Глава I. Первые миноносцы (1871-1898 гг.)

 

Тип № I-III (3 ед.)

 

Миноноски (фактически минные катера) пост­роены на заводе Девриент (Devrient) в Данциге.

Водоизмещение 34 т. Размерения: длина 20,3, ширина 3,30 м, осадка 1,9 м. Механизмы: 1 паро­вая двухцилиндровая, одинарного расширения ма­шина. 1 цилиндрический котел. Мощность 250 л.с., скорость 8,0 узлов, запас топлива 1,6 т угля и 1,6 т нефти.

Вооружение: 1 шестовая мина, вес взрывчато­го вещества 17 кг. В 1881 году установлен один 381-мм торпедный аппарат.

Экипаж 8 человек.

Все три корабля были заложены в 1871 году и построены в период с мая по ноябрь 1872 года. 16 декабря 1875 года были переклассифицированы в минные заградители № 4 — 6. Базировались на Вильгельмсхафен. В июле 1881 года вновь пере­классифицированы в миноносцы, и им возвращены первоначальные номера. Вычеркнуты из списков в 1885 году.

 

Тип № I-III (3 ед.)

 

Миноноски (минные катера), построенные вер­фью "Waltien & КО" в Бремене.

Водоизмещение 24 т. Размерения: длина 14,6 м, ширина 3,22 м, осадка 1,8 м. Механизмы: 1 па­ровая двухцилиндровая машина одинарного рас­ширения. 1 цилиндрический котел. Мощность 60 л.с. Скорость 7,7 узла, запас топлива: 1,5 т угля, 1,5 т нефти.

Вооружение: 1 шестовая мина, вес взрывчато­го вещества 17 кг.

Экипаж 8 человек.

Вся серия была заложена в 1871 году и в сентяб­ре 1872 года построена. 15 декабря 1875 года пере­классифицированы в минные заградители № 1-3.

 

Тип "Нотус" (1 ед.)

 

Водоизмещение 308 т (в полном грузу), 303 т (проектное).

Размерения: длина 37,2 м, ширина 6,70 м, осад­ка 2,5 м.

Механизмы: 2 двухцилиндровые паровые ма­шины одинарного расширения. 2 локомотивных котла. Мощность 500 л.с. Скорость 10,6 узла, запас топлива 30 т угля.

Вооружение: I шестовая мина (вес взрывчато­го вещества 41 кг).

Экипаж 43 человека, 3 офицера.

 

"Нотус". Заложен в 1873 году на верфи "А.Г. Вулкан" в Штеттине, спущен на воду 2 августа 1873 года, построен 20 июня 1874 года. С 15 декаб­ря 1875 года буксирный пароход на верфях. Ис­ключен из списков флота 17 апреля 1904 года и разобран.

 

Тип "Цепфир" (1 ед.)

 

Водоизмещение: 131 т (в полном грузу), 129 т (проектное).

Размерения: длина 30,5 м, ширина 5,25 м, осад­ка 1,65 м.

Механизмы: 2 двухцилиндровые паровые ма­шины одинарного расширения, 1 локомотивный котел. Мощность 225 л.с. Скорость 9 узлов, запас топлива 10 т угля.

Вооружение: 1 шестовая мина, вес взрывчато­го вещества 41 кг.

Экипаж 43 человека, 3 офицера.

 

"Цепфир". Заложен в 1873 году на верфи "А.Г. Вулкан" в Штеттине, спущен на воду 22 июня 1874 года, построен 13 октября 1874 года. Использовался в качестве опытового кораб­ля, в период с 1875 по 1907 год. как буксирный пароход. Разобран в Вильгельмсхафене.

 

Тип "Ривал" (1 ед.)

 

Водоизмещение: 131 т (в полном грузу), 129 т (проектное), после 1874-1880 г. 146 т.

Размерения: длина 30,5 м, ширина 5,25 м, осад­ка 1,98 м.

Механизмы: 2 двухцилиндровые паровые ма­шины одинарного расширения (первоначально ус­тановлен водометный движитель), 1 локомотивный котел. Мощность механизмов 250 л.с. Скорость 6,5 узла, запас топлива 10 т угля.

В 1879-1880 годах прошел модернизацию, и его скорость составила 9,5 узла. Запас топлива 14 т.

 

"Ривал". Заложен в 1873 году на верфи "А.Г. Вулкан" в Штеттине, спущен на воду 2 сентября 1874 года, построен 14 декабря 1874 года. Служил в качестве опытового судна. В 1879-1880 годах пе­реоборудован в минный заградитель. 8 июля 1874 года переклассифицирован и переименован в "Минный заградитель № 4". Базировался на Вильгельмсхафен. Вычеркнут из списков флота в 1884 году и переклассифицирован в буксир. В этом ка­честве служил до 15 января 1910 года. Разобран в Вильгельмсхафене.

 

Тип "Цитен" (1 ед.)

 

После строительства ряда минных пароходов на своих верфях командование немецкого флота решило построить корабль на заграничной верфи.

Немецкое адмиралтейство выработало задание, ос­новным пунктом которого стала возможность дос­тижения скорости 15-16 узлов. Новый корабль был классифицирован как авизо I класса, хотя в ино­странной литературе он классифицирован как тор­педная канлодка или минный крейсер. "Цитен" оказался кораблем, очень напоминающим яхту с клиперским носом.

Водоизмещение: 1170 т (в полном грузу), 1001 т (проектное).

Размерения: длина 79,4 м, ширина 8,56, осадка 4,63 м.

Механизмы: 2 паровые двухцилиндровые, двойного расширения машины постройки завода "Дж. Пени энд Соне" в Гринвиче. 6 цилиндричес­ких котлов, построенных на этом же заводе. Мощ­ность механизмов 2000 л.с. Скорость хода 16 узлов, дальность плавания 1770 миль со скоростью 9 уз­лов, запас топлива 130 т угля.

Вооружение: 6 револьверных орудий, два 381-мм торпедных аппарата. В 1891 году 6 50-мм орудий, торпедные аппараты демонтированы.

Экипаж 94 человека (6 офицеров), с 1891 года 106 человек (7 офицеров).

 

"Цитен". Заложен в 1875 году на верфи "Темз Айрон Верк", спущен на воду 9 марта 1876 года, построен 15 июля 1876 года. Использовался в ка­честве опытового корабля для испытания торпед­ного оружия. В 1899 году переклассифицирован в корабль охраны рыболовства, а в 1914 году ко­рабль береговой обороны. Разобран в 1921 году.

 

Тип "Улан" (1 ед.)

 

В отличие от "Цитен" заказан на отечествен­ной верфи. Основная конструктивная особенность состояла в том, что носовая его часть имела два корпуса, вдвинутых один в другой. Пространство между этими частями заполнялось особой эластичной массой из смеси пробки и морского клея. В случае, если передняя часть получала пробоину, то корабль оставался на плаву. Это было сделано на случай повреждений во время атаки. Особое вни­мание уделялось скорости хода корабля.

Водоизмещение: 438 т (в полном грузу), 374 т (проектное).

Размерения: длина 36-38 м (с учетом особенно­стей конструкции), ширина 8 м, осадка 4,57 м.

Механизмы: 1 паровая двухцилиндровая машина одинарного расширения. 4 котла Белвилля. Мощность 800 л.с. Скорость хода 12,2 узла. Даль­ность плавания 300 миль со скоростью 12 узлов, 470 миль со скоростью 7 узлов. Запас топлива 75 т угля. В 1898 году произведена замена котлов.

Вооружение: шестовая мина, вес взрывного ве­щества 63 кг.

После модернизации 1876-1879 годов уста­новлены 1 381-мм торпедный аппарат и 3 ре­вольверных орудия.

Экипаж 41 человек (2 офицера), после модер­низации 52 человека (I офицер).

 

"Улан". Заложен в 1875 году на верфи "Моллер и Холлдерг" в Градове (у Штеттина), спущен на воду 3 апреля 1876 года, построен 8 октября 1876 года. Практически сразу поставлен на модер­низацию, которую выполняла Имперская верфь в Киле. После 1880 года учебный корабль. Исключен из списков флота 26 мая 1909 года и переоборудо­ван в баржу. 13 августа 1919 года продан частной фирме. В конце 20-х годов продан на слом.

 

Тип "Щютце" (7 ед.)

 

Проект разработан верфью-строителем по об­разцу построенного в Англии русского миноносца "Батум".

Водоизмещение: 56 т (в полном грузу), 50 т (проектное).

Размерения: длина 32,6 м, ширина 3,43 м, осад­ка 2,05 м.

Механизмы: 1 двухцилиндровая паровая маши­на двойного расширения, 1 локомотивный котел. На миноносце "Шарт" была установлена 1 трех­цилиндровая паровая машина двойного расшире­ния. Мощность 599 л.с. Скорость хода 17,9 узла, дальность плавания 150 миль со скоростью 10 уз­лов, 110 миль со скоростью 16 узлов. Запас топ­лива 8,2 т угля.

Вооружение: 1 револьверное орудие, 2 350-мм торпедных аппарата.

Экипаж 13 человек (1 офицер).

 

"Щютце". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, 11 мая 1882 года спущен на воду, построен 14 июля 1883 года. Входил в состав флотилии миноносцев, использовался в качестве учебного корабля. Исключен из списков флота 19 октября 1891 года. До 1900 года использовался в качестве сторожевого корабля.

"Флинк". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 24 мая 1882 года, построен в ноябре 1883 года. Входил в состав флотилии миноносцев, использовался в качестве учебного корабля. 19 октября 1891 года исключен из списков флота. Использовался в качестве кораб­ля отопителя. В 1900 году продан на слом и разоб­ран в Гамбурге.

"Шарт". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 30 мая 1882 года, построен 5 октября 1883 года. Входил в со­став флотилии миноносцев. Использовался в качестве учебного корабля. 19 октября 1891 года ис­ключен из списков флота. Использовался в каче­стве сторожевого корабля в Вильгельмсхафене. В I900 году разобран в Гамбурге.

"Тапфер". Заложен в I882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 6 июня I882 года, построен 10 июля I883 года. Входил в состав флотилии миноносцев. Использовался в качестве минного заградителя. Исключен из списков флота 19 октября I89I года. Использовался в качестве корабля-цели. В I908 году продан на слом.

"Кюн". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Ве­зер" в Бремене, спущен на воду 12 июня 1882 года, построен 7 апреля 1883 года. Входил в состав фло­тилии миноносцев. Использовался в качестве учеб­ного корабля. Исключен из списков флота 19 ок­тября 1891 года. Продан в 1900 году и разобран в Гамбурге.

"Форваргиц". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 19 июня 1882 года, построен 7 апреля 1883 года. Служил в составе флотилии миноносцев. Использовался в ка­честве учебного корабля. 19 октября 1891 года ис­ключен из списков флота, после чего был стороже­вым кораблем в Вильгельмсхафене. Продан в 1900 году. Разобран в Гамбурге.

"Зихер". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 26 июня 1882 года, построен 10 июля 1883 года. Входил в состав флотилии миноносцев, был учебным кораблем. Ис­пользовался в качестве сторожевого корабля в Вильгельмсхафене. Продан и разобран в 1900 году.

 

Тип "Ягер" (1 ед.)

 

Торпедная канонерская лодка. Корабль спро­ектирован верфью-строителем.

Водоизмещение: 140 т.

Размерения: длина 34,8 м, ширина 5,58 м, осад­ка 2,57 м.

Механизмы: 1 паровая двухцилиндровая паро­вая машина двойного расширения, 1 локомотив­ный котел. Мощность 550 л.с. Скорость хода 15 узлов, дальность плавания 750 миль со скоростью 10 узлов. Запас топлива 16 тонн угля.

Вооружение: 1 5-ствольное револьверное ору­дие Готчкисса, 2 350-мм торпедных аппарата.

Экипаж 22 человека (1 офицер).

 

"Ягер". Заложен в 1882 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 27 января 1883 года, построен 24 июля 1883 года. Использовал­ся в качестве опытового судна. Исключен из списков флота 13 мая 1889 года. В 1900 году продан и разобран в Гамбурге.

 

Тип Th-2 (1 ед.)

 

После строительства первых кораблей на не­мецких верфях было все же решено для получения образцов заказать, 3 корабля английским верфям. Корабль был спроектирован верфью-строителем.

Водоизмещение: 14,5 т (в полном грузу), 13 т (проектное).

Размерения: длина 19,2 м, ширина 2,46 м, осад­ка 1,3 м.

Механизмы: 1 паровая двухцилиндровая маши­на двойного расширения, 1 локомотивный котел. Мощность 135 л.с. Скорость 14 узлов. Запас топ­лива 0,4 т угля.

Вооружение: 2 350-мм торпедных аппарата, 1 револьверное орудие.

Экипаж 6 человек.

 

"Th-2". Заложен в 1883 году на верфи "Д. Торникрофт энд К°" в Лондоне, спущен на воду 22 мая 1884 года, построен 10 августа 1884 года. Исполь­зовался в качестве опытового корабля. Позже был переименован в "Зеебар" ("Seebar") и на нем в Гамбурге проводились испытания противокреновой системы.

 

Миноносцы № I, № II (2 ед.)

 

Заказаны в Англии.

Водоизмещение: ?. Размерения: длина № I 15,8 м, № II 17.1 м, ширина № I 2,6 м, № II 2,8 м. Осад­ка '?.

Механизмы: 1 паровая машина, I котел. Ско­рость хода № I 15 узлов, № II 16 узлов. Запас топлива 0,4 т угля.

Вооружение: 2 350-мм торпедных аппарата.

Миноносцы № I и № II были заложены соот­ветственно в 1885 и 1886 годах на верфи "Дж. С. Уайт энд К°" в Коуэс. Дальнейшая судьба неизве­стна. В период с 1905 по 1910 год исключены из списков флота.

 

Тип W-1 — W-6 (6 ед.)

 

Для выработки наилучшего проекта минонос­цев решили заказать несколько кораблей всем не­мецким верфям и двум английским. По этой про­грамме предполагалось построить 35 кораблей.

Водоизмещение: 91 т (в полном грузу), 77 т (проектное). Размерения: длина 34,91 м, ширина 3,92 м, осадка 2,38 м.

Механизмы: I трехцилиндровая паровая машина тройного расширения; I локомотивный котел. Мощ­ность 910 л.с. Скорость 19,8 узла, дальность плава­ния 1200 миль со скоростью 10 узлов, 750 миль со скоростью 12 узлов. Запас топлива 11,5 т угля.

Вооружение: 2 37-мм револьверных орудия, 2 350-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 15 человек (1 офицер).

 

W-1. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Ве­зер" в Бремене, спущен на воду 22 апреля 1884 года, построен в конце этого же года как № XII. 25 ноября переименован в W-I. Использовался в качестве учебного корабля. 30 января 1899 года ис­ключен из списков флота и разобран.

W-2. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду I мая 1884 года, постро­ен в конце 1884 года как № XIII. 25 ноября 1884 пе­реименован в W-2. Использовался в качестве учеб­ного корабля. 30 января 1899 года исключен из списков флота, служил в качестве сторожевого ко­рабля в Вильгельмсхафене. В 1910 году разобран.

W-3. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Ве­зер" в Бремене, спущен на воду 13 мая 1884 года, построен в конце 1884 года как № XIV. 25 ноября 1884 переименован в W-3. Был учебным кораблем. 30 января 1899 года исключен из списков флота, использовался в качестве сторожевого корабля в Вильгельмсхафене. В 1910 году разобран.

W-4. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 24 мая 1884 года, пост­роен в конце 1884 года как № XV. 25 ноября 1884 переименован в W-4. Использовался в качестве учебного корабля. 30 января 1899 года исключен из списков флота, служил в качестве сторожевого ко­рабля в Вильгельмсхафене. В 1910 году разобран.

W-5. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Ве­зер" в Бремене, спущен на воду 31 мая 1884 года, построен в конце 1884 года как № XVI. 25 ноября 1884 переименован в W-5. Был учебным кораблем. 30 января 1899 года исключен из списков флота. Использовался в качестве сторожевого корабля в Вильгельмсхафене. В 1910 году разобран.

W-6. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Везер" в Бремене, спущен на воду 13 июня 1884 года. По­строен в конце 1884 года как № XVII. 25 ноября 1884 переименован в W-6. 30 января 1899 года ис­ключен из списков флота. В 1904 году использовал­ся в качестве сторожевого корабля у Гельголанда. 5 июля 1904 года переклассифицирован в плавбазу и переименован в "Хельгу". Разобран в 1912 году.

 

Тип V-1 - V-10 (10 ед.)

(Литеры перед номерами миноносцев означают верфь-строитель: S — "Фридрих Шихау" в Эльбинге, V — "Вулкан" в Штеттине, G — "Германия верфь", В — "Блом унд Фосс" в Гамбурге, Н — "Хавальдсверке" в Киле)

 

Серия опытовых миноносцев. Водоизмещение: 61 т (в полном грузу), 54 т (проектное).

Размерения: длина 32,75 м, ширина 3,76 м, осадка 1,84 м.

Механизмы: 1 паровая трехцилиндровая маши­на тройного расширения; 1 локомотивный котел. Имелось парусное вооружение. Мощность 590 л.с. Скорость 17,9 узла, дальность плавания 800 миль со скоростью 10 узлов, 120 миль со скоростью 16 узлов. Запас топлива 8,5 т угля.

Вооружение: 2 37-мм револьверных орудия, 2 350-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 14 человек (1 офицер).

 

V-1. Заложен в 1884 году, спущен на воду 1 апреля 1884 года, построен 11 августа 1884 года как № XVIII. 25 ноября 1884 переименован в V-1. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. Разобран в 1910 году на Имперской вер­фи в Киле.

V-2. Заложен в 1884 году, спущен на воду 28 апреля 1884 года, построен 3 сентября 1884 года как № XXI. 25 ноября 1884 переименован в V-2. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. Разобран в 1910 году на Имперской вер­фи в Киле.

V-3. Заложен в 1884 году, спущен на воду 5 мая 1884 года, построен 5 сентября 1884 года как № XX. 25 ноября 1884 переименован в V-3. 9 сен­тября 1885 года затонул в Киле. В октябре того же года поднят и разобран. Машина с корабля уста­новлена на миноносце А.

V-4. Заложен в 1884 году, спущен на воду 12 мая 1884 года, построен 7 сентября 1884 года как № XXI. 25 ноября 1884 переименован в V-4. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. Разобран в 1909 году в Гамбурге.

V-5. Заложен в 1884 году, спущен на воду 19 мая 1884 года, построен 26 июля 1884 года как № XXII. 25 ноября 1884 переименован в V-5. Ис­пользовался в качестве миноносца для защиты га­ваней. Разобран в 1910 году на Имперской верфи в Киле.

V-6. Заложен в 1884 году, спущен на воду 23 мая 1884 года, построен 31 октября 1884 года как № XXIII. 25 ноября 1884 переименован в V-6. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. В 1900 году исключен из состава флота. Использовался как лихтер для перевозки зерна и как вспомогательное судно Верхне-Везерской пас­сажирской компании. В 1924 году перестроен в са­моходную баржу "Форелле". Затонул на реке Везер I июля 1955 года. Поднят и разобран в 1960 году.

V-7. Заложен в 1884 году, спущен на воду 29 мая 1884 года, построен 16 сентября 1884 года как № XXIV. 25 ноября 1884 переименован в V-7. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. Разобран в 1910 году на Гамбурге.

V-8. Заложен в 1884 году на верфи "А.Г. Вул­кан" в Штеттине, спущен на воду 6 июня 1884 года, построен 16 сентября 1884 года как № XXV. 25 ноября 1884 переименован в V-8. Позднее пере­оборудован в плавбазу.

V-9. Заложен в 1884 году, спущен на воду 12 июня 1884 года, построен 24 октября 1884 года как № XXVI. 25 ноября 1884 переименован в V-9. Использовался в качестве миноносца для защиты гаваней. Разобран в 1910 году в Гамбурге.

V-10. Заложен в 1884 году, спущен на воду 10 июля 1884 года, построен 24 октября 1884 года как № XXVII. 25 ноября 1884 переименован в V-IO, 8 октября 1885 года переименован в V-3. Ис­ключен из списков флота 30 января 1899 года, после чего использовался как корабль-цель для миноносцев и береговой артиллерии. Разобран в 1910 году в Гамбурге.

 

Тип Th-1 (1 ед.)

 

Заказан известной компании Торникрофта.

Водоизмещение: 81 т (в полном грузу), 67 т (проектное).

Размерения: длина 37,22 м, ширина 3,82 м, осадка 2,01 м.

Механизмы: 1 паровая двухцилиндровая маши­на двойного расширения, 1 локомотивный котел. Мощность 653 л.с. Скорость 17,8 узла, дальность плавания 1300 миль со скоростью 10 узлов. Топли­во 10 т угля.

Вооружение: 2 револьверных орудия, 2 350-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 14 человек (1 офицер).

 

"Th-1" Заложен в 1884 году на верфи "Джон Дж. Торникрофт энд К°" в Чизвике (близ Лондона), спущен на воду 13 июня 1884 года, построен 1 августа 1884 года. Использовался в качестве опытового корабля и миноносца для защиты гаваней. I Исключен из списков флота 30 января 1899 года. Продан в 1900 году и разобран в Гамбурге.

 

Тип Y-1 (1 ед.)

 

Водоизмещение: 83 т (в полном грузу), 69 т (проектное).

Размерения: длина 36,27 м, ширина 4,0 м, осад-1 ка 2,3 м.

Механизмы: 1 паровая двухцилиндровая маши-1 на двойного расширения, 1 локомотивный котел. I Мощность 599 л.с. Скорость хода 18,3 узла, даль­ность плавания 1380 миль со скоростью 10 узлов. I Запас топлива 21,4 т угля.

Вооружение: 2 револьверных орудия, 2 350-мм I торпедных аппарата.

Экипаж: 14 человек (1 офицер).

 

"Y-1". Заложен в 1884 году на верфи Ярроу в Лондоне, спущен на воду 12 мая 1884 года, построен 8 мая 1885 года. Использовался в качестве опытового корабля и миноносца для защиты гаваней. Исключен из списков флота 30 января 1899 года.1 Продан на слом в 1900 году. Разобран в Гамбурге. I

 

Тип G (1 ед.)

 

Водоизмещение: 80 т (в полном грузу), 74 т (проектное).

Размерения: длина 36,27 м, ширина 4,0 м, осад-1 ка 2,3 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая машина тройного расширения, I локомотивный котел. Мощ­ность 722 л.с. Скорость хода 18,8 узла, дальность плавания 1100 миль со скоростью 10 узлов. Топли­во 12,6 т угля.

Вооружение: 2 37-мм револьверных орудия, 2 350-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 14 человек (1 офицер).

 

"G". Заложен в 1884 году, спущен на воду 20 де­кабря 1884 года, построен 9 сентября 1885 года. Был опытовым судном и учебным кораблем. Вы­черкнут из списков флота 30 января 1899 года. Пе­реклассифицирован в плавбазу и назван "Хелга". В 1904 году разобран.

 

Тип Н (1 ед.)

 

Водоизмещение: 80 т (в полном грузу), 70 т (проектное).

Размерения: длина 34,63 м, ширина 4,14 м, осадка 2,15 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая маши­на тройного расширения; 1 локомотивный котел. Мощность 950 л.с. Скорость хода 19 узлов, даль­ность плавания 2120 миль со скоростью 10 узлов. Запас топлива 17 т угля.

Вооружение: 2 револьверных 37-мм орудия, 3 350-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 17 человек (1 офицер).

 

"Н". Заложен в 1886 году на Имперской верфи в Вильгельмсхафене, спущен на воду 17 июля 1886 года, построен 12 ноября 1886 года. На миноносце отрабатывалась новая диагональная система набора корпуса которая оказалась неудачной. В дальнейшем использовался в качестве опытового корабля. Исклю­чен из списков флота 12 ноября 1899 года.

 

Тип К (1 ед.)

 

На этом миноносце были установлены новые трехлопастные винты конструкции Торникрофта, с увеличенной длиной лопасти.

Водоизмещение: 106 т (в полном грузу), 89 т (проектное). Размерения: длина 37,92 м, ширина 4,82 м, осадка 2,25 м.

Механизмы: 1 трехцилиндровая паровая ма­шина тройного расширения, 1 локомотивный ко­тел. Мощность 996 л.с. Скорость хода 18,8 узлов, дальность плавания 1490 миль со скоростью 12 уз­лов. Запас топлива 20 т угля.

Вооружение: 2 револьверных 37-мм орудия, 3 350-мм торпедных аппарата.

Экипаж: 17 человек (1 офицер).

 

"K". Заложен в 1887 году на Имперской верфи в Вильгельмсхафене, спущен на воду 16 июля 1887 года, построен в июне 1889 года. Использовался для опытов. 30 января 1899 года продан на слом. Разобран в Гамбурге.

 

Тип А (1 ед.)

 

При его строительстве был использован котел и машина с миноносца W-3.

Водоизмещение: 88 т (в полном грузу), 70 т (проектное).

Размерения: длина 34,63 м, ширина 4,4 м, осадка 2,1 5 м.

Механизмы: См. W-1. Мощность 591 л.с. Ско­рость хода 16,5 узлов. Запас топлива 9 т угля.

Вооружение: 2 револьверных 37-мм орудия, 3 350-мм торпедных аппарата. В 1892 году ра­зоружен.

Экипаж: 14 человек (I офицер).

 

"А". Заложен в 1888 году на Имперской верфи в Данциге, спущен на воду 20 декабря 1888 года, по­строен 10 октября 1889 года. Использовался в ка­честве учебного миноносца. В 1898 году модерни­зирован на верфи-строителе. 30 января 1899 года переименован в "Schneewittchen". Служил в каче­стве яхты-стационера в Балтийском море и сторо­жевого корабля в Кильской гавани. Исключен из списков флота 21 сентября 1920 года. В 1921 году разобран в Киле.