9. "Екатерина II" — первый броненосец программы

 

Параллельно с разработкой чертежей в Николаеве под руководством главного командира Черноморского флота и портов вице-адмирала А, А. Пещурова произ­водились работы по переоборудованию седьмого эллин­га, где впоследствии строили казенными средствами первый черноморский броненосец, строителем которого назначили подполковника А. В. Мордвинова, а его по­мощниками — поручиков Терентьева и Ф. В. Юрьева. На реконструкцию эллинга ушло 72 000 руб. Его удлинили на 23 метра, отремонтировали стапель и ша­тер, защищавший от ветра, снега и дождя.

В феврале 1883 года началась доставка с Брянского завода первой партии профильной стали для корпуса. В мае того же года А. В. Мордвинова и подполковника Н. А. Субботина, назначенного строителем первого балтийского броненосца программы 1882 года, отко­мандировали для ознакомления с судостроением в Анг­лию и Францию. Прибыв из заграницы, А, В. Мордвинов ознакомил МТК с некоторыми особенностя­ми зарубежного судостроения. В частности, отмечалось то, что во Франции придерживаются полной броневой защиты борта от носа до кормы, так как тонкие оконеч­ности могут быть разрушены даже малокалиберной артиллерией, из-за чего ухудшается мореходность.

14 июня 1883 года начались работы на стапеле по сборке листов горизонтального киля, а спустя две неде­ли в Севастополе на верфи РОПиТ начали постройку еще двух, однотипных с николаевским броненосцем, кораблей.

Наблюдающим за их строительством назначили капитана А. П. Торопова. При постройке новых броненосцев МТК постарался учесть и опыт служ­бы "Петра Великого". Перед отъездом из Петербурга А. П. Торопов по указанию комитета ознакомился с различными донесениями командиров "Петра Велико­го" о недостатках этого броненосца, с тем чтобы "откло­нить их на новых броненосцах", и, побывав на корабле, ознакомился с его устройством, "для того чтобы все по­лезное применить".

В конце августа 1883 года И. А. Шестаков приказал рассмотреть в МТК вопрос о продлении брони на всю длину и уменьшении количества 305-мм орудий до четырех, но с размещением четырнадцати 152-мм орудий на батарейной палубе. При этом И. А. Шеста­ков предложил разместить 305-мм орудия в башнях, разработанных французской фирмой "Фордж и Шантье". Приказом по Морскому ведомству (№ 110 от 3 ок­тября) строящемуся кораблю присвоили имя "Екатерина II", а в декабре того же года МТК, утвердив уд­линение броневого пояса, отказался от изменений в вооружении из-за недостаточно всесторонних испы­таний за рубежом башенных установок этой фир­мы.

С удлинением пояса водоизмещение возрастало до 10145,85 т. Из них на артиллерийское и минное вооружение приходилось 1110,11 т (10,9%), броню — 3101,84т (30,5%), машины и котлы с водой — 1467,2т (14,5%), уголь — 700 т (6,9%), руль с рулевой ма­шиной — 24,5 т (0,25%), паровые и гребные суда — 32 т (0,3%), дельные вещи— 160,87 т <1,6%>, шки­перские запасы и продовольствие— 115,5 (1,1%), ко­манду с багажом — 60,5 т (0,6%), корпус с отделкой — 3373,33 (33,3%). Увеличение водоизмещения вызвало переуглубление против теоретического чертежа на 0,13м.

На стапеле тем временем шли работы. Корпус корабля уже имел набор в средней ча­сти, доведенной до ва­терлинии, и у оконечностей был готов к установке штев­ней. Начиналась обшивка днища. Не обходилось и без трудностей. Отсутствие опы­та, задержка в изготовлении штевней на Путиловском за­воде, поломки оборудования Брянского металлического за­вода — основного поставщика профильной и листовой ста­ли, хроническая задержка строительных чертежей, по­стоянно менявшиеся решения МТК по многим вопросам — все это сказывалось на сроках постройки. Много хлопот строителям доставляла поя­вившаяся необходимость пе­ремещения на три метра в корму каземата с размещенными внутри пушками, трубами и люками над котлами, для исключения воз­можного зарывания носом при сильной встречной вол­не.

Тем не менее к середине 1884 года постройка продвинулась настолько, что возникла необходимость заказа для "Екатерины II" главных и вспомогательных механизмов, орудийных платформ, брони и артил­лерии. Русская промышленность, перегруженная зака­зами, не смогла полностью обеспечить изготовление этого оборудования, и поэтому пришлось броню и орудийные станки заказать в Англии.

Обе трехцилиндровые машины двойного расши­рения делал Балтийский завод.

Броня для "Екатерины II" и двух, заложенных в Севастополе, однотипных броненосцев изготовлялась на заводе Камеля в Шеффилде, который в 1873 году отлично справился с прокатом и пригонкой плит для нашего первого броненосца "Петр Великий". Получив заказы в конце ноября 1884 года, завод за два года из­готовил для кораблей 402 плиты, из которых 137 предназначались для "Екатерины II». Два орудийных снижающихся станка для 305-мм орудий заказали из­вестному заводу Андерсона.

В марте 1885 г. корпус набрали до батарейной па­лубы и установили почти все водонепроницаемые переборки, испытания которых поручили капитану I ранга С. О. Макарову. "При настоящем состоянии минного дела, — писал он в своем рапорте вице-адмиралу И. А. Шестакову, — броненосные корабли дол­жны быть защищены от мин Уайтхеда. ...Корабль "Ека­терина II» в том виде, как он проектирован, есть непо­топляемое судно как для тарана, так и для мин Уайтхе­да. Надо только, чтобы переборки, которые проекти­рованы непроницаемыми для воды, были действитель­но непроницаемые. Если по отношению к двойному борту и дну есть правила, которые при испытании обес­печивают их герметичность, то проба главных переборок пока во всех флотах производится наливани­ем самого ничтожного количества воды и обливанием переборок из брандспойтов. Этого недостаточно, и корабли гибнут, как "Гроссер Курфюрст" или "Вэнгард". Полагаю, что на "Екатерине II" или на "Ад­мирале Нахимове" на пробу переборок потребуется неде­ля".

Тревога С. О. Макарова была не напрасной. Испыта­ния переборок показали их недостаточную прочность. Некоторые из них даже прогибались под напором во­ды. В декабре 1885 г. на всех трех строившихся броненос­цах переборки укрепили уста­новкой дополнительных Z-образных стоек.

В начале 1886 года нача­лись работы по подготовке "Екатерины II» к спуску. От­сутствие опыта спуска боль­ших кораблей в стесненном бассейне реки Ингул застави­ло МТК детально изучить зарубежный опыт. Взяли за образец спусковые устройства спущенных на реках незадол­го до этого броненосцев: "Бенбоу" в Англии, "Формидабля" во Франции. Необходимо было применительно к местным условиям разработать задерживающую систему, состоящую из пеньковых тросов, которые поочередно протягивались через систему блоков и приспособлений, затем разрывались и частично гасили инерцию корпуса спускаемого корабля.

К спуску "Екатерины II" в Николаеве и "Чесмы" в Севастополе готовились заранее. О предстоящем в связи с этим приезде Александра III со всей семьей и свитой в Севастополе знали уже в феврале 1886 г. Из-за этого кампанию на флоте начали ранее обычного — 1 апреля.

Для плаваний императора по Черному морю готовили пароход "Эриклик", устанавливая в его каютах роскошную мебель с яхты "Ливадия". Сопровождать "Эраклик" назначили крейсер "Память Меркурия" и пароход "Москва".

Как и планировалось, в начале апреля император в сопровождении свиты с цесаревичем Николаем Александровичем, великими князьями, генерал-адмиралом Константином Николаевичем, Михаилом Александровичем и Алексеем Александровичем приехал в Ялту, где отдыхал в течение месяца. В начале мая царская семья на "Эриклике" прибыла в Севастополь, Этот визит несколько нарушил сроки спусков, и броненосец "Чесма" сошел на воду ранее, чем "Екатерина II", которая в полной готовности стояла в Николаеве в ожидании высочайших гостей, Перед спуском "Чесмы" флоту огласили императорский приказ. В нем говорилось: "Прошло тридцать с лишним лет, как Черноморский флот, совершив славные подвиги, принес себя в жертву на благо России и перенесся духом на памятные холмы Севастополя. Ныне флот этот возникает вновь на радость скорбевшего отечества.

Воля и помыслы Мои направлены к мирному развитию народного благоденствия; но обстоятельства могут затруднить исполнение Моих желаний и вынудить Меня на вооруженную защиту Госу­дарственного достоинства.

Вы будете стоять за него со Мною с преданностью, дивившую современников стойко­стью, выказанной по зову Деда Моего вашими предшественниками. На водах, свидетелях их добле­стей, вверяю Вам охрану чести и спокойствия Рос­сии".

6 мая после спуска "Чесмы" императорская семья на "Эриклике" в сопровождении "Памяти Меркурия" и "Забияки" отправилась в Николаев.

Спуск "Екатерины II" произвели 10 мая 1886 г. Сначала корпус легко тронулся и, плавно пройдя около двух третей длины, также плавно и остановился. Носо­вая часть осталась на стапеле. Причиной задержки, как потом выяснили, оказалось течение реки Ингул. Оно навалило корпус левым бортом, прижав спусковые полозья к направляющим раскосинам. В тот день спуск так и не состоялся. Строитель корабля подполковник А. В. Мордвинов решил стянуть корабль, установив ни другом берегу шпили, на что потребовалось бы не ме­нее десяти дней. Но все обошлось. В семь часов утра 11 мая "Екатерина II" под радостные крики дежуривших в эллинге строителей без посторонней помощи легко со­шла на воду. Этому способствовал едва заметный подъ­ем уровня воды в Ингуле. Стапельный период, длив­шийся 35,5 месяца, окончился.

На плаву определили вес корпуса. Выяснилось, что он на 60 тонн легче проектного, но из-за увеличения веса других грузов, еще не установленных на корабле, предполагалась значительная перегрузка. Так из-за удлинения бортовой длины ее общий вес увеличился, а последовавшее затем при проектировании увеличение веса артиллерии, шлюпок и минного вооружения вы­звало общую перегрузку "Екатерины II" по предварительным расчетам на 569 тонн. При этом при расчете водоизмещения МТК не учитывал вес вспомо­гательных котлов, противоминных выстрелов и сетей, пушек Гочкисса на марсах, что делало перегрузку корабля еще большей, отчего верхняя кромка броневого пояса возвышалась над поверхностью воды всего на 0,33 м. Позднее уменьшив число сфе­роконических мин, размеры гребных судов, боевой рубки, МТК добился некоторого облегчения корабля, но на этом все возможности были исчерпаны.

До конца 1887 года "Екатерина II" находилась в Николаеве, где и проходили работы по достройке корпуса, установке машин, котлов и брони.

Впервые в русском флоте на "Екатерине II" для ис­ключения гниения подкладки под броню применили специальный клей Хейса, так как применявшийся до этого сурик все же допускал некоторую порчу листвен­ницы. С мая по октябрь 1887 года на Ингуле проводились дноуглубительные работы, и в конце года корабль отбуксирова­ли в Севастополь для окончательной отдел­ки и вооружения.

В Севастополе ра­боты длились еще по­лтора года, прежде чем броненосец был готов к ходовым испы­таниям, показавшим хорошие результаты. 23 мая 1889 года при 85 об/мин, винта и развитой мощности 9101 л. с. корабль имел наибольшую скорость 15,25 уз. (средняя со­ставила 14,3 уз.). Па­раллельно проводи­лись и испытания артиллерии, выявив­шие ряд конструктив­ных недостатков в расположении орудий главного калибра.

Из-за небольшой длины 305-мм орудий и малом их возвышении над палубой (ок. 1,2 м) во время стрельбы при первых же выстрелах сказалось огромное разрушительное действие пороховых газов на корпус (появились трещины в некоторых кницах бимсов верхней палубы). В бортовых выступах для 45-мм пу­шек с открытыми ставнями при стрельбе 305-мм орудий нахождение людей становилось невозможным, чем исключалась возможность отражения атак мино­носцев.

В дальнейшем в процессе всей службы после каж­дой стрельбы на нос или корму приходилось устранять различного рода повреждения верхней палубы и мости­ка. Стрельба же только на траверз сильно ограничива­ла боевые возможности броненосца. Большим недо­статком являлся и крен, появлявшийся при наведении орудий на один борт.