Новая Гвинея

 

Особую главу в истории Р-40 со­ставляет история боев над Новой Гви­неей. Промежуточной базой к этому ТВД была Австралия, куда в середине февраля 1942 года прибыла американ­ская 49-я истребительная группа. Груп­па, оснащенная Р-40Е, приземлилась в Бэнкстауне. Эскадрильей командовал подполковник Пол Б. Вертсмит, а в её состав входили 7-я, 8-я и 9-я эскадри­льи. Первоначально в задачу группы входило прикрытие с воздуха порта Дарвин, а на Новую Гвинею группу перебросили лишь в сентябре. Однако уже 14 марта состоялся первый кон­такт с японскими самолетами. Амери­канцы силами 7-й эскадрильи подня­лись в воздух по тревоге на перехват приближавшейся группы бомбарди­ровщиков. Командир 7-й эскадрильи капитан Роберт Л. Моррисси, прика­зал проверить пулеметы. Выяснилось, что у его Р-40 действует только один пулемет из шести. У машины лейтенан­та Редингтона пулеметы вообще не работали, и ему пришлось возвращать­ся на базу. Остальные восемь пилотов атаковали противника и завязали бой с 12 «Зеро» из 4-го кокутая. Ценой од­ного сбитого и одного поврежденного истребителя, американцы заявили один сбитый бомбардировщик «Nell» и четыре истребителя. Моррисси дей­ствовал вместе со своим ведомым, лей­тенантом А.Т. Хаузом-младшим. Они успели сбить по одному «Зеро», когда Моррисси на хвост сел японский истребитель. Хауз пытался помочь командиру, но у него отказали пулеметы. Тогда Хауз провел лобовую атаку и крылом ударил по кабине японского самолета. Японский пилот погиб, и неуправляемый «Зеро» рухнул на зем­лю. Р-40, потерявший почти метр кры­ла, едва дотянул до базы. Хауз был представлен к кресту за отличную службу.

4 марта 1942 года в австралийском городе Гаунсвиле сформировали авст­ралийскую истребительную эскадри­лью. Ее возглавил Питер Джеффри, ас Западной Пустыни, имевший на своем счету шесть побед. Эскадрилья распо­лагала 25 самолетами Curtiss P-40E «Kittyhawk», переданных американца­ми из своих резервов. 21 марта 75-я эскадрилья перебазировалась в Порт-Морсби. Во время учебных полетов эскадрилья потеряла три машины и двух пилотов. Новым командиром эс­кадрильи стал Джон Ф. Джексон, тоже имевший опыт боев в Западной Пус­тыне. После того, как эскадрилья при­была в Порт-Морсби, Джеффри вер­нулся в Австралию, где приступил к формированию 76-й эскадрильи.

Уже в первый день на Новой Гвинее австралийцы одержали первую по­беду. На перехват приближающихся японских самолетов в воздух подня­лись летные офицеры Кокс и Уокетт. Вскоре они обнаружили двухмотор­ный самолет, который опознали как Ки-21 «Sally». Они сели самолету на хвост и одновременно подожгли оба его мотора. Самолет загорелся, пошел вниз и взорвался у самой воды у входа в порт. Эта победа, одержанная на гла­зах всего гарнизона, ознаменовала на­чало нелегкого пути австралийских Р-40. Уже утром следующего дня девять австралийских Р-40 атаковали аэро­дром Лаэ, уничтожив на земле 12 япон­ских самолетов и повредив еще пять. Потом австралийцы приняли бой с тремя «Зеро», сбив двух из них, поте­ряв при этом и две свои машины. В апреле начались бои на истощение. Самолеты Р-40 выходили из строя один за другим. Например, 11 апреля уда­лось сбить четыре «Зеро» (в том числе два на счету летного офицера Пайпера), но погиб сержант Браун. Через два дня погиб летный офицер Дейвис, тог­да как взводный офицер Ченнон сбил два «Зеро» (в том числе машину япон­ского аса фельдфебеля Миязаки). 17 апреля японцы сбили командира 76-й эскадрильи Кроссуэлла, которого та­ранил японский смертник.

Каждый бой с опытными японски­ми пилотами был суровым экзаменом для австралийцев. 28 апреля боеспо­собность сохранили только пять истре­бителей «Kittyhawk», которые в пол­ном составе вылетели на перехват оче­редного авиаотряда японцев. В течение нескольких секунд боя погибли коман­дир эскадрильи Джексон и летный офицер Кокс, а раненный летный офи­цер Бреретон совершил вынужденную посадку. Вскоре летному офицеру Ма­стере удалось сбить один «Зеро». Но­вым командиром 75-й эскадрильи стал брат покойного Джексона - Лес. 30 апреля эскадрилья располагала толь­ко тремя боеспособными истребителя­ми. Вскоре эскадрилью сменила аме­риканская 8-я истребительная группа на истребителях «Airacobra». Однако три уцелевших Р-40 продолжали ле­тать. 2 мая трое австралийцев летели вместе с американцами. Начался бой с -Зеро» из тайнань-кокутай. В бою по­гиб сержант Монро, сбитый сержан­том Сабуро Сакаи. Через три дня в ходе очередного вылета разбился сер­жант Уэст. В 75-й эскадрилье остался только один способный летать Р-40.

Но и его пришлось списать на следую­щий день, когда оказалось, что отре­монтировать его мотор в полевых условиях невозможно. Оставшиеся в живах  австралийцы ожидали отправку в Таунвиль. Тем временем удалось вер­нуть в строй три Р-40, которые переле­тели на соседний аэродром Три-Майл-Стрип. На следующий день аэродром подвергся налету японской авиации. Два чудом отремонтированных Р-40 было потеряно, также как и два само­лета других типов. В Австралию вер­нулся только один Р-40 из 75-й эскад­рильи. Через два дня вернулась еще одна машина, возрожденная механика­ми. В течение 44 дней боев австралий­цы заявили 18 подтвержденных и 4 ве­роятные победы, а также повредили 29 самолетов. Кроме того, на земле уда­лось уничтожить 17 самолетов и повре­дить 18. При этом эскадрилья потеря­ла 12 пилотов убитыми, а также 22 са­молета.

Место 75-й эскадрильи в Новой Гвинее заняла 76-я эскадрилья, воз­главляемая Питером Ст.-Дж.Б. Тернболлом. Тернболл долгое время воевал в Северной Африке, а затем действо­вал в составе 75-й эскадрильи в Новой Гвинее, где сбил три «Зеро», одержал одну вероятную победу и повредил еще две японские машины. К описываемо­му моменту Тернболл имел на боевом счету 12 побед. Опираясь на опыт 75-й эскадрильи, он готовил пилотов к дей­ствиям не только в роли истребителей, но и в роли штурмовиков. Эскадрилья попала на фронт в середине июля, ба­зируясь в Порт-Морсби. Боевое креще­ние часть приняла 22 июля, когда семь Р-40Е атаковали позиции противника в районе Гона. На подходе к цели за­вязался бой с группой японских истребителей А6М2 тип 32. Австралийцам пришлось сбросить бомбы и повернуть назад. На следующий день прибыла восстановленная 75-я эскадрилья, расположившаяся на базе Герней. Обе ча­сти вели тяжелые бои с японскими ис­требителями «Зеро», но в условиях гу­стой и низкой облачности было труд­но подтверждать победы. Большой ус­пех удалось одержать 25 августа, унич­тожив семь десантных барж, достав­лявших снабжение на остров Гудинаф. Это был авангард японского десанта. На следующий день 75-я эскадрилья, ведомая Лесом Джексоном, потопила еще семь барж в заливе Милна, а пи­лоты 76-й эскадрильи - еще пять. 27 августа состоялось сражение с истре­бителями «Зеро» из тайнан-кокутай. В бою австралийцы заявили один сби­тый истребитель и два пикирующих бомбардировщика D3A «Val», потеряв флайт-сержанта Стюарта Манро, а также командира 76-й эскадрильи Тернболла. Вместе со своим ведомым Тер­нболл атаковал японскую пехотную группировку, поддержанную танками. В ходе одного из боевых заходов он зацепил крылом за верхушку пальмы, после чего направил свою поврежден­ную машину в гущу пехоты противни­ка. Новым командиром 76-й эскадри­льи стал Кейт У. Траскотт, который в составе 452-й эскадрильи RAF летал над Западной Европой, где одержал 14 побед. Именно усилиями пилотов Р-40 удалось преодолеть безраздельное гос­подство японской авиации над зали­вом Милн. Но на земле японцы дей­ствовали активнее, чем в небе. 28 авгу­ста обоим австралийским частям при­шлось эвакуироваться в Порт-Морсби. В ходе перебазирования в аварии по­гиб один из пилотов. Но уже на следующий день эскадрильи вернулись на базу Гурней, откуда продолжили под­держивать свою пехоту и бороться с судоходством японцев в заливе Милн. Тем временем американская 49-я истребительная группа защищала порт Дарвин. Командир группы, подпол­ковник Пол Б. Вертсмит организовал воздушную оборону порта, разместив на побережье наблюдательные пункты, благодаря которым удавалось вовре­мя поднимать самолеты по тревоге и не тратить топливо на ожидание про­тивника в воздухе. Имея преимущество в высоте, американцы могли выбирать наиболее благоприятный момент для атаки. Пилоты 49-й группы действова­ли парами, используя все преимуще­ства парной тактики. Благодаря всем принятым мерам, лишь за апрель 1942 года 49-й группе удалось сбить 29 са­молетов противника. .Первую победу группа одержала уже 22 марта, когда два пилота 9-й эскадрильи лейтенант Клайд Л. Харви-младший и лейтенант Свивен Полещук перехватили над пор­том одиночный японский бомбарди­ровщик Nakajima Ki-49 «Helen», про­водивший разведку. Самолет удалось сбить за считанные секунды. Хотя огонь вели оба пилота, победу записа­ли на счет Полегдука. С самого начала боевых действий в 49-й группе не учи­тывались групповые победы. Первой потерей 9-й эскадрильи стал лейтенант Джон Д. Ливингстон, погибший 4 ап­реля. За день до этого эскадрилья сби­ла десять японских самолетов без по­терь со своей стороны. Две победы за­писал лейтенант Джон Д. Ландерс. В эскадрилье был принят новый боевой распорядок. Четверо пилотов непрерывно дежурили в кабинах самолетов, ожидая сигнала тревоги. Еще четверо находились на аэродроме и могли под­няться в воздух в течение пяти минут. Еще четверо пилотов находились в со­стоянии 15-минутной готовности, а остальные четверо отдыхали. Четвер­ки менялись местами каждый час. Бла­годаря этому эскадрилья постоянно находилась в состоянии боеготовнос­ти без чрезмерного напряжения для пилотов. 1 мая 9-я эскадрилья одержа­ла над Дарвином крупный успех, пере­хватив крупный отряд японцев. В на­пряженной битве американцам уда­лось сбить четыре «Зеро», десять бом­бардировщиков и один разведчик. К сожалению, несколькими днями рань­ше (28 апреля) произошло досадное происшествие. На взлете машина лейтенанта Эдгара Болла из 9-й эскадри­льи врезалась в транспортный самолет С-45. В салоне транспортника получил смертельное ранение генерал Гарольд X. Джордж, известный ас Первой Ми­ровой войны. Джордж вскоре умер в полевом госпитале. Вместе с генералом погибли фронтовой корреспондент журнала «Life» Мелвин Джекоби, а также лейтенант Джаспер.

В боях с японцами особенно хоро­шо проявила себя 8-я эскадрилья май­ора Митчелла Э. Симса. 25 апреля эс­кадрилья перехватила отряд из 24 бом­бардировщиков G4M «Betty», сопро­вождавшийся девяткой «Зеро». Нео­пытный Симе тянул с началом атаки, поэтому в бой пилотов повел лейте­нант Джеймс Б. Морхед. Морхед быс­тро сбил три бомбардировщика. При

этом его самолет получил 39 пулевых попаданий, а также два попадания 20-мм снарядов. Когда Морхед попытал­ся сделать над аэродромом тройную бочку победителя, его Р-40Е потерял управление. Морхед совершил вынуж­денную посадку, едва не разбившись. Остальные пилоты также успешно сра­жались, заявив еще семь сбитых бом­бардировщиков и два истребителя (в том числе один «Betty» засчитали май­ору Симсу). Наиболее зрелищную по­беду одержал лейтенант Уильям Дж. Хеннон. В начале боя его атаковал один «Зеро». Но японский пилот был или слишком неопытным, или недо­оценил противника. Японец открыл огонь со слишком большой дистанции и не попал. Хеннон провел резкий ма­невр и сумел сесть на хвост своему про­тивнику. Японец резко снизился и на­чал уходить над самой водой. Амери­канец приблизился к «Зеро» на дистан­цию 30 метров и только после этого открыл огонь. Трассы шести крупно­калиберных пулеметов пересеклись на фюзеляже японского самолета и на подвесном бензобаке. А6М взорвался в воздухе, развалился и по частям рух­нул в море. Обломки японского само­лета посекли «Warhawk» Хеннона, но самолет сохранил управляемость, и американский пилот благополучно вернулся на базу.

В обороне Дарвина участвовал бу­дущий известный ас лейтенант Джордж Э. Предди. В Австралии Предди не сумел сбить ни одного япон­ского самолета, ему записали всего две поврежденные машины. Зато он про­славился в эскадрильи как большой неудачник. В полдень 12 июля капитан Бен С. Ирвин, чтобы скоротать время, решил провести учебный бой с пятью другими пилотами. Трое должны были изображать строй японских бомбарди­ровщиков, а трое других, ведомых Ир­вином, должны были атаковать. В чис­ле атаковавших был лейтенант Энди Рейнолдс, который атаковал первым. За ним атаковал лейтенант Джон Собер, который в качестве своей цели выбрал машину Предди. Собер не рас­считал свою скорость. Лишь в после­дний момент он попытался отвернуть, но все равно врезался в Предди. Как потом предполагал лейтенант Лион Каук, возможно Собера ослепило лу­чами солнца. Оба поврежденных Р-40 свалились в штопор. Предди покинул кабину самолета и раскрыл парашют. Собер, имевший на боевом счету три победы, разбился вместе с самолетом. Предди приземлился на дерево. При посадке он сломал ногу и получил глу­бокие раны бедра и плеч, потеряв мно­го крови. Его отправили в госпиталь, потом он вернулся в Штаты, откуда перевелся в состав 352-й истребитель­ной группы, действовавшей в Европе. Там он неожиданно сделал карьеру аса, записав на свой счет 28,83 победы. Погиб Предди 25 декабря 1944 года. Преследуя два Fw 190, он попал под огонь своей зенитной артиллерии и получил смертельное ранение.

49-я истребительная группа при­крывала Дарвин с воздуха в течение шести месяцев (один из последних боев имел место 30 июля). 9 октября 1942 года группу перебросили в Порт-Морсби в Новой Гвинее. К этому времени линия фронта проходила всего в 50 км от Порт-Морсби. 7-я истребительная эскадрилья находилась на Новой Гви­нее с 18 сентября, занимая аэродром Вигани. Уже 19 сентября эскадрилья совершила боевой вылет, сопровождая австралийские бомбардировщики «Beaufighter», шедшие бомбить японс­кий аэродром Буна. Главной задачей 49-й группы было сопровождение бом­бардировщиков, наносящих беспокоя­щие удары по японским аэродромам. Над Новой Гвинеей появился новый противник в лице истребителя Nakajima Ki-43 «Hayabusa» («Oscar»). Это был очень маневренный и доста­точно скоростной самолет, но имев­ший слабое вооружение. Во многом Ki-43 походил на А6М. Р-40 мог успешно противодействовать этим самолетам, используя преимущество в высоте. Вступать в маневренный бой с японс­кими истребителями было заведомым проигрышем. 30 ноября пилоты 49-й группы заявили восемь сбитых «Зеро», потеряв два Р-40. Следующую замет­ную победу группа одержала в годов­щину нападения на Перл-Харбор, 7 декабря 1942 года. Американцы пере­хватили отряд японских бомбарди­ровщиков, шедших бомбить Дободуру. Лейтенант Роберт X. Вот заявил два сби­тых бомбардировщика «Sally», а лейте­нант Уильям А. Левитан - один «Nell». Новые Ки-43 из 11-го сентая удалось попробовать на зуб 26 декабря в районе Дободуры. Американцы заявили семь побед, потеряв две машины. Всего в 1942 году 49-я истребительная группа заявила 103 победы, в том числе 9-я эскадрилья - 39, а 7-я и 8-я - по 32.

В начале 1943 года на Новой Гви­нее появились еще три австралийских эскадрильи, летавших на Р-40: 77-я, 78-я и 86-я. Кроме того, на острове нахо­дилось 176 американских Р-40Е и N. 49-я истребительная группа в этот пе­риод в основном занималась борьбой с японским судоходством. Совершив 72 боевых вылета, летчики группы сби­ли 15 японских самолетов. Своеобраз­ный рекорд поставил лейтенант Эрнест А. Харрис, который 7 января на про­тяжении всего десяти минут сбил над заливом Маркхем три Ки-43 из 11-го сентая. Причем, это были первые победы в его карьере. В феврале 9-я эс­кадрилья начала переход на двухмо­торные истребители Р-38 «Lightning», передав свои уцелевшие Р-40 в 7-ю и 8-ю эскадрильи. В январе сформирова­ли 13-й воздушный флот, в состав ко­торого в числе прочих частей вошли 14-я и 44-я эскадрильи 18-й истреби­тельной группы, летавшие на Р-40, а также две новозеландских эскадрильи, также оснащенные истребителями «Kittyhawk». Одним из лучших пило­тов 44-й эскадрильи стал лейтенант Коутсворт Б. Хед-младший, который до 11 октября 1943 года сбил шесть японских самолетов. После того, как Хед пересел на Р-38, он добавил к сво­им победам еще шесть.

Американские Р-40 (главным обра­зом Р-40К) действовали все эффектив­нее. 3 марта в большой воздушной бит­ве над японским конвоем пять пилотов 8-й эскадрильи 49-й группы перехвати­ли четверку А6М из 253-го кокутая. Капитан Эллис У. Райт-младший сбил три «Зеро» в течение буквально двух минут. Четвертый А6М сбил лейтенант Роберт X. Уайт . Другие пилоты эскад­рильи в том бою заявили еще два сби­тых А6М. Успешно действовали и лет­чики 7-й эскадрильи, которые потопи­ли или повредили шесть десантных барж в устье реки Буду. Кроме того лейтенант А.Т. Хауз-младший сбил два «Зеро». На Новой Гвинее воцарилось затишье. Японские войска, которыми командовал теперь адмирал Исороку Ямамото, готовились к очередному наступлению. Первым признаком грядущей бури стали участившиеся нале­ты японской авиации на цели в Новой Гвинее и Гуадалканал. 11 апреля ко­мандир 8-й эскадрильи 49-й группы капитан Эрнест А. Харрис сбил над заливом Оро два «Зеро» и один пики­ровщик D3A «Val». 14 апреля австра­лийцы на Р-40 сбили сразу шесть япон­ских самолетов. Командир 75-й эскад­рильи Уилфред С. Артур срезал вин­том хвост одного D3A, когда на его Р-40 заклинило пулеметы. Месяц спустя пилоты 49-й группы доложили oil G4M «Betty» и 10 А6М «Zeke», сбитых над заливом Оро (два на счету капита­на Харриса). Потери американцев со­ставили один «Warhawk» и один «Lightning». После гибели адмирала Ямамото, сбитого американцами, японское наступление оказалось в под­вешенном состоянии.

В июле 8-я эскадрилья 49-й группы, возглавляемая капитаном Эрнестом А. Харрисом, перебазировалась на аэро­дром Марлинан, так как прежний аэродром эскадрильи стал слишком часто подвергаться налетам японской авиации. Японцы, избегая контакта с истребителями противника, начали действовать по ночам. На вооружении у них появился новый истребитель с нехарактерным для японцем рядным двигателем. Это был истребитель Kawasaki Ki-61 «Hien» («Tony»), ско­ростной и маневренный, но, как и пред­шественники, слабо вооруженный. Бои над Новой Гвинеей изменили свой ха­рактер. Союзническая авиация пере­шла в наступление. Р-40 теперь все чаще занимались атакой наземных це­лей, тогда как сопровождение бомбар­дировщиков обычно возлагалось на Р-38. Самолеты Curtiss Р-40 сыграли за­метную роль в захвате Саламауа и Лаэ, выступая в роли самолетов непосред­ственной поддержки. В регион прибы­ла еще одна часть на P-40N - 35th FS/ 8th FG.

Японцы продолжали налеты на базу Хапои. 6 сентября пилоты 8-й эс­кадрильи 49-й группы перехватили группу бомбардировщиков G4M «Betty», сопровождавшихся истребите­лями «Hayabusa» и «Hien». Американ­цам удалось сбить один Ки-61 и один бомбардировщик. На следующий день лейтенант Харбор сбил один Ки-43 над полуостровом Хуон. Крупное сраже­ние имело место 22 сентября, когда лейтенант Ричард Л. Уэст из 35-й эс­кадрильи 8-й группы сбил свои три первых японских самолета (всего он одержал 14 подтвержденных побед, летая на Р-40 и Р-38). Одним из лучших пилотов 7-й эскадрильи 49-й группы был лейтенант Роберт М. Дехавен, ко­торый совершил на Р-40 222 боевых вылета, налетав при этом 635 часов. В период с 19 мая по 25 августа 1943 года, летая на Р-40, он одержал десять по­бед в воздухе. Пересев на Р-38, он так отзывался о Р-40:

«Добротный массивный дранду­лет, способный многое перенести, включая огонь противника. Может быть, на других ТВД Р-40 был устарев­шей машиной, но в Новой Гвинее, да еще в умелых руках, это было то, что надо».

Прочная конструкция и хороший запас прочности, позволявший дер­жать попадания пуль винтовочного калибра, делали Р-40 подходящей ма­шиной для борьбы с Ки-43 и Ки-61. Проработанная тактика помноженная на опыт пилотов позволяла союзникам доминировать в воздухе. Хотя бои с истребителями противника всегда от­личались большой напряженностью, потери Р-40 в Новой Гвинее по срав­нению с Северной Африкой были сим­волическими.

Главная тяжесть боев осени 1943 года в районе Рабаула легла на плечи истребителей Р-38 «Lightning» и Р-47 «Thunderbolt». Однако Р-40 «Warhawk» также участвовали в боях. 5 октября командир 8-й эскадрильи 49-й истребительной группы капитан Ро­берт Хагерстром сбил одиночный раз­ведчик Ki-46 «Dinah», это была сотая победа эскадрильи. Через десять дней, отражая массированный налет япон­цев, Р-40 из 49-й группы заявили во­семь побед, а 17 октября лейтенант Роберт Дехавен сбил одиночного Ки-43. Вскоре погиб капитан Миликен, командир 7-й эскадрильи. Дехавен одержал свою пятую победу, сбив Ки-61 «Топу». Но на ею хвост сел другой японец. Последовала долгая погоня, из которой Дехавен сумел выйти живым. По возвращению на базу на его Р-40 насчитали 187 пробоин, но самолет не потерял управления.

В январе 1944 года P-40N из 35-й эскадрильи 35-й группы действовали в районе плацдарма Сейдор. Эскадри­лья, уже готовившаяся к переходу на Р-38, написала великолепную страни­цу в истории Р-40. Ситуация обостри­лась 16 января. 15 Р-40 завязали бой с трехкратно превосходящей по числен­ностью формацией японцев. Лейте­нант Ли Р. Эверхарт за короткое вре­мя сбил два истребителя «Oscar» и одну «Sonia», Всего в тот день пилоты эскад­рильи заявили 19 побед. Это был аб­солютный рекорд для Новой Гвинеи. 35-я эскадрилья стала лучшей частью из числа летавших на Р-40. В течение четырех последних месяцев эскадрилья добилась 49 побед. Потери составили всего две машины. Это был последний бой эскадрильи на самолетах Р-40.

В первые четыре месяца 1944 года пилоты 49-й группы, летавшие на Р-40, заявили 28 побед, потеряв двух пило­тов. В конце апреля 49-я группа пере­базировалась на аэродром Сайклопс на острове Голландия. С новой базы боевые вылеты начались 27 апреля.

Сопровождая бомбардировщики к ос­трову Биак, пилоты 49-й группы сби­ли восемь японских самолетов «Oscar» и «Tojo». Свою десятую победу одер­жал капитан Роберт Дехавен. Очень напряженный бой пришлось вести 15 мая над островом Биак. Американские пилоты доложили о семи сбитых истре­бителях «Oscar». При этом пятеро аме­риканских летчиков было ранено, из них двое тяжело. Несмотря на повреж­дения, все пять самолетов вернулись на базу. Две машины уже не подлежали ремонту. Это был последний бой 49-й группы на Р-40 над Новой Гвинеей. После того, как американцы заняли остров Биак, 49-я группа участвовала в завершении разгрома противника на Борнео. Р-40 оставались на вооруже­нии 7-й и 8-й эскадрилий группы по­чти до самого конца войны.

С каждым днем наращивали актив­ность австралийцы. С конца 1943 года они эффективно атаковали наземные цели и прикрывали объекты в Новой Британии от налетов японской авиа­ции. В регионе действовали четыре эс­кадрильи RAAF: 75-я, 76-я, 77-я и 78-я. В январе на фронт прибыло 78-е кры­ло, входившее в состав 10-й воздушной группы RAAF. В 78-м крыле объеди­нялись 80-я, 452-я и 457-я эскадрильи (две последние летали на английских истребителях «Spitfire»). Отдельные австралийские эскадрильи временами передавали в ведение USAAF. Тогда они действовали в составе американс­ких воздушных соединений. Апогеем в деятельности австралийских Р-40 стал бой 78-й эскадрильи 3 июня в районе острова Биак. Потеряв одного пилота, австралийцы сбили восемь «Oscar» и три «Judy». Через неделю флайт-лейтенант Бейкер сбил один «Зеро». Это была последняя победа австралийцев на Новой Гвинее. В австралийских ча­стях истребители «Kittyhawk» приме­нялись до конца войны, участвуя во многих кампаниях, в том числе с ок­тября 1944 по июнь 1945 года в боях над Борнео. Командир 80-го крыла Ллойд Уэдди первый опыт боев при­обрел в Северной Африке в составе 112-й эскадрильи. Другими австралий­скими частями на Р-40 были 82-я и 86-я эскадрильи, причем 86-я эскадрилья позднее пересела на «Мустанги». В са­мой Австралии дислоцировалась 84-я эскадрилья, которая также вскоре пе­решла на Р-51. В районе Мерока с мая 1944 по февраль 1945 года действова­ла 120-я голландская эскадрилья (120 Militaire Luchtvaart), которой командо­вал майор Мавренбрехер. Голландцы организационно входили в состав RAAF. 120-я эскадрилья активно дей­ствовала в районе Каукенау и Тимоеки в рамках операции на Борнео. Пос­ле войны эскадрилья продолжала ле­тать на Р-40 вплоть до 1948 года. Ав­стралийцы также сняли с вооружения последние Р-40 в 1948 году.

Р-40 имелись и в частях, сформиро­ванных в середине 1944 года. Это были 45-я и 78-я эскадрильи 15-й истреби­тельной группы. Впрочем, они быстро сменили свои самолеты на «Тандерболты» и «Мустанги».