Под новым флагом, в новой роли

В феврале 1946 года на борту “Падуи” появилось новое название — “Крузенштерн”, данное в честь прославленного русского мореплавателя и адмирала И.Ф.Крузенштерна. Одновременно “Коммодор Йонсен” стал “Седовым”. К сожалению, оба судна находились в разукомплектованном состоянии и имели плачевный вид. Целесообразность их восстановления вызывала сомнения. Лишь благодаря усилиям группы энтузиастов парусников — П.С.Митрофанова, П.В.Власова, В.Т.Роева и других — оба барка удалось сохранить и привести в работоспособное состояние.

В июне 1955 года “Крузенштерн” вышел на Красногорский рейд и совершил первое плавание к острову Сескар под флагом Советского ВМФ. В течение нескольких лет он служил учебным судном для подготовки военных моряков. В 1959—1961 годах барк прошел капитальный ремонт и переоборудование в Кронштадте. На него установили вспомогательные дизели (2х 800 л.с.), и он стал парусно-моторным судном. В 1961 году под командованием капитана П.В.Власова “Крузенштерн” впервые за послевоенное время совершил дальнее плавание в Атлантику. Затем в течение пяти лет судно выполняло научно-исследовательские и учебные рейсы. Барк посетил Бермудские острова, Ямайку, Гибралтар, Марсель, Касабланку, Галифакс и другие порты. Под командованием капитана Н.Т.Шуль-ги “Крузенштерн” ходил с Балтики на Черное море и обратно. В 1966 году последний винджаммер мира был передан Министерству рыбного хозяйства. 22 ноября 1967 года во время стоянки у 33-го причала Ленинградского морского порта на бушприт “Крузенштерна” навалился пароход “Ржев”. Бушприт по длине 6 м от нока был погнут на правый борт под углом 90°; в месте изгиба металл разорвался по клепке. К счастью, за все время эксплуатации барка это было единственное мало-мальски серьезное ЧП.

Вскоре началась капитальная модернизация парусника. В 1968 — 1971 годах его переоборудовали в современное учебное судно, и он получил новейшее оборудование, включая спутниковую систему навигации.

С 1974 года “Крузенштерн” — неизменный участник всемирных слетов учебных парусников “Операция Парус”, проводимых организацией STA (Sail Training Assotiation, ныне STAI — International). По результатам участия в программе регаты барк получил главный приз — серебряную “Катти Сарк”. В том же году судно пересекло Атлантику, сделав рейс на Кубу. В 1976 году “Крузенштерн” под командованием капитана И.Г.Шнейдера успешно прошел маршрут Плимут — Санта-Крус-де-Тенерифе — Бермуды — Ньюпорт, занял второе место и получил несколько престижных наград. В ходе этого грандиозного слета современных парусных судов “Крузенштерн” посетил Нью-Йорк и стал участником морского парада в честь 200-летия США.

В 1981 — 1984 годах “Крузенштерн” проходит очередной ремонт и модернизацию. Затем под командованием капитана Г.В.Коломенского он участвует в океанской гонке из Канады в Ливерпуль, выдерживает жестокий шторм и занимает 1 -е место. Два года спустя барк повторяет свой результат.

В январе 1981-го “Крузенштерн” был передан объединению “Эстрыбпром”. Портом приписки вместо Риги становится Таллин. Ровно через 10 лет барк передается Государственной Балтийской академии рыбопромыслового флота в городе Калининграде.

Настоящего триумфа “Крузенштерн” добился в 1992 году во время регаты “Колумбус-92”, посвященной 500-летию открытия Америки. В трансатлантической гонке Бостон — Ливерпуль барк под командованием капитана Коломенского вновь выходит победителем. Во время этого перехода “Крузенштерн” при свежем ветре развил рекордную скорость— 17,4 узла!

Осенью 1993 года судно ставят на капитальный ремонт в Висмаре (Германия). Барк оснащается новыми двигателями, вспомогательными системами, получает современные средства навигации. Проходят перепланировку внутренние помещения, гордостью судна становятся прекрасно оборудованные амбулатория и стоматологический кабинет.

В сентябре — октябре 1995 года — ремонт и докование на верфи “Наута” в Гдыне (Польша). На судне заменяются гребные винты, устанавливаются кондиционеры. Полностью обновляется навигационное оборудование: барк получает новый гирокомпас, две РЛС “Racall-Decca”, две спутниковые системы ОР5, метеостанцию “Ригипо”, компьютер системы “World Charts”, допплеровский лаг, эхолот, современные системы радиосвязи.

Последнее грандиозное мероприятие, героем которого становится “Крузенштерн”, — первое для российского учебного парусника в XX веке кругосветное плавание, проходившее с октября 1995 по август 1996 года. Последний винджаммер, как бы вспоминая свою юность, обогнул мыс Горн, побывал в портах всех пяти континентов, выдержал два жестоких шторма (в том числе 12-балльный в Тихом океане) и прибыл в Санкт-Петербург точно в назначенный срок. После половины пути, во Владивостоке, была произведена смена курсантов. Всего за время плавания на борту судна шрошли отличную школу 236 курсантов гражданских: и военно-морских училищ, а также 26 юнг— практикантов Молодежной морской лиги. Ко-; мандовал судном 39-летний капитан О.К.Седов, в качестве капитана-наставника на борту находился Г.В.Коломенский. Поход стал одним из главнейших мероприятий, посвященных празднованию 300-летия Российского флота.