Появление немецких высотных истребителей

 

Основной причиной, заставившей люфтваффе проявить интерес к вы­сотным истребителям, стала активи­зация союзнической бомбардировоч­ной авиации.

Авиация играла важную роль во Вто­рой Мировой войне. Первоначально бомбардировкам подвергались военные объекты и районы концентрации войск. Позднее, во время так называемой «бит­вы за Англию» немецкая авиация присту­пила к бомбардировке промышленных объектов на территории Англии. При этом ударам подвергались и английские города. В ответ англичане также присту­пили к бомбардировке германских заво­дов и находившихся рядом городов. Сле­дует заметить, что первоначально англи­чане действовали по ночам небольшими группами самолетов «Баттл», «Веллинг­тон» и «Хемпден», которые не представ­ляли большой проблемы для немецкой истребительной авиации. Люфтваффе, располагавшее совершенными истребителями и опытными пилотами, наносило тяжелые потери английской бомбардиро­вочной авиации. Но вскоре ситуация из­менилась. 30 июня 1941 года англичане совершили первый массированный налет с использованием высотных четырехмо­торных бомбардировщиков Хэндли-Пейдж «Галифакс».

В это же время английская авиация получила второй четырехмоторный бом­бардировщик - Авро «Ланкастер». Ис­пользуя эти типы машин, англичане на­чали совершать регулярные массирован­ные налеты на немецкие промышленные объекты. Против сотен новых английс­ких бомбардировщиков немецкая истре­бительная авиация оказалась совершен­но бессильной.

Несколькими месяцами раньше, 29 января 1941 года, в Вашингтоне начались тайные англо-американские переговоры, имевшие целью склонить США к вступ­лению в войну на стороне Англии. От американцев требовалось, прежде всего, предоставить бомбардировочную авиа­цию для налетов на немецкие объекты оборонной промышленности.

В конце 1941 года, после нападения Японии, Соединенные Штаты вступили в войну и прежние темы для переговоров получили практическое измерение.

Весной 1942 года немецкая военная разведка установила, что в Англию при­был бригадный генерал Аира К. Икер, имевший задачу подготовить место для американского 8-го воздушного флота. 8-й воздушный флот, которым с 18 июня 1942 года командовал генерал-майор Карл. А. Спац, получил в свое распоря­жение 127 английских аэродромов, а штаб флота (кодовое обозначение «Вайдвинд») расположился в Баши-Парк в Теддингтоне. Уже 1 июля 1942 года на аэродроме Прествик в Шотландии при­землился первый из 920 самолетов «Бо­инг» В-17Е. Но в действительности в Ве­ликобританию прибыли только 882 само­лета: бомбардировщиков В-17 и транс­портных С-47. Вскоре генерал Спац зая­вил, что флот приступает к самостоятель­ным дневным налетам. Он мотивировал это заявление тем, что экипажи не име­ют достаточной подготовки для ночных налетов.

Вскоре в Англию прибыл 9-й воздуш­ный флот, а на территории Северной Африки были сформированы 12-й и 15-й воздушные флоты. Вскоре после капиту­ляции немецких войск в Северной Афри­ке - 13 мая 1943 года - оба флота переба­зировались в Италию.

8-й воздушный флот первым закон­чил подготовку и в июле 1942 года дос­тиг боевой готовности. Первой боевой операцией стал налет 17 «Летающих Кре­постей», совершенный 17 августа 1942 года на вокзал и железнодорожный узел в Руан-Соттевиле, Франция. В налете в качестве наблюдателя участвовал гене­рал Икер. Бомбардировщики в районе цели были перехвачены истребителями из JG 26, поэтому большинство самолетов сбросили бомбы неприцельно. Последующие налеты на цели на территории Фран­ции также совершались сравнительно не­большими силами, но под сопровождени­ем сотен истребителей прикрытия.

С 14 по 5 января 1943 года в африкан­ском городе Касабланка состоялась кон­ференция представителей английских и американских штабов, в которой также участвовали президент США Ф.Д. Руз­вельт и премьер Великобритании У. Чер­чилль. На конференции обсуждались даль­нейшие планы войны в Европе. В числе прочих вопросов было также решено, что англичане будут проводить ночные стра­тегические бомбардировки, тогда как аме­риканцы продолжат дневные налеты.

Кроме того, была установлена иерар­хия целей для предстоящих налетов. Выг­лядела она следующим образом:

Уничтожение объектов, вовлеченных в строительство подводных лодок;

Уничтожение аэродромов, объектов авиа- и двигателестроения, а также объекты смежных производственных об­ластей;

Уничтожение коммуникаций;

Уничтожение нефтеперегонных заво­дов и заводов, выпускающих ГСМ;

Уничтожение прочих военных объектов.

Уже 27 января американские «Летаю­щие Крепости» совершили налет на цели, расположенные на территории Рейха.

Это был переломный момент для не­мецкой истребительной авиации. Теперь союзники приступили к массированным ковровым бомбардировкам германских промышленных объектов и городов. Налеты проводились на больших высотах, участвовавшие в них самолеты несли мощное оборонительное вооружение. Против этих высотных армад люфтваф­фе могло противопоставить только ис­требители, способные действовать лишь на средних высотах.