Операция «Torch»

 

Следующей крупной операцией с участием американских ис­требителей «Wildcat» и английских «Martlet II» стала высадка союзников в Северной Африке в рамках операции «Torch». В опе­рации участвовали 882-я, 888-я и 893-я эскадрильи, базировав­шиеся на авианосце «Formidable».

Американские истребители базировались на авианосце «Ranger» (27 F4F-4 из VF-9 подполковника Джона Рейби и 27 F4F-4 из VF-41 подполковника Чарльза Т. Бута), а также на эскортных авианосцах «Suwannee» (11 F4F-4 из VGF-27 подполковника Т.К. Райта, 12 F4F-4 из VGF-28 подполковника Дж.И. Бэнди, и 6 F4F-4 из VGS-30 под­полковника М.П. Богдановича), «Sangamon» (12 F4F-4 из VGF-26 подполковника У.Э. Эллиса) и «Santee» (14 F4F-4 из VGF-9 Джона Томаса Блэкберна). Всего на борту американских авианосцев нахо­дилось 109 истребителей F4F-4.

Для этой операции, запланированной на начало ноября 1942 года и имевшей целью занять территории, подчиненные прави­тельству Виши, английские самолеты были подготовлены следу­ющим образом. Вместо английских кокард на самолетах изобра­зили американские опознавательные знаки, дополнив их желтым кантом, который был характерной чертой самолетов, участво­вавших в операции. Это было сделано по нескольким причинам. Во-первых, опасались неадекватной реакции со стороны янки, привыкших сбивать все, на чем не было белых звезд. Во-вторых, психологически французы более склон­ны уступить американцам, чем англичанам. Еще была жива память разгрома французского военного флота, устроен­ного англичанами в Мерс-эль-Кебире и в Дакаре. Кроме того, следовало учиты­вать негативный резонанс недавней ок­купации Англией Мадагаскара. Некото­рые английские пилоты так замаскировались, что даже обзавелись американскими авиационными комбинезонами. Первый бой с участием истребителей «Martlet» состоялся 6 ноября. Когда конвой с десантом двигался вдоль побережья Северной Африки. В этот день лейтенант Д.М. Джерам из 888-й эскадрильи сбил одиночный «Potez 63» во время патруль­ного вылета. В день высадки десанта - 8 ноября - патруль истребителей 882-й эс­кадрильи, пролетая над алжирским аэро­дромом Блида, заметил белые флаги и сигналы, приглашавшие на посадку. Ко­мандир патруля, лейтенант Б.Х.К. Нейшн, под прикрытием остальных са­молетов, приземлился и принял капиту­ляцию местного гарнизона.

В свою очередь, американцы начали десант, подняв 8 ноября 1942 года в воз­дух семь истребителей из VGF-29 (авиа­носец «Santee»), направив их к югу от Сафи. Самолеты должны были провести разведку позиций французов. Во время вылета один истребитель пропал без вес­ти. Позднее его фюзеляж нашли в 100 милях к северу от Сафи. Скорее всего са­молет был сбит, а пилот погиб. Другой «Wildcat», пилотированный Томом Блэк­берном, совершил вынужденную посад­ку на воду из-за нехватки топлива. Ак­тивнее действовали истребители с авиа­носца «Ranger». 18 истребителей под ко­мандованием Тома Бута попали в райо­не аэродрома Казес под огонь зенитной артиллерии. Несколько машин пошли в низ с целью подавить зенитные батареи. В этот момент лейтенант Чарльз Шилдз заметил пару «Devoitine D.520», заходя­щих во фланг. Шилдз тут же развернулся против них и открыл огонь с предельной дистанции. Шедший первым француз свалился в крутое пике и разбился. Затем Шилдз заметил еще три самолета, шед­шие на небольшой высоте. Он спикиро­вал и понял, что это его товарищ капи­тан Чак Огест с сидящими на его хвосте двумя французскими истребителями «Hawk». К тому времени Огест уже зая­вил две победы, но эта пара французов была полна намерений поквитаться. Шилдз помог коллеге оторваться от пре­следования. Позднее Шилдз атаковал еще два французских «Хоука», получив в бою с ними небольшие повреждения. Далее он заметил выруливающий на взлет французский DB-7. Спикировав, он обстрелял француза. Раздался мощный взрыв, который буквально отшвырнул атакующий истребитель. В этот момент Шилдза атаковали четыре французских Хоука» и обстреляли его. Был перебит бензопровод, начался пожар. Шилдз со­рвал фонарь и выпрыгнул с парашютом. Тем временем у Огеста возникли похожие проблемы. На его самолете был пробит маслопровод. Когда двигатель заклини­ло, Огесту также пришлось прыгать с парашютом.

Вернувшись на авианосец, Бут опреде­лил потерю шести пилотов. Вскоре одного американца удалось выловить из моря. Французы оказались неплохими пилотами, в распоряжении которых имелись... амери­канские истребители «Hawk 75A».

В это время пилоты VF-9 также вели напряженный бой в районе Форт-Лиотей. Джек Рейби заметил двухмоторный само­лет, шедший прямо на десантные корабли. Он быстро нагнал его и открыл по нему огонь. «Potez 63» взорвался и упал в море.

Истребители из VGF-26 с авианосца «Sangamon» также действовали в тот день. Они заявили три сбитых бомбарди­ровщика - вероятно типа «Martin 167» -и один истребитель D.520 без потерь со своей стороны.

Хуже действовали пилоты VGF-27. Они заметили над морем одиночный двухмоторный бомбардировщик, кото­рый идентифицировали как LeO.45. Из четырех человек экипажа удалось спас­тись только одному человеку, от которо­го стало известно, что пилоты сбили... бом­бардировщик «Hudson» Королевских ВВС. Позднее жертвой американцев стал еще один «Hudson». Обе машины были из эс­кадрильи, базировавшейся в Гибралтаре.

По сути, сопротивление французов в воздухе в целом было сломлено уже 8 ноября. За первые сутки операции уда­лось заявить 18 побед в воздухе, в том числе 13 одержали пилоты VF-41 в райо­не Казеса. Во второй день операции со­противление французов было гораздо меньше. Было заявлено шесть побед, в том числе 5 пилотами VF-9. На третий день удалось сбить лишь один самолет. Пилот VGF-29 с «Santee» сбил одиноч­ный «Potez 63» над сушей. Всего было заявлено 25 сбитых французских самоле­тов. Но и потери американцев были ве­лики. 5 машин было потеряно в боях, еще 6 сбито огнем зенитной артиллерии, а 14 было потеряно по остальным причинам, в основном это приводнившиеся самоле­ты, не сумевшие дотянуть до авианосцев. Столь высокий уровень потерь объясня­ется тем, что большинство пилотов не имело реального боевого опыта. Это была их первая, и, как оказалось, после­дняя операция.

С 11 ноября французы активности в воздухе не проявляли. Зато активизиро­вались немцы и итальянцы, которые предприняли контрнаступление. 9 нояб­ря истребители 882-й эскадрильи сбили Не 111, а 10 ноября пилоты 888-й эскад­рильи заявили победу над Ju 88 с италь­янскими опознавательными знаками. 11 ноября четверка истребителей из 893-й эскадрильи сбила бомбардировщик Savoia-Marchetti S.84. Это была после­дняя победа английских истребителей. Вечером того же дня «Formidable» со все­ми тремя эскадрильями, оснащенными истребителями «Martlet» покинул зону операции. Дальнейшую поддержку де­санта осуществляли эскадрильи, переба­зировавшиеся на сухопутные аэродромы. В кампаниях с конца 1940 до конца 1942 года истребители «Martlet» и «Wildcat» показали себя достаточно хо­рошо. После первых неудач по мере на­копления пилотами боевого опыта само­леты стали действовать все успешнее. Особенно велика была отдача самолетов, действовавших на Тихом океане. Но и английские истребители приняли на себя заметную часть нагрузки на морскую авиацию в самый трудный период вой­ны, когда Германия наступала по всем фронтам. Истребители «Martlet» отлич­но подходили для английских авианос­цев, особенно их преимущества были за­метны в случае эскортных авианосцев, на которых дефицит пространства в ангарах был особенно ощутим.

Всего истребители «Martlet» всех моди­фикаций состояли на вооружении 13 эскад­рилий английской морской авиации.