Гибель Рихтгофена

 

Обратимся вновь к письменам Рихар­да Венцля:

- Рихтгофен всегда стремился проявить себя во всем. Он хотел слетать из Фрейбурга в Брейсгау вместе с Вольфсхеном (Ганс-Иоахим Вольф по прозвищу волчонок, Wolffchen) поохотиться в Черном лесу. Все было готово - дело за погодой.

Возможно Рихтгофен раздумал ле­теть, рассчитывая в короткий срок дог­нать свой победный счет до сотни, воз­можно - были иные причины. В роковой день 21 апреля Рихтгофен совершил несколько ошибок.

Летчикам JG I была поставлена зада­ча расчистить небо над долиной Соммы восточнее Амьена, чтобы позволить двухместным разведчикам сфотографи­ровать позиции австралийской артилле­рии в районе моста Морланкур. Эти пуш­ки представляли угрозу для концентри­рующихся в районе Хамеля перед ата­кой Амьена войск. Боевое задание пред­полагало наступательные действия лет­чиков «Цирка Рихтгофена», а не типич­ный полет на патрулирование и перехват неприятельских самолетов над террито­рией, занятой германцами.

Утром 21 апреля фон Рихтгофен на своем красном триплане Dr.l 425/17 воз­главил группу Фоккеров и «Альбатро­сов». Над линией фронта немцы встрети­ли пару разведчиков RE.8 из 3-й эскад­рильи австралийского авиационного корпуса. Красноносые трипланы атако­вали самолеты противника, однако на самолете барона отказали пулеметы. В то же время наблюдатель одного из развед­чиков угостил хорошей очередью Dr.l лейтенанта Ганса Вейсса, перебив ему тягу управления рулем направления. Вейсс вышел из боя.

Рихтгофен обнаружил обрыв спуско­вых тяг пулеметов. Стрелять можно было только вручную, для чего необходимо было наклоняться к самой приборной доске. Для удобства барон отстегнул при­вязные ремни.

Перестроившись после атаки развед­чиков, германские самолеты столкнулись с «Кэмелами» из 209-й британской эскадрильи. Британские истребители вел в бой опытнейший командир канадец капитан А. Рой-Браун. Теперь известно, что с обо­их сторон в бою принимали участие нович­ки: кузен Рихтгофена Вольфрам по прозви­щу Ульф на Dr. 1 и Уилфред Мэй (школь­ный приятель Брауна) на «Кэмеле».

Мэй пытался атаковать самолет Воль­фрама фон Рихтгофена, однако пулеметы на «Кэмеле» отказали. Мэй взял курс до­мой. Это заметил риттмейстер, которому не терпелось одержать 81-ю победу.

Как уже говорилось, в тот фатальный день Рихтгофен допустил сразу несколь­ко ошибок. С самого начала он не учел направления дувшего в тот день ветра. Обычно над Северной Францией ветер дует с запада на восток, но поздним ут­ром 21 апреля ветер дул с востока на за­пад. Германские летчики-истребители считали, что дующий с запада на восток ветер дает им преимущество. Попутный ветер «затягивал» британские самолеты вглубь территории, контролируемой нем­цами, в то же время британцам приходи­лось возвращаться к линии фронта про­тив ветра - скорость самолетов падала. Рихтгофен не учел направления ветра, ко­торый оказался для немцев попутным. Бла­годаря восточному ветру Рихтгофен ока­зался западнее, чем рассчитывал, над тер­риторией занятой британскими войсками.

Как правило, германские летчики не пересекали линию фронта, делая исклю­чения только для атак целей наивысше­го приоритета - аэростатов и некоторых самолетов-разведчиков.

Мэй снизился до самой земли, наде­ясь оторваться от триплана, маневрируя среди холмов и деревьев. Фон Рихтгофен неотступно следовал за своим визави. Из-за постоянного отвлечения внимания на пулемет барон вскоре столкнулся сразу с двумя проблемами.

Первой проблемой стал подлетевший слева «Кэмел» Роя Брауна, вторая - вы­соты южнее Соммы.

Рихтгофен легко увернулся от атаки Роя-Брауна, однако с хвоста «Кэмела» молодого летчика ас сорвался. Рихтгофен стал набирать высоту, чтобы пересечь возвышенность. Попутно барону подвер­нулся какой-то левый «Кэмел». Британс­кий истребитель уцелел только благода­ря окончательному отказу вооружения на красном Dr.l. Рихтгофену оставалась лишь одна дорога - как можно скорее на восток, к высоте Морланкурт.

По триплану велся ожесточенный огонь с земли. Сразу как только триплан перевалил гребень высоты Рихтгофен получил сквозное ранение, пуля вошла в спину и вышла чуть ниже левого соска - в районе сердца.

Опытный летчик на автомате выклю­чил двигатель, перекрыл топливную ма­гистраль, после чего стал пытаться поса­дить самолет. У тяжелораненого аса не хватило сил выполнить посадку по всем правилам. Триплан при касании земли снес шасси, летчик дополнительно к ра­нению получил еще и травмы. Когда к самолету подбежали британские артил­леристы, Рихтгофен был еще жив. Умер он через несколько минут.

Ошибки Рихтгофена стоили ему жиз­ни. Он ошибся при выборе места боя, так как не учел направление и скорость вет­ра. В бою Рихтгофен оторвался от ведо­мых, которые обычно страховали коман­дира от атак сзади. Барон в тот день ле­тал слишком низко, промедлил с реше­нием возвращаться домой по причине отказа оружия.