Эсминцы и миноносцы

 

Эсминцы типа «Таникадзе» — 2 ед.

33.jpg

 

«Кавакадзе» Йоко 1916/10.10.1917/11.1918 - искл. 1.4.1934

«Таникадзе» Майд 1917/20.7.1918/30.1.1919-искл. 1.4.1935

 

1300/1580 т, 102,3x8,8x2,75 м. ПТ-2, 4 ПК, 34 000 л.с.=37,5 уз. 380 т нефти. Эк. 128 чел. 3- 120 мм/45, 2 пул., 6 ТА 533 мм.

 

Улучшенный вариант эсминца «Исокадзе». Отличались от прототипа более мощной ЭУ с чисто нефтяными котлами и, соответственно, увеличенной скоростью хода. Число 120-мм орудий уменьшилось, зато калибр торпед возрос до 533 мм. Правда, в ходе модернизации носовой ТА демонтировали — за счет этого расширили площадку у орудия № 2 и тем самым уве­личили углы его обстрела. В качестве блокшивов оба корабля дожили до Второй мировой войны.

 

Эсминцы типа «Момо» —10 ед.

34.jpg

 

1-я серия:

«Момо» Сас 1916/12.10.1916/23.12.1916-искл. 1940

«Каси» Майд 1916/1.12.1916/31.3.1917- погиб 10.10.1944

«Хиноки» Сас 1916/25.12.1916/31.3.1917-искл. 1940

«Янаги» Майд 1916/24.2.1917/5.5.1917 - искл. 1940

2-я серия:

«Эноки» Майд 1917/5.3.1918/30.4.1918-искл. 1938

«Кеяки» Сас 1917/15.1.1918/20.4.1918 - искл. 1932

«Кува» Куре 1917/23.2.1918/31.3.1918 - искл. 1932

«Цубаки» Куре 1917/23.2.1918/30.4.1918 - искл. 1932

«Маки» Сас 1917/28.12.1917/7.4.1918 - искл. 1932

«Нара» Йоко 1917/28.3.1918/30.4.1918 - искл. 1938

 

835/1080 т, 83,3x7,3x2,3 м (1-я серия) или 850/1100 т, 85,6x7,7x2,3 м (2-я серия). ПТ-2, 4 ПК, 16000 л.с. (2-я се­рия — 17500 л.с.) = 31,5 уз. 92 т уг.+212 т нефти. Эк. 110 чел. 3-120 мм/45, 2 пул., 6 ТА 457 мм.

 

Так называемые эсминцы 2 класса и первые японские суда, оснащенные ТЗА и трехтрубными ТА. В целом оказались весь­ма удачными и стали основоположниками большой серии ко­раблей, строившихся в 1920-е годы.

«Момо» «Каси», «Хиноки» и «Янаги» в 1917—1918 годах служили на Средиземном море; вернулись в Японию в февра­ле 1919 года. «Каси» в 1937 — 1943 годах находился в составе ВМС Маньчжоу-Го под названием «Хай-Вэй», затем был воз­вращен и позже потоплен американской палубной авиацией. «Эноки» и «Нара» в 1930 году переоборудованы в тральщики (сняты ТА и одно 120-мм орудие). Дольше всех просущество­вал «Янаги»: после списания он служил в качестве блокшива и был сдан на слом только в 1947 году.

 

Эсминцы типа «Исокадзе» — 4 ед.

35.jpg

 

«Исокадзе» Куре 1916/5.10. 1916/28.2.1917 - искл. 1.4.1935

«Амацукадзе» Куре 1916/5.10.1916/14.4.1917 - искл. 1.4.1935

«Хамакадзе» Миц 1916/30.10.1916/28.3.1917 - искл. 1.4.1935

«Токицукадзе» Кав 1916/27.12.1916/31.5.1917 - искл.1.4.1935

 

1227/1570 т, 96,9x8,5x2,8 м. ПТ - 3, 5 ПК, 27 000 л.с.=34 уз. 147 т уг. + 297 т нефти. Эк. 128 чел. 4- 120 мм/40, 2 пул., 6 ТА 457 мм.

 

Проект разработан на базе эсминца «Умикадзе», отличались увеличенной мощностью механизмов и более сильным воору­жением. В целом корабли оказались удачными; к их недостат­кам следует отнести лишь сложность трехзальной ЭУ и приме­нение устаревших 120-мм орудий английского образца.

«Токицукадзе» 25.3.1918 потерпел аварию у берегов о.Кю­сю: разломился надвое и затонул, но был поднят, отремонти­рован и вновь введен в строй в феврале 1920 года. После ис­ключения из боевого состава три корабля разобрали на ме­талл, а «Токицуказде» в течение долгого времени служил ста­ционарным учебным судном. Его сдали на слом только 1.3.1948.

 

Эсминцы типа «Каба» — 10 ед.

36.jpg

 

«Каба» Йоко 1914/6.2. 1915/5.3. 1915-искл. 1931

«Каэде» Майд 1914/20.2.1915/25.3.1915 - искл.1931

«Касива» Миц 1914/14.2.1915/4.4.1915-искл.1931

«Мацу» Миц 1914/5.3.1915/6.4.1915-искл.1931

«Суги» Миц (И) 1914/16.2. 1915/7.4.1915 - искл.1931

«Кацура» Куре 1914/4.3. 1915/31.3.1915 - искл.1931

«Кири» Ура 1914/28.2. 1915/22.3.1915 - искл.1931

«Кусуноки» Кав 1914/5.3.1915/31.3.1915 - искл.1931

«Сакаки» Сас 1914/15.2. 1915/26.3.1915 - искл.1931

«Уме» Сас 1914/27.2.1915/31.3.1915 - искл.1931

 

665/850 т, 83,6x7,3x2,3 м. ПМ - 3, 4 ПК, 9500 л.с.=30 уз. 100 т уг. + 137 т нефти. Эк. 92 чел. 1-120 мм/40, 4-76 мм/40, 4 ТА 457 мм.

 

Эсминцы 2 класса, построены по Во­енной программе 1914 года. Проект раз­работан на базе эсминца «Сакура». Об­ладали ограниченными боевыми возмож­ностями, однако отличались дешевизной и благодаря упрощенной конструкции были построены очень быстро. Послед­нее сподвигло французов заказать в Япо­нии еще 12 аналогичных кораблей типа «Альжерьен» для соб­ственного флота. Эти эсминцы стали первыми относительно крупными боевыми судами, построенными японскими фирма­ми на экспорт.

Эсминцы типа «Каба» — одни из немногих кораблей флота микадо, принявшие непосредственное участие в боевых дей­ствиях в годы Первой мировой войны. В марте — апреле 1917 года по просьбе союзников 10-й («Каэде», «Кацура», «Кусуноки», «Уме») и 11-й («Мацу», «Касива», «Сакаки» и «Суги») ди­визионы эсминцев перешли на Средиземное море. Базируясь на Мальту и Корфу, они до конца войны несли патрульную и конвойную службу на Адриатике и в Ионическом море. 11.6.1917 «Сакаки» получил тяжелые повреждения от взрыва торпеды, выпущенной австрийской подлодкой И-27, но был отремонти­рован и вновь введен в строй. Все корабли вернулись в Япо­нию в конце 1919 года. В ноябре 1931 года их вместе со слу­жившими в дальневосточных водах «Кабой» и «Кири» исключи­ли из списков флота и сдали на слом.

 

Эсминцы типа «Сакура» — 2 ед.

37.jpg

 

«Сакура» Майд 1911/20.12.1911/21.5.1912 - искл.1931

«Татибана» Майд 1911/27.1.1912/25.6.1912 - искл.1931

 

605/830 т, 83,6x7,3x2,2 м. ПМ - 3, 5 ПК, 9500 л.с.=30 уз. 228 т уг.+ 30 т нефти. Эк. 92 чел. 1 — 120 мм/40, 4-76 мм/40, 4 ТА 457 мм.

 

Первые японские эсминцы 2 класса, созданы как альтернати­ва мощным, но очень дорогим кораблям типа «Умикадзе». Идея оправдала себя: несмотря на скромные боевые характеристики «Сакура» стала прототипом самой большой серии эсминцев, строившихся в Японии в годы Первой мировой войны (типа «Каба» и «Альжерьен»).

«Сакура» и «Татибана» служили в дальневосточных водах. Оба исключены из боевого состава в 1931 году и сданы на слом после 1933-го.

 

Эсминцы типа «Умикадзе» — 2 ед.

38.jpg

 

«Умикадзе» Майд 1909/10.10.1910/28.9.1911 - искл.1936

«Ямакадзе» Миц 1909/21.1.1911/21.10.1911 -искл.1936

 

1150/1500 т, 98,5x8,5x2,7 м. ПТ - 3, 8 ПК, 20 500 л.с.=33 уз. 250 т уг. + 178 т нефти. Эк. 140 чел. 2-120 мм/40, 5 -76 мм/ 40, 4 ТА 457 мм.

 

Первые океанские эсминцы нового поколения, построены по программе 1907 года. Строительство затянулось из-за задерж­ки с поставкой турбин, изготавливавшихся заводом «Мицубиси» по лицензии фирмы «Парсонс». На момент создания были одними из сильнейших в мире, однако оказались слишком до­рогими для крупносерийной постройки.

«Ямакадзе» отличался составом вооружения: он нес три од­нотрубных ТА (два по бортам между первой и второй дымовы­ми трубами и один в диаметральной плоскости в кормовой час­ти).

В начале Первой мировой войны оба эсминца участвовали в поисках эскадры Шпее. В 1929 году их частично разоружи­ли и переклассифицировали в эскадренные тральщики. Ско­рость кораблей при этом уменьшилась до 24 уз. Сразу же после списания они были сданы на слом.

 

Эсминец «Уракадзе» — 1 ед.

39.jpg

 

«Уракадзе» Яр 1913/16.2.1915/14.10.1915 - искл.1936

 

907/1085 т, 87,2x8,4x2,4 м. ПТ - 2, 3 ПК, 22 000 л.с.=30 уз. 248 т нефти. Эк. 120 чел. 1 — 120 мм/45, 4-76 мм/40, 4 ТА 533 мм.

 

Эсминцы «Уракадзе» и «Кавакадзе» заказаны в Англии в ноябре 1912 года. В их конструкции было применено много передовых решений: паротурбинная ЭУ с зубчатой передачей, чисто нефтяное отопление котлов. В составе их вооружения впервые появились 533-мм торпеды и современные 120-мм скорострельные пушки. Кроме того, по проекту их предполага­лось оснастить дизелями экономического хода, которые, одна­ко, так и не были установлены.

Когда оба корабля находились на стапелях, началась Пер­вая мировая война, роковым образом повлиявшая на их судь­бу. «Уракадзе» формально был укомплектован в октябре 1915 года, но английское правительство запретило передавать его заказчикам. Фактически эсминец прибыл в Японию только в 1919 году. Он служил до 1936 года, после чего использовался в качестве блокшива. 18.7.1945 он был потоплен американской авиацией в Йокосуке.

Однотипный «Кавакадзе» еще до завершения постройки был передан Италии. В годы Первой мировой войны он действовал на Адриатике под названием «Аудаче» (II).

 

Эсминцы типа «Сендан» — 2 ед.

40.jpg

 

«Сендан» Торн 1910/2.2.1911/1911 - искл. 1919

«Канран» ХЛ 1910/9.8.1910/7.3.1911 - искл.1919

 

740/1100 т, 75x7,7x2,6 м. ПТ - 3, 4 ПК, 13 500 л.с.=27 уз. 90/170 т нефти. Эк. 76 чел. 2-102 мм/45, 2-76 мм/40, 2 ТА 533 мм.

 

Бывшие английские «Минстрел» и «Немесиз» соответствен­но. В июле 1917 года переданы в аренду Японии. Служили под японским флагом в европейских водах, использовались для кон­войной службы. В 1919 году возвращены Великобритании и в конце 1921 года сданы на слом.

 

Эсминцы типа «Асакадзе» — 31 ед.

41.jpg

 

«Асакадзе» (Кав 28.10.1905 - искл. 1928), «Камикадзе» (Йоко 15.7.1905 - искл.1928), «Хацусио» (Йоко 13.5.1905 - искл.1928), «Яйёй» (Йоко 7.8.1905 - искл.1925), «Кисараги» (Йоко 6.9.1905 - искл.1928), «Сирацую» (Миц 12.2.1906 - искл.1928), «Сираюки» (Миц 19.5.1905 - искл. 1928), «Мацукадзе» (Миц 23.12.1906 - искл.1925), «Харукадзе» (Кав 25.12.1905 - искл. 1928), «Сигуре» (Кав 12.3.1906 - искл. 1925), «Хаяте» (Ос 22.5.1906 - искл.1925), «Оите» (Майд 10.1.1906 - искл.1925), «Юнаги» (Майд 22.8.1906 - искл.1925), «Югуре» (Сас 17.11.1905 - искл.1928), «Юдати» (Сас 26.3.1906 - искл.1928), «Микадзуки» (Сас 26.5.1906 - искл.1928), «Новаки» (Сас 25.7.1906 - искл.1924); «Усио» (Куре 30.8.1905 - искл.1928), «Нэнохи» (Куре 30.8.1905 - искл.1928), «Хибики» (Йоко 31.3.1906 - искл.1928), «Хацухару» (Кав 21.5.1906 - искл.1925), «Вакаба» (Йоко 25.11.1905 - искл.1928), «Хацукжи» (Йоко 8.3.1906 - искл.1928), «Удзуки» (Кав 20.9.1906 - искл 1925), «Минадзуки» (Миц 5.11.1906 -искл.1930), «Нагацуки» (Ура 15.12.1906 - искл.1930), «Кикудзуки» (Ура 10.4.1907 - искл.1930), «Уранами» (Майд 8.12.1907 - искл. 1930), «Изонами» (Майд 21.11.1908 - искл.1930), «Айнами» (Майд 20.3.1909 - искл.1930), «Сиротае» (Миц 30.7.1906 - погиб 3.9.1914).

 

381/450 т, 72x6,6x1,8м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с.=29уз. 150туг. + 20 т нефти. Эк. 70 чел. 2 — 76 мм/40, 4-76 мм/28, 2 ТА 457 мм.

 

Строились по программе 1904 года. Заказаны во время рус­ско-японской войны и конструктивно повторяли «Харусаме», от­личаясь типом котлов (впервые получили котлы со смешанным угольно-нефтяным отоплением) и вооружением из пушек одно­го калибра, но с разной длиной ствола. Всего построено 32 еди­ницы; один из них — «Асацую» — не дожил до начала Первой мировой войны: он погиб 10.11.1913 в результате кораблекру­шения. К моменту завершения строительства эсминцы данного типа морально устарели. Осенью 1914 года часть их (15 единиц) принимала активное участие в блокаде германской крепости Циндао. Ночью 3.9.1914 «Сиротае» сел на камни, был брошен и вскоре расстрелян немецкой канонеркой «Ягуар».

В 1923 — 1926 годах 17 эсминцев типа «Асакадзе» переобору­довали в тральщики. Последние из них пошли на слом в 1930 году.

 

Эсминцы типа «Харусаме» — 5 ед.

42.jpg

 

«Асагири» (Йоко 4.1903 - искл.1922), «Мурасаме» (Йоко 11.1903 - искл.1922), «Ариаке» (Куре 7.12.1904- искл.1925), «Араре» (Куре 5.4.1905- искл.1924), «Фубуки» (Куре 21.1.1905 - искл.1925).

 

375/435 т, 71,4x6,57x1,83. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с=29 уз. 40/100 т уг. Эк. 55 чел. 2-76 мм/40, 4-57 мм, 2 ТА 457 мм.

 

Первые «истребители» японской постройки. Проект разра­ботан на базе «Сиракумо»; основные отличия заключались в применении новых котлов «Кампон», что, в свою очередь, при­вело к необходимости увеличить ширину корпуса. Кроме того, японцы пожертвовали скоростью в пользу повышения прочности корпуса.

Всего в серии было 7 единиц, но две погибли до начала Пер­вой мировой войны: головной «Харусаме» — 24.11.1911 во время шторма в Японском море и «Хаятори» — 3.9.1904 на русской мине под Порт-Артуром. Осенью 1914 года «Асагири» и «Мурасаме» принимали участие в блокаде немецкой крепости Цин­дао. В 1922 — 1925 годах все списаны, но некоторое время про­должали использоваться в качестве плавучих мишеней.

 

Эсминцы типа «Сиракумо» — 2 ед.

43.jpg

 

«Сиракумо» (Торн 1.10.1901 - искл.1922), «Асасио» (Торн 10.1.1902 - искл.1922).

 

342/428 т, 67,5x6,34x1,8 м. ПМ - 2, 4 ПК, 7000 л.с.=31 уз. 40/95 т уг. Эк. 60 чел. 2-76 мм/40, 4-57 мм, 2 ТА 457.

 

Построены в Англии по программе 1898 года, представляли собой типичные британские «30-узловые» «истребители». Ак­тивно участвовали в русско-японской войне, а осенью 1914 года — в действиях против германской базы Циндао. Сданы на слом в 1923 году.

 

Эсминцы типа «Муракумо» — 5 ед.

44.jpg

 

«Муракумо» (16.11.1898 - искл. 1921), «Кагеро» (23.8.1899 -искл.1918), «Сирануи» (14.3.1899- искл. 1918), «Усугумо» (16.10.1900-искл.1922), «Югири» (26.1.1899-искл. 1921).

 

275/361 т, 65,66x5,96x1,7м.ПМ-2, 3ПК, 5470 л.с.=30 уз. 40/ 80 т уг. Эк. 60 чел. 2-76 мм/40, 4-57 мм, 2 ТА 457 мм.

 

Построены в Англии фирмой «Торникрофт» по программе 1896 года. Всего в серии было 6 единиц, но «Синономе» зато­нул 20.7.1913 во время тайфуна у берегов Тайваня.

Активно участвовали в русско-японской войне, но к началу Пер­вой мировой устарели и были сильно изношены. Только «Кагеро» принял некоторое участие в боевых действиях у крепости Циндао осенью 1914 года. В 1918 году его и «Сирануи» разоружили и пере­оборудовали в тендеры. Остальные списали несколько позже; все служили в качестве плавбаз и блокшивов до 1923 — 1927 годов.

 

Эсминцы типа «Инадзума» — 3 ед.

45.jpg

 

«Акебоно» (25.4.1899-искл. 1918), «Оборо» (5.10.1899 -искл. 1918), «Сазанами» (8.8 1899-искл. 1921).

 

305/410 т, 68,4x6,27x1,6м. ПМ - 2, 4 ПК, 6000 л.с.=31 уз. 40/110 т уг. Эк. 55 чел. 2-76 мм/40, 4-57 мм, 2 ТА 457 мм.

 

Построены в Англии фирмой «Ярроу» по программе 1896 года. Всего в серии было 6 единиц, но 3 из них погибли до начала Первой мировой войны: «Нидзи» 29.7.1900 — в резуль­тате кораблекрушения, «Инадзума» 9.12.1909 — от столкновения, «Икадзучи» 10.10.1913 — от взрыва котла.

Все активно участвовал и в русско-японской войне, нок 1914 году устарели и находились в плохом техническом состоянии. «Анебоно» и «Оборо» в 1918 году были переоборудованы в тен­деры, а в 1921-м сданы на слом.

 

Миноносец «Ямабико» — 1 ед.

46.jpg

 

240/260 т, 57,9x5,94x1,65 м. ПМ - 2, 4 ПК, 3800 л.с.=26 уз. 45/ 60 т уг. Эк. 55 чел. 1 - 76 мм/40, 3-47 мм, 2 ТА 380 мм.

 

Бывший русский «истребитель» «Решительный», захвачен­ный японцами 12.8.1904 в китайском порту Чифу. Под названи­ем «Акацуки» он участвовал в Цусимском бою, в ходе которого получил серьезные повреждения от огня русских кораблей. После капитального ремонта и перевооружения введен в строй как «Ямабико». Находился в боевом составе японского флота до 1917 года.

Однотипный миноносец «Фумидзуки» (бывший русский «Сильный») был сдан на слом в 1913 году. Одновременно япон­цы списали и третий трофейный «истребитель» — «Сацуки» («Бе­довый»), Правда, последний еще 10 лет служил в качестве пла­вучей мишени и был разобран на металл только в 1923 году.

 

Миноносцы типа «Хаябуса» — 15 ед.

47.jpg

 

«Хаябуса» (Норм 1899 - искл. 1919), «Касасаги» (Норм 1900-искл.1919), «Манадзуру» (Норм 1900 — искл. 1921), «Чидори» (Норм 1901 - искл. 1919), «Аотака» (Куре 2.1903-искл. 1922), «Кари» (Куре 14.3.1903 - искл.1922), «Хато» (Куре 7.1903- искл.1923), «Хибари» (Куре 10.1903 - искл. 1923), «Кидзи» (Куре 11.1903- искл. 1923), «Цубаме» (Куре 8.1903 - искл.1922), «Хаситака» (Кав 12.1903 - искл. 1923), «Саги» (Кав 12.1903 - искл.1923), «Камоме» (Кав 4.1904-искл.1923),«Отори» (Кав 4.1904 - искл.1923), «Удзура» (Кав 2.1904- искл.1923).

 

152/180 т, 46,35x4,9x1,5 м. ПМ - 2, 2 ПК, 3500 л.с.=28 уз. 26 т уг. Эк. 30 чел. 1 - 57 мм, 2-47 мм, 2 ТА 457 мм.

 

Строились по чертежам французского миноносца «Циклон»: пер­вые 4 — во Франции, остальные — по лицензии на японских верфях.

Участвовали в русско-японской войне. К началу Первой мировой войны устарели; в 1910 году корабли французской постройки пере­ведены в ранг портовых судов.

 

«Миноносец» «Сиратака» — 1 ед.

48.jpg

 

127т, 46,5x5,1x1,4м. ПМ - 2, 2 ПК, 2600 л.с.=28 уз. 30 т уг. Эк. 26 чел. 1 - 76 мм/40, 2-57 мм, 3 ТА 381 мм.

 

Построен в 1897— 1898 годах в Германии фирмой «Шихау», собран в Японии на заводе «Мицубиси» и введен в строй 22.6.1900. Первоначально нес более легкое артиллерийское вооружение (3 — 47 мм). Сдан на слом в 1923 году.

 

Миноносец № 66 — 1 ед.

49.jpg

 

102/110 т, 46,5x4,6x1,5 м. ПМ- 1, 2 ПК, 1920 л.с.=26 уз. 25 т уг. Эк. 20 чел. 2-47 мм, 3 ТА 381 мм.

 

Один из 10 номерных миноносцев, построенных в 1899 — 1901 годах английской фирмой «Ярроу». Сдан на слом в 1916 году. Однотипный № 42 потоплен 15.12.1904 у Порт-Артура русским миноносцем «Сердитый». Остальные (№№ 39 - 41,43, 62 — 65) исключены из боевого состава флота в 1913 i оду, но еще в течение нескольких лет продолжали использоваться в качестве вспомогательных судов.

 

Миноносцы «87-тонного» типа — 8 ед.

50.jpg

 

№№ 67, 68, 70 — 75.

 

87 т, 40,1x4,9x1,3 м. ПМ - 1, 2 ПК, 1200 л.с. = 23,5 уз. 26,5 т уг. Эк.24 чел. 2-47 мм, 3 ТА 381 мм.

 

Построены в Японии на разных верфях в 1901 — 1904 годах по переработанному проекту английской фирмы «Ярроу». Всею в се­рии было 9 единиц, но миноносец № 69 погиб 28.5.1905 во время Цусимского боя: он был протаранен миноносцем «Акацуки» (быв­шим русским «Решительным»). К началу Первой мировой войны окончательно устарели, сданы на слом в 1922 — 1923 годах.

 

Миноносцы типа «Шихау» — 5 ед.

51.jpg

 

№№ 33, 38, 49, 60, 61.

 

89т, 39x4,8x1,6м. ПМ - 1, 2 ПК, 1200 л.с.=24 уз. 15 туг. Эк. 20 чел. 2 — 47 мм, 3 ТА 381 мм.

 

Последние из крупной серии (16 единиц) миноносцев, стро­ившихся в 1898— 1901 годах в Германии и Японии по черте­жам фирмы «Шихау». К началу Первой мировой войны пол­ностью устарели и служили для вспомогательных целей. № 33 погиб 10.11.1914 в результате подрыва на мине во время тра­ления у германской базы Циндао. Остальные списаны и сданы на слом в 1915 году.

 

Миноносцы типа «Норман» — 6 ед.

52.jpg

 

№№ 54 — 59.

 

52 т, 34x3,5x1 м, ПМ - 1, 1 ПК, 660 л.с.=20 уз. 14 т уг. Эк. 16 чел. 1 — 47 мм, 2 ТА 381 мм.

 

Миноносцы 3 класса строились в Японии в 1899 — 1902 го­дах на верфях в Йокосуке и Куре по французскому проекту фирмы «Норман». Однотипные № 51 и № 53 погибли во время русско-японской войны, а № 50 и № 52 списаны в 1912 году. Остальные к началу Первой мировой войны потеряли всякую боевую ценность и были сданы на слом в 1914 — 1915 годах.