История проектирования

 

После окончания Первой мировой войны Версальский договор запрещал Германии строить боевые корабли водо­измещением свыше 10000 т(3десь и далее имеются в виду английские «длинные» тонны —по 1016 кг), а личный состав флота ограничивался полутора тысячами офицеров и 15 тысячами про­чих чинов.

Германский морской штаб хотел заме­нить некоторые из старых преддредноутов, составлявших после войны основу флота, и в Рейхстаге молодой Веймар­ской республики начались жаркие деба­ты по поводу того, как лучше использо­вать разрешенный Версальским догово­ром тоннаж. Выявились серьезные раз­ногласия между различными политичес­кими фракциями — многие не желали возврата к мощному флоту времен Тирпица и не хотели слышать даже об огра­ниченной кораблестроительной про­грамме по замене старых кораблей. Пос­ле нескольких лет обсуждения флоту, наконец, разрешили построить первые броненосцы, но с полным соблюдением версальских ограничений. Это были ди­зельные корабли стандартным водоиз­мещением, как всех заверяли немцы, в 10 000 т (головной «Дойчланд»), доста­точно мощные (шесть 283-мм орудий в двух башнях и 8 одиночных 150-мм), что­бы иметь дело с любыми крейсерами, кроме линейных, и достаточно быстро­ходные (26 узлов), чтобы уйти от любого линкора того времени. Они произвели должное впечатление на военно-мор­ские круги, где их тут же окрестили «кар­манными линкорами». Однако в начале 30-х годов кораблестроительные про­граммы Франции и СССР заставили гер­манских политиков подумать о строи­тельстве боевых кораблей, выходивших за рамки Версальских ограничений.

В Кораблестроительном отделе гер­манского флота — так же, как и в анало­гичных структурах возможных противни­ков— следили за развитием военного кораблестроения за рубежом. Тщатель­но изучались новые корабли различных классов, которые строили ведущие мор­ские державы. В 1928 —1929 годах нем­цы разработали несколько проектов бо­евых кораблей, в которых учитывались призывы Великобритании ограничить размер и калибр орудий линкоров, по сравнению с Вашингтонскими лимитами (вместо 35 000 т стандартного водоиз­мещения и орудий не свыше 406 мм предлагались 25 000 т и 305-мм калибр). Главная трудность этой работы заклю­чалась в том, чтобы втиснуть как можно большее число 305-мм орудий в корпус со стандартным водоизмещением 17 000 — 25 000 т. Такой корабль мог бы без труда справиться с многочисленными тя­желыми крейсерами, которые тогда стро­ились всеми морскими державами. Про­ект отличался легкой броневой защитой и почти полным отсутствием противотор­педной (ПТЗ), поскольку ставка делалась на скорость и огневую мощь. Ему явно не хватало сбалансированности между атакующими и оборонительными эле­ментами, что особенно бросалось в гла­за при сравнении с 26 200-тонными крей­серами типа «Дерфлингер» предвоенной постройки, которые также несли восемь 305-мм орудий. Причина заключалась в использовании четырех башен главного калибра и мощной энергетической уста­новки, занимавшей много места. Проект до конца так и не проработали, так как германские конструкторы поняли, что для получения скорости свыше 30 узлов нужно уменьшить число 305-мм башен, используя трех или четырехорудийные установки, или снизить калибр. Но все равно чувствовалась необходимость по­вышения водоизмещения, чтобы полу­чить сбалансированный проект с требу­емыми характеристиками.

Но пока официально действовали Версальские ограничения, немцам ниче­го не оставалось, как продолжать тира­жировать столь удачные дизельные «дойчланды», попытавшись в кратчай­шие сроки заменить все шесть разре­шенных флоту броненосцев. Однако, после закладки третьего корабля появи­лись сведения о новом французском проекте с более высокой скоростью и мощным вооружением из восьми 330-мм орудий (будущий «Дюнкерк»), который делал все «карманные линкоры» мо­рально устаревшими. Первая реакция главнокомандующего флотом адмирала Эриха Редера заключалась в попытке увеличить водоизмещение 4-го и 5-го ко­раблей до 15 000 — 18 000 т и добавить на них третью башню ГК.

В ноябре 1932 года Редер и министр обороны генерал Тренер пришли к со­глашению относительно будущего со­става флота. В три этапа до 1938 года флот должен был полностью обновить­ся, получив 6 линкоров, 6 крейсеров, по одной полуфлотилии эсминцев и ми­ноносцев 6-корабельного состава, 3 по­луфлотилии торпедных катеров и если, дай Бог, сменится политическая ситуа­ция, 16 подводных лодок. Но главная проблема, которую нужно было сроч­но решить, заключалась в том, какими должны стать следующие линкоры. В 1933 году сфера германского воен­но-морского планирования ограничива­лась защитой побережья и судоходства в Балтийском море от польского фло­та, который мог поддерживаться фран­цузским, защитой своих торговых путей и действиями на торговых путях Фран­ции. Советский флот был слишком слаб, чтобы занимать место в герман­ских планах, хотя уже появились слухи о его большой кораблестроительной программе.

На конференции в Берлине 9 марта 1933 года было решено, что новые капитальные корабли должны противосто­ять «Дюнкерку». Первые же расчеты по­казали необходимость в 320-мм броне­вом поясе, который мог выдерживать попадания 330-мм бронебойных снаря­дов с дистанции свыше 18 000 м, и в тол­стой бронепалубе, которая должна была останавливать эти снаряды на дистан­циях свыше 25 000 м. Такая защита в мыслимые пределы водоизмещения не укладывалась, и требования снизили: корабль должен выдерживать попадания 330-мм фугасных и 203-мм бронебойных снарядов. Для этого хватало 220-мм по­яса и 80-мм палубы (со скосами, по ста­рой привычке). В связи с ростом опас­ности атак с воздуха высказывалось же­лание забронировать еще и верхнюю палубу — хотя бы до 50 мм. Дискуссии по главному калибру в основном своди­лись к поиску компромисса между луч­шей бронепробиваемостью и разруши­тельным воздействием, с одной сторо­ны, и скорострельностью, с другой. Тог­да посчитали, что девять 283-мм орудий лучше, чем шесть 330-мм, а переход на больший калибр обоснован, если удаст­ся разместить не менее восьми стволов. Нельзя было забывать и о самих баш­нях. В наличии имелись только 283-мм 3-орудийные, а все другие нужно было еще спроектировать, испытать и запус­тить в производство. На разработку но­вой установки ГК требовался год, на ос­тальное еще 3,5. Всего рассматривалось три базовых проекта: 18 000-тонный, 22 000-тонный (оба с 283-мм орудиями) и 26 000-тонный с 330-мм орудиями, стоимость которых составляла 120, 150 и 180 млн марок соответственно. Наибо­лее радикально настроенные адмиралы, вроде начальника морской артиллерии Гросса, горячо высказывались в пользу 26 000-тонного проекта с 330-мм оруди­ями, подчеркивая, что паритет с Фран­цией главнее всего. Однако этот проект «тянул» за собой новые проблемы. По­строить такой корабль можно было толь­ко на слипе №2 в Вильгельмсхафене, а доковать только в Бременхафене и Гам­бурге. То есть при постройке нескольких таких кораблей следовало также раско­шелиться на новые доки. В конце кон­цов, Редер приказал более подробно проработать проект в 26 500 т со следующими вариантами расположения 330-мм орудий: 4x2, 2x4 и 3x3. В крайнем случае разрешалось применить 305-мм калибр. Работы следовало закончить к концу 1934 года и тогда же планирова­лось заложить головной корабль.

Когда в 1933 году к власти в Герма­нии пришел Адольф Гитлер, он дал ясно понять адмиралу Редеру, что не наме­ревается, подобно адмиралу фон Тирпицу, строить свою морскую политику на прямом вызове британской морской мощи, а считает более важным противо­стоять кораблестроительным програм­мам Франции. Он разрешал построить 4-й и 5-й броненосные корабли типа  «Дойчланд», обозначенные «D» и «Е», но только с усиленной защитой при со­хранении лимита водоизмещения 19 000 т и вооружения из двух трехорудийных 283-мм башен. На конференции в июне такой проект с 220-мм поясом, 70 — 80-мм главной и 35 — 50-мм верхней бронепалубами стал предметом детально­го обсуждения. В частности, предлага­лось повысить боезапас ГК до 150 — 160 снарядов на орудие, вспомогательную 150-мм батарею расположить в четырех спаренных башнях для лучшей подачи боезапаса и защиты прислуги, а тяжелую зенитную усилить с трех 88-мм стволов на «Дойчланде» до четырех или до трех спарок при росте боезапаса до 200 вы­стрелов на ствол. Торпедные аппараты сохранялись. Новые корабли получались на 5 метров длиннее «Дойчланда», осад­ка возрастала до 7 — 8м. Один из них следовало оснастить в качестве флагма­на флота, а вопрос выбора ЭУ оставал­ся открытым, поскольку испытания «Дойч­ланда» уже показали недостатки дизе­лей (шум и вибрация).

 

Проект линейного крейсера 1928 года

Водоизмещение:

стандартное............................................................................... 17 500 т

проектное.................................................................................... 19 192 т

полное........................................................................................21 000 т

Длина х ширина по ватерлинии х высота корпуса........206 х 25 х 13,3

осадка................................................................................................7,8 м

Вооружение..............8 305-мм (4x2), 8 150-мм (8x1), 4 88-мм зенитки

Бронирование, мм:

пояс...................................................................................................... 100

палуба............................................................................................30—20

Мощность, л.с........................................................................ 160 000 л. с.

Скорость, узлы........................................................................................34

 

Требования к проекту линейного крейсера 1934 года

Стандартное водоизмещение.....................................................26 000 т

Вооружение:............................................283-мм орудия модели 1934 г.,

.............................................................. 150-мм орудия и 105-мм зенитки

Максимальная скорость...............................................................30 узлов

Дальность плавания....................................... 10 000 миль при 14 узлах

Защита:....................................по меньшей мере, должна выдерживать огонь «Дюнкерка» (330-мм орудия), как можно лучшая защита от бомб и торпед.

Примечание: водоизмещение указано в английских «длинных» тоннах (по 1016 кг).

 

Осенью 1933 года дискуссии по про­екту продолжились. Теперь критикова­лось расположение 150-мм орудий в башнях, барбеты которых не доходили до главной бронепалубы, что делало башни очень уязвимыми. Тем более, что при удачном попадании из строя выхо­дило сразу два орудия. Разработка про­екта таких башен заканчивалась, и их можно было заказывать уже в январе 1934 года. Зенитное вооружение хоте­лось усилить до 4 или 5 спарок при че­тырех директорах, расположенных как на крейсере «Нюрнберг». Зато целесооб­разность наличия торпедных аппаратов теперь подверглась сомнению. Защита усиливалась за счет увеличения брони барбетов башен ГК до 220 мм, но с ЭУ и, следовательно, дальностью плавания еще не определились. Спустя неделю после этого совещания, 18 октября, было решено выдать заказы на постройку двух 19 000-тонных броненосных кораблей, официально выдавая их за 10 000-тон­ных последователей «Дойчланда». Поз­же в протоколе совещания цифра «19 000» была зачеркнута и от руки ис­правлена на 17 000, очевидно, чтобы быть поближе к Версальским лимитам. Вооружение состояло из 6 (2x3) 283-мм, 8 (4x2) 150-мм и 8 (4x2) 88-мм орудий.

В декабре снова вернулись к вопросу главного калибра. В бюджет заложили 1,4 млн марок на разработку нового 330-мм орудия, но затем в попытке завоевать расположение англичан Редер снова решил вернуться к 305-мм калибру. Спу­стя месяц столь долгое ожидание во­оружения ГК (примерно до мая 1939 года) сочли неразумным, и 25 января 1934 года военная верфь в Вильгельмсхафене и фирма Дойче Верке в Киле получили заказы на постройку теперь уже 18 000-тон­ных броненосных кораблей «D» и «Е», которые заложили 14 февраля под стро­ительными номерами 135 и 235.

В 1934 году Франция объявила о зак­ладке второго линейного крейсера типа «Дюнкерк» — «Страсбурга», и нужно было срочно принимать ответные меры. Гитлер дал добро на добавление третьей башни и увеличение водоизмещения до 26 000 т. Постройку броненосцев прекра­тили 5 июля, а конструкторы приступи­ли к перепроектированию, которое, по самым оптимистичным оценкам, не мог­ло быть закончено ранее октября 1935 года. Новые требования включали 28-узловую продолжительную скорость и 30-узловую полную, защиту цитадели от 330-мм орудий в диапазоне дистанций 15 000 — 20 000 м, противоосколочную за­щиту оконечностей, три башни ГК (одна в носу и две в корме), четыре 2-орудий-ных 150-мм при отсутствии торпедных аппаратов. Тогда же впервые высказали предложение предусмотреть в проекте возможность после достройки замены 3-орудийных 283-мм башен на спаренные 330-мм или 380-мм калибра. Вскоре от оборонительного расположения башен ГК отказались, предпочтя более привыч­ную схему с двумя башнями в носу. Что касается механизмов, то симпатии скло­нились в пользу турбин и высокотемпе­ратурных котлов, поскольку только такая ЭУ могла обеспечить скорость 30 узлов.

Так и родилась проектная концепция для «Шарнхорста» и «Гнейзенау». Новые корабли не были последователями пре­красных немецких линейных крейсеров Первой мировой войны, а являлись прос­то увеличенными «броненосными ко­раблями» 1920-х годов, порожденными ограничениями Версальского договора. Даже состав батареи среднего калибра диктовался орудиями, уже изготовлен­ными для 4-го и 5-го кораблей типа «Дойч­ланд». Всего имелось восемь одноорудийных 150-мм палубных установок со щитами (по 4 на корабль), ставших не самым удачным дополнением к брони­рованным двухорудийным башням, чис­ло которых из-за этого пришлось огра­ничить (также по 4). Корабли получили мощную броневую защиту, но без тра­диционной для германских линейных крейсеров и линкоров Первой мировой войны верхней цитадели. Предусматри­валось использование не только готовых 150-мм орудий, но и части оборудования, предназначавшегося для 4-го и 5-го бро­неносных кораблей. Хотя немцы чаще называли «Шарнхорст» и «Гнейзенау» линкорами, они, по сути, являлись линей­ными крейсерами с мощной защитой, вы­сокой скоростью и умеренным, по тог­дашним меркам, калибром главных ору­дий. Проект этих, фактически переход­ных, кораблей стал развитием броненос­ца «Дойчланд» и нес на себе следы тех­нических ограничений и политических соображений, хотя при перепроектиро­вании немцы, естественно, использова­ли свой опыт в создании крупных быст­роходных и мощно защищенных линей­ных крейсеров времен Первой мировой войны.

До начала постройки Гитлер захотел по этому поводу успокоить Британию. Желая иметь достаточное количество таких ко­раблей для противодействия француз­скому флоту, он решил заключить с «вла­дычицей морей» военно-морское согла­шение, дающее последней гарантирован­ное тройное превосходство по линкорам над флотом Германии — 474 400 т про­тив 166 000. Это позволяло легально убрать версальские ограничения. Англо-гер­манский морской договор, разрешавший Гитлеру начать строительство современ­ного флота, был подписан в Лондоне 18 июня 1935 года, когда оба новых линкора уже были заложены. Договор гарантиро­вал, что германская политика на морях не будет направлена против Великобри­тании, но связывал Германию обязатель­ством соблюдать все существующие меж­дународные морские соглашения и те, ко­торые могут быть заключены в будущем.

Новая дискуссия по главному калиб­ру развернулась в марте 1935 года, ког­да чертежи и спецификации были почти готовы. Рассматривалось пять вариан­тов: девять 305- или 330-мм орудий или шесть 380-, 350- или 330-мм, причем первые три требовали водоизмещения от 34 000 до 37 000 тонн, дополнитель­ной 18-месячной задержки и повышения стоимости до 30 — 40 млн марок. Флот отдавал предпочтение 350- или 380-мм орудиям в трех спаренных башнях, не­смотря на потерю 11 млн марок, уже ин­вестированных в производство 283-мм орудий и башен, но Гитлер возражал против повышения ГК из-за возможных значительных политических осложнений с Британией. Калибр 350-мм решили применить на следующем корабле «F».

Поскольку «Шарнхорст» и «Гнейзенау» строились в противовес француз­ским кораблям типа «Дюнкерк», их насту­пательные и оборонительные элементы проверялись на противостоянии именно «Дюнкерку». Новые 283-мм крупповские орудия, превосходившие аналогичные пушки кораблей типа «Дойчланд», для своего калибра имели огромную мощь и дальность стрельбы. Проблема, с кото­рой столкнулись немецкие конструкторы при проектировании броневой защиты новых кораблей, станет понятней, если сравнить размеры французского и не­мецкого бронебойных снарядов: первый (330-мм) весил 572 кг, а второй всего 330 кг. Зато 283-мм калибр обеспечивал вы­сокую скорострельность и мог пробивать пояс «француза» с дистанции до 20 500 м. К тому же, корпус «Дюнкерка» по боль­шой площади вообще не имел брони, так что разрушение оборудования в этих частях быстро сделало бы корабль не­боеспособным. Но основная причина сохранения на новых кораблях 283-мм орудий все же была политическая.

В ходе предварительных проработок выяснилось, что девять 283-мм орудий и защита от 330-мм снарядов на ограни­ченных по видимости дистанциях Север­ного моря вполне вписываются в 26 000 т водоизмещения. Однако в 1936 году весовой контроль материалов на верфях в ходе постройки показал, что водоизме­щение будет гораздо большим. Это вы­зывало серьезное беспокойство за ос­тойчивость, мореходные качества и жи­вучесть кораблей, поскольку броневая палуба, по проекту проходившая выше ватерлинии, теперь оказывалась ниже. Уменьшалась и высота надводного бор­та, что сужало диапазон остойчивости.

Уже позднее, в ходе первых плаваний выяснилось, что увеличение осадки сде­лало корабли в открытом море очень «мокрыми», из-за чего пришлось срочно переделывать форму форштевня, раз­вал носовых шпангоутов, а верхнюю па­лубу в носу приподнимать вверх.

Над проблемой увеличенного водоиз­мещения начал работать Кораблестрои­тельный отдел. Основные характеристи­ки проекта уже не подлежали изменению, поэтому единственно возможное реше­ние заключалось в увеличении ширины корпуса. Но и это нельзя было сделать, поскольку корабли уже стояли на стапе­лях. Установка бортовых блистеров (булей) также была нежелательной — кораб­ли теряли в скорости и становились еще тяжелее. Любые дальнейшие изменения проекта следовало тщательно просчитывать. В результате решили увеличить стандартное водоизмещение до 31 500 т. Работы над проектом закончились в мае 1935 года, как раз к этому времени успешно завершились испытания новых 283-мм орудий.

Наиболее противоречивым элемен­том проекта оказалась энергетическая установка. На начальной стадии про­ектирования для ускорения сроков по­ставок и гарантирования высоких ско­рости и мощности приняли турбозубчатые агрегаты, использующие пар с высоким давлением и температурой, поскольку для таких больших кораблей с 30-узловой скоростью подходящих дизелей не нашлось. Адмирал Редер пошел на риск, утвердив состав энер­гетической установки из паровых тур­бин и высокотемпературных котлов высокого давления. Новую установку успе­ли испытать только на верфи с участи­ем будущих механиков новых кораблей. Все понимали, что дальность будет го­раздо меньше, чем при использовании дизелей. Но ждать разработки и изготов­ления мощных дизелей просто не было времени.

 

Тактико-технические элементы кораблей типа «Шарнхорст»

Стандартное водоизмещение..................................................31 053 т (31 552  м. т) «Шарнхорст»; 31 132 т (31 632 м. т) «Гнейзенау»

Полное водоизмещение...........................................................37 224 т (37 822 м. т) «Шарнхорст»; 37 303 т (37 902 м. т) «Гнейзенау»

Длина х ширина по ватерлинии х проектная осадка.........................................226,0 х 30,0 х 8,9 м

Вооружение..............................................................................................9 283-мм/54,5 орудий (3x3), 12 150-мм/55 орудий (4x2, 4x1), 14 105-ММ/65 орудий (7x2), 16 37-мм/83 автоматов (8x2)

Мощность, л. с..................................................................................125 000 (норм.), 160 000 (макс.)

Максимальная скорость...........................................................................................................30 узлов

Запас топлива..............................................................................6108 т нефти («Гнейзенау» 5360 т), 146 т дизтоплива, 26 т авиабензина, 470 т резервной воды для котлов, 471 т питьевой воды, 154 т смазочного масла

Дальность плавания ....................................................................................10 000 миль при 14 узлах

Бронирование, мм..........................................................................главный пояс 350, ВП 50, НП 105

Экипаж...............................................60 офицеров и 1908 прочих чинов («Шарнхорст» в 1943 г.), 56 офицеров и 1613 прочих чинов («Гнейзенау»).

Примечание: водоизмещение указано в английских тоннах, в скобках — в метрических (м. т).