Компоновка и корпус

 

По общей компоновке и конструкции корпуса «Кинг Эдуард VII» мало отличал­ся от его многочисленных предшествен­ников 1890-х годов. Это был гладкопалубный корабль с двойным дном, литым таранным форштевнем и срезанным дейд­вудом. Размерения корпуса стали не­сколько большими: длина между перпен­дикулярами равнялась 129,54 м, по ва­терлинии —135 м, наибольшая — 139,3 м; ширина корпуса — 23,77 м (по обшивке 24,38 м). Осадка при нормальном водо­измещении в 15 630 т составляла 8 м, в полном грузу— 8,61 м. Верхняя палуба имела небольшую седловатость; высота надводного борта в носу составляла 6,7 м, на миделе — 5 м, в корме — 5,5 м. Общая высота корпуса от киля до верхней палубы — 13,2 м. Для удобства докования киль был слегка изогнут в местах, где корпус садился на кильблоки. Впервые в бор­тах на главной палубе отсутствовали пор­ты для 12-фунтовых орудий: во избежа­ние заливания волнами вся легкая артил­лерия теперь устанавливалась на верх­ней палубе и спардеке. Также впервые мачты не несли боевых марсов — вместо них появились посты с приборами управ­ления артиллерийским огнем.

Чтобы компенсировать заметно возрос­ший вес вооружения, конструкцию корпуса пришлось облегчить, а также отказаться от кормового якоря, одного 40-футового па­рового катера и кормового мостика. Судо­вые запасы теперь рассчитывались на три (а не на четыре, как раньше) месяца. Все это вкупе с упомянутой ликвидацией боевых марсов позволило сэкономить примерно 400 т весовой нагрузки. Водоизмещение пустого броненосца по проекту составляло 14 313 т; реально значение нормального водоизмещения у разных кораблей серии находилось в пределах 15 585—15 885 т, полного — 17 000—17 290 т.

Еще одной характерной особенностью «Кинга Эдуарда VII» стало появление на нем балансирного руля, почти забытого в Британском флоте в эпоху Уайта. Дело в том, что у руля этого типа имелся существенный недостаток — склонность к расшатыванию баллера вследствие износа трущихся час­тей. На новых броненосцах данную проб­лему попытались решить за счет уменьше­ния площади пера впереди оси вращения. Увы, такое решение оказалось не слишком эффективным. Например, ремонт опор бал­лера руля на «Коммонвелфе» потребовался уже после первой его кампании.

 

Распределение нагрузки

Весовые составляющие, т

"Кинг Эдуард VII"

( по спецификации)

"Доминион" (по

результатам испытаний, 1905 г.)

Корпус

5900

5231,177*

Броня

4 175

4154,701

Вооружение

2 525

2368,023**

Механизмы

1 800

1894,327

Уголь

950

950

Оборудование и системы

690

664,772

Технические запасы

60

35,2

Прочие запасы и экипаж

250

527,92***

Водоизмещение

16350

15826,12

*Корпус с броней и оборудованием 12 581,02 т.

**Включая боезапас и систему подачи.

***Включая запас пресной воды.