Общая оценка проекта

 

Достоинства и недостатки дальних раз­ведчиков программы 1898 года в боль­шей степени определялись «программой проектирования», чем разработчиками проектов, связанных жесткими требова­ниями. Главным недостатком «Аскольда» и его собратьев было отсутствие броне­вого пояса по ватерлинии. Опыт русско-японской войны показал, что угольные ямы и бортовые коффердамы не могут служить достаточной защитой от попа­даний в районе ватерлинии снарядов калибра от 152 мм и выше. Даже если скос броневой палубы оставался непо­врежденным, вода через деформирован­ные взрывом горловины, отверстия вы­битых или ослабленных заклепок, разо­шедшиеся швы палуб и переборок затап­ливала несколько бортовых отделений и постепенно фильтровалась в соседние. Пробоины, полученные «Аскольдом» и «Дианой» у ватерлинии в бою 28 июля 1904 года, были главной причиной их интернирования в Шанхае и Сайгоне. После войны сама идея защиты жизнен­ных частей крейсеров лишь карапасной броневой палубой вместо поясной бро­ни была подвергнута критике. Так, пре­подаватель военно-морской академии Н.Л.Кладо писал: «Что же касается до больших бронепалубных крейсеров, то бесполезность их вне всякого сомнения, да об этом и не стоит распространяться, так как это было решено задолго еще до этой войны во всех флотах, за исключе­нием, к сожалению, русского» [4]. Это мнение разделял и капитан 1 ранга Л.Ф.Добротворский, командовавший крейсером «Олег» в Цусимском сраже­нии. Действительно, Германия не вос­произвела в своем флоте ни «Аскольд», ни «Богатырь», продолжая строить хоро­шо защищенные броненосные крейсера с сильной артиллерией и «малые» крей­сера со 105-мм артиллерией водоизме­щением около 3000 т. Также в американ­ском флоте не польстились на проект «Варяга». Однако следует помнить, что, определяя основные элементы будущих крейсеров, специалисты МТК исходили из того, что дальний разведчик должен быть сильнее и быстроходнее японских крейсеров типа «Такасаго» и английских типа «Аррогант», то есть не предназна­чаться для боя с броненосными крейсе­рами, уходить от них благодаря преиму­ществу в скорости. Тогда сравнение с современными бронепалубными крейсе­рами аналогичного водоизмещения бу­дет в пользу «Аскольда». Главные про­тивники — крейсера «Такасаго», «Читосе», «Касаги», «Иосино» на испытаниях развили довольно высокую скорость — до 23 узлов, но при минимальной нагрузке и значительной форсировке котлов. Рус­ские корабли испытывались в более жестких условиях, что могло давать раз­ницу в ходе до двух узлов. По мощности артиллерийского огня «Аскольд» превос­ходил этих соперников, а тем более бро­непалубные крейсера меньшего водоиз­мещения («Отова», «Нийтака» «Цусима»). Английские же крейсера типа «Гермес», являвшиеся развитием и продолжением типа «Аррогант», вступили в строй в 1900 году (водоизмещение 5600 т, скорость — 20 — 21 узел, вооружение — 11 — 152-мм, 9 — 76-мм, 6 — 47-мм орудий и 2 торпед­ных аппарата). Еще два таких же крей­сера — «Челленджер» и «Энкаунтер» были спущены на воду в 1902 году и всту­пили в строй в 1905-м. Более того, в Анг­лии параллельно строились большие бро­непалубные крейсера в 11 000 т типов «Дайадем» и «Аргонаут» с 16 152-мм, 14 76-мм орудиями и скоростью 20— 21 узел. Во Франции в 1901 году бронепа­лубный крейсер «Шаторено» развил 24 узла при водоизмещении около 8000 т, но он уступал нашим крейсерам в во­оружении, имея 2 165-мм, 6 140-мм и 10 47-мм орудий. Такое же вооружение было у вступившего в строй годом поз­же «Гишена», развившего во время 4-часового испытания среднюю скорость 23,55 узла. Следующий «Жюрьен де ла Гравьер» при водоизмещении 5685 т во­оружался 8 165-мм и 10 47-мм орудия­ми, имел скорость более 21 узла. Таким образом, в оценке Кладо больших бро­непалубных крейсеров содержалась не­точность: их строили в крупнейших мор­ских державах. А при сравнении «Асколь­да» с современными ему бронепалубны­ми крейсерами можно обоснованно сде­лать вывод, что он превосходил их по большинству элементов.

Теперь сравним «Аскольд» с постро­енными по одному с ним заданию «Ва­рягом» и «Богатырем». Быстрее всех вступил в строй «Варяг», но он оказался и самым дорогим: его полная стоимость вместе с вооружением и боезапасом — 6 млн. руб., «Аскольда» — 5 млн., «Бо­гатыря» — 5,5 млн. В рамках условий «программы проектирования» менее удачно решили проблему защиты ар­тиллерии американцы на «Варяге», где 152-мм орудия даже не имели щитов. Наиболее защищенной была артиллерия «Богатыря»: 4 152-мм орудия — в баш­нях, столько же — в казе­матах и лишь еще 4 — в палубных установках. Однако с точки зрения управления огнем луч­шим расположением орудий отличался «Ас­кольд». Все его 152-мм пушки располагались 1 на верхней палубе, а 75-мм — палубой ниже. На «Богатыре» же 152-мм и 75-мм орудия в сред­ней части стояли впере­межку, что затрудняло уп­равление их стрельбой. У «Богатыря» в бортовом залпе могло участвовать восемь орудий главного калибра, у «Аскольда» — семь, у «Варяга» — шесть. Но из-за того, что скорострельность ба­шенных орудий «Богаты­ря» была вдвое ниже па­лубных установок, «Ас­кольд» фактически лиди­ровал по весу залпа.

Проектируя «Аскольд», специалисты фирмы «Германия», опасаясь не­выполнения условий кон­тракта по скорости, из­лишне заузили корпус и пытались максимально облегчить корабль. По требованиям МТК и наблюдающей комиссии в ходе по­стройки были усилены некоторые кон­струкции, выполнены дополнительные подкрепления, в результате чего вес кор­пуса оказался на 83 т больше, чем в пер­воначальном проекте. В ходе эксплуата­ции «легкость постройки» давала о себе знать вибрацией и, как тогда говорили, тем, что корпус «дышал» на большом ходу. В 1903 году в корме лопнули два флора и пришлось выполнять дополни­тельные подкрепления. Торопливость строителей лишила «Аскольд» полубака, который предлагал кораблестроительный отдел МТК, и поэтому на встречной оке­анской волне он зарывался носом в воду. По условиям обитаемости «Аскольд» отличался от своих современников в худ­шую сторону (имел узкие проходы, ме­нее удобные кубрики). Зато конструкция и качество изготовления механической установки крейсера были выше всячес­ких похвал. Котлы и машины зарекомен­довали себя надежными и очень эконо­мичными. В качестве подтверждения можно привести хотя бы такой факт, что на 18 500 миль, пройденных «Аскольдом» в 1902 году, было израсходовано 7300 т угля, в то время как «Варягу» на путь в 8000 миль потребовалось 8000 т! Забе­гая вперед, заметим, что именно благо­даря прекрасной машинной установке «Аскольд» смог совершить свой знаме­нитый прорыв в бою 28 июля 1904 года.