Ближний Восток с июня 1940 года

 

Мальта

 

Мальта всегда служила Великобрита­нии важной опорной базой на Средизем­номорье. В межвоенный период с неболь­шими перерывами на острове поперемен­но дислоцировалось несколько эскадри­лий Королевских ВВС. Остров служил важной базой английского флота. На момент начала войны на Мальте не было ни одной истребительной эскадрильи. Имелось лишь несколько законсервиро­ванных запасных «Си Гладиаторов», до­ставленных туда авианосцем «Глориес». Военные моряки передали четыре маши­ны на базу Калафрана, где из них соста­вили истребительное звено. Звено бази­ровалось на аэродроме Хал-Фар. Маши­ны имели номера N5519, N5520, N5524 и N5531. Звено возглавил командир эскад­рильи У.Д.Дж. Мичи. Часть получила название Стационарное звено «Хал-Фар». В звене первоначально летали трое пилотов: флайт-лейтенант П.Дж. Кибл, летный офицер У. Дж. Вудс и летный офи­цер П.У. Хартли. В конце апреля на ост­ров прибыли еще трое пилотов: коман­дир эскадрильи А.К. Мартин, флайт-лей­тенант Берджиз, и летный офицер Дж. Уотерс. За ними последовали взводный офицер П.Б. Александер и сержант Дж.Н. Робертсон. Робертсон был единственным пилотом на острове, имевшим опыт по­летов на «Си Гладиаторах». 1 августа 1940 года на острове сформировали 261-ю эскадрилью с базой в Луке. Эскадри­лья летала на стандартных «Си Гладиа­торах», с которых лишь сняли крюк аэро­финишера, надувную лодку и маркеры. Пилоты приступили к осваиванию техни­ки, отрабатывали коллективные действия и взаимодействие с наземными частями. Тактика воздушного боя изучалась за­метно меньше. В конце мая один из «Гла­диаторов» получил повреждения при по­садке. Это заставило командование рас­консервировать еще два запасных «Гла­диатора» (N5523 и N5529) и передать их на базу в Луке. Поврежденный самолет удалось вернуть в строй. 8 июня на Маль­ту прибыли первые «Харрикейны», однако вскоре их перебросили в район Суэц­кого канала, оставив остров снова откры­тым с воздуха.

Таким образом, 10 июня 1940 года, в момент вступления в войну Италии, на острове находилось всего шесть боеспо­собных «Си Гладиаторов», из которых один находился в резерве в Хал-Фаре, а два других в Луке. Семеро пилотов 261-й эскадрильи успели к тому времени нале­тать на «Си Гладиаторах» по 80 часов и больше.

На следующий день над Мальтой по­явились итальянские бомбардировщики. Но, неожиданно для итальянцев, на пе­рехват бомбардировщиков вылетело шесть истребителей. Большую роль в со­бытиях сыграла радиолокационная стан­ция на Мальте. Это была одна из двух РЛС, установленных за пределами Анг­лии, о ее существовании не знал никто, за исключением узкого круга лиц.

«Гладиаторам» не удалось одержать побед и даже помешать бомбардировке доков Ла-Валетты. Истребители просто не могли активно противодействовать хорошим итальянским бомбардировщи­кам Савойя-Маринетти S.79. На следую­щий день итальянцы действовали уже под прикрытием истребителей Фиат CR.42 и Макки С.200 «Саэтта». Это были маши­ны из 540-й эскадрильи и 60-й отдельной группы, базировавшихся на Сицилии.

Поскольку имевшихся истребителей не хватало для того, чтобы полностью устранить опасность бомбардировок, англичане применили тактику, позволяв­шую уменьшить прицельность бомбоме­тания. Эту тактику применяли на протя­жении двух последующих месяцев с боль­шим успехом. Итальянцы впустую бро­сали бомбы, причинив небольшой урон, по крайней мере по сравнению с тем, что смогли в дальнейшем нанести бомбарди­ровщики люфтваффе. Тактика заключа­лась в атаке итальянских бомбардиров­щиков сверху, в момент, когда самолеты готовились сбрасывать бомбы. Это вы­зывало замешательство у итальянцев и отрицательно сказывалось на точности бомбометания. Действия «Гладиаторов» укрепляли боевой дух жителей острова.

Первую победу 22 июня одержал ко­мандир эскадрильи Берджиз, который перехватил и сбил разведывательный S.79, который прилетел на Мальту сле­дом за «Харрикейнами», перегоняемыми из Англии в Египет.

Трудно сказать, почему эта шестерка «Харрикейнов» не осталась на Мальте. Может быть потому, что самолеты пере­гоняли не летчики-истребители, а обыч­ные пилоты транспортной авиации, кро­ме того, с самолетов были сняты пулеме­ты. Вероятно, в Египте необходимость в истребителях была не менее острой, чем на Мальте. Лишь 28 июня на Мальту прибы­ли четыре «Харрикейна», предназначавши­еся специально для защиты острова.

Боеспособность самолетов на Маль­те постоянно падала. Стараясь выжать из машин все что возможно, пилоты зло­употребляли форсажем, что отрицатель­но сказывалось на ресурсе двигателей. 22 июня моторы двух истребителей уже пол­ностью выработали свой ресурс. Было решено заменить их двигателями «Мер­курий VII» от стоявшего на земле без дела «Бленхейма». Переделку прошли маши­ны N5520 и N5519. Самолеты также по­лучили винты изменяемого шага, что не­сколько уменьшило их максимальную скорость, но улучшило летные качества на больших высотах. На одном из пере­деланных истребителей командир эскад­рильи Мичи приказал поставить в крыльях два дополнительных пулемета. Са­молет прошел испытания, которые пока­зали, что максимальная скорость упала до 200 миль/ч (322 км/ч). Переделке под­вергся, вероятно, истребитель N5520. Оба самолета вскоре были уничтожены на земле. Вскоре боеспособность потеряли истребители N5529 и N5523, также из-за отказа двигателей. 25 июня два «Гладиа­тора» разбились при посадке в Хал-Фар. Было решено задействовать три резерв­ные машины. На следующий день один из резервных истребителей разбился при рулежке.

В полдень 26 июня в боевой готовно­сти находились только два «Гладиатора»: N5519 и N5524. Один из них вскоре сбил итальянский бомбардировщик S.79.

28 августа на остров доставили «Харрикейны», с этого момента «Гладиато­ры» отошли на второй план. Последний самолет этого типа (вероятно, N5529) летал до января 1942 года.

 

Аден 1940-1941

 

После вступления в войну Италии активные боевые действия начала 94-я эскадрилья, базировавшаяся в Адене (Йе­мен). Боевые действия в районе Адена редко удостаиваются описания в истори­ческой литературе. В этом районе италь­янцы располагали истребителями «Фиат» CR.32 и бомбардировщиками S.81 «Пипистрелло», а также небольшим числом машин CR.42 «Фалько» и S.79 «Спарвьеро». Кроме того, Аден находился в дося­гаемости итальянской 41-й бомбарди­ровочной группы, базировавшейся в Киренаике. Англичане располагали в Адене са­молетами Виккерс «Винсент», «Уэллсли», разными модификациями «Хартов», ран­ними модификациями «Бленхейма», а так­же 94-й эскадрильей на «Гладиаторах».

Уже 13 июня «Гладиаторы» одержа­ли первую победу. Летный офицер Хейвуд на «Гладиаторе» N2290 перехватил S.81 из 41-й группы и сбил его. В тот же день 94-я эскадрилья перехватила девятку S.79 из 44-й группы и сбила один бомбар­дировщик, потеряв один «Гладиатор».

18 июня Хейвуд прославился победой над итальянской подводной лодкой «Галилео Галилей», которая дрейфовала в Красном море недалеко от Адена. Хей­вуд заметил субмарину и по рации выз­вал помощь. Вскоре на место прибыл «Винсент» с глубинными бомбами и «Бленхейм» с обычными фугасами. Оба самолета атаковали итальянский ко­рабль. «Бленхейм» сбросил бомбы мимо, а «Винсент» атаковал на столь малой высоте, что едва не стал жертвой соб­ственных бомб. Хейвуд заметил, что ита­льянцы готовятся к погружению, и ата­ковал сам, добившись нескольких попа­даний в рубку. К счастью, в этот момент в район боя прибыл старый английский буксир «Мунстоун», вооруженный 4-фун­товой пушкой. Буксир также добился попадания в рубку подлодки, кроме того, как выяснилось позже, у лодки к тому времени отказали рули глубины. Италь­янцы выбросили белый флаг. Спустя не­сколько часов «Мунстоун» прибуксиро­вал лодку в Аден.

Итальянская авиация активно дей­ствовала с баз в Эритрее, Эфиопии и Ита­льянского Сомали. Английское командо­вание решило нанести ответный удар по аэродромам противника. 28 июня два «Гладиатора» (N2278 и N2294), которых пилотировали командир эскадрильи и взводный офицер Картер, ведомые «Бленхеймом» из 39-й эскадрильи, нанес­ли удар по топливным цистернам на аэродроме Макаака, и полностью их уничтожили. 2 июля шесть «Гладиато­ров» атаковали уже сам аэродром Мака­ака. Командир эскадрильи на «Гладиа­торе» N2283 и сержант Данвуди (N2279) заявили по одному сбитому CR.42. Кроме того, один CR.42 и два Ro.37 удалось унич­тожить на земле. Налеты повторялись не­сколько раз. 13 июля в очередном вылете погиб взводный офицер Картер на N5587.

В конце июля итальянцы предприня­ли наступление на территории Английс­кого Сомали. 24 июля часть машин 94-й эскадрильи перебазировались на аэро­дром Барбера, где перед ними поставили задачу прикрыть отступление английских войск. Несколько «Гладиаторов» в ходе этой операции были уничтожены на зем­ле итальянскими бомбардировщиками, а остальные эвакуировались вместе с на­земными частями в Аден 10 августа. До конца года «Гладиаторы» прикрывали Аден с воздуха, отражая налеты италь­янцев. Однако за весь период не удалось перехватить ни одного итальянского бомбардировщика. 20 ноября командир эскадрильи на «Гладиаторе Mk II» (N5627) ночью при свете прожекторов перехватил S.79 и сбил его над Красным морем. Экипаж бомбардировщика вып­рыгнул с парашютами. Пилотом сбитой машины оказался командир бомбардиро­вочной группы. Это была последняя по­беда 94-й эскадрильи. В начале 1941 года ее перевооружили «Харрикейнами».

В это же время генерал Платт начал наступление из Судана. 16 марта удалось освободить аэродром Барбера. 94-я эс­кадрилья отправила туда 4 или 6 «Гла­диаторов». До конца месяца эти маши­ны прикрывали действия сухопутных войск. В начале апреля эскадрилья пере­дала все имевшиеся 12 «Гладиаторов» 3-й южноафриканской эскадрилье, а сама переправилась в Египет, где 19 апреля расположилась в Амрия. Спустя несколь­ко дней на аэродроме Исмаилия для 94-й эскадрильи были получены первые «Харрикейны».

 

Северная Африка, 1940 год

 

Со вступлением Италии в войну со­бытия в Северной Африке начали свое стремительное развитие. Великобрита­ния располагала в Египте тремя эскадри­льями «Гладиаторов». Это были 33-я, 80-я и 112-я. Кроме того, в этом районе на­ходились два авианосца - «Илластриес» и «Игл» с «Гладиаторами» на борту.

В первые дни войны силы Содруже­ства выступили к границе с Ливией. Воз­душное прикрытие обеспечивала 33-я эс­кадрилья, дислоцированная в Мерса-Марухе.

«Гладиаторы» также нанесли удар по аэродрому противника в Сиди-Азиез.

14 июня звено из семи самолетов, ве­домое командиром эскадрильи Д.В. Джонсоном, атаковало в районе Форт-Капуццо одиночный «Капрони» Са 310, сопровождавшийся тремя «Фиатами» CR.32. Взводный офицер В.К. Вудворд и сержант Крейг совместно сбили «Капро­ни», а летный офицер Э.Х. Дин сбил CR.32. Потерь англичане не понесли.

19 июня в Мерса-Марух прибыл пер­вый «Харрикейн». Этот самолет не ста­ли включать в состав какой-либо эскад­рильи. Летал на «Харрикейне» летный офицер Уайкхем-Барнс. В первый же день «Харрикейн» совместно с четырьмя «Гла­диаторами» из 33-й эскадрильи (коман­дир эскадрильи Джонсон, флайт-лейтенант Дж.Э. Хоукинс, летный офицер А.X. Линч, сержант Грин), патрулируя район Матаан-Гаравала, атаковали группу из 12 «Фалько». В ходе боя Уайкхем-Барнс сбил один итальянский истребитель, а «Гладиаторы» - два других. Среди сби­тых оказалась и машина командира ита­льянской группы. Сержант Грин на базу не вернулся. Пилоты 33-й эскадрильи до конца месяца заявили еще 7 побед. 29 июня взводный офицер Вудворд сбил два CR.32 в районе между Капуццо и Бардией. В этот период 33-я эскадрилья потерь не несла. Один из командиров звеньев получил ранение. Его место занял флайт-лейтенант М.Ст.-Дж. Паттл из 80-й эскад­рильи.

4 июля из состава 33-й эскадрильи вы­делили 6 машин, которые отправили в Гаравалу. Их место заняло звено из 112-й эс­кадрильи, перебазировавшейся в Хелван. Прибыв в Гаравалу, два «Гладиато­ра», пилотированные взводным офице­ром Э.Дж. Вудсом и сержантом Л. Коттингемом, отправились в патрульный вылет в район Соллюма. Там англичане перехватили два CR.42 и сбили их. В тот же день патруль из шести «Гладиаторов» получил приказ атаковать итальянский аэродром в Менастире. Во время налета англичане заметили девять итальянских машин, начинающих взлет. Противник оказался захвачен врасплох. Взводный офицер А.К. Уорчестер заявил четыре победы, флайт-лейтенант Коттингем - две, а летный офицер Р.Х. Смит, взвод­ный офицер Р.Дж. Беннет и взводный офицер Вудс - по одной. На обратной дороге летному офицеру У.Б. Принс-Оуэну пришлось прыгать с парашютом, когда его поврежденный зенитным огнем «Гладиатор» окончательно потерял уп­равление.

Другая интересная страница боевого журнала 33-й эскадрильи датирована 24 июля. В тот день шесть «Гладиаторов», ведомых Паттлом, атаковали группу из 18 итальянских самолетов (бомбардиров­щики и истребители сопровождения) в рай­оне Соллюма. Англичанам удалось сбить четыре итальянские машины. 25 июля че­тыре «Гладиатора» перехватили семь ита­льянских самолетов и сбили пять из них. Паттл в том бою заявил три победы.

В конце месяца 33-я эскадрилья пере­базировалась в Хелван, а ее место заняла 80-я эскадрилья.

В течение первых шести недель вой­ны 33-я эскадрилья заявила 38 подтвер­жденных побед и уничтожила на земле еще 20 самолетов противника. Эскадри­лья потеряла восемь самолетов и четырех пилотов. В сентябре последние «Гла­диаторы» часть передала 3-й австралий­ской эскадрильи.

80-я эскадрилья перебазировалась в Сиди-Баррани. 1 августа часть распола­гала 17 самолетами, в основном «Глади­аторами Mk I» и несколькими египетски­ми «Гладиаторами Mk II». 4 августа эс­кадрилья весь день занималась сопро­вождением разведывательных «Лисандеров» из 208-й эскадрильи. Четыре «Гла­диатора», пилотированные Паттлом, Уайкхем-Барнсом, взводным офицером Г. Ланкастером и сержантом Рыо, сопро­вождали «Лисандеры» 208-й эскадрильи в район Бир-Таиб-эль-Эс, когда их ата­ковали 17 «Фалько», сопровождавших 10 «Бреда 65». Паттл в первой же атаке сбил один CR.42 и «Бреду». Вскоре к бою при­соединились еще 12 CR.42. Сержант Рью был сбит, Паттлу пришлось прыгать с парашютом, когда у его поврежденного самолета отказали пулеметы. Уайкхем-Барнс также выпрыгнул с парашютом. Оба приземлились на территории, конт­ролируемой итальянцами. Всю ночь пи­лоты шли, пока не пересекли линию фронта.

80-я эскадрилья расквиталась за это поражение 8 августа. В ходе свободной охоты, проводимой силами 13 «Гладиа­торов», в районе Эль-Гоби англичане перехватили 27 CR 42. В бою пилоты 80-й эскадрильи заявили 9 подтвержденных и 6 вероятных побед, потеряв две маши­ны и одного пилота (второй выпрыгнул с парашютом).

И без того большие потери итальян­цев увеличились с появлением у англичан истребителя «Харрикейн». В результате Регия Аэронавтика прекратила активные действия над Северной Африкой. 7 сен­тября 80-я эскадрилья уступила место 112-й эскадрильи, а сама перебазирова­лась в Порт-Судан и Хартум. 13 «Глади­аторов» 80-й эскадрильи проводили дли­тельное монотонное патрулирование в поисках итальянских самолетов.

 

Греция 1940-1941

 

В конце лета стало ясно, что Италия не ограничится Северной Африкой, а нападет на Албанию и Грецию. Поэтому англичане отправили в Грецию две эскад­рильи «Гладиаторов» и три «Бленхеймов». Однако самолеты опоздали к нача­лу кампании. Первой прибыла в Грецию 80-я эскадрилья, это случилось в конце ноября. Перед отправкой в Грецию эс­кадрилья получила 16 «Гладиаторов Mk II». Самолеты своим ходом перелетели в Грецию 17 ноября. Эскадрилья должна была поддерживать действия греческой армии на юго-западе Греции вдоль гра­ницы с Албанией. Эскадрилья базировалась в Парамифии. Вскоре часть перебро­сили на аэродром Триккала, поскольку база в Парамифии оказалась перегружен­ной. С новой базы 80-я эскадрилья мог­ла как поддерживать наземные части, так и перехватывать итальянские бомбарди­ровщики, шедшие бомбить Афины. Анг­личане действовали активно и до конца года заявили около 40 побед, потеряв все­го шесть истребителей. В середине декаб­ря зарядили дожди, и самолеты сутками стояли на земле. Когда взлетно-посадочная полоса окончательно раскисла, эскадрилья перелетела в Лариссу, где на аэродроме имелась лучшая система дренажа.

В конце 1940 года в Грецию прибыли первые машины 112-й эскадрильи, нахо­дившейся в этот момент в состоянии пе­ревооружения. 12 «Гладиаторов» эскад­рильи также разместились на аэродроме в Лариссе. В январе погода не улучши­лась, авиация обеих сторон полностью прекратила полеты. Едва погода улучши­лась, итальянцы снова активизирова­лись. 9 февраля произошло большое воз­душное сражение. В нем с английской стороны участвовали 14 «Гладиаторов» из 80-й эскадрильи, а с итальянской - 40 «Фалько» из 363-й, 364-й и 365-й эскад­рилий 150-й группы. Итальянские самоле­ты действовали с аэродромов Агирокастрон, Тирана и Валона. «Гладиаторы», ве­домые флайт-лейтенантом Паттлом в рай­оне Янины заявили пять подтвержденных и три вероятные победы без потерь со сво­ей стороны. За эту победу флайт-лейтенант Паттл был представлен к DFC.

В феврале в Грецию прибыла третья эскадрилья «Гладиаторов» - 33-я. Эта часть также еще не завершила переход на «Харрикейны». Как свидетельствуют многочисленные документы, 80-я и 112-я эскадрилья в последние дни февраля летали как на «Харрикейнах», так и на «Гладиаторах». Паттл принял командо­вание звеном «В» 80-й эскадрильи, осна­щенным «Харрикейнами».

В феврале состоялся любопытный эксперимент. Паттл на один из «Гладиа­торов» установил 12 свистков, предназ­наченных для авиабомб. С высоты 4000 футов (1200 м) Паттл спикировал на па­латку, где находилась офицерская столо­вая. Эффект был потрясающий. Все пи­лоты, находившиеся в палатке в панике бросились врассыпную. Паттл еще не­сколько раз пикировал на аэродром, вы­водя машину в горизонтальный полет на высоте всего 6 метров! В последний раз он так разогнался, что при выходе из пике, отвалились кожухи крыльевых пу­леметов. Так Паттл доказал эффективность свистков в качестве психологического ору­жия, однако установить их на самолеты не удалось, так как весь имевшийся запас уже смонтировали на авиабомбы.

До 20 апреля Паттл довел свой боевой счет до 30 побед, из которых большинство одержал на «Гладиаторе». 20 апреля Паттл погиб над Мегарой. К тому времени он уже возглавляли 33-ю эскадрилью.

Наиболее эффектная битва разыгра­лась над Грецией 28 февраля, когда 16 «Харрикейнов» и 12 «Гладиаторов» из 33-й, 80-й и 112-й эскадрилий совершали боевое патрулирование вдоль шоссе на Саранду и в районе Аргирокастрон-Валона-Тепелини. В ходе вылета англича­не перехватили группу из 50 итальянских самолетов. Это были «Фиаты» BR 20, «Фалько» и «Фреччия». Англичане, пользуясь преимуществом в высоте, ата­ковали итальянцев со стороны солнца, захватив противника врасплох. В течение нескольких минут итальянские самолеты один за другим падали на землю. «Харрикейны» рассеяли противника, а «Гла­диаторы» преследовали отдельные ухо­дящие самолеты. В ходе полуторачасово­го боя англичане заявили 27 подтверж­денных и 11 вероятных побед.

В марте 33-я и 80-я эскадрильи полу­чили приказ полностью перейти на «Харрикейны», а «Гладиаторы» передать в 112-ю эскадрилью. Позднее 112-я эскад­рилья вернулась в Египет, оставив свои машины грекам на базе в Парамифии. Однако 19 апреля немецкая авиация на­несла по аэродрому массированный удар, уничтожив на земле все оставленные «Гладиаторы». Капитуляция Греции и поспешная эвакуация экспедиционного корпуса привела к большим потерям в материальной части. Лишь несколько самолетов удалось перегнать на Крит. Это были 3 «Фульмара», 4 «Гладиатора», 7 «Харрикейнов». Два из четырех «Гла­диаторов» были Mk II, присланные в Гре­цию для пополнения 112-й эскадрильи. Два других были «Си Гладиаторами» (N5513 и N5535). Пятый «Гладиатор» прибыл на Крит из Египта. Самолеты участвовали в обороне острова, действуя с аэродрома Малеме. 11 и 12 мая летный офицер Вудс и взводный офицер Уинсленд из 33-й эскадрильи на «Гладиато­рах» провели бой с немецкими самолета­ми, но о результатах ничего не известно. «Си Гладиаторы» были уничтожены на земле в ходе атаки люфтваффе, тогда как оставшиеся три «Гладиатора Mk II» (N5821, N5831 и N5825) перелетели в Еги­пет после потери острова.

 

Ирак 1941

 

Как уже выше говорилось, 94-я эскад­рилья в апреле 1941 года подготовился переходить на «Харрикейны» и отдала свои «Гладиаторы» южноафриканским частям. В конце апреля поступил приказ собрать все имеющиеся «Гладиаторы» и немедленно перебазироваться в Хаббанию в Ираке. Английская база в Хаббании существовала на основании англо-­иракского соглашения 1934 года. Анти­английское восстание, поддержанное Германией, заставило англичан перебро­сить в Ирак все силы, какие только име­лись под рукой. Когда командир 94-й эс­кадрильи Уайтмен прибыл 1 мая на базу, там было пять «Гладиаторов» (2 Mk I - К7616, К7899 и 3 Mk II - N5777, N5780 и N5857) разной степени разукомплекто­ванных. Вместе с командиром в Ирак прибыли четверо пилотов: флайт-лейтенант, сэр Р.А. Макроберт, летный офицер Дж.Д.Ф. Хертидж, сержант Л.Э. Смит и сержант У.Г. Данвуди. 4 мая уда­лось вернуть самолеты в строй. Отряд Уайтмена стал называться Ударным авиаотрядом «Хаббания». «Гладиаторы» патрулировали окрестности базы. Иног­да парами вылетали на разведку в район Багдада и Рашида. 13 мая во время одно­го из разведывательных вылетов вместе с «Бленхеймом» из 84-й эскадрильи, анг­личане были перехвачены немецким Bf 110, вылетевшим из Мосула. 16 мая три Не 111 из 4./KG 4 атаковали Хаббанию. Их перехватил летный офицер Херртидж на К7616. Он сбил один Не 111, но и сам погиб под огнем немецких бортовых стрелков. На следующий день пилоты 94-й эскадрильи получили возможность расквитаться. Сержанты Смит на N5777 и Данвуди на К7899 во время разведыва­тельного вылета в сторону Рашида пере­хватили два Bf 110 и после короткого боя сбили оба немецких самолета. 22 мая во время налета на немецкий аэродром по­гиб сэр Р. Макроберт.

В конце мая восстание в Ираке зах­лебнулось. Английские войска подошли к Багдаду. Наземные силы сопровожда­ли «Одаксы» из 4 FTS и два «Гладиато­ра». 29 мая «Одаксы» поддерживали ата­ку на иракские позиции под Хан-Нуктой, когда их атаковали два «Фиата» CR. 42. «Гладиатор» (N5777) сопровождения, пилотированный командиром крыла Уайтмена без труда перехватил «Фиаты» и сбил один из них. Это было последняя победа «Гладиатора». Через два дня от­ряд Уайтмена вернулся в Исмаилию, а 1 июня 94-я эскадрилья завершила переход на «Харрикейны».

Следует также упомянуть о примене­нии «Гладиаторов» в Сирии. Звено «Гла­диаторов», называемое звено «X», дисло­цировалась в Хайфе. Первоначально в составе звена были два «Гладиатора Mk I» (K7907 и К8048), позднее туда прибы­ли еще два (К7899 и N5857). Позднее зве­но вошло в состав 127-й эскадрильи и перебазировалось на аэродром Тахуне-Гумак. «Гладиаторы», дислоцированные там, действовали против французских «Девуатенов», но точных данных на этот счет нет.

Из запасных «Гладиаторов», хранив­шихся на складе в Исмаилиии, сформи­ровали две эскадрильи. Это была 261-я эскадрилья, которая после тяжелых боев на Мальте проходила переформирование в Шайбе. 1 июня 1941 года, возглавляе­мая командиром эскадрильи Э.М. Мейсоном, эскадрилья силами четырех «Гла­диаторов Mk I» провела налет на базу Ахваз. В июле эскадрилья получила «Харрикейны».

Последней боеспособной эскадриль­ей на «Гладиаторах» в Юго-Западной Азии была 6-я эскадрилья. К началу вой­ны часть располагала несколькими «Лисандерами» и «Харрикейнами». В июне эти самолеты вывели из состава эскадрильи для модификации. Вместо них часть получила 11 «Гладиаторов Mk II». Семь из них находились в Вади-Хальфе, а че­тыре - в Куфре. «Гладиаторы» сопровож­дали «Лисандеры» в разведывательных полетах. Лишь один раз англичане вхо­дили в соприкосновение с итальянцами. 26 октября удалось перехватить одиноч­ный «Пипистрелло», однако сбить ита­льянский бомбардировщик «Гладиато­ры» не смогли. Последнего «Гладиатора» эскадрилья передала на склад в Исмаилии в январе 1942 года.