Рассредоточение производства

 

26 сентября 1940 года люфтваффе суме­ло нанести английской авиационной про­мышленности серьезный удар. В тот день группа из 59 Не 111 из KG 55 совершила удачный налет на головное предприятие фирмы «Супермарин» в Вулстоне, а так­же на недавно завершенный филиал в Итчене. Оба предприятия оказались полнос­тью разрушены. К счастью к этому вре­мени завод в Касл-Бромвиче уже набрал обороты, а выпуск многих узлов по суб­подрядам выполняли другие фирмы.

Хотя здания цехов оказались разрушен­ными, основная часть станков и оснастки уцелела. Сохранился и ангар в Истлее, где шла окончательная сборка самолетов. По­чти сразу после налета лорд Бивербрук по­сетил разрушенные предприятия и решил оставить их без ремонта, а выпуск распре­делить по окрестности, чтобы у люфтваф­фе больше не было столь удобной цели.

Министерство Бивербрука реквизирова­ло один этаж в соседнем отеле «Полигон» в Саутгемптоне, где разместили директора фирмы «Супермарин» командора Джеймса Берда вместе с заводоуправлением. В раз­решении кризисной ситуации особенно от­личился Лен Гуч. Руководство заводом тут же приступило к составлению плана по рас­средоточению производства фирмы. Учиты­вались все имевшиеся в округе производ­ственные площади. По точным армейским картам графств Уилтшир, Гемпшир и Берк­шир определили населенные пункты, расположенные рядом с аэродромами. Туда вы­несли четверть всех производственных мощностей фирмы. Это были Саутгемптон с аэродромом Истлей, Солсбери с аэродро­мами Хай-Поет и Четтис-Хилл, Траубридж с аэродромом Кивил, а также Ридинг с аэро­дромом Хенли (позднее Олдерманстон). В каждом из перечисленных населенных пун­ктов планировалось организовать сборку фюзеляжей и крыльев. Готовые фюзеляжи и крылья предполагали собирать непосред­ственно на аэродромах. В результате вмес­то одной сборочной линии фирма получила сразу четыре.

Выпуск деталей и узлов разместили на множестве реквизированных предприятий в Саутгемптоне, Винчестере, Ньюбери, Ридинге и Траубридже: автомобильных мас­терских, прачечных и автобусных депо. Гун и его люди отбирали подходящие предпри­ятия, затем наносили туда визит в присут­ствии полицейского, имевшего мандат от местного коменданта полиции. Если пред­приятие подходило для организации там выпуска самолетов, его немедленно рекви­зировали, не считаясь с мнением хозяина.

На реквизированные предприятия тут же вывозились уцелевшие после налета станки и оснастку. Через шесть недель после налета к выпуску «Спитфайров» подключили 35 пред­приятий, причем на 16 из них выпуск узлов уже шел полным ходом, а на остальных за­вершались подготовительные работы.

Налет на Вулстон и Итчен несомненно сказался на выпуске «Спитфайров», хотя трудно оценить в какой мере. Производство фирмы «Супермарин» резко сократилось. Если в августе 1940 года фирма построила 126 самолетов, то в сентябре только 100, в октябре 61, в ноябре 73, а в декабре всего 42. В январе 1941 года удалось выпустить 67 машин, в дальнейшем производство на­растало. В апреле выпустили уже 93 само­лета, а в августе достигли исходного уров­ня, собрав 130 машин. При этом часть про­изводственных мощностей передали в Касл-Бромвич, где их с успехом использовали. В результате общий выпуск истребителей

упал не так сильно: 163 в августе, 156 в сен­тябре, 149 в октябре, 139 в ноябре и 117 в декабре. Таким образом, общие потери от налета составили около 90 недопоставленных самолетов, что соответствовало трехнедель­ному простою фирмы в ее состоянии на ав­густ 1940 года. Но «Супермарин» оказался фе­никсом, которого невозможно было уничто­жить, разбомбив цеха в Вулстоне и Итчене.