Конец

 

Пока прибывшие с запада полки осваивались на Восточном фронте, ве­тераны - JG 51 и JG 54 - оказались от­резанными от основных сил. К середи­не марта фашистские войска в Восточ­ной Пруссии оказались разделены на две группы, блокированных по обе стороны Данцигского залива: в Данци­ге и в Кенигсберге. Кроме того немцы удерживали «Свежую отмель», узкую полоску земли, расположенную между двумя городами. В середине марта штабная эскадрилья JG 51 базирова­лась в Нойтифе, городке, находящим­ся у основания отмели. 25 марта истре­бители эскадрильи сбили семь советс­ких бомбардировщиков. Через три дня, аэродром эскадрильи подвергся огневому налету советской тяжелой артиллерии. Огонь корректировали с аэростата, запущенного с материка. Добровольцы из числа механиков про­должали готовить самолеты к вылету в промежутках между залпами. 7 апре­ля командир эскадрильи лейтенант Вильгельм Хюбнер погиб - его само­лет был сбит советскими зенитчиками в районе Нойкурена. Сражаясь в рядах штабной эскадрильи, Хюбнер одержал 62 победы в воздухе. Оставаться в Нойтифе уже не было никакой возможнос­ти, поэтому эскадрилья перебралась поближе к Кенигсбергу. Но противник вскоре обнаружил новую базу эскадри­льи и произвел на нее серию воздуш­ных атак. После этих налетов в эскад­рильи остался единственный Fw 190, чудом уцелевший среди разрывов бомб и снарядов. Этот самолет принадлежал майору Гейнцу Ланге, который толь­ко что в одиночку пролетел на нем бо­лее 400 км над территорией, занятой Красной Армией, чтобы получить из рук майора Фрица Лозигкайта долж­ность командира JG 51. Но все что смог Ланге сделать на новом посту - это на­блюдать, как от его полка остаются рож­ки да ножки. 28 апреля штабную эскад­рилью расформировали. Некоторые лет­чики подались на запад сдаваться в плен союзникам. Один из них, молодой унтер-офицер, даже умудрился прихватить с собой свою подружку!

После того, как штаб JG 51 расфор­мировали, Ланге получил возмож­ность вернуться в свой родной IV./JG 51. Этот дивизион к тому времени опять прошел перевооружение и обзавелся новыми Fw 190A-8 и нескольки­ми Fw 190D-9. По сравнению с обсто­ятельным перевооружением, имевшем место зимой 1942/43 годов, перевоору­жение «образца 1945 года» ограничи­лось чисто символическими меропри­ятиями. Гражданский представитель фирмы Focke-Wulf немногословно объяснил пилотам назначение прибо­ров и рукояток в кабине самолета, пе­речислил тактико-технические данные самолета и сказал, что при взлете на Fw 190 никогда не следует поднимать хвост. Это все! После нескольких проб­ных полетов дивизион отправили к югу от Берлина. Лучшей характерис­тикой пилотов IV./JG 51 и их машин будет то, что за три недели они сбили 115 самолетов противника, потеряв при этом пять своих.

29 апреля майор Гейнц Ланге при­нял свой последний бой с четверкой Ла-7 над Нойбранденбургом. Обер-фельдфебель Альфред Раух (Rauch) в тот день сбил последний в истории JG 51 самолет. 1 мая полк потерял свой последний Fw 190 - это был самолет оберфельдфебеля Гейнца Маркара (Marquardt), который, впрочем, смог выпрыгнуть с парашютом. На следу­ющий день IV./JG 51 в полном составе отправился в Фленсбург и сдался анг­личанам. Для Fw 190 из JG 51 война закончилась.

А вот Fw 190 из JG 54 продолжали сражаться.

Находясь в окружении и несмотря, а может быть благодаря, изоляции I./ JG 54 и II./JG 54 продолжали набирать очки, пока держались Кенигсберг и Данциг. 15 октября 1944 года накану­не очередной попытки советских войск ликвидировать окруженную группи­ровку, обер-лейтенант Гельмут Веттштайн (Wettstein) - командир 6./JG 54 записал на счет полка 8000-ю победу. Части Красной Армии шесть раз пере­ходили в наступление, пытаясь пода­вить очаги сопротивления в Курлян­дии. К 28 ноября, началу второго на­ступления, JG 54 сбил еще 239 самоле­тов. За летных три дня в период с 21 по 31 декабря 1944 года полк одержал еще 100 побед, потеряв за этот период 11 самолетов. Но эти потери были очень болезненны. В день начала тре­тьего наступления дивизион потерял командира 3./JG 54, лейтенанта Ганс-Иоахим Крошински (Kroschinski). «Кроши» был направлен в I./JG 54 ле­том 1942 года. Во время своего после­днего боя лейтенант сбил по меньшей мере пять Пе-2, пока стрелок одного из советских пикировщиков не срезал самолет Крошинского меткой очере­дью - взорвался бензобак, разрывной снаряд попал в ногу лейтенанта.

Несмотря на тяжелое ранение и пламя, Крошински смог выбраться из кабины и раскрыть парашют, прежде чем потерял сознание. Храбрый лейте­нант остался в живых, но ослеп и по­терял ногу. Спустя шесть дней из по­лета не вернулся другой ветеран - ко­мандир 1./JG 54, лейтенант Гейнц «Пипль» Вернике (Wernicke) (112 по­бед). Во время боя к юго-западу от Риги его самолет столкнулся с самоле­том ведомого.

Временное затишье на фронте не­сколько продлили агонию истощенной курляндской группировки. Но для JG 54 не было передышек. Советские са­молеты беспрерывно наносили удары по морским путям и портам, через ко­торые осажденный гарнизон получал снабжение. Главным портом была Либава, и ей доставалось больше всех. II./ JG 54 дислоцировался рядом в Либава-Гробине, a I./JG 54 находился на 60 км в глубь материка в районе Шрундена. За два дня «передышки», имев­шей место в середине декабря 1944 года, дивизионы записали на свой счет 44 и 56 самолетов противника, из чис­ла участвовавших в налетах на Либаву. В перерывах между налетами, пи­лоты из JG 54 прикрывали сверху транспорты, которым удавалось про­рваться через густые заслоны на море и в воздухе. Кроме того, летчики обес­печивали прикрытие немногим «Mausi» - транспортным Ju 52, имев­шимся в распоряжении у защитников Ливабы. Под фюзеляжами и крылья­ми Ju 52 были установлены большие дюралевые бугели. Оборудованные таким образом самолеты использова­лись в качестве тральщиков, для очис­тки акватории порта от советских мин.

24 января 1945 года началось чет­вертое наступление Красной Армии, 20 февраля - пятое. В феврале JG 54 поте­рял двух пилотов. Первой потерей стал майор Эрих Рудорффер. которого пере­вели на должность командира II./JG 7. До этого Рудорффер возглавлял II./JG 54, с того дня, когда в июле 1943 года в рай­оне Мги был сбит прежний командир дивизиона, гауптман Юнг. Еще раньше Рудорффер служил в JG 2 в западной час­ти Средиземноморского ТВД и был уже достаточно опытным пилотом, прежде чем оказался в России.

Спокойный, скромный Рудорффер имел меткий глаз, а по служебной лес­тнице продвигался так же, как и экст­раверт Новотны, Хартман и Марсель. Однако Рудорффер заткнул их всех за пояс, превзойдя их количеством само­летов, сбитых за один день. Его луч­шим днем стал день 6 ноября 1943 года, когда он в течение 17-минутного боя сбил 13 советских самолетов! Рудорффер прошел всю войну и довел свой боевой счет до 222 побед. Но эта циф­ра далась ему нелегко. Его самого сби­вали 16 раз, девять раз ему пришлось прыгать с парашютом - с таким количе­ством прыжков его можно было смело брать в десантники. Последние три ме­сяца войны место Рудорффера в II./JG 54 занимал гауптман Герберт «Мунго» Финдайзен (Findeisen). За этот период новый командир II./JG 54 добавил 25 побед к своим уже имевшимся 47.

Другая потеря была еще чувстви­тельнее. В феврале 1945 года погиб Отто Киттель - спокойный, серьезный, несколько медлительный человек. Отто Киттель попал в 2./JG 54 в авгус­те 1941 года, будучи в чине унтер-офицера. Летая сначала на Bf 109, он ни­чем себя не зарекомендовал. За первые восемь месяцев службы он сбил 15 са­молетов, а за следующие девять меся­цев - увеличил свой счет на два десят­ка. В феврале 1943 года он сбивает 59 самолет, который стал 4000-м самоле­том, сбитым летчиками полка, и этот факт принес фельдфебелю Киттелю славу. Пересев на Fw 190, он безогляд­но бросился в бой. К концу 1943 года на его счету уже значилось более 150 побед. Его дважды сбивали, он провел две недели в советском плену, откуда ему удалось бежать, и снова он отправ­лялся на задание.

14 февраля обер-лейтенант Отто Кит­тель взлетел на перехват группы советских штурмовиков. Это был его 583-й и после­дний боевой вылет. Стрелку-радисту одно­го из Ильюшиных удалось поставить точ­ку в карьере пилота. На счету Киттеля было 267 подтвержденных побед, он был четвер­тым по результативности пилотом люфт­ваффе. В Курляндии его имя знали даже на передовой. Один из летчиков его эскад­рильи сказал: «Киттель погиб, теперь мы долго не продержимся».

И эти слова оказались пророчески­ми. 18 марта начался шестой и после­дний штурм. И вот, когда казалось, что это наступление будет остановлено, Адольф Гитлер - человек, по чьей воле держался курляндский плацдарм - 30 апреля покончил жизнь самоубий­ством. Этот день стал последним днем плацдарма.

Капитуляция Германии и прекра­щение боевых действий стало делом нескольких дней. Летчики решили ле­теть на запад и сдаться в плен союзни­кам. Вместе с летчиками на запад от­правились и их механики. Имевшиеся Ju 52 были заполнены до отказа. Глав­нокомандующий Luftflotte 1, генерал-полковник Курт «Папи» Пфлюгбайль (Pflugbeil) отдал штабной Ju 52 для проведения эвакуации, а сам вместе со своим штабом провел долгие годы в советском плену.

Пилоты помогали друг другу. Око­ло 50 самолетов поднялось с аэродро­мов в Курляндии. С машин было снято все, что только можно было снять, зато на борту каждого из самолетов кроме пилота было по одному, два или даже три пассажира. Один Fw 190, кстати благополучно добравшийся до западной зоны оккупации, доставил пятерых пассажиров. Двое скрючились позади пилота в кабине, один сидел в хвостовой части фюзеляжа, где обыч­но размещалось радио, а еще по одно­му человеку находилось в крыльях, на месте демонтированного вооружения!

Некоторые из летчиков разошлись по домам. Один или два пролетели бо­лее 300 км и сели в нейтральной Шве­ции. Но большинство оказалось во Фленсбурге или Киле (земля Шлезвиг-Гольштейн). Среди сдавшихся англи­чанам был и командир 7./JG 54 обер-лейтенант Герхард Тюбен (Thyben). Прежде чем оказаться в JG 54, Тюбен служил в рядах JG 3. 30 сентября 1944 года он сбил свой 100-й самолет, а до конца войны одержал еще 56 побед.

8 мая Тюбен взлетел со своего аэро­дрома, имея на борту механика Альбер­та Майерса (Mayers), который сидел в хвостовом радиоотсеке и старался не за­деть за тяги рулей высоты и направле­ния, проходящих вдоль стенок фюзеля­жа. Вслед за Тюбеном в воздух поднял­ся его «качмарик» - фельдфебель Фриц Хангебраук (Hangebrauk) - и два Fw 190 направились на запад. Они шли над во­дой, оставляя позади дымящиеся руины Либавы. Внезапно, впереди и чуть ниже Герд Тюбен заметил темно-зеленый си­луэт Пе-2...