Оперативное применение

 

В отношении Do 335 трудно гово­рить об оперативном применении, тем более о применении боевом. Самолет находился на ранней стадии развития, и серийное производство еще только разворачивалось, когда Германия ка­питулировала. Почти все самолеты находились на полигонах, заводских аэродромах и сборочных цехах. Толь­ко об отдельных машинах можно ска­зать, что их применяли оперативно.

Первым оперативным Do 335 стал Do 335V3. В июле 1944 года самолет оборудовали одной фотокамерой Rb 50/18 и передали в экспериментальную часть 1 ./Versuchsverband OKL. Само­лет имел бортовой код T9+ZH. Пило­том этого самолета был Вольфганг Цизе. Как сообщается в некоторых ис­точниках, он совершил несколько раз­ведывательных полетов над Англией, но это кажется маловероятным. Do 335V3 был прототипом, неприспособ­ленным для совершения боевых выле­тов. Никто бы не решился отправлять новую машину в одиночный полет над территорией противника. В действи­тельности, машина в основном стояла в ангаре, где механики отчаянно боро­лись с постоянно вылезающими неис­правностями. Тем не менее Цизе летал над территорией Рейха совместно с реактивным самолетом Аг 234 «Blitz». После войны Цизе попал в советский плен, где его привлекали к испытанию новых самолетов. Например, он участвовал в испытаниях сверхзвукового самолета DFS 346, спроектированно­го в конце войны в Германии и дост­роенного уже в Советском Союзе. Пи­лот летал несколько лет, пока в 1949 году не умер от рака.

Некоторые авторы утверждают, что было построено два или три Do 335А-4. Можно предположить, что они могли попасть в 1 ./FAGr 1. Но это ма­ловероятно. Во всяком случае, не из­вестно ни одного документа, подтвер­ждающее это предположение.

В сентябре 1944 года сформирова­ли специальную часть Erprobungskommando 335, задачей которой было испытание Do 335 в боевых условиях. Туда передали несколько Do 335A-0 и, возможно, А-1. Задачей пилотов час­ти было разработать тактику исполь­зования самолета в роли перехватчи­ка, шнельбомбера и разведчика. Ко­мандиром отряда стал капитан Альфон Майер. 26 октября 1944 года в многочисленные зенитные батареи по­ступил специальный приказ RLM, в котором предупреждалось о появле­нии нового немецкого самолета. В при­казе сообщались характерные черты машины: крестообразное хвостовое оперение и тандемное расположение двигателей.

Самолеты из Erprobungskommando 335 не часто вступали в непосредствен­ный контакт с противником. Отмече­но лишь несколько таких случаев. По неподтвержденным данным осенью 1944 года один Do 335 (может быть Do 335V3) был поврежден союзническими истребителями и совершил вынужден­ную посадку в районе Реймса. Под­тверждена потеря одного Do 335. 24 декабря 1944 года во время перелета из Оберпфаффенхофена в Рехлин в райо­не Донефельда был потерян Do 335А-08 (W.Nr. 240108), пилотированный фельдфебелем Альфредом Волланком. Пилот погиб, причина потери самоле­та неизвестна. Это могла быть как ме­ханическая неисправность, так и встре­ча с противником. Другими жертвами «Стрелы» стали обер-ефрейтор Конрад Шефер (март 1945 года) и обер-ефрей­тор Густав Теше (апрель 1945 года).

В середине апреля 1945 года пило­ты 3-й эскадрильи RAF, летавшие на истребителях «Tempest», перехватили «Pfeil» над Эльбой. Уходивший на большой скорости самолет первым за­метил французский ас Пьер Клостерман. Позднее Do 335 засекли пилоты 325-й истребительной группы 15-й воз­душной армии США, летавшие на ис­требителях «Mustang». В обоих случа­ях немецкий самолет с легкостью ушел от преследователей. У одного Do 335 из Ekdo 335 на обшивке имелись знаки воздушных побед. Можно с уверенно­стью утверждать, что эти победы пи­лот одержал раньше, до того, как пе­ресел в кабину Do 335.

Ни один экземпляр в модификации ночного истребителя не был закончен, но Do 335M10 вероятно все же попал в состав боевой части. Это была 1 ./NJG 3, возглавляемая капитаном Вернером Бааке. Пилоты эскадрильи должны были опробовать новую машину в бо­евых условиях. Кроме «Pfeil» эскадри­лья располагала несколькими Та 154. Для эксплуатации самолетов Do 335А-6 и В-6 сформировали специальную часть V./NJG 2. Личный состав груп­пы набрали из числа пилотов III./KG 2. Предполагалось, что первые Do 335 поступят в часть в сентябре 1944 года. Однако этих планов выполнить не удалось, и до конца войны часть летала на Ju 88G-6. Последний свой вылет (бомбардировка наземных целей) груп­па совершила в ночь с 27 на 28 апреля 1945 года.

Наиболее знаменитым немецким пилотом, летавшим на Do 335, был ас ночной истребительной авиации май­ор Вольфганг Шнауфер (121 победа). Шнауфер участвовал в испытаниях са­молета и летал на первом Do 335A-1 (W.Nr. 240113). Позднее Шнауфер раз­бился на Do 335 в районе Гутерсло. Летчик хорошо отзывался о самолете, пророча ему успех в роли ночного ис­требителя. Однако он просил усилить вооружение самолета, оснастив его пушками, установленными по схеме «Schraege Musik». По некоторым дан­ным на Do 335 однажды летал и Адольф Галланд.

Один из последних и наиболее из­вестных полетов Do 335 имел место во второй половине апреля 1945 года. За штурвалом самолета Do 335A-02 (W.Nr. 240102, VG+PH) сидел инженер Ганс-Вернер Лерхе. Лерхе имел приказ перегнать один Do 335 из Рехлина в Оберпфаффенхофен. Первоначально ему передали самолет Do 335A-03 (W.Nr. 240103, VG+PI), но при рулежке у самолета лопнула шина. Вероят­но, колесо наскочило на обломок бомбы, которыми был усеян аэродром. Запасного колеса не было, поэтому в Оберпфаффенхофен отправили другой самолет. К слову сказать, колесо А-03 позднее поменяли, и он своим ходом вернулся в Оберпфаффенхофен, но уже после войны.

Однако, вернемся к нашей истории. 20 апреля 1945 года Do 335A-02 под­нялся в воздух. Лерхе, опасаясь встре­чи с истребителями противника, шел на малой высоте на скорости 550 км/ч. Курс он прокладывал, руководствуясь ориентирами на местности. Выясни­лось, что его фактический курс на не­сколько градусов отличается от при­борного. Лерхе планировал призем­литься в Лагер-Лехфельде, к югу от Аугсбурга, куда должен был по пути доставить важные документы. Но ста­ло быстро темнеть, топливо подходи­ло к концу, и пилот решил садиться на аэродром в районе Праги. При заходе на посадку возникли проблемы с шас­си, но все закончилось благополучно. В 20:20, уже в темноте Лерхе посадил свой самолет.

Следующей непростой задачей было раздобыть для машины высоко­октановый бензин. Чтобы заправить баки машины, Лерхе пришлось рас­статься с несколькими пачками папирос. Удалось Лерхе и найти механиков, которые занялись ненадежным шасси. К счастью, неисправность удалось бы­стро устранить.

Еще два дня Лерхе провел на аэро­дроме, прикованный к земле нелетной погодой. На третий день с неба по-пре­жнему лился дождь, но граница облач­ности немного поднялась. Утром 23 апреля Do 335A-02 снова взлетел. Во время полета машина попала под огонь зенитной артиллерии, хотя точ­но установить чья это была артилле­рия нет возможности. К счастью для Лерхе, все снаряды прошли мимо. Вскоре появился Лагер-Лехфельд. Едва Do 335 коснулся земли, аэродром подвергся налету. Налет причинил аэродрому большой ущерб, но Do 335 уцелел. Отдав документы, Лерхе сно­ва поднял машину в воздух и взял курс на Оберпфаффенхофен. Чтобы не искушать судьбу, пилот не убирал шасси и благополучно достиг цели своего путешествия. Как оказалось, то был последний полет Do 335 во время войны.

Самолет Do 335A-02 был действи­тельно самой счастливой машиной этого типа. Он не только пережил вой­ну, но и благополучно сохранился до наших дней.