Эскадренные миноносцы постройки 1925-1939 гг.

 

Боевые корабли с торпедным вооружением в английском флоте в период 1918-1939 гг. под­разделялись на следующие подклассы:

1. Лидеры (Flotilla Leader). Их стандартное водоизмещение находилось в пределах 1500-1850 т, скорость хода достигала 40 узлов, а мощ­ность 80000 л.с., вооружение у наиболее мощных из VIII 120-мм орудий; торпедное вооружение доходило до 10 труб 533-мм калибра, а даль­ность плавания — 6000-8000 миль. Эти корабли отличались хорошей мореходностью.

Лидеры предназначались для короткого мощного удара по кораблям противника; разве­дывательной службы; для артиллерийских и тор­педных атак на конвои и десантные отряды; для уничтожения неприятельских грузовых судов; для лидирования, в качестве флагманского ко­рабля, соединений эсминцев. Благодаря нали­чию специального вооружения, лидеры счита­лись пригодными также для противолодочной борьбы, постановки минных заграждений, ды­мовых завес и решения других боевых задач.

2. Эскадренные миноносцы (Destroyers). Их водоизмещение находилось в пределах 1200-1650 т, а в отдельных случаях доходило до 1050 г. Скорость хода до 36-39 узлов; мощность ме­ханизмов до 46000 л.с. Вооружение состояло в основном из IV-VI 120-мм орудий, 6-10 торпед­ных труб . Дальность плавания достигала 6000 миль экономическим ходом. Они обладали хо­рошей мореходностью и маневренностью. На­значением эсминцев считались ночные и днев­ные торпедные атаки и их отражение, формирование охранения при совместных дей­ствиях с главными силами, защита последних от атак неприятельских подводных лодок и са­молетов, постановка минных заграждений, тра­ление мин, конвоирование транспортов, дей­ствия против судоходства противника, постановка дымовых завес, вывод на неприяте­ля торпедных катеров в бою.

Из этих кораблей ограничимся ознакомле­нием с типами 1912-14 гг, явившимися, в основ­ном, участниками первой мировой войны 1914-1918 гг. и частично находившимися в строю флота в межвоенные годы. Эти предвоенные эс­минцы являлись предшественниками построен­ных в 30-х годах прошлого века, а потому, с точ­ки зрения эволюции типов и влияния опыта первой мировой воины на кораблестроение, на­ходились с ними в непосредственной связи.

В начальный период существования тор­педных кораблей дальнобойность и скорост­рельность артиллерии не были особенно велики, и потому миноносец являлся несомненной угро­зой для крейсера и броненосца. Это давало осно­вание континентальным державам строить большое число миноносцев, причем типы после­дних, предназначавшихся для плавания в откры­том море, из года в год возрастали в размерах и по своей скорости хода.

К 1892 г. французский флот располагал та­ким количеством миноносцев, что английское адмиралтейство сочло необходимым создать для борьбы с ними специальный класс кораблей, так как к тому времени класс миноносных кано­нерских лодок оказался не удовлетворяющим этой цели. Было признано, что решению данной задачи будет отвечать корабль класса миноно­сец, но увеличенный по водоизмещению, обла­дающий большей скоростью хода и более мощ­ным вооружением, причем в вооружение должна войти мощная артиллерия.

Все другие флоты вскоре также приступили к постройке подобных кораблей, в связи с чем по­стройка миноносцев в большом количестве, как это было прежде, прекратилась. Эсминцы одно­временно стали снабжаться мощным торпедным вооружением и артиллерией, что давало им воз­можность как выполнять функции прежних ми­ноносцев, так и вести артиллерийский бой.

Практически подкласс получил название от наименования испанского корабля "Destructer", построенного в Англии в 1886 г. по заказу Испании и предназначавшегося специ­ально для борьбы с миноносцами. Тип "Destructer" получил развитие во всех флотах и отличался от обычных тогда миноносцев повы­шенными тактическими характеристиками. В отличие от "миноносцев" ("Torpedo Boats"), англичане и впредь все эсминцы стали клас­сифицировать как "истребители" ("Destroyers").

К 1914 г. эсминец развился в ко­рабль водоизмещением около 1000 т, с ме­ханизмами мощностью в 30000 л.с. и воо­ружением из орудий 102-мм калибра и торпедных аппаратов 533-мм калибра. К началу первой мировой войны, за 38 лет, истекших со времени постройки первого миноносца английского флота "Lightning" (1877 г.), в развитии этого класса в Англии были достигнуты огром­ные успехи, результатом которых стали корабли, снабженные многочисленными техническими усовершенствованиями и отличавшиеся ценными тактическими свойствами.

За время первой мировой войны эс­минец превратился в мощный боевой ко­рабль многоцелевого назначения.

Англичане же на всех эсминцах, по­строенных как в первую мировую войну, так и непосредственно после нее, устанав­ливали: по 4, а на некоторых по 6 труб того же калибра. Лишь с серии "А" (спус­ка 1929-30 гг.) у англичан был совершен переход на 8 торпедных труб, а с "J" на 10 труб — число, сохранившееся и на сериях "J", "К" и "L". Применение четырёхтрубных, а затем и пятитрубных торпедных аппаратов по­зволило повысить общее число торпедных труб, но в подобных случаях, одновременно с затруд­нениями в размещении (из-за громоздкости ус­тановок), а также трудностей ручного обслужи­вания возникали различного рода проблемы.

Для торпедного вооружения ограничи­тельными условиями являлись наводка вручную и наименьшее загромождение палубы в боевом положении. Пятитрубные торпедные аппараты калибром 533 мм поэтому представлялись анг­лийским специалистам пределом применения: как по числу труб в аппарате, так и по диаметру, длине и весу торпеды.

Увеличение количества торпедных аппара­тов на эсминцах определялось стремлением до­биться попадания, несмотря на маневрирование противника, и тенденцией, относившейся к спо­собам использования торпедного вооружения. Эта мера, осуществлявшаяся для обеспечения возможности производства торпедных залпов, увеличивала шансы на попадание.

Английский эскадренный миноносец пер­вого десятилетия после первой мировой войны являлся кораблем в 1200-1300 т водоизмещения, со скоростью хода 34 узла, с четырьмя 120-мм орудиями и торпедным вооружением до восьми 533-мм труб, расположенных на верхней палубе, обычно, в двух установках. По лондонскому морскому международному соглашению от 22 апреля 1930 г, в числе прочих классов кораблей, были установлены некоторые ограничения и по эсминцам. По этому соглашению под эсминца­ми понимались "надводные корабли, стандарт­ное водоизмещение которых не превосходило 1850 т (1880 метрических тонн) с орудиями не крупнее 130 мм калибра". Это определение вхо­дило в III часть соглашения, подписанную Анг­лией, США и Японией, но не подписанную Францией и Италией, на которых оно, следова­тельно, и не распространялось. Следует указать, что по этому же соглашению для первых трех на­званных держав были установлены и нормы за­конченного постройкой тоннажа эсминцев, без права превышать их до 31 декабря 1936 г. (стан­дартного водоизмещения):

Англия - 150 000 т;

США - 150100т;

Япония - 105500 т.

Ограничения были приняты только в отно­шении общего тоннажа, численность же единиц лимитирована не была. Не более 16% установ­ленного тоннажа разрешалось использовать на корабли, стандартным водоизмещением свыше 1500 т. В статье 21 части III лондонского соглашения Англия оговорила, "что норма в 150000 т для тоннажа английских эсминцев является ус­ловной и что в случае усиленного строительства эсминцев и подлодок континентальными евро­пейскими державами она будет соответственно увеличена". Возрастной предел для эсминцев был установлен в 12 лет, для заложенных до 1 января 1920 г., и 16 лет, для заложенных после этой даты. Эти ограничительные нормы не при­вели, однако, к ослаблению постройки эсминцев так же, как и других классов кораблей. Наобо­рот, соперничество крупнейших флотов непре­рывно развивалось как в области совершенство­вания тактико-технических элементов эсминцев, так и в увеличении общего тоннажа кораблей данного класса.

Одновременно с расширением областей ис­пользования эсминцев встал вопрос и о новых нормах их индивидуального тоннажа. Так, во втором лондонском морском соглашении нет прежних ограничений, а по группе легких над­водных кораблей, в числе более крупных, была установлена и категории "В" "с калибром глав­ной артиллерии, не превышающим 155 мм, но с водоизмещением, меньшим 3000 т". К этой кате­гории, следовательно, были отнесены минонос­цы, эсминцы и лидеры.

Тенденция непрерывного возрастания во­доизмещения объяснялась увеличением круга боевых задач эсминцев, потребовавших приме­нения новых видов оружия, усиления вооруже­ния в целом, увеличения радиуса действия и ско­рости хода, улучшения мореходных качеств. Ещё в первую мировую войну, помимо основно­го их назначения — использования торпедного оружия, эсминцы приобрели универсальное назначение — такая служба, как охрана про­тяженных морских коммуникаций, раз­ведка совместно с крейсерами и охране­ние крупных кораблей от атак, требовала от них повышенных тактических качеств.

Английский флот, с момента воз­никновения этого класса кораблей, систе­матически развивал его в одном направ­лении, делая упор на качества истребителя, сильную артиллерию, высо­кую скорость хода и хорошие мореходные качества. Торпедная атака больших ко­раблей первоначально была задачей ми­ноносцев, а с течением времени, большей частью, была переложена на эсминцы, как область их использования. На этих прин­ципах, и при влиянии уже выработавших­ся особенностей, сформировался класс ко­раблей, прекрасно оправдавший себя в обеих мировых войнах.

До первой мировой войны в англий­ском флоте по отношению к эсминцам продолжала существовать тенденция мак­симального усиления артиллерии и скоро­сти хода. За счет преобладания этих так­тических характеристик торпедному вооружению отводилось второстепенное значение. Большинство английских эс­минцев, спущенных в 1914г. и ранее, име­ло по 2 торпедных аппарата, небольшое же число эсминцев имело их по 4, тогда как артиллерийское их вооружение состо­яло из трех 102-мм орудий.

В противоположность английской тенден­ции, развитие эсминца в германском флоте пе­ред мировой войной шло по среднему пути: между кораблем, предназначенным для борь­бы с миноносцами, и выработавшимся позднее собственно типом эсминца или "миноносца открытого моря" ("Hochseetorpedobot"). В силу преобладания торпедного вооружения ос­новной задачей перед ним ставилась торпед­ная атака.

Различие между английскими и германски­ми эсминцами определяло собственно два ос­новных направления в развитии класса эсмин­цев во всех флотах. Одним из этих направлений, как у англичан, подчеркивалось значение артил­лерийского вооружения, тогда как другим на­правлением, как германским, за основное при­нималось торпедное вооружение.

В торпедном вооружении эсминцев про­должительный период ограничивались двумя, а затем тремя торпедными трубами, перед миро­вой войной в английском флоте стали принимать на вооружение по 4 трубы в двух двухтрубных ус­тановках. Одна из задач, стоявшая в области техники развития торпед, заключалась в повыше­нии их скорости хода, большое значение которой было совершенно очевидным. Однако, несмотря на значительные усилия в этом направлении, больших результатов достигнуть не удалось.

В 1936 г. наибольшая скорость хода торпе­ды по-прежнему только несколько превышала 45 узлов при стрельбе на короткой дистанции и 25-30 узлов на большой дистанции. Двигатели, способные развивать большую мощность на не­большой дистанции, вызывали уменьшение дальности действия торпеды и ее скорости хода на больших дистанциях. Наоборот, двигатель торпеды, рассчитанный на среднюю скорость хода на больших дистанциях, был не способен значительно увеличивать скорость на коротких дистанциях при ночной атаке. В связи с этими особенностями и находились изменения назван­ных выше пределов.

Таким образом, самой слабой стороной торпеды следовало считать ее скорость хода, тем более, что скорость хода цели уже достигала 40 узлов. По-видимому, в этом отношении был достигнут предел, лимитируемый состоянием техники. Одна из причин этого крылась в огра­ниченности калибра и длины торпеды. В боль­шинстве флотов удерживался стандартный ка­либр в 533 мм, а дальность действия торпеды стремились увеличить за счет увеличения её длины. Однако, с точки зрения удобства обра­щения с торпедой на борту корабля, увеличение длины сверх 7,5-8,0 м считалось явно нецелесо­образным.

Калибры главной артиллерии эсминцев всех флотов в 30-х годах XX века оставались весьма близкими между собой и колебались в пределах от 120 до 138 мм, причем наибольшее распространение имел первый из них. Наиболее подходящим весом снаряда для эскадренного миноносца, при скорострельности 8 выстрелов в минуту в Англии, считался 26-27 кг, что соответ­ствовало 120-130 мм калибру. Введение 152-мм калибра на эсминцах в 1800-2000 т, как показал опыт первой мировой войны, не дал суще­ственных преимуществ.

Размещение на эсминцах орудий ка­либром свыше 130 мм практически не осу­ществлялось, так как такие установки ока­зывались слишком тяжелы и требовали механической подачи боезапаса, увеличи­вавшей массу установки и делавшей её трудно совместимой с конструкцией кораб­ля такого размера. На эсминцах избегали применять механические приводы и по той причине, что ввиду низкобортное™ кораб­лей этого класса при качке приводы навод­ки подвергались воздействию воды, и были возможны случаи отказа в питании прибо­ров электроэнергией. Изложенные сообра­жения являлись причинами преимуще­ственного использования на эсминцах артиллерии в одноорудийных палубных ус­тановках с ручными приводами.

Спаренные установки артиллерии главного калибра на вооружении эсминцев имелись только в японском и итальянском флотах. Однако эти установки имели свои недостатки. К ним относились затруднения в реализации максимально возможной ско­рострельности, так как требовалось обеспе­чить двойной поток боезапаса.

В 1936 г. в строй стали вступать японские эсминцы типа "Yamakaze" про­граммы 1934 г., у которых все 5 орудий главного 127-мм калибра являлись универ­сальными. Их углы вертикального наведе­ния достигали 90°. Такая же мера проводи­лась на всех американских эсминцах, начиная с закладок 1934 г., со сроками вступления в строй с 1936 г. У них все 5 127/50-мм орудий являлись также универ­сальными, т.е. пригодными к использованию как противоминные и как зенитные.

Английское Адмиралтейство в 1937 г. при­няло решение о замене на вооружении перспек­тивных эсминцев 120-мм орудия универсальным скорострельными полуавтоматическим 114-мм. Причём вопрос о главном калибре эсминцев рас­сматривался совместно с вопросом о противо­минной артиллерии линкоров. Английский лин­кор "Warspite" первоначально имел двенадцать 152-мм противоминных орудий. При модерниза­ции в 1936-38 гг. число этих орудий было сокра­щено вдвое. Указывалось, что столь значитель­ное уменьшение противоминной артиллерии у линкора не вяжется с увеличением скорости хода эсминцев и усилением их наступательных ка­честв. Без сомнения, это уменьшение вспомога­тельной артиллерии на линкоре было вызвано крайней необходимостью, но, однако, оно явилось реализацией взглядов о более целесо­образном использовании вспомогательной артиллерии крупного корабля при установ­ке её на конвоирующем линкор эсминце.

Зенитное вооружение, совершенно отсутствовавшее в 1914 г. и находившееся в 1918 г. в зачаточном состоянии, приобре­ло в 30-х годах огромное значение. Бурное развитие авиации все больше и больше оказывало влияние на систему, количество и расположение зенитного вооружения. Для отражения атак самолетов на воору­жение эсминцев поступили полностью или частично автоматизированные мелкокали­берные орудия. Обычно зенитное вооруже­ние состояло из четырёх или восьми 40-мм автоматов и из нескольких 12,7-мм и 7,62-мм зенитных пулеметов.

По расчётам потребная скорость на­ведения зенитного орудия составляла око­ло 12° в секунду. Такую скорость реализо­вать вручную было уже нельзя, вследствие чего корабельным зенитным орудиям тре­бовался электропривод. На кораблях зе­нитная артиллерия преимущественно раз­мещалась по бортам, что объяснялось трудностью разместить её в диаметральной плоскости из-за недостатка места.

Еще в первую мировую войну эсмин­цы принимали мины заграждения. Англи­чане приспособили целый ряд устаревших эсминцев под минные заградители; на всех кораблях типа "Vance", спуска 1917-1918 гг., были сняты торпедные аппараты, бла­годаря чему была получена возможность принимать по 20 мин. Такое же число мин при­нимали эсминцы и других типов, того же перио­да постройки.

В качестве противолодочных средств борьбы английские эсминцы, наряду с корабля­ми других классов, имели на вооружении глу­бинные бомбы. На вооружении эсминцев нахо­дились бомбы с весом взрывчатого вещества в 135 кг. Взрыв такой бомбы создавал разруши­тельную зону радиусом около 20 м. Как сред­ство для предупреждения удара мины о корпус корабля на эсминцах нашли применение пара­ваны-охранители.

В целях маскировки собственных действий, в защитных целях, а также при совместных опе­рациях с кораблями других классов, эсминцы могли пользоваться дымовыми завесами, для чего в котлах устанавливался неполный процесс сгорания и, как следствие, образовывался густой черный дым, выходивший через дымовые трубы. Для постановки дымовых завес из химических дымообразующих веществ на верхней палубе у борта на корме и в одном из кормовых помеще­ний устанавливалась специальная аппаратура.

Причины высоких требований в отноше­нии скорости хода крылись, прежде всего, в эс­кадренном использовании эсминцев. Для того чтобы участвовать в боевых действиях совмест­но с эскадрой, эсминец должен был обладать не только высокой скоростью хода, значительно превосходящей таковую линейных кораблей, но и хорошими мореходными качествами. Ско­рость хода должна была являться достаточной не только для того, чтобы сопровождать круп­ные быстроходные корабли, но и чтобы обеспе­чить опережение последних, в случае необходи­мости, если потребуется начать преследование противника раньше главных сил флота. Высо­кие требования в отношении скорости хода вы­текали также из действий эсминца против кора­бельных соединений противника и из специфических задач, свойственных кораблям легких сил, при их действиях против соединений кораблей своего же класса.

Период качки у эсминцев определялся в 10-11 секунд. Требования в отношении увеличе­ния автономности (радиус действия) при одно­временном улучшении мореходных качеств ста­ли предъявляться к эсминцам еще в результате операций их в первую мировую войну, когда помимо основного их назначения — использо­вания торпедного оружия корабли этого класса приобрели универсальное значение и использо­вались на такой службе, как охрана протяжен­ных морских коммуникаций и дозор, разведка совместно с крейсерами и охранение крупных кораблей от атак. Эти задачи уже тогда опреде­лили увеличение запасов топлива (см. ниже — нагрузка), смазки, пресной воды, продоволь­ствия и пр.

Английские эсминцы типа "Archer" (спус­ка 1911 г.) при стандартном водоизмещении-780 т, на экономическом ходу в 13 узлов имели ради­ус действия 2300 миль. Тип "Tyrant" (спуска 1917 г), при водоизмещении 760 т, на том же ходу в 15 узлов получил радиус действия 3000 миль. Спущенные в 1919 г. английские эсминцы серии "Vansittart" при водоизмещении 1120 т имели уже дальность плавания 4000 миль при 15 узлах. Еще, примерно, в 1927 г. удовлетворялись дальностью плавания в 2000-3000 миль при эко­номических скоростях хода. Упоминаемый ниже "Amazon" (спуска 1926 г.) при водоизмещении 1350 т получил дальность плавания 4800 миль, также при 15 узлах. Серия "D" английских эс­минцев, спуска 1932 г., имела, дальность плава­ния 5870 миль, а серия "Н" даже — 6000 миль, в обоих случаях при 15 узлах и водоизмещении, соответственно, в 1375 и 1350 г. Запас топлива у последних серий стал составлять 480 т, против 300 т у предыдущих серий.

По докладу главного кораблестроителя английского флота Д'Ейнкоурта, нагрузка анг­лийских эсминцев постройки периода первой мировой воины в долях от водоизмещения представлялась следующей: (%)

Корпус - 41,5

Механизмы - 35,0

Топливо нормальный запас - 15,0

Снабжение - 4,5

Вооружение - 4.0

Итого - 100

Исходя из условий развития техники кораблестроения и машиностроения в 30-е годы и в соответствии с теми тенденциями, которые были отмечены выше в нагрузке, против приведенной по Д'Ейнкоурту, к на­чалу второй мировой войны, произошли следующие изменения:

1) вес корпуса понизился в силу при­менения технологических приемов: замены клёпки электросваркой, применения сталей повышенного сопротивления, широкого применения легких сплавов, изготовления различных деталей штампованными, при­менения вместо красок специальных патен­тованных покрытий и пр.;

2) вес машинно-котельной установки, благодаря крупнейшим достижениям в котло- и турбостроении, уменьшился на единицу мощности в такой степени, что не­смотря на увеличение общей мощности ус­тановки, вес ее в процентах от водоизмеще­ния стал меньше;

3) ещё на опыте первой мировой вой­ны у английских эсминцев выявился огра­ниченный запас топлива; все же общая тен­денция увеличения радиуса действия вела к увеличенным запасам топлива, в силу чего в на­грузке топливу отводился больший процент, чем в первую мировую войну;

4) усовершенствования в области корпуса и механизмов дали возможность увеличить в на­грузке долю вооружения, что отвечает всемер­ным стремлениям увеличить боевую мощь не только эсминцев, но и кораблей всех классов.

В 1908 г. для кораблей категории легких сил вес машинных установок на 1 л.с. мощности, при поршневых машинах и водотрубных котлах с трубками большого диаметра на угольном отоплении, составлял минимально 25 т/и.л.с. В период с 1904 г. по 1915 г. этот же вес для тур­бинных установок, работавших непосредствен­но на гребной вал, при водотрубных котлах с трубками малого диаметра на нефтяном отопле­нии составлял 18 кг/э.л.с. У германских эсмин­цев 1916 г. типа "V-116" вес турбинной установ­ки, непосредственно работавшей на вал, с котлами, полностью отапливаемыми нефтью, составлял 12,4 кг/э.л.с., а по другим сведениям — 12 кг/э.л.с. У американских эсминцев постройки периода 1917-1920 гг., водоизмещением 1250 т, наибольшей мощностью 29000 л. с. вес механиз­мов на максимальную силу был принят 15,4 кг. По данным Р. Диксона (1930 г.), вес паровой ма­шинной установки эсминцев того периода со­ставлял 14,9 кг/э.л.с., а на английском эсминце "Arrow", из программы 1927 г., спуска 1930 г., понизился до 13,85 кг/э.л.с. В 1935 г. для кораб­лей с преимущественным торпедным вооруже­нием, после перехода к турбинным установкам с зубчатыми передачами и от насыщенного пара в 18 атм. к перегретому пару в 27 атм. с температу­рой 360° С, вес машинной установки уменьшил­ся до 11 т/э.л.с.

В подтверждение тенденции увеличения запаса топлива английских эсминцев можно указать, что против 15%, указанных Д'Ейнкоуртом, у английского эсминца "Wren" водоизме­щением 1370 т, законченного постройкой уже после первой мировой войны (спуска 1919 г.), за­пас топлива составлял 20,5%, а у последующих, более крупных типов, он достигал уже 23-24% от полного водоизмещения.

К концу 30-х годов сложилось мнение анг­лийских военно-морских специалистов о том, что защите личного состава эсминцев от воз­душной опасности в новейших проектах кораб­лей этого класса должно быть уделено достаточ­но внимания. На ограждении, крыше ходового мостика и рубке управляющего артиллерийским огнем предлагалось установить броневые плиты из специальной стали, орудийные расчёты про­тив атак штурмовой авиации намечалось защи­щать специальными широкими щитами. Даль­номеры, зенитные пулеметы и открытые торпедные аппараты планировалось снабдить броневыми куполами.

Полагали, что личный состав, находящийся на мостиках, всегда подвержен опасности поражения бомбами и пулеметным огнем с самолетов, и даже самый тонкий металлический лист над головой, бесспорно, окажет положительное действие на нервную систему. Вот почему покрытие мостиков эсминцев требовалось изготавливать из пуленепробиваемой стали.

Идея крытого мостика, сама по себе, была не нова. На английских эсминцах адмиралтейских типов, постройки периода первой мировой войны, мостик и ходовая рубка составляли одно целое. Позже, с увеличением размеров эсминцев, мостик и ходовая рубка были разъединены. Практика английского кораблестроения в 30-е годы полностью высказалась за крытые мостики на кораблях классов линкор и крейсер. Кроме перечисленных положительных сторон крытых мостиков, к ним следует причислить полное устранение исключительно трудных ус­ловий пребывания личного состава на мостике в то время, когда при курсе, попутном с ветром, дым и газы из ближайшей трубы полностью за­волакивали мостик и понижали работоспособ­ность персонала. К отрицательным сторонам крытых мостиков относится понижение видимости в углах, близких к зениту, и по горизонту. Условия ведения боя требовали видимости по всем румбам и от горизонта до зенита. Было существенно важно, чтобы устройство крытых мостиков не мешало нормальной работе навигационных приборов, дальномеров и не усложняло работу в рубке управляющего артиллерийским огнем.

В отношении качественного состава эсминцев основных флотов к 1937 г. можно было отметить: в 1936 г. последние английские эсминцы, построенные по кораблестроительной программе, принятой в мировую войну, достигли предельного срока службы 12 лет, установленного по лондонскому морскому соглашению.

На 31 декабря 1936 г. в составе анг­лийского флота числилось 153 корабля класса эсминцев (включая и лидеры), общим водоизмещением 180524 т. Из этого числа 81 корабль были построены в первую мировую войну, а следовательно, на 1937 г достигли уже предельного срока службы, и 72 корабля были построены после войны. Как видно, свыше 50% английских кораблей по классу эсминцев к этому сроку устарело.

США имели эту пропорцию в отно­шении устаревших кораблей еще боль­шей, так как замещение их после первой мировой войны до 1932 г. не осуществлялось, т.е. в течение 12 лет во флоте США не было закла­док эсминцев.

Япония в результате си­стематической постройки ею новых кораблей имела значи­тельно меньшее число эсмин­цев с большим возрастом.

После окончания в 1919-1922 гг. постройки эс­минцев, заложенных еще во время первой мировой вой­ны, в английском флоте про­должительный период ничего не предпринимали в отноше­нии кораблей этого класса. Вновь к постройке эсминцев обратились лишь в 1924 г., когда заказали 2 опытных ко­рабля, из исследования кото­рых адмиралтейство желало установить прототип для дальнейших кораблей. Выда­че заказа предшествовали те­оретические изыскания на опыте первой мировой войны, с целью устано­вить те требования, которые необходимо предъявить к кораблям этого класса. Исходя из довоенной практики, разработку проектов экс­периментальных кораблей поручили частным верфям, сообщив им те тактико-технические требования, которым должны были удовлетво­рять эти корабли.

Задание на проектирование первых после­военных английских эсминцев выдали лучшим отечественным верфям по постройке кораблей этого класса — Торникрофту и Ярроу. В резуль­тате на верфи Торникрофта построили "Amazon", а на верфи Ярроу "Ambuscade". Главные механизмы состояли из турбин высоко­го давления и крейсерского хода фирмы "Броун Кёртис"; низкого давления фирмы "Парсонса". На этих кораблях стояли котлы треугольного типа адмиралтейского образца. Все надстройки выполнили из стали. Эсминцы имели высокий надводный борт. Общее расположение жилых помещений значительно улучшили, по сравне­нию с предшествовавшими типами, и приспосо­били к увеличенному радиусу действия и плава­нию в тропиках. Оба корабля вошли в кораблестроительную программу 1924-25 гг. Стоимость постройки составила для "Amazon" - 319400 ф. ст., "Ambuscade" — 326600 ф. ст.

 

ТТЭ английских эсминцев "Amazon" и "Ambuskade"

Характеристики

Размерность

"Amazon"

"Ambuskade"

Водоизмещение проектное

т

1350

1170

Длина

м

95,00

93,60

Ширина

м

9,60

9,45

Осадка средняя

м

2,77

2,51

Мощность проектная

л. с.

39500

33000

Скорость хода

узлы

37,0

37,0

Скорость хода наибольшая

узлы

37,96

 

Запас топлива

т

433

385

Дальность плавания на 15 узлах

миль

4800

4800

Артиллерия

 

4 120/50 мм

2 40 мм зен.

5 пулеметов

4 120/50 мм

2 40 мм зен.

5 пулеметов

Торпедное вооружение

 

6 535 мм (2x3)

6 533 мм (2x3)

Экипаж

человек

138

138

 

После обстоятельно проведенных испыта­ний и сравнений было признано, что эсминец "Amazon" в большей степени удовлетворяет так­тическим требованиям, предъявляемым " кораблям этого класса. Проект его затем был перера­ботан Адмиралтейством.

Как это видно из кораблестроительных программ английского Адмиралтейства, в про­граммы 1925-1926 и 1926-1927 гг. эсминцы не входили. Начиная же с программы 1927-1928 гг. и по всем последующим, Англия систематически обновляла и усиливала состав своих эсминцев.

Двенадцать серий английских эсминцев, входивших в программы 1927-1937 гг., обладали следующим водоизмещением:

- серия "А" программы 1927 г. — 1350 т.

- серия "В" программы 1928 г. — 1360 т.

- серия "С" программы 1929 г. — 1375 т.

- серия "D" программы 1930 г. — 1375 т.

- серия "Е" программы 1931 г. — 1932 г.

- серия "F" программы 1932 г. — 1375 т.

- серии "G" программы 1933 г. — 1350 т.

- серия "Н" программы 1934 г. — 1350 т.

- серия "I" программы 1935 г. — 1350 т.

- серия "J" программы 1936 г.— 1650 т.

- серия "К" и "L" программы 1937 г. — 1650 т.

При установлении водоизмещения для се­рий "G", "Н" и "I" английское адмиралтейство после продолжительной постройки эсминцев стандартизовавшегося типа в 1375 т вновь вер­нулось к типу 1927 г. в 1350 т. Уменьшение стандартного водоизмещения на 25 т соответ­ственно повлекло за собой уменьшение длины корабля на 1,5 м, понижение мощности на 2000 л. с. и проектной скорости хода на 0,5 узла. Уменьшился также и запас топлива до 465 т.

Артиллерийское и торпедное вооружение оставлено было без изменения. Официаль­но была объявлена скорость хода 35 узл. В действительности эти эсминцы развивали 36-37 узл.

Английские источники обращали внимание на удобство оборудования эс­минца "Impulsive" из серии "I" и однотип­ных с ним для бытовых условий, хорошую вентиляцию, большие запасы провизии, боеприпасов, топлива и пр., позволяющие кораблю совершать длительное плавание вдали от баз.

Серия "J" получала увеличенные размеры, при одновременном усилении тактических элементов, против предше­ствовавших ей серий. Водоизмещение подняли до 1650 т, а скорость хода до 36 уз. (вместо 35,5 узл.). По данным периоди­ческой печати начала 1937 г., вооружение серии "J" вместо четырех 120-мм орудий у прежних серий увеличили до шести 120-мм. Таким образом, эсминцы серии "J" явились как бы переходным типом от 1350 т кораблей к эсминцам типа "Tribal". Ука­зывалось также, что эсминцы серии "J" должны были получить на вооружение по 10 торпедных труб — максимальное число на английских кораблях своего класса. Позже сведения эти подтвердились. Про­ектная скорость хода равнялась 36 узл.

Как видим, корабли серий "J", "К" и "L" превзошли по водоизмещению даже все лидеры, входившие в программы 1927-1935 гг. и имеющие водоизмещение 1400-1500 т.

Причину столь резкого повышения водоизмещения последних названных се­рий следует искать в непрерывном, все усиливающемся соперничестве с Германи­ей. Включение Германией в англо-герман­ское морское соглашение от 18 июня 1935 г. в число прочих классов кораблей шест­надцати эсминцев по 1625 т отразилось как количественно, так и качественно на ближайшей же программе английского ад­миралтейства. Наряду с увеличением во­доизмещения лидеров подняли водоизме­щение и эсминцев. Тем самым последовало прекращение строительства кораблей типа "Acasta", входившего неиз­менно во все программы в течение 9 лет. Тип "Acasta", по существу, является про­стым повторением эсминцев военного вре­мени, типа "V", но только с усиленным торпедным вооружением. Не будет ошиб­кой утверждать, что, начиная с типа "Valentine" (1916 г.) и до "Intrepid" (1936 г.), кон­струкция английских эсминцев оставалась в ос­новном неизменной.

За первые 20 лет истории его развития эс­минец претерпел значительную эволюцию. Если сопоставить это развитие с состоянием эсминца в конце 30-х годов, то можно установить, что за вторые 20 лет эволюция была незначительна. Объяснение этому находим в высоких качествах эсминцев типов "V" и "Acasta". Тем не менее, их могли значительно улучшить при сохранении прежних размеров и стоимости. Принимая во внимание напряженность бюджета Англии, не стали отступать от этого вполне подходящего типа эсминца и переходить на увеличенный, хотя и улучшенный, но стоивший дороже тип, так как это привело бы к общему уменьшению количества единиц, при настоятельной необхо­димости пополнять состав флота ежегодно как минимумом одним новым дивизионом.

Следует отметить взгляды, пропагандиро­вавшиеся некоторыми английскими корабле­строителями, выступавшими за постройку эс­минцев прежнего 1350 т водоизмещения (это позволит адмиралтейству располагать большим числом кораблей этого класса), в противопо­ложность более мощным кораблям, а следова­тельно, более дорогим новым типам.

Отвечая Ллойд-Джорджу в 1936 г. на его вопрос в парламенте о положении эсминцев в английском флоте, лорд Хейлшем сказал: "В от­ношении эсминцев положение более благопо­лучное, чем с другими классами кораблей. Через 3 года в составе флота будет 12 флотилий эсмин­цев, полностью построенных после мировой войны. Общая численность этих флотилий со­ставит около 100 кораблей. Кроме того, намече­но построить еще 4 или 5 флотилий. Неверно мнение, что устаревшие эсминцы совершенно непригодны для каких-либо операций. Они вполне могут быть использованы для противо­лодочной борьбы".

Окончание постройки серии "Н" намеча­лось на конец 1936 г. К этому времени все фло­тилии эсминцев средиземноморского и дальне­восточного флотов намечалось укомплектовать кораблями, построенными после первой миро­вой войны.

На 14 января 1937 г. в составе английского флота числилось 72 эсминца и лидера послево­енной постройки, общим водоизмещением 98400 т, и 81 эсминец и лидер, общим тоннажем 91145 г, построенные в период первой мировой войны. Таким образом, общее число кораблей этого класса, находившихся в строю, составляло 153 единицы, тоннажем 189500 г. Кроме них, 34 эс­минца были заложены, стояли на стапелях, нахо­дились в состоянии достройки или на них были выданы заказы.

В число последних входили 16 единиц типа "Tribal". Военно-морские авторитеты полагали, что из всех названных кораблей только постро­енные после первой мировой войны были при­годны для выполнения предназначенных для эс­минца задач. Эсминцы же постройки периода мировой войны, по современным в 30-е годы понятиям, обладали уже низкой скоростью хода и, кроме того, отличались пониженными мореход­ными качествами. Однако признавалось, что они могли быть использованы для конвойной службы и в качестве охотников за подлодками.

Во второй половине 1937 г. Англия распо­лагала 90 эсминцами в строю и постройке, оди­наковыми по своим техническим и тактическим элементам. Значение такого преимущества было настолько велико, что можно было не прини­мать во внимание даже некоторые неизбежные при этом недостатки.

Описывая английские эсминцы 30-х годов, В. Хаделер давал о них такие сведения: "О кора­бельных особенностях английских эсминцев из­вестно мало. Характерной, уже продолжитель­ное время, является так называемая корма Торникрофта, заканчивающаяся горизонталь­ной острой кромкой. Из опубликованных черте­жей известно, что эсминцы в Англии набирались по поперечной системе".

У английских или построенных в Англии по заказу других флотов эсминцев было принято сравнительно простое подразделение на водо­непроницаемые отсеки, которое вряд ли удов­летворило бы германский флот, хотя именно английские эсминцы в первую мировую вой­ну и особенно в бою при Скагерраке и от­части после него показали поразительную живучесть. Англичане ограничивались де­сятью водонепроницаемыми поперечны­ми переборками, отказавшись от двойно­го дна и продольных водонепроницаемых переборок (параллельных наружной об­шивке в районе жизненно важных отсе­ков). Это позволяло иметь машинные и котельные отделения увеличенных разме­ров, в которых было значительно легче разместить установки повышенной мощ­ности, и при этом не возникали какие-либо конструктивные затруднения в об­служивании. Вопрос состоял только в том, что важнее в решающий момент, хо­рошее ли подразделение на водонепрони­цаемые отсеки или удобство в обслужива­нии машинно-котельной установки.

Нефть находилась в бортовых цис­тернах рядом с котлами и в поперечных цистернах, из которых, как правило, одна находилась непосредственно в корму от машинного отделения, тогда как осталь­ные, в большинстве случаев —два, в носо­вой части. Питательная вода для котлов частично находилась также в бортовых цистернах вблизи котлов и частично в днищевой цистерне в районе машинного отделения.

Чертежи общего расположения английс­ких эсминцев в 30-е годы не опубликовывались. Об их фактических результатах ходовых испы­таний имелись лишь отрывочные сведения. Име­ются сведения, что эсминец "Arrow" при мощно­сти 34100 л. с. показал скорость хода 36,7 узла, тогда как эсминцы типа "В" достигли только 35,75 узла. С другой стороны, "Daring" показал даже 38,2 узла, причем водоизмещение его было 1415 т (по-видимому, к началу испытания). Дос­товерно известно, что как английские, так и по­строенные в Англии для других флотов, эсмин­цы на ходовых испытаниях не развивали возможного для их машинно-котельной уста­новки максимума скорости хода, обычно дости­гаемого во французском флоте.

Почти во всех сообщениях приводились указания на достижения проектных (заданных) скоростей без форсирования котлов и механиз­мов. Практическое обоснование таких условий приемки — в желании иметь резерв мощности, на случай серьезной потребности, когда ко­рабль будет находиться в значительно более тя­желых условиях, и водоизмещение может дос­тигать 1750-1850 т, отчего скорость хода, естественно, значительно понизится. Так разница между скоростью хода на испытании при легком водоизмещении ("light trial displacement"), не превосходящем, во всяком случае, стандартное водоизмещение, и скорос­тью хода, полученной при водоизмещении в полном грузу ("full load"), при одной и той же мощности составляла около 3 узл.

Для эсминцев типов "А" "С", "Н" и "Tribal" величины соотношений Т/В и L/T, а также коэффициент полноты водоизмещения резко выходил за пределы нормальных величин для данного класса кораблей, если судить по этим элементам эсминцев других флотов и по со­поставлениям с элементами, опубликованными иностранными авторами. По-видимому, цифры осадки для английских эсминцев того времени, приводимые в справочниках, не соответствова­ли действительности.

До 1933 г. электросварка на английских эс­минцах не применялась и впервые была введена в проекте серии "F", программы 1932 г., в связи с чем указывают на "Forester" как на первый электросварной эсминец в английском флоте. В обзоре развития эсминцев В. Хаделер говорит: "По последним опубликованным сведениям о применении сварки в английском военном ко­раблестроении, можно судить, что сварка основ­ного набора не применяется совершенно или же применяется в весьма ограниченном размере".

В докладе П. Стэнлей о подрыве эсминца "Hunter" 13 мая 1937 г. на мине у берегов Испа­нии было указано на преимущественное применение клепки в корпусе этого корабля и указыва­лось, что с помощью электросварки были вы­полнены только поперечные переборки (при толщинах листов 3,5 мм и более), большая часть усиленных шпангоутов, накладные листы и карлингсы нижней палубы. Настил нижней палубы над топливными цистернами был сварен по па­зам и стыкам. Настил клепан к бимсам. Соеди­нение ширстрека со стрингером верхней палубы в районе полубака осуществлено с помощью сварки без применения угольника. Верхняя па­луба вне полубака соединялась с обшивкой с по­мощью клепки.

Листы переборок соединены внакрой, с вы­садкой кромок, сплошным усиленным швом; об­делочный угольник переборки приваривался к ней непрерывным швом с подваркой лёгким швом по обратной стороне. Ширина перекроя равнялась тройной толщине листа. Стойка пере­борок из полос или угольника приваривалась легким двусторонним сплошным швом с обеих сторон. Электроды были применены такие, какие обычно использовались для марганцевистой ста­ли. Последняя на корпус была применена марки "D" с временным сопротивлением разрыву 56-68 кг/мм и наименьшим относительным удлинени­ем 17%. Для переборок же была использована бо­лее мягкая сталь. При освидетельствовании "Hunter" после подрыва на мине было обнаруже­но хорошее качество сварных соединений.

Случай с подрывом "Hunter" позволил, в некоторой степени, ознакомиться с обеспечением живучести современных эсминцев в английс­ком флоте.

В момент аварии корабль, будучи в пол­ном грузу, исключая несколько пустых топлив­ных цистерн, имел осадку около 2,5 м на ровный киль. После взрыва, произошедшего по левому борту в районе мостика, корабль накренился до 25° на правый борт, а затем, когда отсеки запол­нились водой, выпрямился, получил осадку но­сом 5,64 м, а кормой 3,34 м. По подсчетам, эсми­нец принял около 900 т воды. В результате взрыва оказались затопленными до нижней па­лубы погреб боезапаса 27-40 шп., до ватерлинии топливные цистерны № 1, 2, 3, 4 и котельные от­деления №№ 1 и 2.

Несмотря на значительность полученных повреждений, "Hunter" самостоятельно держал­ся на плаву, затем был отбуксирован в порт Аль­мерия прибывшим испанским судном, а на сле­дующий день, на буксире английского крейсера "Arethusa" со средней скоростью 2,5 узла кор­мой вперед, был отведен в Гибралтар.

Крупнейшими довоенными эсминцами ан­глийского флота стали корабли типа "Tribal". Уже после утверждения парламентом дополни­тельной кораблестроительной программы 1935 г., включавшей, в числе кораблей прочих клас­сов, постройку 8 эсминцев стандартизовавшего­ся типа в 1350 т водоизмещения и 1 лидера, анг­лийское адмиралтейство решило отказаться от постройки эсминцев этого типа и выдало заказы на постройку 7 эсминцев со следующими эле­ментами: длина 108,35 м, ширина 11,35 м, водо­измещение стандартное 1850 т, осадка при этом 2,74 м, водоизмещение с полным запасом 2100 т, мощность проектная 44 000 л.с., скорость хода при этом 36 узл., вооружение: 8 120-мм орудий в спаренных установках со щитами, 8 40-мм зе­нитных орудий, 4 торпедных трубы, водоизме­щение с запасами около 2400 т.

Данные о вооружении позволяли считать, что эсминцы эти явились в своем классе артилле­рийскими кораблями, т.е. преобладание артил­лерийского вооружения определяет их задачу — быть истребителями, а не торпедоносцами.

По кораблестроительной программе 1936-37 гг. последовало дополнение этого типа еще 9 единицами. Все 16 кораблей этого типа, получившие наименования различных народ­ностей, мира ("Tribal"—племена), были зало­жены в течение июня, июля и августа 1936 г., с таким расчетом, чтобы через 16 месяцев всту­пить в строй. Спуск первых двух ("Afridi" и "Cossack") состоялся 8 июня 1937 г. на верфи "Виккерс-Армстронг".

Идея создания эсминцев типа "Tribal" вы­явилась из международной обстановки на Сре­диземном море, возникшей в 1935-1936 гг. в свя­зи с захватом Италией Абиссинии и из закладок Германией в 1935 г. эсминцев водоизмещением

1625 т. Ею преследовалась цель противопоста­вить английские эсминцы крупным иностран­ным эсминцам, в бою против которых вряд ли ' устояли бы эсминцы стандартного типа водоиз­мещением 1350 т. Этим и объясняется, что тип "Tribal" превосходит все предшествовавшие типы английских эсминцев как по своим разме­рам, так и по боевой мощи. Характерным для них является отход от строго традиционного для англичан соотношения между артиллерийс­ким и торпедным вооружением. Эсминцы типа "Tribal" тактически могли считаться истреби­телями, предназначенными для подавления огня неприятельских эсминцев. Поэтому-то торпедному вооружению отвели второстепен­ное значение.

Утверждение постройки кораблей этого типа было встречено в военно-морских кругах Англии с удовлетворением, что объясняется уве­личенным их водоизмещением против находящихся в строю современных типов английских эсминцев и лидеров. Увеличение размеров и по­вышение скорости хода против эсминцев водо­измещением 1350 т потребовало повышения мощности с 34000 л.с. до 44000 л.с.

Касаясь современных эсминцев, французс­кий публицист по военно-морским вопросам Анри Бернай в "Le Yacht" от 28 августа 1937 г. писал: "Эсминцы типа "Tribal", вошедшие в программы 1935 и 1936 гг., значительно разнят­ся от предшествовавших типов эсминцев. При водоизмещении 1850 тонн имеют вооружение из восьми 120-мм орудий, вместо четырех орудий у предшествующих типов эсминцев, и четыре тор­педных трубы — вместо восьми. Это указывает на преобладающее значение артиллерии и на по­ниженное значение торпедного вооружения. Ко­рабли эти приближаются к концепции, опреде­ляющей назначение истребителей или, иначе говоря, истребителей миноносцев или контрми­ноносцев, как это принято во французском фло­те. Это, без сомнения, следствие основного направления в развитии кораблей класса эсминцев во всех флотах и, прежде всего, увеличения их размеров и боевой мощи".

Американский источник "Un. St. Nav. Inst. Proceeding" за ноябрь 1937 г., касаясь вопроса об эсминцах и сравнивая французские и итальянс­кие лидеры с английскими эсминцами типа "Tribal", писал: "Несмотря на то, что во Фран­ции и Италии для их кораблей с преимуществен­ным торпедным вооружением предусматрива­ются гораздо большие мощности двигательных установок, чем в других флотах, все же, по-види­мому, английские эсминцы типа "Tribal" ока­жутся наиболее ценными из всех построенных до сего времени типов кораблей универсального назначения.

При водоизмещении 1850 т они будут об­ладать отличными мореходными качествами, а их артиллерия из 8 120-мм орудий обеспечит им значительно большую мощь огня из 5 140-мм орудий французских лидеров, чем будет компен­сирован меньший вес залпа. Проектная мощность двигательной установки эсминцев типа "Tribal" должна обеспечить 36 узл., причем мож­но полагать, что цифра эта будет превышена. Следует помнить о стремлении английского ад­миралтейства проводить испытания в условиях близких к действительным, в силу чего скорости хода, показываемые английскими кораблями на ходовых испытаниях, всегда могут быть разви­ты в обычных условиях службы, и обычно анг­лийские корабли имеют некоторый запас сверх номинально указываемой мощности".

Из серии "Tribal" первым вступил а строй эсминец "Afridi". Он был закончен в апреле и передан адмиралтейству в мае 1938 г. Вторым кораблем из этой же серии вступил в строй эсми­нец "Cossack". Он был закончен 8 июня и пере­дан военно-морским силам 10 июня 1938 г.

Серия "Tribal" к началу второй мировой войны представляла собой самый современный, но, несомненно, не последний этап в истории развития быстроходных небронированных ко­раблей Англии.

Идея "сверхминоносца" в английском флоте начала осуществляться еще в 1885 г., ког­да был построен миноносец "Т.В.81" водоизме­щением 125 г, значительно превосходивший со­временные ему миноносцы водоизмещением в 40-65 т. Первые эсминцы "Havock" и "Hornet" (1893 г.), водоизмещением по 240 т, фактически также были увеличенными миноносцами. Пред­ставителями наиболее крупных типов прежних лет постройки были эсминцы типа "Tribal" (1905 г.), лидер "Swift", лидеры типов "Kempenfelt" и "Scott" эпохи первой мировой войны и реквизи­рованные Англией бывшие чилийские корабли "Faulknor", "Broke", "Botha" и "Tipperary".

 

Тактико-технические элементы английских эсминцев постройки 30-годов XX века

Наименование типа и год спуска

Количество однотипных кораблей

Водоизмещение (стандартное)

Скорость хода проектная, узл.

Вооружение

Дальность

плавания

миль (скорость

хода)

Запас

топлива, т

Мощность механизмов, л.с. (число валов)

Главные размерения

Экипаж, чел.

артиллерийское

число - калибр, мм

торпедное

число – калибр, мм

Длина, м

Ширина, м

Осадка, м

Тип "А"

1929-1930

8

(1370)

1800

35-36,7

4—120/50;

2 — 40 зенитных

1 пулемет

8-533 2 четырех

трубных

4800

(15)

386

нефть

34300

(2)

98,4

9,9

3,73

138

Тип "В"

1930

8

(1380)

1820

35

4—120/50;

2 — 40 зенитных

1 пулемет

8-533

2 четырех-

трубных

4800

(15)

396

нефть

34000

(2)

98,4

9,83

3,73

138

"Duncan"

1932

1

(1422)

1973

36

4—120/50;

1 — 76 зенитных

2 мелкокалиб.

зенитных

8-533

2 четырех-

трубных

5879

05)

396

нефть

36000

(2)

100,28

10

3,78

175

Тип "D"

1932

8

(1400)

1920

36

4—120/50;

1 — 76 зенитных

2 мк. зенитных

8-533

2 четырех-

трубных

5870

(15)

480

нефть

36000

(2)

100,28

10

3,78

145

Тип "Е"

1934

8

(1427)

1970

35,5

36

4—120/50;

8 мелкокалиб.

зенитных

8-533

2 четырех-

трубных

6350

(15)

480

нефть

36000

(2)

100,28

10,13

3,81

145

Тип Т"

1934

8

(1427)

1930

35,5

36,2

4—120/50;

8 мелкокалиб.

зенитных

8-533

2 четырех-

трубных

6350

(15)

480

нефть

36000

(2)

100,28

10,13

3,81

145

Тип "G"

1935

8

(1371)

1880

35,5

36,0

4—120/50;

8 мелкокалиб.

зенитных

8-533

2 четырех-

трубных

5530

(15)

480

нефть

34000

(2)

98,45

10,5

3,78

145

Тип "H"

1936

8

(1360)

1890

35,5

36,0

4—120/50;

8 мелкокалиб.

зенитных

8-533

2 четырех-

трубных

5530

(15)

477

нефть

34000

(2)

98,45

10,5

3,8

145

Тип "I"

1936-1937

8

(1390)

1920

35,5

36,0

4—120/50,

8 мелкокалиб.

зенитных

10-533

2 пяти-

трубных

5530

(15)

477

нефть

34000

(2)

98,45

10,05

3,78

145

Тип "Tribal"

1936

16

1883

(2559)

36

8-120/50;

12 мелкокалиб.

зенитных

4-533

1 четырех-

трубный

5700

(15)

532

нефть

44000

(2)

115

11,1

2,75

190

(260)

Типы

"J", "К" и "N"

24

1717

(2367)

36

6—120/50;

12 зенитных

мелкокалиб

10-533

2 пяти-

трубных

5500

(15)

492

40000

(2)

109

10,8

2,7

183

(218)

 

Развитие этих кораблей обеспечивалось значительными успехами техники судового ма­шиностроения, как-то: использованием турбин, позже введением зубчатых передач и, наконец, в последнее время усовершенствованиями паро­вых котлов, обеспечившими высокую паропроизводительность. Увеличение стандартного во­доизмещения до 1850 т. и установка мощной артиллерии приближало эсминцы типа "Tribal" к легким крейсерам так же, как это относилось и к фран­цузским лидерам.

На начало 1938 г. в составе ан­глийского флота (в строю,, дострой­ке и на стапелях) числилось 202 ли­дера и эсминца, из них действующих 162 единицы и находившихся в пост­ройке 40 единиц. В списочном соста­ве английского флота на 1 июля 1938 г. числилось 199 лидеров и эсмин­цев, в том числе: с предельным сро­ком службы 70 единиц — 78340 т, не достигших предельного срока служ­бы 96 единиц — 132929 т, всего в строю 166 единиц — 211 269 т в пост­ройке 25 — 43727 т. Итого 191 еди­ниц — 254996 т.

На ту же дату из числа утверж­денных к постройке не были еще за­ложены 8 эсминцев.

Вопрос о количественном со­ставе эсминцев в английском флоте находился в связи с вопросом об их оперативном использовании и, в час­тности, с проблемой конвоев. Анг­лийские специалисты отмечали: "Данная проблема весьма существен­на для Англии, так как общая численность ее эс­минцев, конвоиров и кораблей, пригодных к ис­пользованию в качестве последних, далека от минимума, необходимого, на основе опыта пер­вой мировой войны, для защиты торгового судо­ходства от подводных лодок. Англии для полного обеспечения безопасности торгового судоходства, сверх имевшихся в то время (январь 1938 г.), тре­бовалось еще 200 кораблей этого класса.

Эсминцы требуются для совместных дей­ствий с боевыми кораблями и, кроме того, могут конвоировать суда торгового флота, в то время как конвоиры могут быть использованы только для второго назначения. По-видимому, тогда еще не был решен вопрос, следует ли отчетливо разграничивать функции эсминцев и конвоиров, с тем чтобы вновь закладываемые эсминцы про­ектировать как корабли боевого назначения, а защиту торгового судоходства возложить на конвоиры, или же следует эсминец считать ко­раблем универсального назначения, способным успешно выполнять обе названных функции.

В войну 1914-1918 гг. действовала после­дняя точка зрения, когда эсминцы использова­лись для несения конвойной службы. Однако по­добное их использование было неэкономично, так как условия такой службы не оправдывали дорогостоящую быстроходность".

По Лондонскому морскому соглашению 1930 г. для Англии лимит тоннажа эсминцев был установлен в 150960 английских т (152400 метрических тонн). Ссылаясь на усиленное строительство Францией, Германией и Итали­ей подводных лодок, английское правитель­ство, в отступление от норм Лондонского со­глашения, решило оставить в составе действующего флота 40000 т эсминцев, пере­шедших возрастной предел, о чем 9 мая 1936 г. послало меморандум правительствам США и Японии, с которыми было связано нормами тоннажа.

В начале августа 1938 г. появились сооб­щения о намерении английского адмиралтей­ства перестроить в корабли ПВО и противоло­дочные корабли до 60 эсминцев, построенных в период первой мировой войны, для чего было решено вооружить каждый из них 6 или 8 102-мм зенитными орудиями и несколькими зенитными пулеметами. Торпедные аппараты подлежали снятию. В связи с новым противо­лодочным назначением кораблей на них уста­навливались новейшие акустические приборы для обнаружения подлодок, а также оружие последних моделей для борьбы с ними. Такими вступили во вторую мировую войну эсминцы Англии.

 

Повреждение английского эсминца "Хантер" 13 мая 1937 г.

(Из книги И. М. Короткина Боевые повреждения надводных кораблей. Судпромгиз. 1960)

 

ЭМ "Хантер" (типа "Хироу", программа 1934 г.) был заложен в 1936 г. и закончен постройкой в 1936 г.

Водоизмещение: стандартное 1340 т; полное 1800 т.

Корпус корабля разделен на 15 главных водонепро­ницаемых отсеков поперечными переборками, идущими до верхней палубы, за исключением трех переборок, одна из которых доходит до полубака и две только до нижней палу­бы. Корабль имеет полубак протяженностью свыше 1/3 дли­ны корабля.

ЭМ "Хантер" нес патрульную службу в 150 милях от Гибралтара. В 14 ч. 15 м., дрейфуя по течению с останов­ленными машинами, корабль подорвался на мине. Взрыв произошел по левому борту в районе мостика между 48-73 шп. Корпус был сильно поврежден, и затоплено несколько помещений. Корабль сначала получил крен 25° на правый борт, затем медленно выпрямился и остался на плаву со значительным дифферентом на нос.

"Хантер" получил следующие повреждения:

По корпусу у 60 шп. разрушен по всему "попереч­ному сечению; исключение составлял ширстрек, который сохранился с обоих бортов. На левом борту образовалась пробоина в глубокой трапецеидальной вмятине размером 11x5,5 м, на правом борту—сквозной разрыв корпуса. Вер­хняя палуба в районе взрыва оказалась сильно выпучен­ной. Горизонтальный киль смят и вогнут внутрь местами до 600 мм.

Часть поперечных переборок получила значительные повреждения: переборка на 74 шп. местами сильно поко­роблена и получила пробоины, трещины и разрывы; пере­борка на 60 шп. оказалась полностью разрушенной; у пе­реборки на 50 шп. деформирована левая часть и имеются отдельные пробоины; переборка на 40 шп. повреждена не­значительно и только фильтровала воду.

Область "вторичных повреждений" корпуса образо­валась в кормовой части в районе, удаленном от центра взрыва примерно на 30 м. В районе 137 шп. у обоих бор­тов и настилы палуб оказались сгофрированными. Повреж­дение было ограничено шпацией непосредственно перед носовой переборкой топливных цистерн № 7 и 8, которые были заполнены топливом, в то время как расположенные впереди них цистерны № 5 и 6 были пустыми.

В результате полученных повреждений корпуса были затоплены: носовой артиллерийский погреб (27-40 шп.), ко­тельные отделения (КО) № 1 и 2 и топливные цистерны № 1-4 до ватерлинии. Корабль принял около 900 т воды и по­лучил осадку носом 5,65 м и кормой 3,35 м. Дифферент на нос составлял 2,3 м.

По механизмам. Котел № 1 был сорван со своего фундамента и отброшен к правому борту (взрыва котла не произошло), причем все вспомогательные механизмы и тру­бопроводы в КО № 1 оказались поврежденными. Котел № 2 был сдвинут в корму на 150 мм. Некоторые повреждения были получены дизель-динамо и вспомогательными частя­ми силовой установки.

Поврежденный корабль был взят на буксир английс­ким крейсером "Аретьюза" и доставлен в Гибралтар. Бук­сировка производилась кормой вперед. Переход в 150 миль продолжался 60 часов, при этом погода была благоприят­ной. После докового осмотра эсминца в Гибралтаре было решено отвести его на Мальту. Для подготовки к переходу были удалены "поврежденные конструкции корпуса и произведено подкрепление соединения носовой части с ос­тальным корпусом. Эти работы продолжались около 3 ме­сяцев, после чего "Хантер" собственным ходом (13 узл.) ушел в Мальту.

Выводы.

1. ЭМ "Хантер" в результате подрыва на мине получил тяжелые повреждения корпуса и механиз­мов, но остался на плаву, хотя и вышел из строя на дли­тельное время.

2. Результаты взрыва характерны наличием двух зон повреждений корпуса корабля. Первая зона — в районе непосредственного взрыва — характеризуется глубокими вмятинами и разрушениями, образовавшимися почти по всему периметру сечения корпу­са. Тот факт, что корабль получил тяжелое повреждение кор­пуса и не переломился, несмотря на значительное увеличе­ние изгибающего момента из-за приема более 900 т заборт­ной воды, что составляло более половины нормального водоизмещения, свидетельствует о высокой прочности корпу­са и его хорошей сопротивляемости минному взрыву. Вторая зона ("вторичные повреждения") — в райо­не, удаленном от центра взрыва примерно на 30 м — ха­рактеризуется образованием гофров и отдельных разры­вов преимущественно в одной плоскости (137 шп.). Нали­чие "вторичных повреждений" в плоскости указанного шпан­гоута объясняется, с одной стороны, резким изменением распределения весовой нагрузки (район 137 шп. был грани­цей между пустыми цистернами № 5, 6 и заполненными № 7 и 8) и, с другой стороны, рез­ким изменением в этом районе жесткости корпуса. Необходимо отметить, что верхняя палуба ко­рабля также была повреждена в ряде мест, которые характерны резкими изменениями жесткостей (например, в районе под­креплений под орудия, тор­педные аппараты и т.п.).

3. В рассмотренных усло­виях повреждений корабль по­казал хорошую непотопляе­мость, так как, несмотря на за­топление пяти главных отсеков и прием большого количества воды, сохранил значительный запас плавучести и остойчиво­сти (поперечная метацентрическая высота поврежденного корабля составляла 45 см). Это­му способствовала достаточно высокая прочность поперечных переборок, которые держали воду, не давая ей распростра­няться в нос от 40 (выше ниж­ней палубы) и в корму от 86 шп. Известное положительное вли­яние оказало наличие водонепроницаемой палубы (нижней палубы) в районе 27-60 шп.

4. Ударостойкость механизмов и оборудования ко­рабля в условиях действия минных взрывов оказалась не­достаточной.

 

В целом анализируемый случай подрыва эсминца "Хантер" еще в 1937 г. показал, что контактный взрыв мины не во всех случаях приводит к перелому и гибели эсминца и что путем правильного конструирования корпуса совре­менного эсминца можно добиться его высокой сопротив­ляемости подводному взрыву.

 

Корабельный состав и служба эскадренных миноносцев Англии, построенных в межвоенный период

 

С 1917 по 1924 год королевский флот не пополнялся новыми сериями эсминцев. Это и понятно, в составе флота имелось огромное ко­личество кораблей этого типа, построенных в годы первой мировой войны. К тому же время после окончания войны сопровождалось эконо­мическим кризисом. После его окончания адми­ралтейство вспомнило об эсминцах, был объяв­лен конкурс, в котором приняли участие фирмы, специализирующиеся на строительстве эсминцев. Проекты нового эсминца предостави­ли фирмы Ярроу, Денни, Торникрофта и Уайта. Самыми удачными оказались проекты фирм Торникрофта и Ярроу. В них не было ничего революционного, за исключением котлов.

За "Amazon" и "Ambuskade" - - первыми послевоенными эсминцами последовала огром­ная серия из 77 единиц, которые строились в пе­риод с 1925 по 1937 годы, в нескольких незначи­тельно отличающихся сериях.