Развитие ВМС США в начале XX века и их участие в Первой Мировой войне

 

Современные военно-морские силы Соединенных Штатов на­чали создаваться в 1883 г., когда была принята первая программа постройки так называемого «нового флота». За 20 лет американцам удалось не толь­ко стать одной из наиболее могущес­твенных морских держав, но и достиг­нуть полной автономии в военном ко­раблестроении: с момента закладки первых единиц нового флота практи­чески все боевые корабли США стро­ились на отечественных верфях, во­оружались американскими орудиями и несли броню американского произ­водства. После победы над Испанией и приобретения владений за океаном роль флота возросла еще больше. В начале века в качестве возможных противников рассматривали уже Гер­манию и Японию. К этому времени США преодолели «детские болезни» становления кораблестроения и про­изводства вооружения.

Строительство нового флота совпа­ло с введением единой системы обоз­начений боевых кораблей. Помимо на­звания, каждая единица получала свой порядковый номер по сквозной нуме­рации, перед которым стояло услов­ное обозначение того класса, к кото­рому она принадлежит. Принятые обозначения вначале соответствовали первым буквам английского наимено­вания класса боевых судов: ВВ (Battleship) — линейный корабль, С (Cruiser) — крейсер (с вариантами: CS (Cruiser-Scout) — разведывательный крейсер, ACR (Armored Cruiser) — броненосный крейсер), DD (Destroyer) — эсминец, SS (Submarine) — под­водная лодка, ВМ (Battleship-Monitor) — монитор, SC (Submarine Cha­ser) — охотник за ПЛ, РЕ (Patrol Escort) — сторожевой корабль. Впослед­ствии систему развили, распространив ее на все виды кораблей и вспомога­тельных судов, и в этом варианте она используется в США по настоящее время.

Основой боевой мощи с 90-х гг. про­шлого века в американском флоте счи­тали линейные корабли. В США уда­лось создать свой тип броненосца — сильно бронированного, имевшего очень мощное вооружение, но отно­сительно небольшую скорость. Почти одновременно с Британией здесь со­здали свой «all big gun ship» — «Мичи­ган», по ряду решений не уступавший английскому «Дредноуту». Особое внимание после русско-японской вой­ны уделялось также сильно защищен­ным и хорошо вооруженным броненосным крейсерам. Политика «боль­шой дубинки» в Латинской Америке, а затем «показ флага» на Тихом океа­не и в Азии требовали значительного количества крейсеров третьего клас­са и канонерских лодок. Ахиллесовой пятой флота оставались быстроходные легкие крейсера-разведчики, исчис­лявшиеся единицами, однако США лидировали в строительстве подвод­ных лодок и создании противолодоч­ных сил. К 1914 г. Соединенные Шта­ты имели военно-морской флот, зани­мавший второе-третье место в мире, .но при этом плохо сбалансированный: в нем явно недоставало эскадренных миноносцев и легких крейсеров.

Организационно ВМС США дели­лись на Атлантический и Тихоокеан­ский флоты. Перед 1-й мировой вой­ной эта организация не была жесткой; подавляющее большинство кораблей базировалось на берегах Атлантики. На Западном побережье периодичес­ки находились отряды броненосцев и крейсеров, а на Филиппинах — дово­льно многочисленные канонерки, ус­таревшие миноносцы и вспомогатель­ные суда.

Во время 1-й мировой войны США оказались в выгодном положении, объявив о начале военных действий против Германии только 6 апреля 1917 г., но начав готовиться к ним дву­мя годами раньше. В 1917 г. Конгресс принял на то время самую большую в мире кораблестроительную програм­му, включавшую в основном массо­вое производство легких сил — ЭМ, ПЛ, охотников за ПЛ и вспомогатель­ных судов. Мощным линейным силам так и не удалось сразиться с против­ником: после Ютландского боя гер­манский Флот Открытого моря боль­ше не пытался дать генеральное сра­жение. Недостаток нефти в Англии заставил американцев первоначально послать для взаимодействия с британ­цами только 6 угольных дредноутов, более слабых, чем новые нефтяные. Они составили 6-ю эскадру Гранд Флита. Остальные линейные корабли США в 1917 — 1918 гг. базировались в Ирландии, где они являлись как бы «вторым эшелоном» на случай воз­можного прорыва Флота Открытого моря или отдельных его кораблей в Ат­лантику. Там же находилось большин­ство американских ЭМ и ПЛ. Глав­ной их базой был порт Куинстаун.

Из-за позднего вступления в войну и малой активности противника в тот период боевых действий американ­ский флот понес в 1-й мировой войне лишь незначительные потери: броне­носный крейсер «Сан-Диего», 2 ЭМ, 2 ПЛ и 7 вспомогательных кораблей.

Из мирового конфликта Соединен­ные Штаты вышли со вторым в мире по мощи флотом, близким по силе к британскому. Однако его диспропор­ции не только не были устранены, но еще более усилились. По-прежнему в составе флота отсутствовали быстро­ходные крейсера-разведчики, зато ко­личество эсминцев намного превыша­ло потребности. Заметно возрос уро­вень боевой подготовки и навыков ар­тиллерийской стрельбы, чему способ­ствовало тесное взаимодействие с бри­танскими специалистами, накопивши­ми большой опыт за 4 года войны. Личный состав достиг численности 450 000 офицеров и матросов.

Кораблестроительные программы продолжали разворачиваться и после окончания боевых действий. К 1917 г. разработали проект линейных кораблей типа «Саут Дакота» — самых мощных в мире. При водоизмещении свыше 43 000 т и скорости 23 узла они долж­ны были иметь 12 406-мм орудий ГК, 16 152-мм пушек новой модели с дай­ной ствола 53 калибра и бронирование, аналогичное типу «Нью-Мексико». В 1920 —1921 гг. заложили кили 6 та­ких единиц. В то же время американцы впервые приступили к постройке боль­ших быстроходных боевых кораблей — линейных крейсеров. Первоначально предполагалось, что шесть «лексингтонов» будут иметь очень большую ско­рость (35 — 36 узлов) и слабое брони­рование при вооружении из 10 356-мм пушек, однако от проекта к проекту за­щита усиливалась, и в окончательном варианте эти 43 500-тонные гиганты за­щищались 178-мм броневым поясом, имели скорость 33,5 узла и артиллерию ГК в 8 406-мм орудий в забронирован­ных 280 — 229-мм плитами башнях и ВК из 16 152-мм пушек (таких же, как на «Саут Дакоте»). Заложенные в 1920 — 1921 гг., они после Вашингтон­ской конференции были разобраны на металл, так же как и суперлинкоры типа «Саут Дакота», за исключением «Лек­сингтона» и «Саратоги», перестроенных в авианосцы. Также впервые предусмат­ривалась постройка 10 быстроходных крейсеров типа «Омаха», которые вмес­те с «лексингтонами» и новыми «гладкопалубными» эсминцами должны были составить мощные разведыватель­ные силы. Заложенным в 1918 — 1920 гг. «омахам» повезло больше, чем линкорам и линейным крейсерам: их до­строили к 1925 г.