Тип "Грауденц".

 

Программа 1911 года.

Водоизмещение: 4912 т (проект), 6191 т (полное).

Размерения: 142,7 х 13,8 х 5,75 м.

Механизмы: 2 военно-морские турбины, 12 военно-морских котлов (10 угольных и 2 нефтяных).

Мощность: 29 000 л.с.Скорость: 28 узлов.

Дальность плавания: 5500 миль/ 12 узлов.

Запас топлива: Уголь - 1280 т, нефть - 375 т.

Бронирование: см. тип "Магдебург".

Вооружение: 12 - 105-мм, 2 ТА - 500-мм (подв.), 120 мин заграждения.

Перевооружение: "Грауденц"(1915 г.), "Регенсбург" (1917 г.) - 7 - 150-мм, 2 - 88-мм (зен.), дополнительно 2 ТА - 500-мм (подв.).

Экипаж: 385 человек (21 офицер, 364 матроса)

 

"Грауденц" построен на военно-мор­ской верфи в Киле. Заложен в 1912 г., спущен 25.10.1913, вошел в состав флота 1.08.1914. После начала мировой войны находился на Северном море, но в боевых действиях не оставил заметного следа. В начале 1915 г. переброшен на Балтику. 23.03.1915 принимал участие в обстреле Паланги. В начале августа вошел в состав сил, выделенных для форсирования Ирбенского пролива. 8.8.1915 прикрывал пер­вую разведывательную группу (линейные крейсера). 10.08.1915 вместе с другими кораблями обстреливал русскую ВМБ У те, но после обнаружения русской ПЛ "Дра­кон" немецкие корабли отошли. В середи­не августа участвовал в новой попытке прорыва через Ирбенский пролив. 10-20.08.1915 "Грауденц" действовал в Рижс­ком заливе, участвовал в операции по заблокированию порта Парнавы. "Грауденц" вместе с эсминцами "V-28", "V-32", "V-108" и "V-133" и тремя брандерами подошел к входу в порт. Русских кораблей поблизос­ти не было. Комендант города, решив, что готовится высадка десанта, приказал уничтожить все портовые склады. Немец­кие корабли довольно вяло обстреляли порт и город, затопили брандеры и ушли. Информация о появлении немецких кораб­лей сыграла трагическую роль в судьбе русской канлодки "Кореец", которая по приказу своего командира была взорвана.

В 1916 г. крейсер "Грауденц"— флагман флотилии эсминцев. После завер­шения войны 1.6.1920 в Шербуре крейсер был передан итальянцам и до 11.3.1937 входил в состав их флота под названием "Аркона". В 1938 г. разобран на металл.

"Регенсбург" построен на верфи "Везер" (Бремен). Заложен в 1912 г., спущен 25.4.1914, вошел в состав флота 3.1.1915. Уже через два месяца крейсер был пере­брошен на Балтику, где принял участие в обстреле Паланги. В августе 1915 г. уча­ствовал в попытке форсирования Ирбенского пролива, выхо­дил на обстрел ВМБ Уте, а затем принимал участие в удачном прорыве германских сил в Рижский залив.

В 1916 г. "Ре­генсбург" номиналь­но числился во вто­рой разведыватель­ной группе, но вы­полнял функции флагмана всех эс­минцев, приписан­ных к разведыва­тельным силам фло­та. 31.5.1916 принял участие в Ютландс­ком сражении. Во время первой фазы боя линейных крейсеров "Регенс­бург" прикрывал атаку немецких эс­минцев. Во время этих действий в 18.30 немцы потеряли эсминцы "V-27" и "V-29", а у англичан были повреждены эс­минцы "Нестор" и "Номад", которые были добиты линейными крейсерами. Остальная часть боя прошла для "Регенсбурга" удач­но — он не получил попаданий, хотя сам выпустил 372 снаряда. Ночью после боя "Регенсбург" сопровождал поврежденный ЭМ "G-40". Утром 1.06 "Регенсбург" был одним из немногих боеспособных крейсе­ров Флота Открытого моря. После Ют­ландского боя служба "Регенсбурга" про­текала достаточно спокойно до самого конца войны.

4.6.1920 крейсер в Шербуре был пе­редан Франции, переименован в "Страссбург" и до 1936 г. находился в составе ее флота. В дальнейшем использовался в ка­честве блокшива в порту Лориент. Разоб­ран в 1944 г.