Тактико-технические данные

 

Водоизмещение. "Альберто ди Джуссано". 5280 т (стандартное), 7860 т (в полном грузу без мин), 7972 т (в полном грузу с минами на борту). "Альберико да Барбиано" 5328 т (стандартное), 7908 т (в полном грузу без мин), 8011 т (в полном грузу с минами на борту). "Бартоломео Коллео­ни" 5184 т (стандартное), 7670 т (в полном грузу без мин), 7782 т (в полном грузу с минами на борту). "Джиовани Делле Банде Нере" 5598 т (стандартное), 8040 т (в полном грузу без мин), 8152 т (в полном грузу с минами на борту). (По другим данным, водоизмещение крейсеров было следующим: 5150 (стандартное), 6954 т (боевое). (Whitley "Kreuzer im Zweiten Weltkrieg", S. 150).

Размерения. Длина 169,32 м (наибольшая), 160 м (между перпендикулярами), 167,2 м (по ва­терлинии), ширина 15,59 м, осадка 5,11 м (сред­няя), осадка при полном водоизмещении: "Ди Джуссано" - 5,84 м (нос), 5,72 (корма); "Да Бар­биано" и "Коллеони" - 5,25 м (нос) 5,41 (кор­ма); "Банде Нере" - - 5,87 м (нос), 5,92 м (корма). Итальянские проектировщики выбрали сме­шанную схему набора. Продольный набор ис­пользовался в районе двойного дна, до плат­форм, а поперечный набор от платформы до главной палубы. Часть шпангоутов была усилена (обычно каждый третий или четвертый). Корпус был максимально облегчен, что неблагоприятно сказывалось на его прочности. Чтобы как-то компенсировать этот недостаток, в корпусе были две продольные переборки, от двойного дна до палубы платформы, от 9 шпангоута в носу, до 173 шпангоута в корме. 15 поперечных переборок разделили корпус на 16 водонепроницаемых отсе­ков. Все переборочные двери от днища до тре­тьей палубы были водонепроницаемые.

Крейсера типа "Кондотьери" типа "А" были красивыми двухтрубными кораблями, с хорошо разви­тым полубаком. Он протя­гивался примерно до 1/3 длины корпуса. Форма носа была изогнутой, а в подвод­ной части имелся неболь­шой таран. На палубе полу­бака находились две башни главного калибра. К башне № 2 были прикреплены па­раваны. Затем шли носовые надстройки, которые протя­гивались до конца первой трубы. Итальянские конст­рукторы применили ориги­нальное решение. В корму от башни № 2 в надстройке находился ангар для двух корабельных гидросамоле­тов. В него можно было по­пасть через две большие двери по бортам. Гидроса­молеты к катапульте перево­зились на тележке по рельсам. Над ангаром находились бронированная боевая рубка, визирные посты для универсального калибра, шифроваль­ная каюта, радиорубка и прочие помещения. Уровнем выше находился командно-дальномерный пост орудий главного калибра. За ним чуть выше находились походная каюта командира, ка­юта штурмана, рубка гидроакустика, еще выше рулевая и штурманские рубки и два небольших крыла мостика. На надстройке на высоте 17,5 м стояли два 90-см прожектора и командно-дальномерный пост артиллерии универсального калиб­ра. Четырехногая мачта имела на высоте 26 мет­ров еще один командно-дальномерный пост ар­тиллерии главного калибра. Затем стояла первая труба. У ее кормовой оконечности находились две универсальных 100-мм установки, еще одна установка находилась на небольшой платформе перед второй трубой. Около трубы по бортам находились два торпедных аппарата. За второй дымовой трубой начиналась кормовая надстройка. В ней находились корабельная канцелярия, адмиральские помещения, командирский салон и офицерская кают-компания. За второй дымовой трубой стояла грот-мачта, на которой был уста­новлен кран для подъема гидросамолетов и шлю­пок. Первоначально она была треногой, но из-за неудовлетворительной остойчивости корабля ее заменили на обычную. Над офицерской кают-компанией находился кормовой командно-дальномерный пост с 5-м дальномером. Но в 1933 г. его демонтировали, и там оставался только командно-дальномерный пост артиллерии универ­сального калибра.

Механизмы. Все 4 крейсера получили по две турбины типа "Беллуццо". Каждая турбина состояла из одной турбины высо­кого давления, одной турбины низкого давления и турбины заднего хода. Пар для них выра­батывался 6 котлами типа "Ярроу", располагавшимися в трех котельных отделениях. Два из них находились перед машин­ным отделением правого борта, а одно между машинным отделе­нием правого и левого борта. Мощность механизмов равня­лась 100000 л.с. (по другим дан­ным, 110000 л.с.), скорость хода 38,5 уз. На испытаниях корабли показали следующие результа­ты: "Ди Джуссано" при водоиз­мещении 5700 т, мощности ме­ханизмов 102088 л.с., развил скорость хода 38,5 уз., "Коллео­ни" при водоизмещении 5480 т, мощность механизмов 119177 л.с., —39,9 уз., "Банде Нере" при водоизмещении 5670 т, мощности механизмов 101231 л.с., — 38,2 уз. "Да Барбиано" во время испытаний развил ско­рость 42,05 уз, при мощности механизмов 123479 л.с. Средняя его скорость составила 39,6 уз. В годы второй мировой войны крейсера могли развивать ско­рость 31-32 уз.

Запас топлива равнялся 1290 т (из них 1240 т можно было расходовать свободно, а 50 т являлись неприкосновен­ным запасом. На каждом корабле хранилось 41 т машинного масла. Дальность плавания в среднем равнялась 3800 миль со скоростью 18 уз, 970 миль со скоростью 36 (по другим данным, 38 уз). Рас­ход топлива при всех работающих котлах, скоро­сти 18 уз и водоизмещении 7700 т, составил 11 т в час. Во время стоянки —17т в сутки.

Единого поста энергетики и живучести не было. Пост энергетики находился на второй па­лубе рядом со световым люком кормового машин­ного отделения, пост живучести над бронирован­ной палубой, между шпангоутами 160 и 164. Имелось два вспомогательных поста живучести, в них по боевой тревоге находилось по офицеру. Аварийными партиями командовали старшины.

Крейсера имели 2 трехлопастных винта ди­аметром 4,4 м, площадью 12,52 м2. Носовая тур­бина вращала винт правого борта, кормовая турбина — винт левого борта. На "Кондотьери" "А" был установлен 1 полубалансирный руль площадью 22,50 м2. Максимальный угол поворо­та равнялся 30°. Имелись гидравлический и элек­трический приводы руля. На кораблях было 4 ко­мандных поста управления: в ходовой рубке, в боевой рубке, в центральном посту и на кормо­вом мостике.

На второй палубе, над носовым машинным отделением, находилось вспомогательное котель­ное отделение. Там стояли два вспомогательных котла типа "Ярроу". Выработанный пар посту­пал к турбогенераторам, холодильным машинам и прочим вспомогательным механизмам. Элект­роэнергию для многочисленных потребителей вы­рабатывали два турбогенератора по 225 л.с., мощностью 150 киловатт. Они находились над кормовым и носовым машинными отделениями. В носовой части находился небольшой турбогене­ратор мощностью 52 киловатта.

Бронирование. Корабли имели слабое бро­нирование. В итальянском флоте они удостои­лись прозвища "картонные". Один из итальянс­ких историков высказался о том, что бронирование вообще отсутствовало.

Основу их защиты составлял пояс, который протягивался от 28 шпангоута в носу до 173 шпангоута в корме. Он прикрывал погреба бое­запасов, котельные и машинные отделения. Пояс набирался из листов специальной ванадиевой стали, толщиной 18 мм, в оконечностях пояса, 24 мм в центре, в районе машинного отделения и погребов универсального калибра. Пояс замыка­ли две поперечные переборки толщиной 20 мм. Внутри корпуса, на глубине примерно 2 метров, находились продольные противоосколочные пе­реборки толщиной 20 мм, одна по левому, вторая по правому борту. Имелась 20-мм бронирован­ная палуба, из никелево-хромовой стали, которая скосами соединялась с бронированными перебор­ками. Вес бронирования "Коллеони" был следую­щим: вертикального — 290,8 т, горизонтального — 241 т. Башни главного калибра бронировались 23 мм (по другим данным, 22 мм) листами, носо­вая боевая рубка 40 мм. Такую же толщину имела коммутационная труба. Командно-дальномерные посты были защищены 25-мм броней.

Артиллерийское вооружение.

Главный калибр: состоял из 8 152-мм ору­дий в 4-х двухорудийных башнях. Угол обстрела башен главного калибра равнялся 300°. Орудия были изготовлены в 1927-1929 гг. на заводе "Ансальдо". Основные характеристики их были сле­дующими: длина ствола в калибрах — 53; вес ору­дия без замка —7340 кг; вес замка — 355 кг; вес установки (для двух) орудий — 13 100 кг; вес всей установки без брони — 1900 кг; с броней—85000 кг; угол возвышения орудий — 45°; угол сниже­ния — 5°; скорострельность 6 выстрелов в минуту (проектная), 4 выстрела в минуту (фактичес­кая); начальная скорость снаряда — 900 м/сек. (бронебойный), 935 м/сек, (фугасный); вес броне­бойного снаряда — 47, кг; вес заряда к бронебой­ному снаряду — 15,5 кг; дальность стрельбы -26000 м (бронебойный), — 25200 (фугасный).

Слабым местом конструкции была установка двух орудий в одной люльке. Это влияло на живу­честь установки и точность стрельбы. В мирное время в погребах находилось 280 снарядов главно­го калибра (140 фугасных и 140 бронебойных). Во время войны боекомплект можно было увеличить на 50% по каждому виду снарядов.

Система управ­ления огнем главного калибра включала два командно-дальномерных поста с 5-м даль­номерами. Имелись два визирных поста. В линейно-возвышен­ных башнях № 2 и № 3, в центральном ар­тиллерийском посту находился централь­ный автомат стрель­бы, в котором выра­батывались данные для наведения орудий. Имелся и специаль­ный прибор для уп­равления огнем ночью. В возвышенных башнях № 2 и № 3 имелись небольшие резервные посты управления огнем.

Предусматривались различные варианты управления огнем:

1) Централизованное управление огнем из КДП № 1 (данные вырабатываются в ЦАП).

2) Централизованное управление огнем КДП № 2 (данные вырабатываются в ЦАП).

3) Управление огнем из башни № 2 (данные вырабатываются в ЦАП).

4) Управление огнем из башни № 2 (данные вырабатыва­ются в самой башне).

5) Управление огнем из башни № 3 (данные вырабатыва­ются в ЦАП).

6) Управление огнем из башни № 3 (данные вырабатыва­ются в самой башне).

7) Управление огнем с ночных визи­ров (данные выраба­тываются в ЦАП).

Универсальный калибр имел 6 100-мм орудий производства фирмы ОТО, образца 1928 г. Они были спроектированы капи­таном 2 ранга Манизини. В 1910 г. на вооружение австро-венгерского флота поступило 100-мм орудие производства за­вода "Шкода". По мнению чешских историков, это орудие по баллистическим характеристикам превосходило 120-мм итальянские орудия.

Итальянцы прямо этого не подтверждают, но косвенно подтверждением этому служит факт приемки этого 100-мм орудия на вооружение и развертывание производства на своих заводах, несмотря на связанные с этим технологические проблемы. Манизини сделал это орудие универ­сальным. Правда, к началу второй мировой вой­ны оно успело устареть. Следует отметить, что 100-мм орудиями Манизини были вооружены крейсера Советского Черноморского флота ("Червона Украина", "Красный Крым" и "Крас­ный Кавказ"). Характеристики орудий были сле­дующими: длина ствола в калибрах — 47; вес ору­дия без замка —1848 кг; вес замка — 83 кг; вес люльки (для двух орудий) — 847 кг; общий вес ус­тановки без щита — 12,922 кг; общий вес уста­новки со щитом — 14542 кг; угол возвышения — 45°; начальная скорость снаряда — 880 м/сек.; дальность стрельбы — 15 240 м.

В погребах хранилось 2400 снарядов (40 осветительных) во время войны боекомплект мог быть увеличен на 50%. Для управления име­лись КДП (с 3-метровыми дальномерами) и цен­тральный пост управления огнем универсально­го калибра.

До лета 1940 г. "Кондотьери А" были воо­ружены 2 40-мм орудиями в одинарной установ­ке, находившимися по бортам у боевой рубки. Они принадлежали к типу Виккерс-Терни модели 1915 г. Их характеристики были следующими: длина ствола в калибрах —39; вес орудия —347 кг; вес установки — 505 кг; начальная скорости снаряда — 600 м/сек.; практическая дальность стрельбы — 4500 м, скорострельность — 200 сна­рядов в минуту (теоретическая), 50 (фактическая, без угрозы осечек); боекомплект — 2000 снарядов на орудие; расчет — 5 человек.

Малокалиберную зенитную артиллерию дополняли 8 13-мм пулеметов, в четырех спарен­ных установках. Они были произведены на заво­дах фирмы "Бреда" и являлись слегка изменен­ной версией "Готчкисса" и очень широко распространялись в итальянском флоте. Пулемет спроектировали в 1931 г. В 1940 г. это было уже устаревшее оружие. На "Кондотьери А" они стояли следующим образом: 2 установки на кры­ше ангара, по бортам у боевой рубки, две на кормовом мостике. Пониманию того, что зенит­ная артиллерия сильно отставала, способствова­ли кровавые уроки испанской гражданской вой­ны. В первой половине 1940 г. на всех кораблях серии было усилено зенитное вооружение, и оно стало состоять из 8 20-мм зенитных автоматов в 4 спаренных установках. Две установки были ус­тановлены вместо 40-мм автоматов, а две на кормовой надстройке.

Основные характеристики новых автоматов были следующими: длина ствола в калибрах — 65; вес ствола — 68,5 кг; вес установки — 2330 кг; угол возвышения — +90°; угол снижения —10°; начальная скорость снаряда — 825 м/сек; дальность стрельбы — 6100 м (по морской цели), 2900 м (по воздушной цели); вес снаряда — 134 гр.; скорострельность — 220 выстрелов в минуту для одного ствола. Здесь приведены итальянские дан­ные о вооружении крейсеров типа "Ди Джуссано". Но в литературе можно встретить и другие данные по малокалиберной зенитной артиллерии. Так, "Кондотьери А" до июня 1940 г. вместо 2 40-мм имели 8 37-мм автоматов, в 4 спаренных установках. (Conway's All the world's Fighting ships 1922-1946. tp. 292; M.J. Whitley Kreuzer im Zweiten Weitkrieg. 150).

Минно-торпедное вооружение. Состояло из двух спаренных торпедных аппаратов калибра 530 мм, производства завода Сан Джорджио с бо­екомплектом из торпед в аппаратах и в двух контейнерах у кормовой надстройки. Время пере­зарядки равнялось 30 минутам. "Кондотьери А" были вооружены торпедами системы "Silurificio Italiano Napoli". Вес торпеды равнялся 1,7 т., масса взрывчатого веще­ства 250-260 кг тротила. Торпеда имела следую­щие дальности хода: со скоростью 41 уз — 4000 м, со скоростью 31 уз — 8000 м и со скоростью 26 уз—12000м.

На корме крейсе­ров имелись два рельсо­вых пути, которые про­тягивались от кормовой надстройки до среза кор­мы. Они были съемными, их установка зани­мала до суток. Макси­мальная загрузка равня­лась 169 мин "Белло" (или 157 "Элиа") при этом общий вес мин рав­нялся 111т. При наличии мин на корабле кормо­вые башни не могли вес­ти огонь, а угол поворо­та торпедного аппарата был ограничен. При при­нятии на борт 92 мин "Боллю" или 78 "Элиа" подобных неудобств уже не возникало.

Мины "Болло" и "Элиа" были якорными и снабжались контактны­ми гальваноударными или антенными взрывате­лями. Глубина постановки ограничивалась до 500 м, вес взрывчатого вещества каждой мины соста­вил от 125 до 145 кг. Во время второй мировой войны итальянцы получили немецкие мины типа "ЕМС".

На корме находились два бомбомета типа "Менон" (Menon). Боекомплект 16 100-кг и 24 50-кг бомбы.

Крейсера имели три паравана с глубиной траления 9 м и зоной безопасности 100 м. Два паравана находились по бортам у башни № 2. Один в носовой части барбета вышеупомяну­той башни.

Еще во время первой мировой войны на во­оружение кораблей поступили первые гидросамо­леты. В двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия палубные гидросамолеты выполняли важные функции разведки и корректировки огня артилле­рии. Авиационное вооружение получили и "Кондотьери А". Первоначально на крейсерах базировались 2 гидросамолета CRDA. Cant-25 AR. Это был одновинтовой биплан смешан­ной конструкции. Его харак­теристики были следующими: вес — 1700 кг; размах крыльев - 8,45 м; длина фюзеляжа -10,4 м; мотор фирмы Фиат мощностью — 410 л.с.; ско­рость — 245 км в час.

В 1938 г. он был заме­нен на Imam RO-43. Каждый крейсер серии получил по два гидросамолета. Машины этой модели были основой палубной авиации итальянс­кого флота во второй миро­вой войне. Это был биплан смешанной конструкции. По сравнению с предшественни­ками были улучшены летные характеристики и вооруже­ние. Основные характеристи­ки следующие: размах крыльев — 11,57 м; длина - 9,71 м; высота — 3,51 м; масса наибольшая (учитывается экипаж и вооружение) — 2400 кг; максимальная скорость — 303 км/час., (по дру­гим данным — 290 км/час.); наибольшая высота полета — 7200 м; мощность мотора — 700 л.с.; дальность полета -- 1092 км; вооружение — 2 7,7-мм пулемета. Экипаж 2 человека (пилот во­енно-воздушных сил и наблюдатель, офицер флота). Объяснение этому следующее: в начале 20-х гг. итальянская авиация выделялась в са­мостоятельный род войск. В организованные военно-воздушные силы была включена и морс­кая авиация. В распоряжении флота были ос­тавлены только корабельные самолеты-развед­чики, но при условии, что пилотом будет офицер авиации.

Для запуска самолетов использовалась ката­пульта с запуском пороховым зарядом или сжа­тым воздухом. Самолеты хранились в ангаре под мостиком. На катапульту, находившуюся на баке, они доставлялись по рельсам. Руководство запус­ком осуществлялось с мостика по телефону или с помощью сигнальных фонарей. При этом использовался следующий цветовой код: белый — приго­товиться к запуску, зеленый — старт, красный - отмена старта.

Радиоэлектронное вооружение состояло из пассивной гидроакустической станции и системы звукоподводной связи.

В навигационное вооружение входили ги­рокомпас фирмы "Сперри" (позднее заменен на "Апшютц" с 18-ю репетиторами, три магнитных компаса: один на верхнем мостике, два на крыль­ях мостика (на "Коллеони" 1 на крыле). Имелись шлюпочные компасы и один небольшой компас в румпельном отделении, радиопеленгатор с антен­ной на крыше мостика.

Все крейсера серии были окрашены в свет­ло-серый цвет. Из-за быстрой гибели ни один крейсер не был закамуфлирован.

Экипаж состоял из 21 офицера, 500 нижних чинов. Всего 521 человек. По другим данным, 520. (Conway's, S. 293) или 570 ( M.J. Whitley, S.I50).