Приложение № 2. Как были устроены русские мониторы

(Из журнала "Морской сборник" № 1 за 1865 г.)

 

Однобашенные броненосные лодки (мониторы)

 

Обстоятельства, требовавшие возможно бы­строго сооружения броненосных судов для при­брежной обороны, заставили нас прибегнуть к си­стеме американских мониторов, как всего более соответствующей этому назначению, а главное потому, что броня для них, составляемая из не­скольких слоев однодюймовых листов, может быть приготовлена гораздо скорее, чем сплошная, ко­торая, хотя и действительнее составной, но не могла была сделана у нас в России и так быстро, как того требовали исключительные обстоятель­ства, при которых начата была постройка этих лодок. К тому же, офицеры наши, посланные в Америку после сражения «Мерримака» с «Мони­тором», для изучения системы броненосных су­дов и в особенности лодок с вращающимися баш­нями Эриксона (мониторы), нашли, что в сравнении с другими типами броненосных судов, они были бы всего пригоднее для защиты наших портов и прибрежий.

Суда эти составлены, так сказать, из двух частей: нижняя, менее длинная, имеет форму плос­кодонных судов, а верхняя длиннейшая представ­ляет плот с правильно заостренными оконечнос­тями, образующими свесы: в носу — с колодцем для якоря, а в корме для прикрытия руля и винта. Борта верхней части лодки прикрыты наделкой из дубовых и сосновых брусьев, толщиной в 39 д., которая одета броней из однодюймовых же­лезных листов, в пять рядов. Надводная часть воз­вышается над горизонтом воды всего на 14 д. и потому представляет огню противника весьма не­значительную цель; носовая же оконечность мо­жет, в случае нужды, служить тараном.

Внутри каждая лодка разделена, непрони­цаемыми переборками, на шесть отделений. В пер­вом с кормы находится батарея электрического телеграфа и помещение для механических припа­сов; в втором помещается механизм с котлами; в третьем — уголь; в четвертом — механизм для вращения башни, камбуз и штульцы; в пятом — помещение для команды и офицеров и крюйт-ка­мера; в шестом же, носовом, брашпиль.

На верхней палубе, не имеющей фальшбор­тов, около середины длины лодки помещается вра­щающаяся башня с двумя орудиями, а над ней другая неподвижная башня или рубка для руле­вого и командира. Башня и рубка состоят их же­лезных листов, толщиной в 1 д.: первая из 11, вторая из 8, за исключением двух лодок, на которых рубка также сделана из 11 рядов. Палуба по­крыта двумя рядами железных листов, толщиной каждый в 11/ д., положенных на некоторых лод­ках сверху, а на других под палубную настилку. Дымовая труба на высоту 8 д. от палубы покрыта блиндированным кожухом, составленным из 6 ря­дов 1-дюймовых листов.

Дав таким образом понятие о фигуре этого оригинального типа судов, покажем главные размерения их:

 

Крайняя длина по палубе с броней ................... 201 ф .

Длина самого судна ....................................... 159 ф. 2 1/2 д.

Наибольшая ширина с броней ............................ 46 ф.

Ширина самого судна ................................... 38 ф. 8 д.

Глубина интрюма между верхней кромкой

бимсов и наружной обшивкой у киля ............. 77 ф. 10 д.

Погибь бимсов по средине ....................................... 5 д.

Погибь палубы по длина по средине ..................... 7 ф.

Длина носового свеса без брони ............... 10 ф. 11 д.

Алина носового свеса с броней ..................... 75 ф. 7 д.

Алина кормового свеса без брони ....................... 20 ф, 3 д.

Алина кормового свеса с броней ......................... 25 ф.

Водоизмещение верхней части ...................... 757,62 тонн

Водоизмещение нижней части .................. 808,25 тонн

Водоизмещение всего судна ........................... 1565,87 тонн

Строевых тонн ....................................................... 1350

Углубление ............................................................. 77 ф. 6 д.

Внутренний диаметр башни ...................................... 27 ф.

Высота башни ................................................................. 9 ф.

Механизм судовой ................................................. 760 л.сил

Механизм башенный ................................................ 80 л.сил

Главные тяжести, находящиеся на этих лодках, составляют:

Боковая броня (330 листов) ....................... 12740 пудов

Палубная броня (600 листов) .......................... 6740 пудов

Башня с рубкой и бимсами без станков

и орудий ................................................. 13380 пудов

Рубка отдельно .............................................. 7650 пудов

Блиндированный кожух дымовой трубы ........... 750 пудов

 

Паровые судовые и башенные механизмы лодок «Латник», «Броненосец», «Вещун» и «Кол­дун» изготовлены заводчиками, строившими кор­пуса лодок. Судовые механизмы «Лава» и «Пе­рун» — на адмиралтейских Ижорских заводах, «Ураган», «Тифон», «Стрелец» и «Единорог» — на заводе г. Берда. Башенные же механизмы пер­вых двух — самими строителями лодок, для «Ура­гана» и «Тифона» — на адмиралтейских Ижорс­ких заводах, а для «Стрельца» и «Единорога» — у г. Берда.

После заключения контрактов с подрядчика­ми, результаты чарльстонского боя и сведения, со­общенные из Америки, заставили сделать в спе­цификациях лодок некоторые изменения, из которых особенно выделяются следующие:

1) В подкладку под боковую броню в носо­вой части врезаны ряды железных полос или стрингеров, в 5 д. толщиной, которые увеличива­ют таким образом толщину брони в этих местах до 9 д.

2) На башни, около основания их, положе­но массивное железное кольцо толщиной в 5, вы­сотой в 15 дюймов, которое увеличивает крепость основания башни.

3) Под шельф или навес брони подведены деревянные чаки и скреплены железом, для того, чтобы наполнить угол, составляемый шельфами с бортом, и тем увеличить плавучесть лодок.

4) Удлинены кильсоны, на которые упирается штыр, служащий осью и поддерживающий башню, для того, чтобы тяжесть последней разрешилась на возможно большее пространство.

Кроме того, так как заводчики Семянников и Полетика объявили, что они не могут исполнить пункта контракта, по которому им поставлялось в обязанность делать бимсы из цельного курляндского дуба, по трудности достать его, и просили, имея в виду короткость срока, данного на пост­роение лодок, позволения деревянные бимсы за­менить на железные, — то это и было дозволено.

Стенам рулевых рубок предполагали дать толщину в 8 д., а потом, по получении из Амери­ки сведений, увеличили до 11 д., но так как впос­ледствии оказалось, что от этого лодки сядут глуб­же, распоряжение это было отменено. На лодках же «Вещун» и «Колдун», уже заложенных в то время в Бельгии, оставлена прежняя толщина в 11 дюймов.

Прежде употреблявшийся способ крепления листов, составляющих стену башни, оказался не­удовлетворительным в деле под Чарльстоном, во время которого потеря людей в рубках и башнях происходила от разрыва и выскакивания внутрь железных болтов, скрепляющих листы брони, вследствие чего у нас решено было из 11 слоев связать вместе 10 слоев (считая с наружной сто­роны) обыкновенными заклепными бортами, а 11-й внутренний слой прикрепить к стене винтами с нарезкой, сделав из него таким образом ру­башку, которая остановила бы проскакивание бол­тов внутрь.

На лодках же «Вещун» и «Колдун», части которых уже изготовились в то время, оставлен способ связки листов такой же, как принят в Бель­гии при строении железных мостов. Для большей же безопасности, ряд болтов прикрыт 1/2 д. вертикальными железными листами в роде пилястр. На лодках этих сначала предполагалось иметь:

1) При главной машине: две трюмных пом­пы, способные выкачивать в 1 минуту 144 талона, воды.

2) Одну помпу при машине для вентиляции, выкачивающую в 1 минуту 360 галлонов.

3) Одну наружную помпу на 90 галлонов.

Всего же в минуту 594 галлона.

Впоследствии это количество помп было най­дено недостаточным для судов такого рода, на которых выкачивающая сила помп должна быть самых больших размеров, почему и признано не­обходимым в добавок к прежним:

4) Применить к охлаждению пара в холо­дильнике воду из трюма, причем воздушный на­сос может выкачивать 640 галлонов.

5) В отделение башенного механизма по­ставит центробежную помпу, которая приводится в движение машиной для вентиляции.

6) Поставить в главном машинном отделе­нии еще одну центробежную помпу с особым па­ровым цилиндром, пар в которой провести из об­щих котлов. Помпа эта выкачивает в 1 минуту 1000 галлонов. Итого в 1 минуту 2140 галлона, а вмес­те с прежними — 2734 галлона.

Кроме всех этих помп, в жилом отделении лодок поставлены еще две Даутоновы помпы, вы­качивающие воду через палубу. Каждая из лодок имеет судовой механизм в 160 л. сил и два вспо­могательных, один в 15 сил для двух вентилято­ров, а другой в 15 же сил для вращения башни. Оба вспомогательных механизма получают пар из тех же котлов, что и главный. Винты у лодок четырехлопастные, 12 ф. в диаметре; рули балансирные, а якоря особой конструкции, короткие, четырехрогие.

Лодки эти предполагали вооружить одним 15-дюйм. чугунным и одним 9-дюйм. стальным на­резным орудиями, но по неготовности же 15-дюйм. орудий, лодки вооружены в настоящее время дву­мя 9-дюйм. стальными пушками, которые будут на­резаны впоследствии.

 

Двухбашенная броненосная лодка «Смерч»

 

Господин Митчель предложил построить к лету 1864 года в С.-Петербурге на Галерном ост­ровке, при пособии устроенных уже там, для ба­тареи «Не тронь меня», мастерской и прочих механических приспособлений, железную броне­носную двухбашенную лодку, по системе капита­на Кольза, в роде той, которая строилась в то время на верфи г. Непира в Глазгове для датско­го правительства.

Так как броненосное судно такого рода мо­жет спокойно плавать по Балтийскому морю и в этом отношении иметь неоспоримое преимущество перед американскими мониторами, которые по кон­струкции своей не удобны для плавания на боль­шом волнении, то правительство согласилось на это предложение г, Митчеля и контракт на лодку «Смерч» заключен с ним 13 июня 1863 г. Построй­ка лодки начата 7 августа , а закладка произведе­на 19 ноября 1863 года. Спущена же лодка 11 июня 1864 года. Главные размерения ее следу­ющие: длина по килю с уклоном форштевня 183 ф. 5 д., углубление на полном грузу 38 ф. 2 д., наибольшая ширина с броней 14 ф. 3 д., глубина нитрюма 10 ф. 6 д. Водоизмещение 1401,52 тонн. Строевых тонн 1246,18.

Лодка эта возвышается от воды всего на не­сколько футов. Откидной железный фальшборт ее, отброшенный наружу, открывает палубу с двумя невысокими башнями, эллиптические порты кото­рых с дулами орудий находятся почти на высоте палубы. Между передней башней и трубой стоит блиндированная также как борта и башни, оваль­ная рубка для командира. Основания башен с ме­ханизмом, для вращения скрыты под палубой и защищены таким образом от действия неприятель­ских ядер. Нос вооружен небольшим острым шпироном, на глубине 4 фут под горизонтом воды. Корма же обделана небольшим блиндированным свесом, закрывающим руль и винт.

Лодка «Смерч» построена совершенно сход­но с датской лодкой, но так как г. Митчель, делая еще предложение, обязался, не увеличивая цены лодки, добавить в корпус ее 60 тонн железа, в том случае, если правительство наше найдет нуж­ным увеличить крепость лодки за счет ее веса, то это добавочное железо и употреблено на устрой­ство двойных бортов в средней части лодки, на протяжении 190 фут по длине ее, и двойного дни­ща, так что пространство между ними разделен­ное поперечными переборками на отсеки, можно будет наполнять водой, для большего погружения судна во время боя. Это устройство доставляет и ту выгоду, что устраняет главные последствия от пробоин в надводной части снарядами, а в под­водной минами, и от посадки на камни. Для укреп­ления боковой качки, в подводной части прикреп­лены два добавочных киля, в 100 фут длиной.

Лодка имеет две башни, 22 ф. в диаметре каждая, покрытые 41/ дюйм, броней; против пор­тов же, в передней стороне башен, броню эту предполагалось положить вдвое, т.е. до 9 д. тол­щины, но так как на опытах, произведенным над двойным рядом плит, оказалось, что ядра, разби­вая наружный ряд, срезают болты, которыми он прикреплен к телу башни, и, следовательно, ос­тавляют второй ряд, сидящий на тех же болтах, без укрепления, отчего он легко может свалить­ся, то признано за лучшее, двойной ряд плит око­ло бортов башен заменить одним рядом, но в 6 д. толщиной.

Броня на средине судна положена в 7 фут по ширине и потом, как показано на чертеже, к носу и корме постепенно суживается. Толщина ее 4 1/2 д., за исключением пространства по 15 ф. от оконечностей, где она сделана в 4 д.

Плиты брони прокатны и изготовлены на за­воде Биль и К° в Англии; 8-дюймовые же плиты - у гг. Брауна и К°. Подкладка под броней сде­лана из тика, 8 д. толщины. Подкладка же под броней на башне состоит из двух рядов тика в 8 и 4 д. толщиной, скрепленных каждый диагональ­ными железными ридерсами. Кроме того, с внут­ренней стороны, башни обшиты железными лис­тами толщиной в 1 дюйм. Палуба лодки защищена 1-дюймовым листовым железом, положенным под настилку на бимсы. Настилка же толщиной от ба­шен до ватервейсов в 3 д., а на средине судна в 4 дюйма. Вес каждой башни с тиковой подкладкой и креплением 87,21 тонн. Вес блиндированной ка­питанской рубки с подкладкой и креплением 9,65 т. Вес же боковой брони с болтами 214 тонн.

Каждую башню лодки предполагалось снача­ла вооружить двумя 60 ф. орудиями, но в послед­ствии, с введением у нас стальной артиллерии, пред­положение это изменилось, а так как переделывать башни было уже поздно, то решено было поста­вить в каждой, вместо двух чугунных, одно сталь­ное 8 дюймовое нарезное орудие. Мореходные ка­чества лодки сохранились те же, и она получила, считая со снарядами, артиллерию почти того же веса, но несравненно сильнейшую, по действенно­сти выстрелов.

Рангоут лодки «Смерч» железный, мачты тре­ножные, по системе капитана Кольза, телескопи­ческие, изготовлены в Англии и собраны у нас, так что техники наши имели случай ознакомиться с работами этого рода. Имеет марселя по системе Куннингама и брамсели. Бизань-мачта голая.

200-сильная двойная машина изготовлена на заводе Модзлея сына и Фильда в Лондоне. Два винта, каждый в 8 ф. в диаметре. Кроме этих машин и донки, лодка имеет 6-сильную вспомога­тельную машину с особенным котлом и при ней помпу. Машина эта приводит в движение вентиля­тор, служащий для освежения кают и увеличения тяги к топкам, и служит также для вращения ба­шен. Кроме всего этого, лодка имеет плавильную печь для плавки металла в бомбы Мартина.

Общая стоимость лодки, не считая расхо­дов на то, что по условию должно быть сделано казной, простирается до 504000 р., из них на ме­ханизм 90000 р.

 

Двухбашенные броненосные лодки "Русалка" и "Чародейка"

(Из журнала "Морской сборник" № 6 за 1866 г.)

 

Броненосные канонерские лодки, с двумя башнями, системы капитана Кольза, «Чародейка» и «Русалка» строятся по одному чертежу. Размерения их следующие: наибольшая длина 210 ф., длина по грузовой ватерлинии 200 ф.; наибольшая ширина 42 фута; глубина под верхнюю палубу 14 фут 6 дюймов; водоизмещение 1850,36 тонн; строевых тонн 1626. Число башен — две; наруж­ный их диаметр 26 фут, а внутренний 22 дюйма; углубление на ровный киль 11 фут. Броня, на этих судах, будет расположена следующим образом: тол­щина ее на главной части будет составлять 4 1/2 дюйма, с постепенным уменьшением к носу и кор­ме, начиная с уменьшения не далее пятидесяти фут от носа и кормы, где толщина брони будет, — у форштевня 3 1/4 дюйма, а у ахтерштевня до 3 1/4 дюймов. Толщина подкладки под броню от 12 до 18 дюймов. Суда эти будут вооружены четырьмя 300-фунтовыми орудиями, но два в каждой башне.

Контракт на постройку этих судов первона­чально был заключен с коммерции советником Кудрявцевым, а впоследствии, за смертью его, дальнейшее производство работ передано строи­телю железных судов Чарльзу Митчелю и К° . Контракт заключен 14 января 1865 г. и тогда же приступлено к работам; приготовить лодки к спуску на воду назначено осенью нынешнего года, а окон­чательно достроить и отделать к маю 1867 года. Оба судна строятся из русского железа, с полной и окончательной отделкой, кроме рангоута, воо­ружения, шпилей, камбузов, водоопреснительных аппаратов, помп, фонарей, посуды, компасов, на­вигационных инструментов и вообще всех тех предметов, которыми суда снабжаются на кампа­нию, а также без брони.

Контрактная цена на каждое судно 539000 р. От порта даны контрагенту — эллинги, мастер­ские, плаз и магазины для хранения материалов, каменный уголь и прочее топливо, необходимое для работ; в обязанности порта отнесены также содержание и действие паровой машины в мас­терской, освещение газом эллингов, плаза и мас­терской. В Кронштадте, для крепления брони, будут даны: горны, печи, механизмы, прессы, стой­ки, перевозные тележки, краны и вообще все не­обходимые для производства работ механичес­кие приспособления и нужный такелаж.

Из ста шестнадцати блиндажных плит на обе лодки, восемьдесят приготовляются на Камском железоделательном заводе горного ведомства, а остальные тридцать шесть будут прокатаны на железопрокатном заводе Адмиралтейских Ижорских заводов. Наблюдающие за постройками су­дов: по лодке «Чародейка» корабельный инже­нер подпоручик Самойлов, а по лодке «Русалка» штабс-капитан Михайлов.

Механизмы на каждое судно, в 200 нарица­тельных сил, со всеми к ним принадлежностями, инструментами, запасными вещами и полной уста­новкой их на суда, изготовляются также на литей­ном и механическом заводе наследников дворя­нина Берда, в С.-Петербурге, по 127000 руб. за каждый механизм. Непременным условием, при вы­полнении этого контракта, постановлено, чтобы машины, котлы и все их принадлежности были от­деланы в России из русских металлов и материа­лов. Машины должны быть горизонтальной систе­мы, прямого действия, и устроены так, чтобы могли работать каждая пара отдельно и обе вместе, для чего каждая должна иметь свой гребной винт.

Работы по постройке обоих лодок, доведе­ны до следующей степени готовности. На каждую из этих лодок назначено употребить железа по 600 тонн (37200 пуд.); из этого количества, по настоящее время, употреблено в дело до 508 т. {31556 пуд.). Все это железо пошло на изготовле­ние набора, который, за исключением 7 после­дних носовых шпангоутов, весь уже поставлен.

Наружная обшивка положена почти вся на место; оба старнпоста на месте; а форштевни от­ковываются на Адмиралтейских Ижорских заво­дах и в непродолжительном времени будут дос­тавлены к месту постройки; с постановкой их на место, будут поставлены и те 7 шпангоутов, о ко­торых сказано выше, и тогда же закончится на­ружная обшивка. Половина тиковой подкладки по­ложена на место и закреплена; бимсы, карлингсы, связные поясья или стрингеры, боковые кильсо­ны или интеркастели, все поперечные переборки, кроме последней кормовой, и все продольные по­ставлены на место и укреплены.

Железная настилка верхней палубы вся на месте и закреплена, кроме небольшого простран­ства в носовой части. Начата приделка боковых килей; обделываются рули и румпеля и заготов­ляются фальшборты. Словом, работы доведены до такой степени, что лодки, согласно условию контракта, могут быть спущены на воду своев­ременно.

Во время церемонии закладки место для зак­ладных дощечек, на обоих лодках, было тщатель­но вырублено, как раз по величине их, на старнпостах, под последним листом обшивки нижнего поста. Лист этот отведен был от старнпоста, на особо приспособленным шарнире, и лежал на ры­чаге, на противоположном конце которого от шар­нира, прикреплен был, в толщину заклепки, бол­тик, входивший, при поднятии листа, в заклепочную дыру следующего за ним второго пояса обшивки.

Когда Его Величество густо вымазал сури­ком место для дощечки, заложил ее и когда она было вплотную загнана на место, несколькими ударами молотка. Его Высочеством, а также г. Уп­равляющим Морским министерством, директо­ром Кораблестроительного департамента, строи­телям и другим лицами, мастеровые в тот же миг подняли, с помощью рычага, обшивной лист и двумя заклепками прикрепили его на место.

Во время забивки заклепок были подняты на флагштоках, по команде наблюдающих, флаг и гюйс, музыканты играли поход и народный гимн. На закладных дощечках, на лицевой стороне, были сделаны следующие надписи:

4-х пуш. железная, броненосная, 2-х башен­ная канонирская лодка в 200 нарицательных сил «Русалка». Заложена в С.-Петербурге, на Галер­ном островке, 25 мая 1866 г., в присутствии Его Императорского Высочества Генерал-Адмирала и управляющего Морским министерством генерал-адъютанта Краббе.

На обратной стороне:

Директор кораблестроительного департамен­та контр-адмирал Шварц. Строитель К. Митчель, наблюдавший за постройкой корабельный инже­нер штабс-капитан Михайлов.

На дощечке для лодки «Чародейка» была сделана та же надпись, но наблюдающий за пост­ройкой этой лодкой — корабельный инженер под­поручик Самойлов.

После всего сказанного о работах гг. Митчеля и Свана, считаем излишним прибавлять что-нибудь здесь, относительно работ на лодках «Чародейка» и «Русалка». Как на корвете «Пожарский», так и на этих судах совершенство работ одинаково.

На этом мы оканчиваем роль современного летописца и бросим взор на недавнее прошлое Галерного островка.

Кто поверит, глядя на нынешнее его благо­устройство, приспособленное к одновременной по­стройке трех броненосных судов, что все это со­здано в какие-нибудь три года? Нам памятно еще то время, когда Галерный островок служил толь­ко для исправления камелей и портовых судов, и для склада сосновых бревен. При генерал-интенданте Васильеве, в сороковых годах, сюда свози­ли из города мусор для засыпки ям; звенели здесь кандалами арестанты из «круглого дома», засы­пая ямы и при разных валовых работах.

Значение Галерного островка поднялось лишь с 1854-56 г., когда здесь приступили к пост­ройке винтовых канонерских лодок, когда камели отслужили свой век и когда, взамен их, начали строить здесь пять частей гидравлического плаву­чего дока. Для этих работ пришлось делать тут разные улучшения, устройства и приспособления.

Спуск доков потребовал того же, затем стро­ились здесь пароходо-фрегат «Смелый», фрегат «Дмитрий Донской» и два клипера «Алмаз» и «Жем­чуг». Все эти работы потребовали улучшений ост­ровка. Например, здесь не было ни плаза, ни сарая для обделки частей корпуса. Разбивка строимого здесь судна, как например фрегат «Дмитрий Дон­ской», производилась на плазу в Новом адмирал­тействе; сколько от этого терялось времени, от одной только переноски лекал, — трудно исчис­лить. Набор валялся под открытым небом и изве­стка была плохая для него защита от снегов, дож­дей, ветров, оттепелей и морозов; бывало грунт то смерзался, то растаивал и блоки под связывае­мым набором то выпирало, то подавало в грунт.

Фрегат «Дмитрий Донской» строился под парусинной крышей. А теперь?

Справа и слева на пути к трем образцовым, крытым эллингам лежат огромные склады камен­ного угля, леса, всюду проведен газ, устроены, из желобчатого гальванизированного железа, свет­лые и обширные машинные мастерские, проло­жены железные дороги, устроен плаз. Словом, все, чего только потребовало время и обстоятель­ства, все это в совершенно какие-нибудь три-че­тыре года.

Если мосты убавили значение охтенской вер­фи, то открытые воды перед Галерным островком, постройка здесь дока, удобное место для затоп­ления его и прочие указали Галерному островку славную его будущность, которой уже мы живые свидетели.