2.10. Десантные корабли

 

К началу второй мировой войны Германия прак­тически не имела десантных кораблей, однако в ходе ее было развернуто сравнительно крупносерийное строительство десантно-транспортных и десантно-высадочных средств, давшее около 323 единиц. Основ­ные элементы этих десантных кораблей приведены в табл. 2.18.

Десантные корабли типа "Зибель" (предположи­тельно в германских ВМС их относили к двум схожим сериям — "А" и "В") начали строиться с 1940 г. и пред­ставляли собой паром, состоящий из двух стальных барж, соединенных деревянной платформой. Каждая баржа состояла из восьми отдельных секций (отсе­ков) , что обеспечивало их перевозку по железной до­роге, а также повышало живучесть. В центре корабля размещались боевая рубка и помещения для офицер­ского состава, защищенные 10-мм броней. В зависи­мости от вооружения, десантные корабли типа "Зи­бель" подразделялись на транспортные, артиллерий­ской поддержки и корабли ПВО. В отличие от транспортного варианта, указанного в табл. 2.18, воору­жение корабля артиллерийской поддержки состояло из трех 88-мм орудий, двух 20-мм автоматов, 75-мм прожектора и дымаппаратуры. Для управления ог­нем имелся 4-м дальномер. Корабль ПВО вооружался 37-мм автоматом, размещенным на надстройке, и че­тырьмя спаренными 20-мм автоматами, которые уста­навливались по периметру палубы-платформы.

Десантные корабли серии "С" (в отечественной литературе их обычно называют кораблями типа "F-boot") представляли собой плоскодонные баржи с двойным дном и пятью водонепроницаемыми отсека­ми. В носовой части имелась опускаемая аппарель для погрузки-выгрузки самоходной техники, а в бортах — пять портов для десантников. Борта и рубка десант­ного корабля имели 20-мм бронирование. Мореход­ность "F-boot" достигала 5 баллов. Кроме перевозки и высадки войск десанта, эти корабли могли применять­ся для постановки мин (могли принимать 44 мины). Их постройка началось с 1941 г., а уже в 1942 г. приступили к строительству новой серии — "D" (в отече­ственной литературе их обычно называют БДБ — бы­строходная десантная баржа). Новый десантный ко­рабль являлся развитием кораблей серии "С" и по уст­ройству ничем принципиально от них не отличался.

 

Таблица 2.18. Основные элементы десантных кораблей

Элементы / типы кораблей

"Зибель"

"С"

"D"

"MNL"

"Хоотен"

"КТ"

1 . Подкласс корабля

десантный паром

десантная баржа

десантный лихтер

десантный

войсковой

транспорт грузовой

2. Водоизмещение, т

160

350

216

4500

1600

3. Размеры, м :

 

 

 

 

 

 

— длина

24,4

39

48,5

38

107

67

— ширина

14

6,5

6,5

5

15

11

— осадка

0,9

1,5

1,34

1,3

4

4. Главные механизмы:

 

 

 

 

 

 

— тип установки

бензомоторы

дизеля

паровая машина

— суммар. мощность, л. с.

1500

375

250

2280

2400

— число двигателей

2

3

3

2

2

2

Скорость хода, узлы

10

10

10,5

10

13

14,5

6. Вооружение:

 

 

 

 

 

 

— 88/45 ун. АУ

1

2

— 75-мм АУ

1 или 2

1

 

— 37/80 зен. АУ

1

1

1

6

 

— 20/65 зен. АУ

1x2

1x2

1x2

1x4

7

4

— грузоподъемность, т

120

140

75

*

— десантовместимость

до 200 чел., на короткие рас­стояния — 400

3 — 4 средних танка или 4 — 5 по­левых орудий, или 200-250 чел.

200 чел.

600-700 чел. и 14 дес. катеров

 

На базе десантных кораблей "D", а также десант­ных лихтеров, создавались корабли артиллерийской поддержки, которые по первоначальному замыслу должны были своим огнем обеспечить высадку войск десанта. Первые из них получили на вооружение по два 88- или даже 105-мм орудия, по два счетверенных 37-мм и по два спаренных 20-мм зенитных автомата, при этом их водоизмещение составило 380 т, а скоро­сть уменьшилась до 8 узлов. Вторые вооружили двумя 88- или 75-мм орудиями, одним счетверенным и дву­мя спаренными 20-мм зенитными автоматами. Ввиду малочисленности десантов по прямому назначению их использовали редко, но зато они нашли широкое применение в качестве эскортных и дозорных кораб­лей, в частности, на Черном море. Дело в том, что малая осадка делала их почти неуязвимыми для тор­пед и контактных мин, а мощное артиллерийское вооружение позволяло успешно отражать атаки боевых катеров и авиации.

Десантный войсковой транспорт-база десантных катеров типа "Хортен" мог также брать на борт ма­лые катера-тральщики. Для их спуска на воду судно имело шесть грузовых стрел. Десантные катера "J-6", при полном водоизмещении 30 т, имели длину 18,7 и ширину 4.1 м. Два девяностосильных мотора обеспе­чивали им ход 13 узлов, они были способны перево­зить 50 человек и вооружались одним 20-мм зенитным автоматом и двумя пулеметами. Кроме этого, сущест­вовали штурмовые боты, предназначавшиеся для до­ставки к берегу 5—6 бойцов с вооружением со скоро­стью 18 узлов. Бот при длине 6 м, ширине 1,7 м осна­щался одним подвесным мотором и вооружался круп­нокалиберным пулеметом.

Десантные грузовые транспорты имели для вы­грузки техники войск десанта четыре 30-т и две 5-т грузовые стрелы. Особенность этих транспортов за­ключалась в наличии на них четырех противолодоч­ных бомбометов, двух погребов для глубинных бомб и гидроакустической станции.