Начало

 

Накануне вторжения в Польшу Ге­ринг издал приказ:

 

-  Солдаты люфтваффе! Друзья! Последние недели и месяцы мы сжима­ли кулаки и стискивали зубы, подверга­ясь актам насилия, публичным оскорб­лениям и беспрецедентным провокациям со стороны так называемого государ­ства, продукта безумного Версальско­го договора. Чаша терпения переполни­лась! Германский народ больше не мо­жет спокойно взирать на притеснения, чинимые сотням и тысячам немцев, про­живающих в бывших восточных провин­циях. Права германской нации должны быть восстановлены без колебаний.

-  Фюрер зовет. Час вашего величия пробил. Многие годы люфтваффе было самым эффективным инструментом мирной политики фюрера, теперь на­стал решительный момент, мы долж­ны продемонстрировать свою готов­ность. Как ваш командующий я испыты­ваю гордость и счастье. Я уверен в каж­дом и знаю, что каждый выполнит свой долг любым способом.

-  Летчики! Молниеносными атака­ми вы будете уничтожить врага, будет ли он сопротивляться или обратиться в бегство. Своей самоотверженной пре­данностью вы сокрушите любое сопро­тивление.

- Друзья! Я верю, все, что у вас есть вы положите на алтарь народа и Фатерланда. Нас возглавляет любимый фюрер, за вами под знаменем национал-социализма вся германская нация. Для всех нас может лишь одно решение -Победа!

Командующий люфтваффе Герман Геринг, генерал-фельдмаршал.

 

Подобные цветистые выступления предшествовали вторжению в воздуш­ное пространство соседнего государ­ства самолетов люфтваффе. Самоле­ты появились над Польшей в 4 ч 45 мин утра 1 сентября 1939 г. Первый год вто­рой мировой войны оправдал ожида­ния Геринга. Польские ВВС были на­голову разгромлены всего за 18 дней. В конце года окончились провалам попытки Бомбардировочного коман­дования RAF приступить к дневным налетам на Германию (именно после этого британцы приступили к отработ­ке ночных бомбардировок). Весной 1940 г. самолеты люфтваффе успеш­но действовали над фьордами Норве­гии. Блестяще проявили себя летчики в ходе шестинедельной кампании в За­падной Европе.

Вплоть до сентября 1940 г. аура непобедимости окружала люфтваффе. Впервые столкнувшись с организован­ным отпором в воздухе своей бледной тенью выглядели в небе Южной Анг­лии герой блицкрига пикирующий бомбардировщик Ju-87 и любимое де­тище Геринга двухмоторный «стратегический» истребитель Bf.110. Второй год войны напоминал для люфтваффе качание маятника. Налеты бомбарди­ровщиков на Британские острова про­должались, но производились теперь они под покровом темноты. Весной 1941 г. значительные силы люфтваффе были переброшены на Балканы и Сре­диземноморье, а затем на Восток - для действий против Советского Союза. «Любимый» фюрер начал операцию «Барбаросса».

На западе осталось только две пол­ноценных истребительных эскадры -JG-2 и JG-26, в которых по состоянию на 28 июня 1941 г. насчитывалось при­мерно 140 боеспособных истребителей Bf109Е и Bf.l09F. Между тем британ­ские самолеты все чаще стали пересе­кать Ла-Манш в рамках операций «Rhubarbs» и «Circuses». Операция «Rhubarb» (ревень) представляла со­бой действия небольшой группы истре­бителей, «Цирк» - это когда над Фран­цией появлялась несколько бомбарди­ровщиков под мощнейшим эскортом истребителей RAF. Бомбардировщики не столько наносили удары по назем­ным целям, сколько провоцировали взлет истребителей люфтваффе. Затем с «Гансами» разбирались на «Спитфайрах» горячие английские парни. Цель, преследуемая обоими типами опера­ций - сбить как можно больше истре­бителей люфтваффе.

Война такого рода велась над За­падной Европой почти два года. До­минирование в воздушных боях истре­бителей RAF постепенно усиливалось. Немцы связывали надежды с новым истребителем, оснащенным звездооб­разным двигателем воздушного охлаж­дения, способного «коренным образом изменить характер дневных воздуш­ных боев над Францией».

Первую информацию о появлении в воздухе немецкого истребителя ново­го типа командование RAF почерпну­ло из рапортов своих летчиков-истре­бителей. В сентябре 1941 г. многие пи­лоты стали докладывать о столкнове­ниях с одномоторными самолетами, оснащенными двигателями воздушного охлаждения. Летчики ошибочно идентифицировали их как французские истребители Блок-151 или американс­кие Кертисс «Хок-75». Привыкнув к пре­имуществу своих истребителей, англича­не не могли поверить, что на вооруже­нии люфтваффе может появится самолет лучший, чем истребители RAF.

Сомнения окончательно рассея­лись 13 октября 1941 г. В этот день лет­чик «Спитфайра» из 129-й эскадрильи RAF заснял фотокинопулеметом таин­ственный самолет. В разведотделе бри­танских ВВС установили: это - новей­ший истребитель Фокке-Вульф Fw-190.

История самолета Fw-190 началась четырьмя годами раньше. Осенью 1937 г. Reichsluftfahrtministerium (министер­ство авиации Рейха) сформировало требования к перспективному истреби­телю, который в будущем должен был сменить самолет Мессершмитта - Bf.109. В ответ главный конструктор фирмы Фокке-Вульф дипломирован­ный инженер Курт Танк предложил несколько достаточно ортодоксаль­ных проектов самолетов-истребителей с рядными двигателями жидкостного охлаждения. Однако затем Танк кар­динально изменил концепцию, сделав выбор в пользу 14-цилиндрового звез­дообразного двигателя воздушного охлаждения фирмы BMW. Только та­ким проектом Курт Танк сумел заин­тересовать людей из Reichsluftfahrt­ministerium. Противники принятия на вооружение люфтваффе второго, по­мимо Bf.109, истребителя всегда аргу­ментировали свою позицию одним - фирма Даймлер-Бенц не способна из­готовить достаточного количества двигателей. Теперь же этот аргумент был выбит из рук: фирма Даймлер-Бенц не имела отношения к производ­ству звездообразных двигателей воз­душного охлаждения, в то время как фирма BMW выпускала их с избытком. Претворение в жизнь идеи оснащения истребителя двигателем воздушного охлаждения изначально натолкнулась на массу проблем технического харак­тера. Прежде всего - на перегрев мото­ра. После первого полета, который состоялся 1 июня 1939 г., главный лет­чик-испытатель фирмы Фокке-Вульф флюг-капитан Ганс Зандер заметил: «...мои ноги стояли на горячей сково­родке». Температура в кабине достиг­ла 55 град. С. Курт Танк считал вино­ватыми в перегреве моторостроителей, последние обвиняли самолетчиков в том, что те не сумели обеспечить нор­мального охлаждения двигателя.

В конечном итоге руководству фирмы BMW удалось убедить Курта Танка и Reichsluftfahrtministerium от­казаться от оснащения самолета мото­ром BMW-139 в пользу более перспек­тивного, но и более крупногабаритно­го двигателя BMW-801. Диаметр дви­гателя BMW-801 почти не отличался от диаметра мотора BMW-139, однако новый двигатель имел большую массу и большую длину. Под установку BMW-801 был приспособлен пятый прототип истребителя Fw-190. Тем не менее, проблемы остались. Несмотря на введение в конструкцию вентилято­ра, температура головок цилиндров достигала критического значения. Бо­лее того, после установки в носовой части фюзеляжа пулеметов MG-17, выяснилось, что из-за высокой темпе­ратуры существует вероятность дето­нации боекомплекта! Курт Танк упор­но преодолевал трудности. В начале 1940 г. на заводе фирмы Фокке-Вульф в Бремене самолет осмотрел лично сам толстый генерал-фельдмаршал, на Ге­ринга истребитель произвел положи­тельное впечатление. На Геринга боль­шое впечатление произвел пилотаж самолета, и после полета командую­щий заметил, что истребитель слиш­ком похож на «горячий пирожок». А в пирожках Герман Геринг разбирался отлично. Всю программу Fw-190 спас­ли два простых офицера люфтваффе, служивших простыми механиками.

В марте 1941 г. 25-летний техничес­кий офицер II группы 26-й истреби­тельной эскадры обер-лейтенант Карл Боррис в числе 30 человек был отобран для дальнейшего прохождения службы в испытательный центр люфтваффе Рехлин. В Рехлине в это время ожида­ли прибытия первых шести предсерийных Fw-190A-0. Специально для про­ведения всесторонних испытаний ис­требителей было сформировано под­разделение Erprobungsstaffel-190. В Erprobungsstaffel-190 получил назначение обер-лейтенант Отто Бехренс, в мирной жизни Бехренс был опытным иженером-двигателистом. Усилиями Борриса и Бехренса удалось за четыре месяца превратить эксперименталь­ный, в общем-то, самолет в боеспособ­ный истребитель.

Летные характеристики Fw-190A-0 произвели на пилотов Рехлина самые благоприятные впечатления. Самолет неоднократно проводил эксперимен­тальные воздушные бои с трофейны­ми истребителями, в том числе и со «Спитфайром», превосходство всегда оставалось за машиной Курта Танка. В то же время, двигатель BMW-801 продолжал доставлять проблемы. Нео­днократно разрушался маслорадиатор, перегревались и клинили цилин­дры заднего ряда двигателя, разрыва­лись магистрали маслосистемы, рва­лись бензопроводы. Очень часто отка­зывал механизм изменения шага лопа­стей воздушного винта. В полетах лет­чики всегда старались держать в поле зрения взлетно-посадочную полосу, чтобы иметь возможность в любой момент приземлиться. Недоверие к са­молету в среде летчиков-испытателей росло. Чтобы сократить бюрократи­ческие процедуры по доработке само­лета, инженеры фирмы Фокке-Вульф и сам Курт Танк постоянно курсирова­ли между Бременом и Рехлином. Впро­чем, такая активность, не приносившая к тому же видимых плодов, не могла продолжаться вечно. Министерство авиации приняло решение создать ко­миссию по рассмотрению положения дел в программе истребителя Fw-190.

Такое решение встретило сильнейший протест со стороны Бехренса и Борри­са, которые верили в будущее Fw-190, считая, что возможности самолета не­дооценены. Офицеры опасались появ­ления в результате работы комиссии рекомендации относительно закрытия всей программы.

Между тем, положение дел медлен­но улучшалось. Рабочий день личного состава Erprobungsstaffel-190 начинал­ся с восходом солнца, ближе к полу­дню, в самый жаркий период дня сле­довал перерыв в полетах, вечером ра­бота возобновлялась и длилась до на­ступления темноты. До конца июля в конструкцию самолета было внесено более 50 доработок, после чего стало яс­ным, что Fw-190 можно принимать на вооружение фронтовых подразделений.

В августе 1941 г. несколько само­летов Fw-190A-l из состава Erprobungsstaffel-190 были перебази­рованы на расположенный вблизи Па­рижа аэродром Ле-Бурже. Здесь бази­ровалась II группа 26-й истребитель­ной эскадры, которая первой в люфт­ваффе должна была получить новую технику. Нет ничего удивительного, что первым сменил устаревший Bf. 109E-7 на новый фокке-вульф Gruppenkommandeur ветеран легиона «Кондор» гауптман Вальтер Адольф. Первым подразделением, получившим истребители Fw-190, стал 6-й стаффель обер-лейтенанта Вальтера Шнейдера, затем пришла очередь 4-го стаффеля обер-лейтенанта Курта Эберсбергера и 5-го стаффеля Вольфганга Косей. Мно­гие технические проблемы преодолеть все еще не удавалось, поэтому процесс перехода на новую технику затягивался. Тем не менее до конца месяца груп­па полностью перешла на Fw-190, a Erprobungsstaffel-190 была расформи­рована.

К началу сентября 1941 г. II./JG-26 была перебазирована в Бельгию, сна­чала в Мальдегхем, затем - в Мурзииль и Вевельгхем. На аэродроме Вевельгхем имелись ангары и ремонтные мастерские, совершенно необходимые при освоении новой техники. Пилотам с одной стороны нравились летные ха­рактеристики истребителя Fw-190, особенно высокая угловая скорость крена и хорошие разгонные характери­стики на пикировании, с другой - они выражали неудовольствие составом вооружения самолета. Четыре пулеме­та MG-17 не обладали достаточной разрушительной мощью (в люфтваффе пулеметы MG-17 прозвали дверными трещетками), а пушки MG-FF имели малую скорострельность и низкую на­чальную скорость снаряда. По мнению летчиков мотор-пушка MG-151 истре­бителя Bf.l09F гораздо лучше походи­ла для ведения воздушного боя, чем все оружие Fw-190.

Недостаточное знакомство летно­го состава II./JG-26 с новым самолетом вкупе с рядом дефектов заставляло пилотов относится к Fw-190 с извест­ной долей осторожности. Первые бое­вые вылеты состоялись еще до конца августа, и первые отзывы летчиков да­леко не всегда были благоприятными.

Первой боевой потерей Fw-190 можно считать сбитый над Дюнкерком собственной зенитной артиллерией 29 августа 1941 г. самолет лейтенанта Ганса Шенка из 6-го стаффеля. Опас­ность пострадать от огня своих зенит­чиков всегда присутствует при появле­нии в войсках самолетов новых типов.

Через три недели, 18 сентября, группа понесла первую по-настоящему бое­вую потерю. Командир II./JG-26 гауптман Вальтер Адольф во главе восьмерки Fw-190 прикрывал крупно­тоннажный танкер вблизи побережья Бельгии. Недалеко от Бланкенберга судно атаковала тройка «Бленхеймов», летевших под прикрытием «Спитфайров» из 41-й эскадрильи RAF. Два бом­бардировщика немцы сбили, однако в горячке боя никто не заметил куда дел­ся самолет Адольфа. Его исчезновение обнаружили только после посадки. Ситуацию прояснило британское сооб­щение о сбитом в воздушном бою са­молете Кертисс «Хок-75» (англичане не спешили раскрывать карты и гово­рить о том, что они знают с каким про­тивником столкнулись). Победу запи­сали флэг-офицеру Сирилу Бэббиджу; Бэбидж в составе 602-й эскадрильи RAF в период Битвы за Британию одержал в воздушных боях семь побед. Через три недели тело Вальтера Адоль­фа море выбросило на берег в несколь­ких милях от Кнокке. Командование П./ JG-26 принял гауптман Йохен Мюнхеберг, который будучи командиром воо­руженного истребителями Bf. 109E 7-го стаффеля 26-й эскадры отличился в боях над Средиземным морем.

В октябре III./JG-26 майора Герхарда Шёпфеля была передислоциро­вана из Лигескурта в Когюлль (аэродром находился на берегу Ла-Манша недалеко от Кале), где приступила к переучиванию на Fw-190. Тогда же инженер III группы 26-й эскадры обер-лейтенант Рольф Шрёдтер смог окон­чательно решить проблемы перегрева нижних цилиндров заднего ряда двигателя BMW-801 - он просто изме­нил ход потока воздуха, охлаждающего мотор. Доработка оказалось столь простой, что ее без проблем выполни­ли в полевых мастерских группы!

Огромного успеха добились пило­ты JG-26 8 ноября, когда группа в со­ставе самолетов штаба эскадры, II и III групп, сбила не менее 14 «Спитфайров». Англичане в рамках очередного «Цирка» наносили удар по железнодо­рожным мастерским в Лилле, одновре­менно провоцируя немцев на воздуш­ный бой. Спровоцировали... Люфтваф­фе потеряло три истребителя Fw-190A-1 (все самолеты разбились при посад­ке), один летчик погиб. Через два дня обер-лейтенант Карл Боррис, гаранти­ровавший в свое время признание са­молета Fw-190 в люфтваффе, был на­значен стаффелькапитаном 8./JG-26, 8-й стаффель оставался без командира с момента гибели 6 ноября над Ла-Ман­шем гауптмана Йоханнеса Шмидта.

В следующем месяце II группа ис­пытала сильнейший удар. 22 ноября командир 6-го стаффеля обер-лейтенант Вальтер Шнейдер возглавлял свое под­разделение в перелете по маршруту Вевельгхем - Эббвиль-Друкат. Полет проходил на малой высоте в густом тумане. Шнейдер потерял ориентиров­ку, в результате пять самолетов, вклю­чая самолет командира, столкнулось с землей, летчики погибли. «Джап» Шнейдер пользовался в группе огром­ной популярностью, его считали удач­ливым парнем. Прекрасный пианист, любитель кутежей, был способен за раз выпить пять-шесть бутылок вина! Fw-190 А-1 Шнейдера стал едва ли не пер­вым истребителем данного типа, укра­шенным многочисленным победными марками, хотя на самом деле «Джап» одержал на фокке-вульфе всего две из своих 20 побед в воздушных боях.

Замену Шнейдеру подбирал лично Курт Танк. Его выбор оказался сколь прост, столь и очевиден - бывший пи­лот Erprobungsstaffel-190, большой энтузиаст Fw-190, обер-лейтенант Отто Бехренс. В должности стаффелькапитана 6./JG-26 Бехренс оставался шесть месяцев, затем его вернули в Рехлин. Бехренс испытывал Аг-234 и Ме-262, после окончания войны вместе с Кур­том Танком перебрался в Южную Америку. Опытнейший летчик-испы­татель разбился в 1952 г. на глазах дик­татора Аргентины Перона в показа­тельном полете на очередном творении Курта Танка - реактивном истребите­ле «Пульки II» (Pulqui II).

До конца 1941 г. на аэродромы в районе Ла-Манша начали прибывать новые истребители Fw-190A-2, ими переоснастили штаб эскадры и I груп­пу, которой командовал майор Йоханнес Зейферт. Группа базировалась в Сент-Омере. На модификации «А-2» установили доработанный двигатель BMW-801, были устранены некоторые дефекты, свойственные Fw-190A-l, a два крыльевых пулемета MG-17 заменили 20-мм пушками MG-151. Летчи­ки 26-й истребительной эскадры полу­чили в свои руки надежное и мощное оружие.