К5083

 

С августа 1935 года начались испы­тания планера и бортовых систем само­лета К5083. Двигателя для самолета еще не было. В начале осени фирма получи­ла один из первых образцов мотора «Мерлин С» (№ 11) с деревянным двух­лопастным винтом «Уоттс Z33» диамет­ром 3,505 м. Двигатель быстро установи­ли на прототип. 23 октября 1935 года са­молет частично разобрали и перевезли из цеха на Кенбери-Парк Роуд в Бруклендс, где провели окончательную сборку, балан­сировку и наземный прогон двигателя.

Даже самый великолепный на бума­ге проект может оказаться слабым, буду­чи воплощенным в металле. Теоретичес­кие расчеты представляют всего лишь математическую модель, которая может не совпасть с действительностью. Тут следует отдать Кемму должное. У прото­типа центр тяжести оказался смещен все­го на полдюйма (12,7 мм) относительно расчетного положения! Это свидетель­ствует об огромном опыте самого конст­руктора и тщательной теоретической проработке проекта.

В начале ноября 1935 года самолет был готов к первому полету. К5083 был одноместным одномоторным низкопланом смешанной конструкции с .закрытой кабиной и убирающимся шасси. Фюзе­ляж имел матерчатую обшивку, лишь капот покрывался металлическим лис­том. Кабину пилота закрывал фонарь, состоявший из лобового стекла и сдви­гающейся назад крышки. В центроплане размещались ниши главного шасси и бен­зобаки. В консолях крыльев предусмат­ривались отсеки для восьми пулеметов «Кольт/Браунинг» Mk I калибра 7,7 мм (0,303"). На прототипе пулеметы замени­ли балластом. Механизация крыла вклю­чала в себя двойные закрылки и элеро­ны. Конструкция крыла походила на кон­струкцию фюзеляжа, то есть состояла из металлического каркаса, обшитого по­лотном, лишь центроплан получил ме­таллическую обшивку. Аналогично было устроено и хвостовое оперение, причем горизонтальные стабилизаторы оснаща­лись распоркой.

Шасси убиралось в фюзеляж с помо­щью гидравлического механизма в на­правлении фюзеляжа самолета. В убран­ном положении шасси целиком скрыва­лось в крыле. Хвостовое колесо также убиралось в полете.

На прототипе стоял двигатель Роллс-Ройс «Мерлин С» (PV 12), развивавший мощность 1000 л.с./764 кВт на высоте 3350 м. Запас топлива в баках составлял 489 л. Выхлопные патрубки выводились через овальные отверстия в капоте. Дви­гатель вращал деревянный винт с фикси­рованным шагом «Уоттс Z33» диаметром 3.505 м. Хотя к тому времени уже существо­вали винты с изменяемым шагом, счита­лось, что для такого мощного двигателя будет достаточно и обычного винта.

Последние наземные испытания прото­типа К5083 завершили в начале ноября 1935 года. 6 ноября в кабину самолета сел глав­ный летчик-испытатель фирмы «Хоукер» флайт-лейтенант П.У.С. Балмен. Вскоре самолет уже поднялся в воздух.

В дальнейшем К5083 чаще стоял на земле, чем летал в небе. В январе 1936 года истек 50-часовой ресурс двигателя «Мерлин С». Поэтому двигатель № 11 пришлось заменить двигателем № 15. Параллельно в конструкцию самолета внесли ряд изменений, прежде всего, пе­ределали фонарь кабины и радиатор в центроплане. Несколько раз самолету меняли винт. Обычно самолет летал с винтом «Уоттс Z38» диаметром 3,429 м. В такой конфигурации прототип показал 7 февраля 1936 года скорость 507 км/ч на высоте 4940 м. Взлетная масса в этом по­лете была 2572 кг. Скорость сваливания составила 91,5 км/ч.

18 февраля самолет передали в Экс­периментальный центр авиации и воору­жения (А&АЕЕ) в Мартлесхем-Хите, где должны были пройти государственные испытания перед началом серийного выпуска. На самолете летали в основном Балмен и Филипп Лукас - представители «Хоукера», а также сержант Сэмми Роут - представитель Королевских ВВС. Имен­но Роут провел первый полет в рамках программы испытаний 16 марта 1936 года. Прототип К5083 продемонстриро­вал уже известные характеристики, раз­вив на высоте 4450 м скорость 508 км/ч.

Все испытания завершились к началу 1937 года, но прототип летал и дальше, поскольку первые серийные самолеты стояли на земле, ожидая поступления новых двигателей. Самолет К5083 даже выступил в качестве актера в фильмах «Летчик-испытатель» и «Тень крыла». Съемки первого фильма с Кларком Гейблом в главной роли продолжались с ав­густа по октябрь 1937 года. Разумеется, сам Гейбл не летал, его дублером был Роут. Еще в июле 1936 года Роут проде­монстрировал К5083 публично на выс­тавке в Хендоне. Эффектная демонстра­ция возможностей машины вызвала большой интерес у публики.

В ходе испытаний самолет К5083 пре­терпел заметные конструктивные измене­ния. Прежде всего, усилили конструкцию фонаря, который часто деформировался и заклинивался в пазах, а также входил в ре­зонанс с вибрациями фюзеляжа. До того времени крышка фонаря имела один несу­щий элемент, расположенный вдоль в цен­тре крышки. Затем добавили еще две рамы, визуально делившие фонарь на четыре сег­мента. В конце остановились на двух ра­мах, а фонарь стал выглядеть так же, как на серийных машинах. Модифицировали закрылки, укоротив их в части, располо­женной за маслорадиатором. Сам масло-радиатор сделали более широким, что улучшило циркуляцию воздуха.

Изменили створки главного шасси. Отказались от дополнительных крышек, закрывавших колесо, оставив лишь щи­ток на стойке шасси. Как показала прак­тика, дополнительная крышка мало вли­яла на аэродинамику, зато в открытом положении заслоняла маслорадиатор. Убрали распорки под горизонтальными стабилизаторами. Как выяснилось, стабилизатор имел достаточный запас прочности, чтобы быть свободнонесущим.

На самолет также установили радио T.R.9B и антенну, а также восемь пуле­метов «Браунинг» калибра 7,7 мм. С вин­том «Уоттс Z38» диаметром 3,429 м са­молет развил скорость 512 км/ч.

Двигатель «Мерлин С» меняли еще дважды. Экземпляр № 15 заменили мо­тором № 17, а когда отказал и он, уста­новили № 19. В итоге на серийные самолеты вообще отказались ставить этот двигатель, ожидая появления более на­дежной модификации.

Как сложилась дальнейшая судьба прототипа - не известно. Знаем лишь, что в начале войны машина находилась в Бруклендсе, где ее и списали. Но летчик-испытатель фирмы «Хоукер» Т.П. Фитц­джеральд несколько раз вылетал на списанном прототипе на перехват немецких бомбардировщиков. Легенда гласит, что Фитцджеральду даже удалось сбить один немецкий самолет. В любом случае, са­молет летал до 1942 года и использовал­ся для подготовки наземного персонала. В некоторых источниках можно узнать, что прототип оснастили двигателем «Мерлин II».

Пилоты, летавшие на К5083, очень хорошо отзывались о самолете. Подчеркивалась легкость в пилотировании, ус­тойчивость самолета в воздухе и высокие летные качества. Самолет полностью удовлетворял предъявляемые к нему тре­бования, поэтому нет ничего удивитель­ного в том, что машину тут же запустили в серию.