Двухместные и другие модели

 

Вскоре после начала войны стала ощущаться необходимость в пилотах. Соответственно, потребовались учеб­ные двухместные самолеты. Было ре­шено выпустить учебные варианты са­молетов, находящихся на вооружении боевых частей. Фирма Bell представи­ла учебный вариант «Аэрокобры». Ра­боты над машиной вел Фрэнк Сэлисбери. Впервые самолет продемонстри­ровали в сентябре 1943 года. Это был P-39Q-5 (42-20024). С самолета сняли вооружение, а в носовой части фюзе­ляжа оборудовали вторую кабину. Эта кабина была оборудована только при­борной панелью и органами управле­ния двигателем. Это обстоятельство стало причиной жесткой критики са­молета после его испытаний, проведен­ных в конце 1943 года на армейском аэродроме в Томасвилле, штат Джор­джия. Кроме недооборудованной ка­бины к самолету предъявлялись и дру­гие претензии. В носовой кабине было слишком мало места, поэтому нахо­дившийся там пилот не мог брать с собой парашют. Вибрация в кабине была столь велика, что указатели на приборной доске плясали. Тормоза имелись только в задней кабине, где, по идее, должен был размещаться кур­сант. Это означало, что курсантам са­мим придется взлетать и садиться. Но больше всего критиков раздражал ограниченный обзор из кабины, что де­лало невозможным обучение стрельбе. В рапорте даже говорилось, что огра­ниченный обзор может вызвать столк­новение в воздухе. В тесной кабине не нашлось места даже для установки прицела. В результате USAAF отказал­ся от учебного варианта Р-39, решив заменить его проверенным Р-40. Одна­ко Белл исправил многие недостатки самолета и сумел выцарапать заказ на 12 машин, сделанных на базе P-39Q-20, Учебные самолеты получили обозна­чение RP-39Q-22 (Модель № 39). До­полнительно учебные самолеты полу­чили стабилизаторы в районе хвосто­вой части фюзеляжа. Две из этих ма­шин попали в Советский Союз. На од­ном из самолетов в качестве пассажи­ра в воздух поднялся сам Ларри Белл, который, что характерно, очень не любил летать.

Другой любопытной модификаци­ей стали два самолета, переданные во­енным морякам. Эти самолеты были превращены в дистанционно управля­емые цели. Первоначально их обозна­чили как XTDL-1 (experimental target drone L, где L обозначало фирму Bell). Позднее обозначение сменили на F2L-1К. Впервые в морской авиации само­леты получили электрическую систему управления деталями планера. Оба са­молета не имели ни одного гидравли­ческого или пневматического устрой­ства. Дополнительно самолеты осна­щались дымогенераторами, которые должны были отличить их от машин, с которых осуществлялось дистанцион­ное управление. Один из этих самоле­тов (P-39Q-10, 42-20807) был потерян 8 апреля 1946 года после того, как его посадили с убранным шасси. Другой самолет (P-39Q-5,42-199776) списали в августе 1946 года после завершения программы испытаний.

Всего до августа 1944 года было выпущено 9547 «Аэрокобр» всех моди­фикаций. Выпуск шел на двух заводах: в Баффало и Ниагара-Фоллз. Цена са­молета постоянно уменьшалась. Если в 1939-1941 годах самолет стоил 77159 долларов США, то к 1944 году цена снизилась до 50666 долларов. Для срав­нения в это же время истребитель Р-51 «Мустанг» стоил 51572 доллара, а са­мый дорогой истребитель - Р-47 «Тандерболт» - обходился Дяде Сэму в 85578 долларов.