На службе у микадо

 

Подъем затопленных (точнее, севших на грунт) в Порт-Артуре судов не представлял особых проблем: глубина бухты была та­кова, что уровень воды едва до­ходил до верхней палубы, да и то лишь во время прилива. Другое дело, что целесообразность вос­становления полностью разру­шенных, выгоревших да и к тому же сильно отличавшихся по кон­струкции и системам вооружения кораблей представлялась весьма сомнительной. И, тем не менее, японцы, не считаясь с затратами, с энтузиазмом взялись за подъем и ремонт доставшихся трофеев. В ре­зультате к концу 1908 года из 12 числи­вшихся в строю броненосцев ровно по­ловину составляли бывшие русские кораб­ли — факт для мировой истории беспре­цедентный.

«Ретвизан» был поднят 22(9) сентяб­ря 1905 года (Далее даты приводятся по новому стилю). На его кормовом балконе появились иероглифы с новым названи­ем — «Хидзен»(так звучит старинное на­именование одной из японских провин­ций). Первоначальный ремонт осущест­влялся в Порт-Артуре (или Рёдзюне, как стали именовать этот город новые хозя­ева), а затем броненосец отбуксирова­ли в Сасебо. Его окончательное восста­новление продолжалось еще почти три года — с января 1906 по ноябрь 1908-го.

К сожалению, достоверная информа­ция о внесенных в конструкцию корабля изменениях отсутствует. Известно, в част­ности, что на испытаниях «Хидзен» раз­вил ход в 18,8 узла при мощности меха­низмов в 16 120 л.с. Вместо котлов Никлосса, по всей вероятности, установи­ли японские системы Миябара. А вот утверждение, будто вся артиллерия «Ретвизана» была заменена на «армстронговскую», вызывает сомнение. Вероятнее всего, 305-мм и 152-мм орудия остались прежними, а пушки меньших калибров, действительно, заменили на 76-мм и 47-мм аналоги английского образца (Именно так японцы поступили с "Пересветом», «Победой», «Варягом» и другими трофейными кораблями. Достоверно известно, что 305-мм ба­шенные орудия были заменены лишь на «Полта­ве». Правда, поскольку обе башни «Ретвизана» перед сдачей Порт-Артура были подорваны, ве­роятность замены в них орудий главного калибра все же существует).

Неисправные подводные торпедные ап­параты заменять не стали: их просто де­монтировали. Внешне «Хидзен» стал от­личаться от «Ретвизана» формой дымовых труб, отсутствием боевых марсов на мач­тах, новым рангоутом и несколько пере­деланными мостиками.

В конце 1908 года «Хидзен» вошел в строй флота микадо в качестве линкора. Его карьера под новым флагом началась с грандиозного парада — смотра восста­новленных трофейных кораблей. После­дующие годы проходили в учебных пла­ваниях и маневрах. В начале Первой ми­ровой войны «Хидзен» привлекался к охоте за эскадрой адмирала Шпее — в частности, в сентябре 1914 года он со­вместно с броненосными крейсерами «Асама» и «Идзумо» был отправлен на поиски неприятеля аж в центральную часть Тихого океана. 15 октября «Хидзен» и «Асама» подошли к Гонолулу, где укры­лась старая немецкая канонерка «Гейер». Последняя вскоре была интернирована американцами, и японские корабли взя­ли курс к своим берегам, так и не сде­лав ни одного выстрела.

В начале 1918 года «Хидзен» вместе с кораблями других стран Антанты при­был во Владивосток. В течение после­дующих трех лет он неоднократно появ­лялся у пирсов этого города, морально поддерживая японскую интервенцию в Приморье.

В сентябре 1921 года устаревший бро­неносец был переклассифицирован в судно береговой обороны, а после Ва­шингтонской конференции — разоружен. 20 сентября 1923 года «Хидзен» офици­ально исключили из боевого состава флота и переоборудовали в плавучую мишень. 12 июля следующего года быв­ший «Ретвизан» пошел ко дну в проливе Бунго, изрешеченный снарядами дред­ноутов Объединенного флота.