«Угроза» в Дакаре

 

Не прошло и трех месяцев после собы­тий в Мерс-эль-Кебире, как Королевский флот вновь обратил оружие против недав­него союзника. На этот раз целью стал Да­кар — военно-морская база и столица Французской Западной Африки. Для этой акции имелось несколько побудительных моментов. Во-первых, британское прави­тельство хотело помочь движению «Сво­бодная Франция» во главе с генералом де Голлем свергнуть ставленников Виши и установить контроль над французскими владениями в Африке. Во-вторых, в Дака­ре имелся единственный на всем марш­руте от Гибралтара до Кейптауна сухой док. В-третьих, в дакарской гавани стоял «Ри­шелье» — новейший французский линкор, который англичане непрочь были заполу­чить для своего флота.

Впервые необходимость захвата Дака­ра была высказана Черчиллем 8 августа, и спустя всего четыре дня контр-адмирал Джон Каннингхэм (командующий 1-й эс­кадрой крейсеров, не следует путать его с командующим Средиземноморским фло­том) был назначен командующим выделен­ными для операции военно-морскими си­лами. Десант состоял из 2400 француз­ских солдат и около 4000 английских пехотинцев, высадка которых предусмат­ривалась только в случае крайней необхо­димости. Выделенные для участия в опе­рации «Арк Ройял», «Резолюшн» и шесть эсминцев вышли из Гибралтара 6 сентяб­ря. 14-го они прибыли во Фритаун, но сра­зу же покинули его, получив приказ сле­довать на соединение с главными сила­ми, находившимися южнее островов Зеленого Мыса. Причиной тому послужи­ло распоряжение Адмиралтейства пере­хватить направлявшуюся в Дакар француз­скую эскадру контр-адмирала Буррагэ в со­ставе трех крейсеров и трех лидеров. Каннингхэм немедленно двинулся на се­вер с тяжелыми крейсерами «Девоншир», «Камберленд», «Австралия» и авианосцем «Арк Ройял». К тому времени одна из тур­бин «Арка» окончательно вышла из строя, но механики, выжимая из оставшихся двух все возможное, временами ухитрялись поддерживать 29-узловой ход. Однако было поздно — французские корабли уже прибыли в Дакар. На следующий день пара «скьюа» вылетала на разведку, сделав фо­тографии стоящих в гавани «Ришелье» и крейсеров.

К 20 сентября во Фритауне сосредото­чилось все англо-французское соедине­ние, получившее обозначение «Force M» (по начальной букве слова «Menace» — угроза). Главные силы Каннингхэма, дер­жавшего свой флаг на линкоре «Бархэм», вышли в море вечером следующего дня. Вместе с ними покинул базу «Арк Ройял», на борту которого находилось 16 «суорд­фишей», столько же «скьюа» и два неболь­ших биплана Кодрон «Люсиоль» ВВС «Сво­бодной Франции» с несколькими француз­скими офицерами. Утром 23 сентября го­ловной «Суордфиш» 818-й эскадрильи поднялся в воздух, следом стартовали оба «люсиоля», за ними — еще 12 «авосек», из которых четыре были загружены листов­ками и еще четыре — десантом «свобод­ных французов». В кормовой части полет­ной палубы шестерка истребителей гото­вилась вылететь на прикрытие соединения.

Дакар, помимо линкора, двух крейсе­ров, трех лидеров, эсминца, шести авизо и трех подводных лодок, прикрывали пять береговых батарей из девяти 240-мм, трех 155-мм и трех 138-мм орудий. Де Голль рассчитывал обойтись без кровопролития. В город заранее были засланы агенты-аги­таторы, авизо «Саворньян де Бразза» дол­жен был высадить на берег группу парла­ментеров, а воздушный десант — занять аэродром Уакам, что снимало бы опасность атак на корабли с воздуха. Но все три пунк­та плана полностью провалились. В 6.10 — зенитная артиллерия «Ришелье» открыла огонь по «суордфишам», разбрасывавшим листовки с извещением о прибытии де Гол-ля. Семеро представителей «Свободной Франции» едва успели захватить комен­данта аэродрома, как тотчас сами попали в плен. Катера с парламентерами попали под пулеметный огонь и вынуждены были поспешно ретироваться. Наконец, два дру­гих авизо, приблизившиеся к «Ришелье», чтобы склонить его команду к переходу на сторону голлистов, были обстреляны и ото­шли.

Над морем стелился густой и низкий ту­ман, и британские корабли приблизились к берегу до 20 миль, когда их, наконец, обнаружил патрульный авизо «Кале». Ко­мандующий военно-морскими силами в Дакарэ контр-адмирал Ландрио отдал под­водным лодкам приказ выйти в море и за­нять боевые позиции, но их выход заме­тили «суордфиши» воздушного патруля. Каннингхэм приказал эсминцам «Ингл-филд» и «Форсайт» атаковать субмарины, а главные силы повел к порту. Именно по этим эсминцам в 10.51 французы произ­вели первый выстрел. «Инглфилд», «Фор­сайт» и крейсер «Камберленд» получили попадания. В завязавшейся дуэли подвод­ная лодка «Персе» атаковала из надвод­ного положения крейсер «Дрэгон», выпу­стив по нему шесть торпед, но попала под ответный огонь и в 11.37 затонула. Другая субмарина — «Ажакс» — повернула обрат­но, но в 13.20 снова вышла в море. В 13.45 «Суордфиш» 810-й эскадрильи, пилотиру­емый лейтенантом Эвереттом, обнаружил лодку на малой глубине в десяти милях от острова Горе и сбросил на нее глубинные бомбы. На некоторое время «Ажакс» по­теряла ход и до вечера не предпринимала попыток стронуться с места. На следую­щий день она была потоплена английски­ми эсминцами.

Базировавшиеся на аэродроме Уакам французские самолеты в воздух так и не поднялись. Брошенные в атаку на британ­ское соединение лидеры «Фантаск» и «Одасье» были остановлены сильным ог­нем, причем второй получил тяжелейшие повреждения и выбросился на берег, где горел весь следующий день. Тем време­нем попытка де Голля высадить десант в бухте Рюфиск потерпела неудачу. С на­ступлением темноты он сообщил англича­нам, что отводит свои силы. В этом случае Каннингхэм имел указание действовать са­мостоятельно, поэтому следующий день выдался не менее напряженным, в том числе и для пилотов «Арка».

В 7.00 24 сентября шесть «Скьюа», во­оруженные 500-фн бомбами, взлетели с палубы «Арк Ройяла» и спустя 15 минут атаковали «Ришелье». Из-за плохой види­мости добиться прямых попаданий не уда­лось. Вслед за этим шестерка «суордфишей» 820-й эскадрильи сбросила бомбы на 240-мм батарею мыса Манюэль. Как только все самолеты вернулись на авиа­носец, следующие шесть «авосек» рину­лись в повторную атаку на французский линкор. Попаданий опять не было, но на этот раз зенитчики «Ришелье» сбили три самолета. У оборонявшихся появилось превосходство в воздухе, так как над га­ванью начали барражировать истребите­ли. Вскоре им удалось сбить еще один «Суордфиш», вылетавший на разведку. Всего же с начала операции авиагруппа «Арка» потеряла восемь машин, в том чис­ле пять — по боевым причинам.

К тому времени фортуна окончательно отвернулась от англичан. 25 сентября вы­летавший на разведку «Суордфиш» был сбит французскими истребителями, а по­дошедшие для обстрела базы британские корабли встретил довольно точный ответный огонь. Но особо отличилась подвод­ная лодка «Бевезье», всадившая торпеду в носовую часть «Резолюшна». Взвесив все «за» и «против», Каннингхэм решил прервать бой, и 28 сентября соединение «М» бросило якоря во Фритауне. Опера­ция, на которую возлагались большие на­дежды, завершилась полным провалом. «Я бы назвал ее Операция «Мадл» («muddle» — путаница, неразбериха)», — невесело пошутил один из пилотов «Арка».