Тип «Тенрю». 2 ед.

 

Название

Верфь

Заложен

Спущен на воду

Вошел в строй

Судьба

«Тенрю»

Иокосука

17 мая 1917г.

11 марта 1918г.

20 ноября 1919г.

Потоплен 18 декабря 1942г.

«Тацута»

Сасебо

24 июня 1917г.

29 мая 1918г.

31 марта 1919г.

Потоплен 13 марта 1944г.

 

Тип: легкий крейсер (крейсер II класса).

Конструктивное водоизмещение: 3230 т, полное водоизмещение: 3948 т.

Длина: 142,03 м (общая), 139,55 м (по ватерлинии), 134,11 м (между перпендикулярами).

Ширина: 12,04 м.

Осадка: 3,58 м (средняя), 3,96 м (максимальная).

Энергетическая установка: «Тенрю» — 3 турбины «Кертиса», «Тацута» — 3 турбины «Парсонса», 10 котлов «Кампон», 3 вала.

Мощность: 51 000 л.с.

Скорость хода — 31 уз.

Запас топлива: 150 т угля + 920 т нефти. Радиус действия: 6000 мор. миль на 10 уз.

Броневая защита: палуба — 25 мм и 38 мм (макс.), главный броневой пояс — 51 мм.

Вооружение: 4 140 мм L50 (4x1 ств.), 1x80 мм (зен.), 2 13,2 мм зен. пулемета, ТА: 6 533 мм (2x3 трубн).

Приспособлены у постановке мин.

Команда: 332 офицеров и матросов.

 

Легкие крейсера этого типа — самые ста­рые из принимавших активное участие во вто­рой мировой войне. Они строились для Импера­торского флота Японии по программе 1916 года. В основу проекта была положена та же концеп­ция, которую избрали англичане: главная задача легких крейсеров — служить (флагманами) во флотилиях эсминцев.

Их броневая защита состояла из главного пояса толщиной 51 мм (там, где применялась сталь повышенной прочности — 38 мм), кото­рый опускался ниже ватерлинии, а над машин­ными отделениями поднимался до верхней палу­бы, и броневой палубы толщиной 25-38 мм. Ар­тиллерия состояла из 4 орудий 140-мм (длина ствола 50 калибров) марки "3-Нендо-сики" на одиночных лафетах. Располагались они не со­всем рационально, по носу и по корме могло стрелять только одно орудие, к тому же у второ­го и третьего орудий сектор обстрела был очень узким. На крейсерах было лишь по одному зе­нитному 80-мм орудию, установленному на ахтердеке (кормовой палубе). Вооружение допол­няли два трехтрубных торпедных аппарата (ап­параты с таким количеством труб были приме­нены в Императорском флоте впервые).

Силовая установка состояла из трех тур­бин, на "Тенрю" - "Браун-Кертиса", на "Тацуте" — "Парсонса", работавших на три вала, и 10 котлов системы "Кампон". Она развивала мощ­ность 51000 л.с., обеспечивая скорость хода 31 уз, а на ходовых испытаниях даже 33 уз. Котлы сто­яли в малом и двух больших котельных отделе­ниях. В носовом отделении — два малых нефтя­ных котла, в центральном — четыре больших нефтяных, а в кормовом — два больших нефтя­ных и два малых котла для смешанного топли­ва. В носовом турбинном отделении стояли тур­бины, работавшие на два внешних вала, а в кор­мовом — турбина среднего вала. Машины "Тенрю" были изготовлены фирмой "Мицубиси", а "Тацута" - "Кавасаки".

С марта 1927 г. по март 1930 г. "Тенрю" находился на верфи. В то время на корабле ус­тановили трехопорную фок-мачту. В 1931 г. та­кую же модификацию прошел крейсер "Тацута". В 1939 г. на оба корабля установили по два 13,2-мм зенитных пулемета. В целом же эти крейсера не претерпели существенных изменений, поскольку еще до войны считались устаревшими.

До нападения Японии на США "Тенрю" и "Тацута" входили в 18-ю эскадру крейсеров (кроме них, еще легкий крейсер "Касима") 4-го флота, базировавшегося на остров Трук. Сразу после нападения на Пирл-Харбор японцы реши­ли овладеть островом Уэйк, который мог быть удобной базой для действий против острова Ми­дуэй. Провести операцию поручили контр-адми­ралу Каузиока, и поначалу для нее были выделе­ны небольшие силы. Транспорты с десантом со­провождал легкий крейсер "Юбари" (на нем дер­жал флаг Каузиока) с 6-й флотилией эсминцев ("Музуки", "Вайе", "Оите", "Моидзуки", "Кисараги" и "Хазме"). Для разведки вперед были посланы две подлодки, а два старых легких крей­сера являлись кораблями поддержки, оставаясь в арьергарде.

Надо сказать, что на острове Уэйк силы американцев были невелики: около 500 военнос­лужащих, 6 батарей орудий береговой обороны (76 и 127-мм), пулеметы, несколько истребителей "Уалдкэт". Кроме того, на острове находилось более 1200 гражданских лиц: служащие авиаком­пании "Пан Америкэн", инженеры и техники, рабочие-строители, которые строили базу гид­росамолетов.

Японцы приблизились к Уэйку 8 декабря 1941 г., а утром 9-го по ним открыли огонь бе­реговые батареи. Артиллеристы действовали прекрасно, уже второй этап 127-мм орудий на­крыл головной эсминец "Хаяте", который взор­вался и затонул. Позже был потоплен "Кисараги", сильно поврежден "Оите" и один из транс­портов. Появившиеся в воздухе 4 самолета "Уайлдкэт", вооруженные 100-фунтовыми бомбами нанесли удар по крейсерам "Тенрю" и "Тацута". На первом корабле была повреждена радиоруб­ка, на втором — разбиты торпедные аппараты.

11 декабря японцы прекратили операцию, и за всю войну на Тихом океане больше не было случая, чтобы орудия береговой обороны отби­ли атаку десантного соединения. При этом боль­шая часть орудий осталась в полной готовнос­ти, но уцелело только два самолета.

Командующий береговой ар­тиллерией майор Деверо собирался послать радиограмму "Пошлите нам еще японцев", но она не была от­правлена. Эйфория защитников о-ва Уэйк продолжалась недолго. Япон­цы, действительно понесшие доволь­но серьезные потери, решили вер­нуться на о-в Кваджелейн и повто­рить атаку в ближайшее время. Уже через 10 дней повреждения на кораб­лях устранили. На этот раз было сформировано крупное соединение вторжения, включавшее транспорты с 2000 морских пехотинцев.

Флагманом на крейсере "Юбари" опять шел контр-адмирал Кадзиока, которому была предоставле­на возможность исправить первую неудачу, но вместе с ним с острова Трук вышла сильная группа поддер­жки контр-адмирала Гото: тяжелые крейсера "Аоба", "Кинугаса", "Фурутака", "Како" и эсминцы. "Тенрю" и "Тацута" снова остались в арьергарде.

Особенно резко были увеличе­ны воздушные силы: 20 летающих лодок с авиатранспорта "Титосе" и 108 палубных самолетов с авианос­цев "Сорю" и "Хирю" из соединения адмирала Нагумо, которое перед этим атаковало Пирл-Харбор. Авиа­носцы охранялись тяжелыми крейсе­рами "Тоне" и "Тикума", эсминцами и расположились в 200 милях северо-западнее Уэйка.

20 декабря японская авиация начала сокрушительные налеты на Уэйк, а утром 23-го на остров был высажен десант: до 1500 морских пе­хотинцев. Уже к 5 часам дня положе­ние американцев стало безвыход­ным, остров был захвачен японцами, победу которых предопределило прежде всего господство в воздухе. "Тенрю" и "Тацута" большого вкла­да в нее не внесли.

После этой операции оба крей­сера оставались с 4-м флотом, кото­рый был направлен в юго-западную часть Тихого океана. Там они при­крывали высадку японских войск в Кавиенге на северной оконечности архипелага Бисмарка (22-24 января 1942 г.) и це­лый ряд десантов на Новую Гвинею. В начале мая 1942 г. "Тенрю" и "Тацута" входили в состав соединения поддержки десантов в Порт Морсби и на о-в Тулаги (Соломоновы острова). После боя за Мидуэй 4 июня, в котором старые крей­сера не участвовали, организация флота Японии была изменена. 18-я крейсерская эскадра ("Тен­рю", "Тацута", "Касима") вошла в состав 8-го флота 21 июля 1942 г. они поддерживали высадку войск в Буна на Новой Гвинее.

7 августа, когда союзники высадились на о-ве Гуадалканал (операция "Уотчтауэр" - "Сторожевая башня"), "Тацута" еще был в Буна, а "Тенрю" вошел в соединение японских крейсе­ров, которое 9 августа вступило в ночной бой с крейсерами и эсминцами противника у острова Саво. Этот бой стал одним из самых страшных поражений, которые когда-либо терпел флот США, а для японцев — хотя был частичным ре­ваншем за разгром при Мидуэй.

Командующий 8-м флотом адмирал Микава решил атаковать американские корабли из Гуадалканала. Его соединение включало 5 тяже­лых крейсеров ("Текай", "Аоба", "Како", "Кинугаса", "Фурутака"), 2 легких ("Тенрю" и "Юбари") и эсминец "Юнаги". Японцам удалось захватить флот США врасплох и по сути дела уничтожить его. Главную роль в ночном бою сыграл огонь артиллерии и торпедные залпы тяжелых крейсеров Микавы, американцев под­вело отсутствие необходимых мер предосторож­ности и замешательство во время боя, японский флот оказался гораздо лучше подготовленным к действиям ночью.

К 3 часам ночи американцы потеряли 3 тя­желых крейсера: "Астория", "Куинси" и "Винсенс", а в 8 утра был затоплен сильно поврежден­ный австралийский "Канберра", японцы ушли практически невредимыми. Легкие крейсера "Тенрю"и "Юбари" шли сзади тяжелых крейсе­ров и уже при выходе из боя имели столкновение с американским эсминцем "Ральф Талбот", силь­но повредив, но не потопив его. Бой у острова Саво вызвал сильную реакцию сначала на флоте США, а потом и среди народа.

В конце августа-сентября 1942 г. "Тенрю" и "Тацута" участвовали в неудавшемся японском десанте в заливе Милн на южной оконечности полуострова Папуа (Новая Гвинея).

Японцы упорно стремились захватить Порт Морсби на Новой Гвинее и составили план его взятия в клещи. С помощью марша через горы с севера и высадки десанта в заливе Милн на юге. Однако в горах Оуэн-Стекле, по­крытых сырыми тропическими лесами, крепко держались австралийцы генерала Блеми. Япон­цы не дошли до Порт Морсби всего 32 мили, 26 августа австралийские войска начали оттеснять их обратно в горы. К этому времени числен­ность наземных войск союзников была доведе­на до 8800 австралийцев и 1300 американцев, их ВВС составляли 34 истребителя "Киттихок", морские силы состояли из нескольких воору­женных катеров.

В то же время 24 августа из Рабаула вышел японский конвой, направляющийся в залив Милн: два транспорта с 1900 солдат из особых морских десантных сил в сопровождении крей­серов "Тенрю" и "Тацута", эсминцев "Таникадзе", "Уракадзе", "Хамакидзе" и охотников за подлодками "SC-22", "SC-24".

В полночь 25 августа десант был доставлен на берег. Сражение за залив Милн свелось глав­ным образом к действиям пехоты по ночам, под проливным дождем. Австралийцы сражались яростно отчасти потому, что они нашли несколь­ких своих товарищей, привязанных к деревьям и заколотых японскими штыками с плакатом над трупами: "Они умирали долго". Японцы несли большие потери. Когда же они пытались доста­вить подкрепления морем, самолеты союзников обнаружили и потопили семь больших барж с десантом.

Японцев подвела излишняя уверенность в себе после победоносного сражения у острова Саво, они не организовали достаточной воздуш­ной и артиллерийской поддержки десанта и до­рого заплатили за это упущение. 4 сентября ад­мирал Микава, руководивший операцией, дал приказ об эвакуации. Удалось эвакуировать около 1300 человек из 1900 высаженных. После этого японские корабли еще обстреляли берега залива Милн. 7 сентября крейсер "Тацута" с эс­минцем "Ароси" потопили английский грузовой пароход. Чтобы прекратить эти действия япон­цев, было послано соединение английского ад­мирала Крачли в составе австралийских крейсе­ров "Австралия" (флагман), "Феникс" и 4 аме­риканских эсминца. Но противника у залива Милн они не застали, и больше в этих водах он не показывался.

Бой в заливе Милн был незначительным по масштабам, но тем не менее очень важным. Это был второй случай, когда японская десан­тная операция сорвалась. Если при первом на­падении на остров Уэйк японцы не сумели вы­садить десант из-за противодействия береговой артиллерии, то в заливе Милн они его высади­ли, но не смогли удержать плацдарм. Боевые действия показали, что высадка десанта без надежного прикрытия с воздуха и моря, да еще при превосходстве обороняющихся сил, не имеет шансов на успех.

"Тенрю" и "Тацута" продолжали участво­вать в длительной борьбе за Гуадалканал. Адми­рал Микава требовал, чтобы на северо-западном побережье Гуадалканала войска высаживались каждую ночь, и поначалу все шло успешно для японцев. Эсминцы в сопровождении крейсеров высаживали по 900 человек за ночь (по 150 сол­дат на эсминце). Так, 9 октября "Тацута" и 5 эсминцев высадили на остров и генерала Хякутаке, несмотря на то, что в пути были атакова­ны американскими самолетами. За неделю до этого "Тенрю", находясь в Рабауле, получил по­вреждения при попадании авиабомбы во время налета американцев, и из "токийского экспрес­са", как окрестили союзники конвой на Гуадал­канал, временно выбыл.

В середине ноября 1942 г. отремонтирован­ный "Тенрю", оставаясь в составе 8-го флота вице-адмирала Микавы, вошел в отряд обстрела (контр-адмирал Насимура), главной задачей которого была бомбардировка аэродрома амери­канцев на Гуадалканале. Кроме "Тенрю" в этот отряд входили тяжелые крейсера "Судзуя" и "Майя", эсминцы "Макигумо", "Югумо", "Кадзагумо" и "Митисио". Примером такой опера­ции могут быть события 13-14 ноября, когда "Судзуя" и "Майя", каждый с боезапасом в 500 фугасных снарядов, под прикрытием "Тенрю" и эсминцев открыли огонь по аэродрому Гендер-сон. Обстрел начался около полуночи и продол­жался 37 минут. Японский самолет-корректи­ровщик освещал аэродром ракетами и посылал поправки на посты управления огнем тяжелых крейсеров.

В результате японцы уничтожили 1 пики­рующий бомбардировщик и 17 истребителей, повредили 32 истребителя, но аэродром продол­жал действовать. Во время обстрела два амери­канских торпедных катера вышли с острова Ту-лаги и трижды атаковали японские тяжелые крейсера, выпустив 6 торпед. Они не добились попаданий, но, возможно, поторопили Нисимуру уйти, а к 2 часам он к тому же израсходовал запас фугасных снарядов.

18 декабря 1942 г. к востоку от Маданга на архипелаге Бисмарка "Тенрю" был потоплен американской подводной лодкой "Альбакор" (командир лейтенант-коммандер Лэйк).

В начале марта 1944 г. легкий крейсер "Та­цута" находился у берегов Японии, юго-запад­нее Иокосуки, где вместе с 2 эсминцами охранял конвой из 5 грузовых судов. В то время из по­хода к Курильским островам возвращалась американская подлодка "Сэндлэнс" под коман­дованием лейтенанта-коммандера (капитана 3 ранга) Гаррисона. В первой половине ночи она патрулировала в надводном положении, ярко светила луна. Когда неожиданно появился японский самолет, подлодке пришлось срочно погрузиться, а всплыв под перископ в 2 ч 40 мин, она оказалась в самой середине конвоя. Гаррисон действовал молниеносно, выстрелив по трем целям последними оставшимися у него 6 торпедами.

В крейсер "Тацута" попала лишь одна из них, но он довольно быстро затонул (был потоп­лен также один транспорт и один поврежден). После этого на "Сэндлэнс" обрушились глубин­ные бомбы (всего их насчитали 102), жестокая бомбардировка продолжалась 16 часов. И пора­зительно, что лодка получила лишь незначитель­ные повреждения. За этот поход Гаррисон и команда подлодки "Сэндлэнс" были отмечены президентом США.