевших на высоте 2000 м. Один из них рва­нулся к спасительному облаку, одна­ко раньше чем он его достиг, выпу­щенные из пушек МиГа снаряда выд­рали из обшивки фюзеляжа изрядные куски металла. Тиеп доложил о пе­реходе дымящегося американского истребителя-бомбардировщика в пи­кирование, однако его падения вьет­намец не видел. Согласно американ­ским данным, поврежденный самолет вернулся на базу.

Еще один «Фантом» гоняли оба Сона. Они преследовали его до высоты 1500 м, причем ведущий пары МиГ-19, Фам Ханг Сон, периодичес­ки постреливал из бортового оружия, все снаряды ушли, однако, «за моло­ком». Американец неожиданно пере­шел в набор высоты, но вьетнамцы не отставали. «Фантом» и преследу­ющий его МиГ-19 влетели в облако.

Второй Сон - Нгуен Хонг, ре­шил облегчить маневрирование сбросив топливные баки, однако в горячке боя перепутал рычаги. Вме­сто рычага сброса баков, летчик рва­нул рукоятку выпуска тормозного парашюта. Остаток боя пилот так и провел, таская за хвостом своего ис­требителя кучу тряпья. Момент вы­пуска тормозного парашюта краем глаза заметил Нгуен Нгок Тиеп. Тиеп искренне обрадовался, поскольку посчитал, что видит парашют ката­пультировавшегося американца. Нгуен Хонг Сон исправил ошибку и сбросил баки, но пока он манипули­ровал с органами управления, его атаковал «Фантом». Скорость аме­риканца была много выше скорости МиГ-19. «Фантом» проскочил впе­ред, а Сон «повис» у него на хвосте, превратившись из дичи в охотника. Экипаж F-4 метнулся к ближайшему облаку, однако и Сон не отставал. С дистанции 500 м летчик МиГа от­крыл огонь. Сон наблюдал языки пламени, которые вырывались из хвостовой части фюзеляжа амери­канского истребителя, однако добить его не решался - самолеты стреми­тельно приближались к горе, к тому же у него кончалось горючее.

В баках самолета Нгуен Нгок Тиепа оставалось всего 1100 литров топлива, однако он продолжал оста­ваться в районе боя, до тех пор, пока к нему не присоединились два остав­шихся МиГа. К 9 ч 16 мин все четыре МиГ-19 стояли на аэродроме Йенбай.

Вьетнамцы постоянно изуча­ли тактику действий авиации против­ника, тщательно анализировался ход воздушных боев, проводились целе­направленные допросы сбитых аме­риканских летчиков. Выяснилось, что американцы стремятся избегать боев на горизонталях с маневренны­ми МиГ-17 и Миг-19, переводя бой на вертикаль набором высоты или пикированием. Американцы вступа­ли в бой в сильно разомкнутых бое­вых порядках, как в группе, так и в паре. Такой строй позволял летчикам не концентрировать излишнее внима­ние на сохранении своего места в бо­евом порядке. В случае схватки с оди­ночным МиГом американцы дей­ствовали группой, при встречи с не­сколькими вьетнамскими истребите­лями расходились на пары в стрем­лении навязать противнику дуэльную ситуацию.

Помимо минирования Хайфо­на и ряда других северо-вьетнамских портов, в мае авиация США много внимания уделяла аэродромам Винь, Тхоксуан, Хоалок, Йенбай, Насан. 9 мая примерно 200 самолетов нанес­ли удар по аэродромам, на которых базировались истребители ВВС ДРВ. Этот налет ожидался, на его отражение были подняты все боеспособные самолеты четырех истребительных полков.

10 мая американские рейдеры появились над Хайфоном, Бакнинчем, Фалаем, Сондонгом и Лакнганом. Часть самолетов блокировали с воздуха аэродромы Нойбай, Хоалак и Кип. Два МиГ-21 из 921-го полка смогли в 9 ч 44 мин взлететь с аэро­дрома Нойбай. МиГи направились после взлета к Тюенкуангу, чтобы отвлечь внимание американских воз­душных патрулей от стартующего первого звена МиГ-19 из 925-го пол­ка.

Уловка помогла мало, летчи­ки МиГ-19 Нгуен Нгок Тиеп и Нгуен Дак Тием вступили в бой через не­сколько секунд после отрыва колес их истребителей от взлетной полосы. Летчики открыли огонь из пушек, никого, конечно, не сбили, но атаку самолетов противника сорвали, пос­ле чего смогли набрать высоту.

Через 15 минут произошло событие, которое сложно объяснить иначе как вмешательством провиде­ния: командир эскадрильи Фам Ханг Сон с дистанции в 2000 м (!) попал в «Фантом» и тяжело его повредил. Потом Сон без труда сократил дис­танцию до 300 м, вьетнамец букваль­но нашпиговал снарядами уже под­битый F-4. Жертвой комэска стал F-4Е BuNo 67-0386 из 58-й эскадрильи 432-го тактического истребительно­го авиакрыла ВВС США, экипаж «Фантома», летчик капитан Дж. Л. Харрис и оператор вооружения капи­тан Д. И. Уилкинсон, погиб. Мину­той позже ракета нашла в небе истре­битель ведомого Фам Ханг Сона - Нгуен Хонг Сона. Существует версия, что это была ракета, выпущен­ная вьетнамским ЗРК. Трагическая ошибка. Нгуен Хонг Сон катапуль­тировался, через несколько дней лет­чик скончался от полученных ран в госпитале.

В тот день американцы не сби­ли ни одного МиГ-19, однако двумя днями раньше один «Farmer» (кодо­вое обозначение МиГ-19, присвоен­ное министерством обороны США) записали на счет экипажа F-4D BuNo 66-7463 (летчик майор Бартон П. Крюз, оператор вооружения капитан Кейт У. Джонс) из 13-й эскадрильи 432-го тактического истребительно­го авиакрыла ВВС США. На самом деле, вьетнамцы 8 мая не потеряли вообще ни одного самолета!

Бой 10 мая продолжался все­го 20 минут - МиГ-19 из-за ограни­ченного запаса топлива пришлось садиться. Второе звено из 925-го пол­ка взлетело с таким расчетом, чтобы прикрыть посадку самолетов перво­го звена. Уже на подходе к аэродро­му кончилось горючее на МиГе Нгу­ен Дак Тиема. Летчик пытался пла­нировать с высоты 1600 м. Лавров Владимира Ильюшина или Сергея Анохина, успешно сажавших реак­тивные истребители с не работающи­ми двигателями, Тием не снискал: МиГ-19 получил на посадке тяжелые повреждения, но сам летчик отделял­ся синяками.

Нгуен Нгок Тиеп и Фам Ханг Сон уже выпустили шасси своих ис­требителей, когда появились «Фанто­мы». Фам Хонг Сон немедленно по­ставил кран уборки/выпуска шасси в положение «убрано». Летчик обеспе­чил безопасную посадку товарища, потом благополучно приземлился сам.

Летчики второго звена не те­ряли времени даром. Нгуен Мань Танг дважды обстрелял F-4D BuNo 65-0784 из 555-й эскадрильи 432-го тактического истребительного авиа­крыла ВВС США. В кабине «Фанто­ма» находились летчик майор Роберт Лодж и оператор вооружения Роджер Лочер. Несколькими минутами рань­ше эта парочка сбила МиГ-21, теперь фортуна повернулась к ним задом, полным задом. «Фантом» взорвался в воздухе, Лочер успел катапультиро­ваться. Ему повезло дважды: снача­ла он покинул кабину, раньше чем самолет разнесло на куски, потом -его вытащил из-под носа вьетнамцев поисково-спасательный вертолет ВВС США.

Другой «Фантом» атаковал Фанг Ван Куанг, Куанг обстрелял его трижды, но так и не смог добиться попаданий в цель. Второе звено вело бой в общей сложности 18 минут, после чего летчикам пришло время садиться, так как в баках их МиГов оставался только навигационный (резервный) остаток топлива.

Нгуен Нгок Там приземлился благополучно, самолет Фанг Ван Куанга перевернулся на высоте 50 м то ли из-за ошибки летчика, то ли - в следствие полученных в бою повреж­дений. Нгуен Мань Танг пошел на посадку слишком поздно - топливо быстро кончалось. Летчик принял решение увеличить скорость сниже­ния. Погасить скорость перед посад­кой летчик не успел, поэтому МиГ пробежал всю полосу, выкатившись за ее пределы. На грунте МиГ-19 ска­потировал, а потом рванули топлив­ные баки. Нгуен Мань Танг погиб.

В воздухе все еще оставался самолет Нгуен Тхань Лонга. Как только он пошел на посадку, по ра­дио поступила информация о нали­чии у него на хвосте «Фантома». Лонг резко развернулся, летчик уви­дел «Фантома» - американец не ата­ковал, он, как и его вьетнамский про­тивник, держал курс домой.

К 10 ч 47 мин воздушное сра­жение завершилось. Восемь летчиков истребителей МиГ-19 из 925-го пол­ка израсходовали 1050 снарядов ка­либра 30 мм , сбив два «Фантома» ВВС США. В бою был сбит только один МиГ-19, но всего 925-й полк лишился двух самолетов и двух лет­чиков.

Во второй половине мая 1972 г. воздушные бои участились. Амери­канская авиация регулярно наносила ракетно-бомбовые удары по аэро­дрому Йенбай, поэтому подразделе­ниям полка пришлось перебазироваться в Гиалам.

Полк одержал немало побед, победы сопровождали тяжелые поте­ри. Так, 12 мая из четырех МиГ-19, принявших бой со звеном F-4D из 555-й эскадрильи 432-го тактическо­го истребительного авиакрыла, на базу вернулся только один.

На этой стадии войны, прак­тически во всех воздушных боях вьет­намцы в количественном отношении уступали противнику. Разительным примером численного превосходства американцев и героизма вьетнамских летчиков могут служить бои 18 мая. Утром над Нойбаем звено МиГ-19 сбило один F-4D BuNo 66-7612 из 421-й эскадрильи 366-го тактическо­го истребительного авиакрыла. Бли­же к вечеру пару Мигов над Кипом атаковали 12 F-4B из эскадрильи VF-161 с авианосца «Мидуэй». Оба вьетнамских истребителя были сбиты «Сайдуиндерами», летчики МиГов погибли. Победы отнесли на счет экипажей F-4B BuNo 153068, борто­вой код «NF-110» (летчик лейтенант Генри А. Бартоломэй, оператор воо­ружения лейтенант Оран Р. Браун) и BuNo 153015, бортовой код «NF-105» (летчик лейтенант Патрик И. Арвуд, оператор вооружения лейте­нант Джеймс М. Белл). Белл писал после войны:

- Это был мой третий боевой вылет, я еще ни разу не сталкивался с МиГами. Мы с Пэтом летели ведомы­ми у Барта (F-4B летчик лейтенант Генри А. Бартоломэй, оператор воо­ружения лейтенант Оран Р. Браун). ... «Ред Кроун» (самолет наведения ЕС-121) сообщил о «приведении» (неопознанная воздушная цель), ко­торое находилось где-то в районе Кипа. Я внимательно осмотрел все вокруг, но в радиусе 5 миль ничего подозрительного не обнаружил. Мы взяли правее самолета Барта, чтобы проверить его «шесть часов». Вдруг Барт передал: «Два МиГа ниже, ази­мут 230, удаление - 3 мили». То была пара серебристых МиГ-19, они хоро­шо выделялись на фоне темно-зеле­ной растительности. Я решил, что они возвращаются в Кип. Ведомый отста­вал от ведущего примерно на 300 м.

- Барт передал: «Я атакую, или вверх и прикрой». Мы набрали высо­ту 1500 м, а Барт нырнул к самой зем­ле. Перед началом боя мы перекачали топливо из центрального подвесного бака во внутренние емкости «Фанто­ма», однако сбросить бак не успели.

- Летчики МиГов заметили Барта и сбросили свои внешние баки, было видно, как из баков лилось топ­ливо. Барт промахнулся.

- Барт вместе с МиГами раз­вернулся на 180 градусов. На вира­же МиГи получили преимущество и стали сами заходить в хвост «Фанто­му» ведущего. В это время мы про­скакивали МиГи. Пэт подумал, что можно попробовать достать «бан­дита» «Сайдуиндером», хотя захвата не было. Пэт стрельнул наугад... Лет­чики МиГов увидели опасность и рез­ко ушли в стороны. Ведущий взял влево, ведомый - вправо. Барт пошел за ведомым.

- Мы в боевом развороте шли за ведущим пары МиГов. Прямо над Кипом мы описали два полных вира­жа. Помню я смотрел вниз на желез­ную дорогу и думал: «Только бы нас не сбили». МиГ явно играл с нами...-он плевать хотел на нас. Сколько же это будет продолжаться? Вдруг он пошел прямо на нас, срезая круг. Я отчетливо видел блестящий сереб­ристый фюзеляж с опознавательны­ми знаками ВВС Северного Вьетна­ма. МиГ выходил на ударную пози­цию, его летчик выровнял самолет, включил форсаж, после чего...вышел из боя, сильно дымя! Пат было рванулся за ним, однако я напомнил, что надо прикрыть Барта. Перевернувшись че­рез крыло, мы заняли позицию выше Барта - он опять атаковал.

- Тут противник допустил большую ошибку. «Наш» Миг с на­правления 11 часов снова рванулся в бой. Его летчик нас не видел, это ему дорого обошлось. Ведущий МиГ блеснул крыльями прямо перед нами. Пэт бросился в погоню, в наушниках уверенно пищал сигнал захвата цели головкой самонаведения «Сайдуиндера». Самолет вздрогнул - ракета сошла с пилона. «Сайдуиндер» рва­нул в паре метров от правого стаби­лизатора МиГа. ... Из МиГа вырвал­ся огромный язык пламени, я его сна­чала принял за включенный форсаж, Пэт же подумал, что наша ракета пошла на Барта и заорал ему, что тот отвернул вправо. Оран, оператор Барта, крикнул: «Не беспокойся Пэт, все «олл раит». Барт и не думал слу­шать Пэт, командир видел только «свой» МиГ.

- Между тем от «нашего» МиГа отломились плоскости крыль­ев, затем я увидел как от самолета отделился фонарь кабины, а потом вылетело катапультируемое кресло. Я посмотрел назад и увидел пара­шют. В это время Барт «достал» сво­его МиГа. Мы пошли домой.

23 мая четыре МиГ-19 перво­го звена 925-го полка вступила в бой с 16 самолетами F-4E из 35-й эскад­рильи 366-го тактического истреби­тельного авиакрыла ВВС США. По одному самолету сбили Фам Нанг Сон и Нгуен Ханг Сон (данными ВВС США потери не подтверждаются), истребитель Нгуен Дак Тиема стал жертвой собственного зенитно-ракетного комплекса. Тием благопо­лучно катапультировался. На лич­ный счет экипажей одного из «Фан­томов» 35-й эскадрильи занесли один МиГ-19.

Вьетнамские ракетчики в оче­редной раз «отличились» 2 июня -опять сбили МиГ-19. На этот раз судьба не благоволила к летчику – он погиб. Четыре МиГа взлетели с аэро­дрома Гиалам, после получения со­общения о появлении над Кипом «Фантомов». В последовавшем воз­душном бою над Бакгиангом само­лет командира звена был сбит, лет­чик погиб. Победу засчитали экипа­жу «Фантома» в составе летчика май­ора Филиппа Хэндли и оператора вооружения 1-го лейтенанта Джона Смэллвуда из 58-й эскадрильи 432-го тактического истребительного авиа­крыла ВВС США (F-4E BuNo 67-210). Достаточно редкий случай, ког­да экипаж «Фантома» сбил самолет противника не ракетой, а очередью из пушки; одним из уроков воздуш­ной войны в Индокитае стала уста­новка на «Фантомах» модификации «Е» стационарного автоматического орудия.

Потери истребителей от пус­ков ракет собственными зенитно-ракетными комплексами во всех случа­ях объясняются плохим взаимодей­ствием между авиацией и зенитчика­ми. Вьетнамские зенитчики исполь­зовали устаревшие РЛС «Кремний-1» китайского производства, для наве­дения МиГ-19 применялись более со­временные радары, в частности «Кремний-2» выпуска советских за­водов. Интерфейс между двумя типа­ми РЛС налажен не был. Результат -два сбитых истребителя Миг-19 и два погибших опытных летчика.

В июле-августе летчикам 925-го полка побед в воздушных боях добиться не удалось. В сентябре-ок­тябре пилоты провели три воздуш­ных боя, в которых сбили два само­лета противника, детальная инфор­мация об этих схватках пока не изве­стна. По данным ВВС ДРВ потери полка составили три МиГ-19, амери­канцы убеждены в том, что они сби­ли четыре самолета данного типа: 2 сентября, 9 сентября (два МиГ-19) и 6 октября. Все победы были одержа­ны экипажами истребителей F-4D/E.

К осени 1972 г. в боевом строю оставалось совсем немного из полу­ченных в 1968-69 г.г. 54 китайских истребителей J-6, поэтому боевые вылеты самолетов этого типа прекра­тились.

Аэродром Киенан стал мес­том дислокации штабов двух истре­бительных авиаполков - 921-го и 925-го. Последний в 1974 г. пополнили полученными из Китая 24 самолета­ми J-6 (МиГ-19). После получения «свежих» МиГов в готовности № 1 на аэродроме Йенбай стала дежурить пара истребителей.

В мае 1975 г. война в Индоки­тае подошла к своему завершению - танки Народной армии Вьетнама утюжили улицы Сайгона - столицы Вьетнама Южного. Воздушные бои завершились еще раньше. Истребите­ли МиГ-19 к этому времени приме­нялись только для тренировки летчи­ков в применении оружия. Оконча­ние войны в воздухе, однако не озна­чало прекращения потерь. К приме­ру, в ходе подготовке к воздушному параду 1975 г. в честь очередной го­довщины разгрома французов над Нойбаем столкнулись два МиГ-19. Интересно, что как только с полосы убрали обломки рухнувших на нее самолетов, тренировки продолжи­лись, словно ничего не случилось!

25 декабря 1975 г. была сфор­мирована 370-я авиационная дивизия «Hai Van» (Su Doan Khong Quan 370), в нее передали из 371-й дивизии воо­руженный МиГ-19 925-й истреби­тельный авиационный полк.

В 370-й дивизии уцелевшие МиГ-19 использовались в качестве учебно-тренировочных самолетов до конца 70-х годов.