Щ-211

 

Несмотря на то, что к началу войны под­лодка (капитан-лейтенант А.Д.Девятко) закан­чивала текущий ремонт, ее первый выход на коммуникации состоялся уже в июле (6 — 25.7.1941). Дело в том, что возглавляемый Девятко экипаж считался одним из лучших в бригаде — как показали дальнейшие собы­тия, вполне заслуженно. Во второй раз «щука» выходила к болгарскому мысу Эмине в августе (5 — 24.8.1941). В начале крейсер­ства, в ночь на 12-е, лодка высадила у устья реки Камчии 16 болгарских коммунистов, а днем 15-го атаковала вражеский конвой, со­провождавшийся болгарскими торпедными катерами. Одна из двух торпед, выпущенных с дистанции 3 кбт, поразила румынский транс­порт «Пелес» (5708 брт), открыв, таким обра­зом, боевой счет черноморских подводников в Великой Отечественной войне. На следую­щий день Девятко встретил другой караван, но на этот раз одиночная торпеда, выпущен­ная с гораздо большего расстояния, прошла мимо. После навигационного ремонта Щ-211 вышла в море 21 сентября, опять в район м. Эмине. В тот же день из Констанцы вышли итальянские танкеры «Суперга» (6154 брт) и «Тампико». В первые сутки перехода их безус­пешно атаковали подлодки М-34 и Д-5. Коман­дование противника, опасаясь новых атак, на несколько дней задержало конвой в Варне, стянув для его эскортирования добрую поло­вину болгарского флота — два миноносца и два торпедных катера. На самом же деле эта отсрочка сыграла на руку экипажу Девятко. Обнаружив утром 29 сентября вражеский ка­раван, командир с дистанции около 1,5 кбт выпустил одну торпеду. Сильный взрыв яв­ственно ощущался во всех отсеках лодки, а уже спустя 30 минут Девятко сфотографиро­вал полузатонувший корпус «Суперги». Резон­но предположив, что противник может попы­таться восстановить судно, «щука» на следу­ющий день выпустила по его корпусу еще две торпеды. Не встретив новых целей, 9 октяб­ря Щ-211 вернулась в Туапсе.

Днем 14 ноября 1941 года субмарина вы­шла на позицию в районе Варны. К тому вре­мени, желая обезопасить свои коммуникации от наших подлодок, противник выставил у бол­гарского побережья несколько заграждений из противолодочных мин. Командованию ЧФ об этом было известно из донесения Щ-208, на­блюдавшей постановку заграждения у Бурга­са, и факта подрыва Щ-212, но никаких до­полнительных указаний командирам о поряд­ке действий в миноопасных районах не по­следовало. Лодки стали исчезать одна за дру­гой. Эта же участь постигла и Щ-211 — самую результативную советскую подводную лодку первого года войны. В сентябре 2000 года в районе м. Святого Атанаса (в годы войны на­зывался м. Акбурну), южнее Варны, был слу­чайно обнаружен остов «щуки» X серии с раз­рушенным первым и частично вторым отсека­ми. Других подлодок этого типа, кроме Щ-211, в данном районе не исчезало. В то же время не ясно, что могло привести к столь обшир­ным разрушениям корпуса, поскольку нахо­дившееся поблизости румынское загражде­ние S-18 состояло из мин DMA с весом ВВ в 30 кг, воздействие которых не могло дать та­кого эффекта. То же можно сказать и о глу­бинных бомбах, применявшихся врагом в 1941 году, причем отсутствует даже информация о подобной атаке в это время и в этом месте. Так что загадка гибели Щ-211 пока полностью не раскрыта.