Ночные истребители

 

С середины сентября немцы, проиг­рав Битву за Англию, приступили к ноч­ным налетам на территорию Англии. Первоначально люфтваффе действовало практически безнаказанно, так как анг­личане не располагали ночными истре­бителями. Однако очень быстро на борь­бу с ночными бомбардировщиками анг­личане мобилизовали все имевшиеся в их распоряжении средства. Ночной истреби­тель был создан даже на базе бомбарди­ровщика «Бленхейм». Небольшое число двухмоторных «Дефиантов», имевшихся в распоряжении Королевских ВВС, прак­тически ничего не могли противопоста­вить противнику, так как к тому време­ни безнадежно устарели. Обычный истре­битель ночью малоэффективен, посколь­ку человеческое зрение слишком несовер­шенно для того, чтобы обнаруживать в темноте сколько-нибудь удаленные цели.

Для наведения на цель требуются допол­нительные приспособления, например, бортовой радар или наземные прожекто­ра. Первым на боевое дежурство в декаб­ре 1940 года заступила 23-я эскадрилья, летавшая на «Бленхеймах». В январе 1941 года к ней присоединилась 87-я эскадри­лья на «Харрикейнах Mk I». Обычно ан­гличане старались перехватить самолеты противника недалеко от его базовых аэродромов во Франции. Когда немецкие бомбардировщики, потрепанные зенит­ным огнем и дожигающие последние лит­ры бензина, заходили на посадку, их пе­рехватывали английские истребители. С появлением самолетов Mk НС, эффектив­ность перехвата заметно увеличилась. Особенно прославился чешский пилот флайт-лейтенант К.М. Куттельвашер из 1-й эскадрильи из Тангмера, одержавший 18 побед. Только за одну ночь 2 мая 1942 года в районе Сен-Андре он сбил три Не 111, тратя чуть более секунды залпа на каждый самолет.

«Харрикейн» хорошо подходил на роль ночного истребителя. Широкая ко­лея и маленькая посадочная скорость облегчала посадку в темноте. Однако использование истребителей «Харрикейн Mk I» в качестве ночных истребителей все же было временной мерой. Передел­ка самолета в ночной истребитель была минимальна. Три выхлопных патрубка меняли на шесть и прикрывали их кожу­хом из жести, чтобы вырывающийся из них огонь не слепил пилота. Этот прими­тивный «пламегаситель» оказался на­столько эффективным, что его иногда ставили и на дневные самолеты. Ночных «Харрикейнов Mk I» было очень немно­го, лишь с появлением Mk II истребитель стал применяться шире. Ночные «Харрикейны» не были оборудованы радарами, поэтому их возможности были значи­тельно ограничены.

Недостатком «Харрикейнов Mk I» было и слабое вооружение. Ночью истре­бители не могли себе позволить подолгу поливать цель огнем из пулеметов. Кон­такт с противником длился считанные секунды, в течение которых и следовало вывести бомбардировщик из строя. Стрельба из пулеметов винтовочного ка­либра лишь при счастливом стечении обстоятельств могла закончиться пора­жением противника.

Модификация «Харрикейн Mk IIС» лучше подходила на роль ночного истре­бителя. Четыре 20-мм пушки позволяли эффективно поразить цель. Однако даже в этом варианте истребители не могли действовать самостоятельно из-за отсут­ствия радара.

Командир крыла У. Хелмор зимой 1940/41 г.г. предложил наводить истреби­тели «Харрикейн» на цель с помощью бомбардировщика Дуглас «Хейвок», ос­нащенного мощным прожектором и ра­даром. Истребители должны были следо­вать за ведущей машиной, а чтобы не потерять ее из виду, на крыльях «Хейвока» наносились белые полосы.

Наземные радиолокационные стан­ции засекали противника и наводили на него ведущий самолет. В свою очередь, оператор на борту «Хейвока», поймав цель на радаре, сближался, и, когда до противника оставалось метров 300, вклю­чал прожектор, освещая цель. В этот мо­мент истребители атаковали.

Теоретически все выглядело очень гладко, но на практике этот проект по­терпел сокрушительное фиаско. Полет в плотном строю в темноте требовал от пилотов прямо-таки цирковых навыков. Не все пилоты могли похвастаться столь высокой квалификацией. Несколько раз самолеты сталкивались в воздухе, случа­лось, что таранили и ведущий самолет. Но если бы эти потери компенсировались какими-нибудь успехами. Нет, един­ственной добычей стал... бомбардиров­щик «Стирлинг», возвращавшийся из ночного налета на Германию. Обычно самолеты просто не находили цель. Одна­ко если немецкие бомбардировщики и уда­валось перехватить, свет прожектора ос­леплял английских истребителей, благода­ря чему немцы легко уходили в темноту.

В операции «Тербинлайт» (именно так назывались все эти экзерсисы) уча­ствовало девять истребительных эскадри­лий. К 1943 году от полетов с ведущей машиной отказались. Тем более, что к тому времени появилась возможность ставить радары на сами истребители. Еще осенью 1941 года радарами оснастили несколько «Харрикейнов Mk IIС». Под одним крылом подвешивался контейнер с радаром AI Mk V, а под другим 200-литровый топливный бак. Антенны ра­дара крепили к поверхности крыльев.