Jasta 2

 

Освальд Бельке получил под начало 2-й стаффель, ему был предоставлен пол­ный карт-бланш на право отбора летчи­ков по своему усмотрению. Бельке обла­дал неплохим вкусом, он отобрал став­ших впоследствии всемирно известными пилотов: Манфреда фон Рихтгофен, Эрвина Бёме, Макса фон Мюллера, Макса Иммельмана и Отто Гене. В то же время вся материальная часть Jasta 2 поначалу состояла из двух Фоккеров D III и одно­го «Альбатроса» DI. Неудивительно, что первые победы записал на счет стаффеля сам командир: Бельке сбил семь самоле­тов противника, в то время как его под­чиненные не одержали ни одной победы. Бельке имел массу наград, в том чис­ле и «Голубого Макса». Летая на Фоккере «Эйндеккере» он одержал в воздушных боях 19 побед. До своей гибели 28 октяб­ря 1916 г. он сбил 40 самолетов союзни­ков. К этому времени на счету 2-го стаф­феля числилось более 50 побед, асами стали фон Рихтгофен, Бёме и Леопольд Рейнман. Подразделение было полнос­тью оснащено истребителями «Альбат­рос» DII. В небе над фронтом полным-пол­но было британских и французских само­летов, так что птенцы Бельке не тратили времени на поиск объектов для охоты. Читая большинство рапортов Бельке

В проведенных им воздушных боях созда­ется впечатление о необычайной просто­те, с которой летчик добивался успеха. Однако так было не всегда. В рапорте от 1 сентября 1916 г. Бельке писал:

- 23-й сбитый достался тяжело. Я воз­главлял стаффель. Увидев противника, выбрал цель и атаковал. В это время са­молет противника атаковал лейтенанта Романа, но эту машину подбили Рейнман и Бёме. Установить перетянул летчик че­рез линию фронта или нет не удалось. Мой оппонент задымил после первой очереди. Я знал о трюке с пусканием дыма, поэтому продолжал держаться как можно ближе к противнику. Летчик пы­тался перетянуть через линию фронта, но не сумел. От самолета оторвалось кры­ло, после чего машина перешла в беспо­рядочное падение.

- Вскоре я увидел несколько английс­ких самолетов. Британцы атаковали меня, когда я к ним приблизился. Я на­ходился ниже и не мог оказать должного сопротивления, поэтому отвернул. Пос­ле того, как противник убедился в моем нежелании принимать бой, один истре­битель атаковал другой германский самолет. Я не мог этого допустить и атако­вал сам. В результате атаки на самолете противника оказались пробитыми топ­ливный бак и маслобак, а летчик ранен. Британский пилот сел на вынужденную посадку, он попал в плен. Это была моя 24-я победа в воздушном бою.

В том бою Бельке сбил двухместный Сопвич «Страттер» из 70-й эскадрильи и DH-2 из 2-й эскадрильи. Через месяц на счету Бельке значилось уже 40 побед.

Первый великий ас Германии нашел свою смерть в бою с DH-2 из 2-й британ­ской эскадрильи. Командир Jasta 2 пал вовсе не от пуль британских пулеметов, его «Альбатрос» столкнулся в воздухе с самолетом Бёме (22 из 24 своих побед Бёме одержал в составе Jasta 2). Мастер погиб. В должности командира Jasta 2 Освальд Бельке сбил 21 самолет против­ника. Всего на его счету 40 побед. После гибели Бельке война продолжалась еще два годы, но перекрыть победный счет первого командира 2-го стаффеля суме­ли лишь девять германских летчиков.

Одним из этих девятерых стал Манфред фон Рихтгофен. Вообще-то Рихтогофен прочно ассоциируется с истребите­лем Фоккер Dr 1 Триплан, однако нема­ло побед «красный барон» одержал, ле­тая на «Альбатросе». В 1917 г. он стал асом № 1 в германской авиации.

Рихтогофен получил прозвища «Красный барон» и «Красный дьявол» за «пролетарский» цвет своих самолетов. Теоретики до сих спорят об оттенках ок­раски самолетов Рихтгофена, наиболее маститые, посвятившие по пол жизни этому достойному занятию, считают ба­рона скорее не «красным», а красно-коричневым. В доказательство они приво­дят сохранившиеся части обшивки пос­леднего истребителя Dr 1 барона. Навер­ное все-таки не очень умно делать обоб­щающие выводы по поводу окраски всех самолетов, на которых воевал Рихтогофен по окраске его последней машины. Рихтгофен выбрал красный цвет для того, чтобы его самолет было легче иден­тифицировать в воздухе летчикам стаф­феля, а также чтобы облегчить наземным наблюдателем подтверждение, одержан­ных асом побед. В составе Jasta 2 Манфред фон Рихтогофен сбил 16 самолетов противника.

Красный цвет прочно ассоциируется с самолетами Манфреда фон Рихтгофена, но на окрашенных в красный цвет машинах летал не только германский ас. К примеру, француз Жан Наврр воевал на полностью красным «Ньюпоре 11». Известны случаи появления на Западном фронте в 1916, 1917 и 1918 г.г. других ок­рашенных в красный цвет истребителей.

В составе Jasta 2 асами стали 20 пи­лотов, еще несколько асов увеличили здесь свой боевой счет.

После гибели Бельке командование стаффелем принял обер-лейтенант Сте­фан Кирмайер. Кирмайер сбил три самолета противника, летая на Фоккере «Эйндеккере». К моменту гибели летчика 22 ноября в бою с DH-2 из 2-й британской эскадрильи на личном счету Стефана Кирмайера значилось 11 побед. Еще од­ним из первых асов Jasta 2 являлся Ганс Иммельман, также начавший карьеру летчика-истребителя на Фоккере «Эйндеккере». Однако все шесть побед Им­мельман одержал на «Альбатросе», лет­чик погиб 23 января 1917 г. в воздушном бою с англичанами из 4-й эскадрильи.

Макс Мюллер стал асом в Jasta 2, затем сбил пять самолетов противника в составе Jasta 28, в ноябре 1917 г. он вер­нулся во 2-й стаффель. К этому времени на его счету числилось 29 побед, он зас­лужил «Голубого Макса». 6 января 1918 г. Мюллера временно назначили коман­диром Jasta 2, а через три дня ас стал жер­твой стрелка-наблюдателя с британско­го RE.8. Всего Мюллер сбил в воздуш­ных боях 36 самолетов противника.

Все свои шесть побед Отто Вальтер Гюне одержал в 1916 г. в составе Jasta 2. В январе 1917 г. он получил тяжелое ра­нение в воздушном бою с истребителями Сопвич «Страттер». Большую часть 1917 г. Гюне пришлось провести вдали от фронта. В декабре 1917 г. ас вернулся на фронт в качестве командира Jasta 59, в январе 1918г. его перевели в Jasta 2. Боль­ше побед Гюне в ту войну не одержал, зато принимал участие во Второй миро­вой войне, заслужил Рыцарский крест, а скончался в возрасте 74 лет в 1969 г.

Фриц Отто Вернет командовал Jasta 2 с июня по август 1917 г., ранее летал Jasta 4, на Фоккере «Эйндеккере» Вернет сбил один самолет противника, на «Аль­батросах» в составе Jasta 4 - еще шесть. Результат может и не впечатлить, но Вер­нет почти не владел левой рукой. Войну ас начинал в пехоте, левую руку ему по­вредил штык французского солдата. Тем не менее, Вернет сумел пробиться в авиа­цию, сначала - на двухместные самоле­ты, затем - на истребители. В дополнение ко всему ас еще и носил очки!

Апрель 1917г. для английских летчи­ков стал кровавым. В апреле Бернетт сбил 15 британских аэропланов, в том числе пять в один день 2 апреля. В мае ас принял командование Jasta 6, где он уве­личил свой счет до 27 побед, затем вер­нулся во 2-й стаффель, но 18 августа был ранен. Вернет избежал гибели в штыко­вых атаках и жестоких воздушных боях, однако не уберегся от эпидемии гриппа -летчик скончался 18 октября 1918 г.

Поль Баумер добился первых успехов в составе Jasta 5, сбив к июлю 1917 г. три самолета. В июле его перевели во 2-й стаффель. Он оставался в Jasta 2 до окон­чания войны, его результат впечатляет -43 победы! Летом и осенью 1917 г. Бау­мер летал, как минимум, на трех «Аль­батросах»: 4409/17, 4430/17 и 5410/17. На этих истребителях он довел свой счет до 18 побед. Поль Баумер стал одним из пос­ледних кавалеров Pour le Merit - он был удостоен «Голубого Макса» всего за де­вять дней до заключения перемирия. Ас получил прозвище «Железный орел». Одному из первых немецких летчиков Баумеру спас жизнь парашют - летчику пришлось им воспользоваться в сентяб­ре 1918г. Поль Баумер разбился на авиа-шоу в 1927 г.

В Jasta 2 воевал еще один величайший ас Первой мировой войны - Вернер Фосс. Подобно Рихтгофену успехи Фосса ча­сто связывают с истребителем Фоккер «Триплан», но немало побед летчик одер­жал на «Альбатросе» сначала в составе Jasta 2, а затем в Jasta 5. Войну тинэйджер Фосс начал гусаром на Восточном фронте. В 1916г. Фосс сменил лошадь на самолет, до прибытия в ноябре 1917 г. в Jasta 2 он летал на двухместном аэропла­не. К началу апреля Фосс сбил 22 само­лета противника и был награжден орденом Pour le Merit. Награжденному выс­шей наградой Германии полагался от­пуск домой. Фосс отбыл в отпуск 7 апре­ля, как раз накануне самого мощного кровопускания, устроенного немецкими пилотами летчикам Королевского авиа­ционного корпуса за всю первую миро­вую войну. Кто знает, насколько мог уве­личить свой победный счет Вернер Фосс, останься он в апреле 1918 г. на фронте.

В свою часть Фосс вернулся только 5 мая, до конца месяца он сбил четыре са­молета, затем был назначен командиром Jasta 5. В должности стаффельфюрера Фосс увеличил свой счет еще на шесть побед. Рихтогофен забрал Фосса из 5-го стаффеля в Jasta 10 командиром. Jasta 10 входила в состав 1-й истребительной группой, которой командовал фон Рихтгофен. Фосс прибыл в новую для себя часть почти одновременно с началом поступления на фронт Фоккеров «Трипланов».