Мастер

 

У летного состава легендами стали имена асов Нгуена Ван Бая и Лаа Хай Чао, высшим авторитетом, патриархом, техников считался Труонг Кхань Чау. Он проступил в ВВС в начале 50-х годов, довольно быст­ро завоевал славу рационализатора и изобретателя. Службу в ВВС Тру­онг Кхань Чау завершил в звании ге­нерал-лейтенанта.

- Я начал работать на военном заводе в Намбо в 1952 г. мотористом, в 1955 г. поступил в техническое учи­лище. В конце 50-х годов вьетнамс­кая авиация быстро развивалась, ощущалась нехватка летчиков. По­явилась идея переоборудовать бип­лан Ан-2 в учебно-тренировочный самолет, оснастив его вторым комп­лектом органов управления. Работы по модернизации бипланов проводи­лись на аэродроме Гиалам, переобо­рудованные Аны потом служили в качестве учебно-тренировочных дол­гие годы.

- В 1960 г. меня направили на учебу в Москву, в Военно-воздуш­ную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. После окончания академии я прослушал курс обучения в Китае. Учебу я не прекращал, даже вернувшись во Вьетнам. Война по­стоянно преподносила сюрпризы, требовалось искать новые методы ремонта, модификации самолетов.

- К примеру, когда командо­вание решило использовать истреби­тели МиГ-17Ф для нанесения ударов по кораблям ВМС США, мы смогли модернизировать самолеты для под­вески бомб массой до 250 кг, хотя МиГ-17Ф никогда не предназначался для использования в качестве бом­бардировщика. Мы сами изготовили и установили пилоны для подвески бомб, провели электропроводку бом­босбрасывателей; для сокращения длины пробега в корне вертикально­го оперения был смонтирован кон­тейнер тормозного парашюта. На переоборудование в бомбардиров­щики двух истребителей МиГ-17Ф потребовалось три месяца. Самоле­ты произвели успешный боевой вы­лет 19 апреля 1972 г.

- Через несколько дней после атаки кораблей американского воен­ного флота секретный аэродром под­вергся налету авиации. Один модер­низированный МиГ-17Ф в результа­те удара получил повреждения, но второй благополучно перегнали на аэродром Гиалам. От командира 923-го истребительного авиаполка Дао Динь Лаена мы получили приказ пе­ревезти поврежденный МиГ на север. Работы на самолете в светлое время суток исключалась по причине посто­янных пролетов американских само­летов. В одну из ночей мы с большим трудом разобрали МиГ. Использо­вать крановое оборудование для погрузки частей самолета на машины по ряду причин не представлялось возможным. Пришлось пойти нетра­диционным путем - к самолету про­копали широкие траншеи, по кото­рым подогнали грузовики. Остава­лось только спихнуть элементы кон­струкции в кузова. В нашем распоря­жении имелось четыре грузовых ав­томобиля повышенной проходимос­ти ЗиЛ-157. Самолет перевезли в бе­зопасное место, где его отремонтиро­вали. После облета МиГ-17Ф вернул­ся в строй.

- В ходе ожесточенной воз­душной кампании 1967-68 г.г. много наших самолетов американцы смог­ли вывести из строя на аэродромах. Чтобы избежать впредь таких потерь на земле в 1972 г. командование ВВС ДРВ приняло решение рассредото­чить истребители. Базирование само­летов на многочисленных и плохо оборудованных площадках сильно осложнило работу инженерно-техни­ческой службы. Главной проблемой стала быстрая доставка поврежден­ных самолетов с отдаленных аэродромчиков на ремонтную базу. Кто-то из техников нашел выход в пере­возке самолетов на внешней подвес­ке гигантскими вертолетами Ми-6. Расчеты, натурные проверки, а потом и летные испытания показали, что идея техника вполне осуществима. Нам удалось разработать эффектив­ную подвесную систему из стальных профилей, металлических тросов и кожаных ремней; система позволяла транспортировать на внешней под­веске вертолета Ми-6 истребители МиГ-17, МиГ-19 и МиГ-21. При пе­ревозке вертолетом, во избежание самопроизвольного раскручивания, на истребителе МиГ-17 выпускались аэродинамические тормоза, а на МиГ-19 и МиГ-21 монтировали спе­циальные щиты.

В 1973 г., во время войны, Трунг Кхань Чау защитил диссерта­цию и получил ученую степень док­тора технических наук. Чау стал пер­вым директором основанного в 1977 г. вьетнамского института науки и техники.