Корпус морской пехоты на Гуадалканале

 

На суше шли не менее горячие бои, чем на море. В рамках операции «Watchtower» американцы высадили 7 августа 1942 года десант на острове Гуадалканал. С моря операцию поддержива­ли авианосцы «Enterprise», «Saratoga» и «Wasp». Три авианосца несли 99 истре­бителей «Wildcat» в составе эскадрилий VF-5, VF-6 и VF-71. Американцы быст­ро уничтожили все находившиеся на ос­трове японские самолеты: 16 гидросамо­летов A6M2-N и летающих лодок Н6К4 из Йокогама-кокутай. Позднее истреби­тели участвовали в перехвате самолетов японского 25-го воздушного флота в Ра-бауле, которые совершали налет на зах­ваченный американцами плацдарм.

Но не палубная авиация сыграла главную роль в боях на Гуадалканале. В мае 1942 года была сформирована 23-я авиагруппа морской пехоты, которая проходила подготовку на базе MCAS Ewa на Гавайях. Группа предназначалась для переброски на Гуадалканал как толь­ко будет готов для нее аэродром на ост­рове. Строительство аэродрома начали еще японцы. Одной из эскадрилий -VMF-223 - командовал майор Джон Л. Смит. В состав этой эскадрильи входили некоторые пилоты из прежней VMF-221. Это были Марион Карл, Клейтон Кенфилд и Рой Корри. Позднее в эскадрилью перевели капитана Боба Гейлера. 2 авгу­ста 1942 года пилоты и самолеты VMF-223 погрузились на эскортный авианосец «Long Island», который направился к Гуадалканалу. В Эспириту-Санто в состав эскадрильи прибыли новые пилоты, в том числе майор Гарольд У. Бауэр. 20 августа истребители взлетели с палубы авианосца и взяли курс на Гуадалканал. Их новой базой должен был стать аэродром Гендерсон-Филд. Аэродром был назван в честь командира эскадрильи бомбардировщиков «Vindicator», погиб­шего в безуспешной попытке сбросить бомбы на японские корабли в ходе бит­вы при атолле Мидуэй. Началась труд­ная, полная ожесточенных сражений эпо­пея. Гуадалканал, имевший официальное кодовое обозначение «Cactus», среди сол­дат получил прозвище «Meatgrinder» («мясорубка»). В битве за Гуадалканал погибли лучшие японские пилоты, а эс­кадрильи корпуса морской пехоты понес­ли тяжелейшие потери. VMF-223 занимал Гендерсон-Филд неполную неделю. Че­рез четыре дня после прибытия эскадри­лья поучаствовала в перехвате 19 «Betty», шедших в сопровождении 12 «Zero». Эта группа направлялась на Гуадалканал из Рабаула. Морская пехота потеряла четы­ре F4F, сбив 6 «Zero» и 10 «Betty». После налета 26 августа в VMF-223 осталось всего три исправные машины, поэтому ее заменили эскадрильей VMF-224. Новая эскадрилья продержалась дольше - око­ло 4 недель, что объяснялось лишь низ­кой активностью японской авиации в этот период. Затем на острове место VMF-224 заняла VMF-221, а та, в свою очередь, уступила место VMF-212. Даль­ше, по мере развертывания аэродрома, туда прибыли VMF-112 и VMF-122. В ходе кампании быстро пополнялся спи­сок асов корпуса морской пехоты США. Например, 16 октября Х.У. Бауэр, уже в звании подполковника командовавший VMF-212, прикрывал свою эскадрилью во время посадки в Эфате. Над аэродро­мом появилась десятка японских пики­ровщиков D3A1. Бауэр сбил четыре са­молета. 23 октября капитан Джо Фосс из VMF-121 сбил четыре «Zero», а спустя три дня повторил это достижение. До 15 января 1943 года одержал 26 побед. Бои за Гуадалканал закончились в феврале 1943 года. Вместе с кампанией заверши­лась и карьера истребителей «Wildcat» в частях корпуса морской пехоты. Их быс­тро заменили новыми истребителями F4U-1 «Corsair». Компания на Соломо­новых островах продолжалась до нача­ла 1944 года. Американцы постепенно овладевали островами архипелага.

В ходе боев на Гуадалканале эскад­рильи заявили следующие результаты: VMF-223 - 134,5 (в том числе 22,5 на сче­ту временно приданных эскадрилье пи­лотов из других частей), VMF-11 - 119, VMF-224 - 61,5 (в том числе 6,5 на счету временно приданных эскадрилье пилотов из других частей), VMF-212 - 57, VMF-112 - 36,5, VMO-251 - 13, VMF-122 - 5. Кроме частей морской пехоты на Гуадал­канале временами базировались эскадри­льи морской авиации (точнее звенья, вы­деленные из их состава). Это были VF-5 -45 побед (действуя с «Саратоги» и Ген­дерсон-Филд) и VF-10 - 31 победа (дей­ствуя с «Энтерпрайза» и Гендерсон-Филд). Кроме того, эскадрильи морской авиации, действуя с авианосцев, доби­лись следующих успехов: VF-6 с «Энтер­прайза» - 44 победы, VF-72 с «Хорнета» -38 побед.

Шесть эскадрилий корпуса морской пехоты, действовавших на Гуадалканале, потеряло в общей сложности 25 пилотов, летавших на F4F.