Rambler's Top100

Як-9Р

 

Эта модификация еще один пока­затель разносторонности «девятки». Благодаря двухместной кабине, в фю­зеляже было не трудно найти место для фотоаппарата. За кабиной пилота ус­тановили один фотоаппарат АФА-1М либо АФА-3С/50. В днище фюзеляжа был прорезан люк со шторкой, кото­рая открывалась пилотом с помощью тросика.

Идея создания самолета разведчи­ка из Як-9 была продиктована его нео­споримыми преимуществами - он был быстрым и маневренным. С меньшим риском мог выполнять задания над вражеской территорией имевшей силь­ное истребительное прикрытие. К его недостаткам можно отнести то, что Як-9Р выполнял съемку на высотах от 300 до 3000м и при этом находился в зоне досягаемости наземных зенитных средств. С другой стороны такие ма­шины как Пе-2 и А-20 использовавши­еся советскими ВВС для разведки име­ли перед Яком то преимущество, что на них легче была навигация, меньшей загрузка экипажа, лучше наблюдение и выше подробность съемки.

Эталоном Як-9Р для производства (в варианте нормальной дальности) стал Як-9 номер 05-017 изготовленный на заводе № 166 и переоборудованный на заводе № 301 в Москве. Испытания в НИИ ВВС проводились в период с 21 сентября по 10 октября 1943 года. После удачных тестов, технология пе­реоборудования обычных Яков в раз­ведывательные была разослана в воен­ные округа и воздушные армии. Эту переделку можно было производить даже в полевых мастерских. Ввиду это­го, не представляется возможным оп­ределить точное количество самолетов переоборудованных в разведчики.

Як-9Р имел так же дальний вари­ант. Он строился на базе Як-9Д и бла­годаря четырем бакам емкостью 584 л имел дальность 1400 км. Часть машин получало более разнообразное обору­дование и дополнительные приборы: радиополукомпас РПК-10 и авиагори­зонт АГП-2. Чтобы уменьшить вес ма­шины был снят пулемет, и вооружение состояло только из пушки ШВАК с боезапасом из 120 снарядов.

Вариант большой дальности стро­ился на заводе № 166, до 13 августа было выпущено 35 самолетов. Так как не было необходимости испытывать их в НИИ ВВС, то часть самолетов сразу была направлена в 48 ГРАПДР (Гвар­дейский полк авиации дальней развед­ки) на войсковые испытания.

Як-9Р испытывались с 23 сентября по 12 октября 1943 года. Благодаря использованию новых аппаратов АФА-3С/50 с большим фокусным рас­стоянием (50 мм) разведчики Як-9Р могли теперь выполнять съемку с боль­ших высот, вплоть до 8000 м.

Ни в одной из доступных публика­ций не удалось найти информацию о том были ли построены дополнитель­ные Як-9Р, кроме тех 35 штук, о кото­рых упоминалось выше. Однако, не­сомненно, что самолеты обеих версий использовались довольно широко.