Действия в Атлантике.

 

Боеготовность германского подводного флота на различных этапах войны

Дата

Число боеготовых ПЛ

Число учебных ПЛ и проходящих курс БП

Всего

9.1939

49

8

57

1.1940

32

24

56

4.1940

46

6

52

7.1940

28

23

51

10.1940

27

37

64

1.1941

22

67

89

4.1941

32

81

113

7.1941

65

93

158

10.1941

80

118

198

1.1942

91

158

249

4.1942

121

164

285

7.1942

140

191

331

10.1942

190

169

365 '

1.1943

212

181

393

4.1943

240

185

425

7.1943

207

208

415

10.1943

175

237

412

1.1944

168

268

436

4.1944

166

278

444

7.1944

188

246

434

10.1944

141

260

401

1.1945

144

281

425

 

Первые военные месяцы (сентябрь 1939-го — июнь 1940 г.)

 

В соответствии с планами руковод­ства германских подводных сил первая группа субмарин, отправленных на бое­вые позиции, была необычно большой. Каждая лодка получила самостоятель­ный район для крейсерства, поскольку, по мнению Деница, общее количество «у-ботов» было недостаточным для дей­ствий групповым методом. У восточного побережья Великобритании лодки дей­ствовали позиционным методом, атакуя противника днем из-под воды, на запад­ных подходах — вне радиуса действия береговой авиации перехватывали тор­говые пароходы, которых объявление войны застало в открытом море. По воз­можности командиры германских лодок старались действовать по призовому праву, но очень скоро заявление мор­ского министра Черчилля о том, что вско­ре все торговые суда получат на воору­жение артиллерию, заставило перейти к атакам британских судов без предуп­реждения. С судами нейтральных стран немцы были вынуждены все же придер­живаться призового права. С целью об­легчить действия подлодок и одновре­менно узаконить атаки на суда без пре­дупреждения 4 октября Германия объяв­ляет опасной зону, простирающуюся от Британских островов до 15 градуса за­падной долготы, однако, под давлением самолетов базовой авиации и патруль­ных кораблей BdU вынуждено оттянуть субмарины от британских берегов по­дальше в океан, и уже спустя две недели опасная зона продлевается до 20-го градуса.

В середине октября Дёниц пытается впервые применить групповую тактику, развернув небольшую «стаю» на пути конвоев, идущих в Англию из Гибралта­ра. Управление группой осуществлялось с U-37 IX-й серии, в то время как U-46 и U-48 выполняли роль «рабочих лоша­док». Лодки сумели потопить три судна из состава конвоя HG-3, до того, как он вошел в радиус действия береговой авиации. Попытка повторить успех, пред­принятая в середине февраля 1940 г., не увенчалась успехом, поскольку в силу различных причин собрать субмарины в одном районе так и не удалось. В то же время Дёницу претила сама идея выде­ления одной лодки в качестве команд­ной. Такая лодка не могла вступить в бой, поскольку первый же встреченный эскортный корабль заставлял ее погру­зиться, и все управление «стаей» нару­шалось. В результате возобновление действий групповым методом пришлось отложить до июня. Впрочем, первое вре­мя немецким подводниками и без того хватало добычи. До конца сентября 1939 г. им удалось потопить 41 судно общим тоннажем 153 879 брт (3десь и далее цифры ежемесячных успехов ПЛ дают­ся по исследованию С. Роскилла, которое также вклю­чает успехи ПЛ и других стран «оси» на всех театрах боевых действий), не считая погиб­ших на выставленных минах. Все это значительно укрепило положение Деница. Первым потопленным судном Второй мировой войны 3 сентября 1939 г. ока­зался британский лайнер «Атения», ошибочно принятый командиром U-30 за вспомогательный крейсер. Вместе с лай­нером погибло 128 человек, среди кото­рых было много детей. Этот бесславный эпизод не только открыл перечень побед германских подводников, но и дал в руки союзной пропаганды факт, позволявший объявить германский подводный флот тотальным злом.

Чтобы отвлечь внимание мировой об­щественности, Дёниц объявляет насто­ящую войну кораблям Ройял Нэйви. Пер­вым отправленным на дно боевым ко­раблем британского флота оказался ни много ни мало авианосец «Корейджес», торпедированный U-29 западнее Ирландии 17 сентября 1939 года. Но Дёницу этого кажется мало. Нужно сделать что-то сенсационное, из ряда вон выходя­щее, и его штаб планирует и осуществ­ляет операцию в самом «логове» бри­танского флота — Скапа-Флоу. Место проведения операции было выбрано немцами не случайно. Скапа-Флоу — это не только главная военно-морская база англичан, это еще и «позор» германско­го флота. Сюда после капитуляции кай­зеровской Германии прибыли корабли Хохзеефлотте и были затоплены свои­ми экипажами. Теперь немецким подвод­никам предстояло отомстить британцам за свое унижение, показать, что даже в своих базах Ройял Нэйви не может чув­ствовать себя в безопасности. В ночь с 13 на 14 октября 1939 г. U-47 под коман­дованием капитан-лейтенанта Прина проникает на рейд Скапа-Флоу и выпус­кает пять торпед по стоявшему там ли­нейному кораблю «Ройял Оук». По край­ней мере, две торпеды попадают в цель, и громадный корабль в течение 15 ми­нут исчезает с поверхности моря, унося с собой в пучину 786 человек экипажа. Прин же на своей субмарине спокойно уходит в море. Успех этой операции выз­вал в Германии огромный резонанс. У «фатерлянда» появился первый в новой войне герой — «бык Скапа-Флоу». Прес­са взахлеб пишет, а радио говорит о но­вом «Зигфриде», весь экипаж во главе с командиром везут в Берлин в рейхс­канцелярию фюрера, где Гитлер лично награждает Прина рыцарским крестом. В каждой деревенской школе висит пор­трет нового героя, он становится идолом молодежи. О нем пишут книги, делают доклады. Дёниц тоже не остается без внимания: 17 октября Гитлер присваи­вает ему звание контр-адмирала. Пос­ле прорыва Прина и серии налетов Люфт­ваффе британский флот метрополии оказался вынужден покинуть Скапа-Флоу и до марта 1940 г. переместиться в базу Лох-Ю на западном побережье Шотландии. До конца года повреждения от мин, поставленных подлодками, по­лучили крейсер «Белфаст» и линкор «Нельсон», от торпед U-30— линкор «Бархэм».

Шумные победы осложняются, одна­ко, и первыми проблемами. С октября англичане вводят систему конвоев, и сразу начинает снижаться тоннаж потоп­ленных судов. В этом месяце немцы уничтожают 34 судна тоннажем 168 140 брт, в ноябре — только 28 (74 623 брт), в декабре — 37 судов, и тоннаж их едва превышает 100 000 брт. Подводные лод­ки, вынужденные действовать класси­ческим методом, несут ощутимые поте­ри от британских кораблей, оснащенных «асдиками». До июня 1940 г. включи­тельно германский подводный флот те­ряет 25 подлодок, из которых достовер­но потоплены надводными кораблями 16.

Вновь вступившие в строй покрывают не более 2/3 этого количества.

Еще более острый характер носят технические проблемы. Выясняется, что при погружении «семерок» на глубину более 50 м начинают пропускать воду клапана выхлопа дизелей, но, что еще хуже, оказывается, что торпеды взрыва­ются при попадании в цель далеко не всегда, а в целом ряде случаев— не дойдя до цели. В ночь на 8 сентября 1939 г. подводная лодка U-22 выпускает торпеду в польскую субмарину «Жбик», находившуюся в 600 м от нее. Неконтакт­ный взрыватель срабатывает слишком рано, и полякам удается уйти. Так в пер­вый раз причиной неудачи становится дефект торпеды. 30 октября 1939 г. к за­паду от Оркнейских островов U-56 вы­стреливает веером три торпеды по лин­кору «Нельсон». Все они попадают в цель, но не взрываются. Пикантность си­туации заключалась еще и в том, что на борту линейного корабля находился в этот момент морской министр (будущий премьер-министр) Великобритании Уинстон Черчилль. Жалобы на некачест­венные торпеды от командиров под­водных лодок (да и надводных кораб­лей) принимают лавинообразный харак­тер. Уже в октябре 1939 г. BdU было вынуждено констатировать, что, по крайней мере, 30% выпущенных торпед не срабатывали. Первые попытки ис­править положение в этой области ре­зультатов не дали.

В апреле 1940 г. германские войска оккупировали Данию и вторглись в Нор­вегию. Хотя у скандинавского побережья были задействованы почти все немец­кие боеготовые субмарины (32 едини­цы), результаты операции выглядели весьма плачевно. Немецкие субмарины произвели 25 атак на британские воен­ные корабли: U-47 атаковала два крей­сера, линкор «Уорспайт» и несколько транспортов — ни одна торпеда не взо­рвалась. Впоследствии этот же линкор стал мишенью для U-46, U-38, U-37 и U-47, но снова ни одного взрыва не после­довало U-25 в районе Нарвика произ­вела атаки на целую флотилию британ­ских эсминцев — безуспешно. В резуль­тате «Уорспайт» и обеспечиваемая им флотилия уничтожили все германские эсминцы в фиордах близ Нарвика. Взбе­шенный Дёниц писал: «Даже очень при­дирчивый разбор этих атак установил, что, если бы торпеды были исправны, мы имели бы попадания в следующих случаях: из четырех выстрелов по ли­нейному кораблю — одно попадание, из 12 выстрелов по крейсерам — семь по­паданий, из десяти выстрелов по эскад­ренным миноносцам — семь попаданий, из пяти выстрелов по транспортам — пять попаданий». Если бы германское торпедное оружие срабатывало без сбо­ев, Норвежская кампания имела бы со­всем иной ход и ее финал наступил бы гораздо раньше. В реальности же BdU 19 апреля пришлось отдать приказ, от­зывающий субмарины с позиций. Спус­тя два дня при возвращении U-26 пото­пила британский транспорт «Седар-бэнк» — единственное союзное судно, уничтоженное немецкими подводниками из состава союзного транспортного фло­та, перевозившего войска в Норвегию. Из боевых кораблей англичане потеря­ли субмарину «Тистл», торпедирован­ную U-4. Плата за эти более чем скром­ные успехи составила пять подлодок.

Зато в стратегическом отношении захват Дании и Норвегии значительно улучшил систему базирования герман­ского подводного флота. Если раньше лодкам приходилось добираться до операционных зон из портов Германии за 10—16 дней (что составляло одну треть от автономности лодок типа IX, а для лодок VII серии даже 2/3 срока) и проходить от 1000 до 1500 миль, преодо­левая на этом пути массу препятствий, то теперь эти расстояния, соответствен­но, и время в пути, сократились напо­ловину.

В конце мая, не дожидаясь заверше­ния устранения дефектов конструкции торпед, BdU возобновило действия на океанских коммуникациях, поскольку, как считал Дёниц, «прекращение дея­тельности подводных лодок в данный момент нанесет большой ущерб всему подводному флоту». Перенеся район боевых действий на юго-западные подходы к Британским островам и запад­ную часть Бискайского залива, где суб­марины пока еще могли находить оди­ночные неохраняемые суда, германское командование достигло определенных успехов. Так, в мае союзники потеряли от действий «у-ботов» 13 торговых су­дов (55 580 брт), а в июне — уже 58 (284 113 брт), что явилось лучшим с начала войны результатом. 12 июня, впервые с начала войны BdU разворачивает «волчью стаю» из шести лодок, руково­димую с берегового командного пункта. Благодаря службе радиоперехвата и дешифровки, стая успешно атакует не­сколько конвоев, блестяще подтверж­дая надежды Дёница.

Любопытно отметить, что действовав­шие в Бискайском заливе «семерки» неоднократно пополняли запасы топли­ва с германских танкеров, находивших­ся в испанских портах. Тем временем войска Вермахта за май — июнь 1940 г. последовательно захватывают Голлан­дию, Бельгию и быстро продвигаются по территории Франции. 22 июня прави­тельство маршала Петэна подписывает акт о капитуляции. По ее условиям все атлантическое побережье Франции вхо­дит в зону оккупации. Немцы быстро приступают к созданию здесь новых пун­ктов базирования подводных лодок. О темпах работ свидетельствует тот факт, что уже в начале июля из Лорьяна выходит в океан первая немецкая субма­рина. Другие базы создаются в Бресте, Зен-Назере, Гавре и местечке Ла-Паллис, недалеко от Ла-Рошели. 5 июля в Лорьян входит U-30 — первая германская подлодка, базирующаяся во фран­цузском порту. Благодаря переходу подводных лодок в эти районы, расстояние до операционных зон сокращается до 250 миль, а подлодки типа IX теперь могут действовать даже у побережья США. Адмирал Дёниц переносит свою штаб-квартиру в Париж.

 

«Счастливые времена» (июль 1940 г. — март 1941 г.)

 

24 июня 1940 г. Гитлер полностью за­мыкает кольцо блокады вокруг Британ­ских островов. Он заявляет, что теперь в районе 60 —100 морских миль от анг­лийского побережья германские субма­рины будут без предупреждения торпе­дировать любой корабль или судно. Ис­ключение делается лишь для Италии, Японии, СССР и Ирландии, суда кото­рых должны плавать полностью осве­щенными вне состава конвоев. С 17 ав­густа того же года операционная зона действия немецких подводных лодок была увеличена еще больше.

В этот период немецкие подводники чувствуют себя в Атлантике достаточно уверенными и безнаказанными. В общих чертах ситуацию можно охарактеризовать следующими словами: «много су­дов— мало лодок— мало противоло­дочных кораблей». Несмотря на продол­жение сокращения числа боеготовых ло­док (в феврале 1941 г. оно достигло ми­нимального уровня за войну— в строю находилась всего 21 единица), из-за слабости противолодочной обороны кпд каждой субмарины в данный период был необычайно высок.

Хотя англичане в середине лета сме­нили коды и шифры (из-за этого в июле удалось потопить всего 38 судов тонна­жем 195 825 брт), к концу августа немец­кая «У-бот» вновь возобновила чте­ние союзного радиообмена. Данные пе­рехватов теперь дополнялись воздуш­ной разведкой, осуществляемой четы­рехмоторными самолетами «Кондор» с баз близ французского Бреста и нор­вежского Тронхейма. Результат: немцы успешно атакуют в этом месяце конвои НХ-65, ОА-204, НХ-66 и ОВ205, уничто­жив из их состава 19 судов. Общие со­юзные потери за месяц — 56 транспор­тов (267 618 брт). В сентябре они уве­личились до 59 судов (295 335 брт). Как именно немцам удалось добиваться та­ких успехов, свидетельствует пример конвоя НХ-72, включавшего 41 судно. Днем 20 сентября 1940 г. он был обна­ружен лодкой разведки погоды U-47 (Прин) в тот момент, когда его океан­ский эскорт — вспомогательный крейсер «Джервис Бей» уже отделился, а про­тиволодочный еще не подошел. BdU приказало восьми ближайшим лодкам взять курс на перехват. Первой в дело вступила U-99 (Кречмер), которая в те­чение ночи смогла торпедировать без какого-либо противодействия три суд­на. Утром атаку продолжила U-48 (Блейхродт), утопившая еще один транспорт, тем временем U-47 и U-99 добили «подранков».

Прибывшая к этому моменту эскорт­ная группа на 37 остававшихся судов имела всего один шлюп, эсминец и три корвета. Неудивительно, что они не смогли воспрепятствовать дальнейшим атакам. В ночь на 22 сентября U-100 (Шепке) на протяжении трех часов ма­неврирования в надводном положении торпедировала и потопила еще семь судов (50 340 брт), поставив совершен­но невообразимый рекорд результатив­ности «семерки»! При этом она так и осталась необнаруженной и неатакован­ной эскортом. Тогда же U-48 и U-32 тор­педировали еще по одному пароходу. Итог сражения— 11 уничтоженных пароходов (72 727 брт) и два — поврежден­ных. Еще более выдающихся побед про­тив слабого в количественном и качест­венном отношении противника немцы добились в октябре. Англия лишилась 63 транспортных судов (352 407 брт), из которых 32 были потоплены между 16 и 20 октября в результате нападений «стай» на конвои SC-7 и НХ-79. Насколь­ко легко в тактическом плане одержива­лись эти победы, свидетельствует выдерж­ка из журнала боевых действий U-99 (Кречмер), атаковавшей караван SC-7: «18 октября 1940 года.

23.30. Атакую правый фланг предпоследнего звена конвоя. Выстрел из носового торпедно­го аппарата по тяжелому транспорту. Поскольку он идет зигзагом, торпеда проходит мимо его форштевня; пройдя 1740 метров, попадает в соседнее, еще более крупное судно тоннажем около 7000 тонн и взрывается под фок-мачтой. Судно уходит носом в воду, так как, по-видимому, затоплены два трюма.

23.55. Выстрел из носового торпедно­го аппарата по транспорту водоизмеще­нием около 6000 тонн с дистанции 1500 метров. Попадание в районе фок-мачты. Вслед за взрывом торпеды раздается еще один взрыв, сопровождаемый стол­бом пламени и облаком дыма высотой около 200 метров. Носовая часть судна до мостика уничтожена. Остатки горят зеленоватым пламенем.

19 октября 1940 года. 0.15. К судну подходят три эскадренных миноносца и производят поиск, следуя строем фрон­та. Ухожу самым полным ходом в юго-западном направлении и вскоре вновь устанавливаю контакт с конвоем. Слы­шу взрывы торпед других подводных лодок. Эскадренные миноносцы мечут­ся и для собственного успокоения все время выпускают осветительные снаря­ды, которые, однако, мало помогают, так как ночь лунная. Начинаю атаку конвоя с хвостового судна.

1.38. Выстрел из носового торпедно­го аппарата по большому, тяжело нагру­женному транспорту в 6000 тонн, дис­танция 945 метров. Попадание в райо­не фок-мачты. Судно тонет сразу же пос­ле взрыва.

1.55. Выстрел из носового торпедно­го аппарата по ближайшему судну водо­измещением 7000 тонн, дистанция 975 метров. Попадание в районе фок-мачты. Судно затонуло в течение 40 секунд».

Кроме Кречмера в разгроме конвоев вновь отличились лодки Прина, Шепке, и Блейхордта. Нередко результаты их походов составляли по 6—7 потоплен­ных британских судов (наиболее резуль­тативным походом «семерки» за войну стал поход Прина 3.6—6.7.1940 г., когда он потопил восемь судов тоннажем 51 483 брт). В конце 1940 г. Прин, Креч­мер и Шепке получили из рук фюрера Рыцарские кресты с дубовыми листьями (интересно отметить, что у последне­го интервал между получением Рыцар­ского креста и его следующей, более высокой степени составил всего 67 дней). Хотя за период с ноября 1940-го по январь 1941 г. успехи несколько сни­зились (ноябрь— 32 судна тоннажем 146 613 брт, декабрь— 37/212 590 брт, январь— 21/126 782 брт), союзникам и вовсе нечем было похвастаться. За опи­сываемый период германский подводный флот лишился всего 13 лодок, причем с декабря 1940-го по февраль 1941 г. по­терь вообще не было. В течение мая 1940-го — июня 1941 года Кригсмарине получил 79 подводных лодок, но лишь немногие из них успели войти в состав боевых флотилий после курса боевой подготовки. Общему же числу было еще очень далеко до магической цифры 300.

Успехи, достигнутые «молодчиками» Дёница, не могли не вызвать серьезно­го беспокойства в Англии. Британцам пришлось экстренно усиливать противо­лодочную оборону. Правительство при­обретает 50 старых эсминцев в США в обмен на военно-морские базы в Вест-Индии, реквизируются сотни траулеров и гражданских судов, принимаются к реализации программы строительства большого количества эскортных кораб­лей. Создаются авиабазы в Исландии. Зона противолодочного эскортирования в октябре переносится с 17-го на 20-й – градус западной долготы. С конца года на вооружение противолодочных кораб­лей и самолетов начинает поступать первый образец относительно компактного радара «286»/ASV.I. Из-за большой длины волны (1,2 м) корабли получили вращающуюся антенну матрасного типа, в связи с чем станция больше подходила для поиска отставших от конвоя транспортов, чем объектов с небольшой отражающей поверхностью, таких, как подводная лодка. И все же в совокупно­сти данные мероприятия приносят вре­менный эффект. 7—8 марта 1941 г., во время операции против конвоя ОВ-293, пропадает лодка Прина. Многие истори­ки считают, что U-47 пала жертвой глу­бинных бомб, сброшенных эсминцем «Вулверин», однако убедительных дока­зательств этому нет. Спустя неделю дру­гая «стая» атаковала караван НХ-112, защищаемый 5-й эскортной группой. Действиями противолодочников на этот раз руководил опытный офицер— коммандер Макинтайр — и это не замедли­ло отразиться на результатах схватки. В ночь на 17 марта субмарина Кречмера прорвалась к конвою и сумела торпеди­ровать шесть судов, пять из которых за­тонули (34 505 брт). С учетом этих успе­хов, прозванный товарищами «тихим Отто» Кречмер занял первое место в списке наиболее результативных коман­диров подводных лодок Второй мировой войны — им было потоплено 47 судов тоннажем 274 333 брт и повреждено еще пять (37 965 брт). Но недолго радовал­ся гитлеровский ас.

Погрузившись при приближении двух эскортных кораблей, он был обнаружен «асдиком». Шести глубинных бомб, сброшенных эсминцем «Уокер», хвати­ло, чтобы выбросить тяжело поврежден­ную U-100 на поверхность. Кречмер счел за благо покинуть обреченный корабль и сдаться на милость победителей. Еще раньше другой эсминец 5-й группы — «Вэнок»— обнаружил при помощи радара и атаковал лодку Шепке. U-99 на­чала погружаться, но недостаточно быст­ро для того, чтобы избежать таранного удара. Нос «Вэнока» расплющил боевую рубку вместе с находившимся там ко­мандиром, а из экипажа лодки победителями было спасено всего шесть че­ловек. Гибель трех ведущих асов и пяти опытных экипажей (кроме U-47, U-99 и U-100 в марте погибли совершавшие свои первые походы U-70 и U-551) про­извела весьма тягостное впечатление на Дёница и заставила предположить, что англичане применили какой-то новый вид оружия. На всякий случай, Дёниц распорядился перенести районы раз­вертывания субмарин еще дальше в оке­ан, что негативно отразилось на резуль­тативности.

 

Первые трудности (апрель — декабрь 1941 г.)

 

Хотя в два последующих месяца вес­ны 1941-го успехи «стай» на бумаге вы­глядели довольно внушительно, уже обо­значились первые трудности. За оба ме­сяца состоялось лишь три успешных на­падения на конвои, в результате которых англичане лишились 28 судов. Общая же цифра за оба месяца составила 101 судно, однако значительный процент из них составили одиночные транспорты, перехваченные подводными крейсерами в районе Фритауна. С увеличением про­должительности светлого времени суток успешность действий «стай» пошла на убыль, но тут произошло еще одно со­бытие, имевшее куда более негативные и далеко идущие последствия. 9 мая при нападении на конвой ОВ-318 субмари­на U-110 получила тяжелые поврежде­ния от взрывов глубинных бомб и всплы­ла близ кораблей конвоя. Предпринятые ее командиром меры оказались недо­статочно эффективными, чтобы предот­вратить захват корабля англичанами. В итоге, субмарина все-таки затонула, но с нее успели снять целый экземпляр шифровальной машинки «Энигма» и комплект документов кодированной свя­зи. Вкупе с другими документами, за­хваченными на судах разведки погоды, это позволило британскому командова­нию на несколько месяцев «заглянуть в карты» Дёница. Одновременно продол­жалось наращивание сил противолодоч­ной обороны. 27 мая из Галифакса вы­шел караван НХ-129— первый конвой, имевший противолодочное охранение на всем протяжении от Америки до Анг­лии.

Потерпев временное фиаско на севе­ро-западных подходах к Британским ост­ровам, Дёниц решил перенести район действий «стай» на юго-западные под­ходы, против конвоев, идущих из Гиб­ралтара и Фритауна, тем более, что здесь имелись возможности наладить взаимодействие с разведывательной авиацией. В июле на этом направлении были атакованы конвои: OG-69 (потерял 7 судов), в августе— OG-71 (10 судов), в сентябре — HG-73 (10 судов). Несмот­ря на эти результаты, BdU был далек от ликования — тоннаж входивших в кон­вои судов оказался невелик, что сразу же отразилось на общих показателях.

Ситуация в Северной Атлантике весь­ма отличалась от прошлогодней. С июня корабли и самолеты США стали все бо­лее активно участвовать в охранении ка­раванов внутри объявленной немцами блокадной зоны, хотя атаки им были ка­тегорически запрещены. И все же в этих условиях инциденты оказались неизбеж­ны. В начале сентября английская ра­диоразведка перехватила сообщения, адресованные «стае» «Маркграф», пос­ле чего Адмиралтейство изменило кур­сы движения конвоев. Одновременно направлявшаяся в Исландию группа американских кораблей была извещена о районе сосредоточения подводных лодок. По просьбе англичан 4 сентября старый «флэшдеккер» «Грир» вошел в район. Вскоре он установил гидроакус­тический контакт с U-652 и дважды на­вел на нее британские противолодочные самолеты. Расценив взрывы глубинных бомб за атаку эсминца (командир «у-бота» искренне полагал, что перед ним британский «флэшдеккер»), лодка безрезультатно атаковала «Грир» торпе­дами. Уже на следующий день прези­дент Рузвельт и Конгресс с притворным возмущением осудили «неспровоциро­ванную агрессию» против американско­го корабля и отдали приказ, разрешаю­щий американским кораблям атаковать подводные лодки. Данный приказ сде­лал возможным привлечение кораблей США для сопровождения британских трансатлантических конвоев, что впер­вые состоялось 16 сентября 1941 года. Высвобождение в результате этого час­ти британских противолодочных сил из Западной Атлантики позволило усилить охранения конвоев в Восточной. Одна­ко, как показали дальнейшие события, простое механическое увеличение со­става противолодочных сил не давало ожидаемого результата. Экипажи кораб­лей должны были иметь соответствую­щую подготовку (кстати, у американцев она поначалу была исключительно сла­бой) и эффективные средства обнару­жения. Сравнительно сильный эскорт не помешал «волчьим стаям» изрядно «по­щипать» конвои SC-42 (потоплено 17 су­дов) и SC-48 (11 судов). Досталось и американским силам охранения— 17 октября торпедное попадание получил эсминец «Кёрни», а 31 октября пошел на дно «флэшдеккер» «Рубен Джеймс» (первый корабль ВМФ США, погибший во Второй мировой войне). Потери герман­ского подводного флота в течение авгу­ста — октября оказались незначительны (8 субмарин), однако впервые в руки союзников попала почти целая «семер­ка» — U-570.

23 августа эта субмарина вышла в свой первый боевой поход. Спустя чет­веро суток она прибыла в район южнее Исландии. Из-за сильной качки, утоми­тельно действовавшей на личный со­став, командир лодки капитан-лейтенант Рамлов решил погрузиться. К его несча­стью, при последующем всплытии лод­ку обнаружил круживший рядом патруль­ный самолет «Хадсон». Сброшенная им серия бомб причинила U-570 незначи­тельные повреждения, но сломила волю командира и экипажа к дальнейшему со­противлению.

Над лодкой взмыл белый флаг, и спу­стя сутки на ее борту уже находились анг­личане. Хотя экипаж уничтожил боль­шинство приборов и оборудования, изу­чение U-570 дало противнику массу по­лезной информации. Британцы впервые ознакомились с истинными ТТХ герман­ских лодок, включая их маневренные элементы, вооружение и глубину погру­жения. Теперь оставалось только лишь создать соответствующие средства об­наружения и поражения. Надо сказать, что вскоре они и были созданы. Именно в 1941 г. на вооружение британского флота поступили РЛС типа «271» (дли­на волны 10,5 см), высокочастотный ра­диопеленгатор HF/DF и многоствольный бомбомет «Хеджехог». Впрочем, темпы производства их в Англии были столь не­значительны, что потребовалось еще полтора года, прежде чем количество оснащенных ими кораблей и самолетов пе­реросло в качество противолодочной борьбы. Но все же постепенно «фора», предоставленная союзниками немцам, стремительно сходила на нет.

Германский подводный флот не одер­жал, да и, скорее всего, не мог одержать победы в течение первых двух лет вой­ны. Число боеготовых лодок в Атланти­ке к концу этого периода фактически не превышало того, с которым немцы всту­пили в войну. Его увеличению во второй половине 1941-го помешали война с СССР и начатая в сентябре переброска значительного числа субмарин на Сре­диземное море. 91 подлодка, входившая на 1 января 1942 г. в состав боевых флотилий, распределялась следующим образом: 23 на Средиземном море и еще три на переходе туда, шесть западнее Гибралтара и четыре в Баренцевом море. 60% из оставшихся 55 задержи­вались в ремонте из-за нехватки рабочей силы на верфях. Только 22 находились в Атлантике, причем лишь примерно половина на позициях. Экономического могущества Германии попросту не хватало для ведения войны на множест­ве фронтов, и подводный флот стал одной из первых жертв данного положе­ния дел. Тем временем, силы стран ан­тигитлеровской коалиции, также оказав­шиеся в критическом положении, имели куда больший потенциал роста за счет мощи заокеанского партнера. В декаб­ре состоялось очередное сражение нем­цев с «гибралтарским» конвоем, резуль­таты которого по праву можно оценить как один из поворотных пунктов в зна­менитой Битве за Атлантику.

Караван HG-76 вышел из Гибралтара 14-го числа, насчитывая в своем соста­ве 32 судна. Его непосредственно охра­няли два шлюпа и семь корветов, а по­близости находилась группа поддержки, включавшая первый английский эскорт­ный авианосец «Одесити» и три эсмин­ца. Выход обеспечивался четырьмя эс­минцами гибралтарской базы, которые 15-го сумели найти и потопить U-127. Спустя сутки караван был обнаружен разведывательным «фокке-вульфом», но первая же попытка атаковать его суб­маринами сорвалась из-за противодей­ствия мощного эскорта. С рассветом 17-го самолеты с авианосца обнаружили три преследующие субмарины и без тру­да загнали их под воду. Эскортные ко­рабли успешно пробомбили U-131, кото­рая впоследствии всплыла и была до­бита артиллерией. Спустя сутки вслед за ней на дно отправилась U-434. Одно­временно истребители с «Одесити» сби­ли четыре «Кондора». Попытки же не­скольких лодок стаи «Зеераубер» атако­вать караван из-под воды успехом не увенчались, лишь U-108 удалось рас­стрелять отставшее судно. Только в ночь на 19-е U-574 смогла потопить эсминец «Стенли», но тут же была уничтожена контратакой шлюпа. Дальнейшие попыт­ки лодок сблизиться с караваном были тщетными вплоть до ночи на 22 декаб­ря, когда U-751 потопила «Одесити», а U-567 одно из судов. Впрочем, послед­няя была практически сразу уничтоже­на глубинными бомбами. Все последу­ющие атаки, продолжавшиеся до само­го входа в радиус действия береговой авиации (23 декабря), отражались эс­кортом с неизменным успехом. «После такой неудачи и весьма незначительных успехов двух последних месяцев 1941 года, — вспоминал Дёниц, — в штабе подводных сил распространилось мне­ние, что мы больше не в состоянии бо­роться против конвоев». И все же BdU решило не изменять принятой концеп­ции использования субмарин, надеясь на изменение обстановки. В данном слу­чае этим надеждам суждено было сбыться — вступление в войну США, как это не парадоксально, первоначально изменило баланс сил в Атлантике не в пользу союзников.

 

«Избиение великовозрастных младенцев»

 

С вступлением в войну США руковод­ство нацистского государства открыто отбрасывает в сторону статью 22 морского соглашения о правилах ведения подводной войны и начинает придерживаться принципа, выраженного амери­канским адмиралом Локвудом в назва­нии книги своих мемуаров— «Топи их всех». Подводная война принимает раз­меры неограниченной, тотальной. В де­кабре 1941 г. Дёниц отправляет к побе­режью США пять первых подводных ло­док. Первоначально в операции «Паукеншлаг» принимают участие исключи­тельно крейсерские лодки, но с середи­ны февраля к ним подключаются и «се­мерки». При грамотном и экономном использовании их топливных запасов, автономности вполне хватает, чтобы действовать в районе от Ньюфаундлен­да до Чесапикского залива на протяже­нии примерно двух недель. Впрочем, запас торпед на лодках заканчивается раньше. Хотя уже месяц как объявлена война, здесь царит полная беспечность, суда курсируют освещенными, маяки го­рят, словно в мирное время. Для дости­жения максимального эффекта каждой лодке нарезается самостоятельный рай­он. Днем они лежат близ береговой чер­ты на мелководье, ночью всплывают для атак из надводного положения. Введенное вскоре затемнение судов роли не играет— их очень хорошо заметно на фоне освещенной береговой черты. 11 января у американского побережья по­топлено первое судно. Немцы устраива­ют в этом районе настоящую бойню и в течение января — апреля 1942 г. полно­стью дезорганизуют судоходство. С это­го момента статистика потопленных су­дов и тоннажа резко взмывает вверх: если в январе 1942-го подводными лод­ками было потоплено всего 62 торговых судна (327 357 брт), в феврале и мар­те — соответственно 85 (476 451 брт) и 95 (537 980 брт). С конца февраля у по­бережья США действуют уже все высы­лаемые в Атлантику подводные лодки. Американский военно-морской флот оказался совсем неготовым к подобно­му повороту событий. Снова, как и в кон­це 1940 г., у «семерок» появляется воз­можность топить по 5—7 судов за поход. Рекордного показателя в этот период добился командир U-552 Эрих Топп, от­правивший на дно с 7 марта по 27 ап­реля в районе м. Гаттерас семь судов тоннажем 45 731 брт. 11 апреля выхо­дит указ о награждении его рыцарским крестом с дубовыми листьями (рыцар­ский крест он получил еще летом 1941 г.), а спустя четыре месяца, уже под ко­нец карьеры в качестве командира лодки — рыцарским крестом с дубовы­ми листьями и мечами. Среди команди­ров «семерок» он второй по результа­тивности.

Постепенно у американцев проходит первый шок, и они энергично берутся за организацию надлежащей противоло­дочной обороны. Значительные силы противолодочных кораблей, ранее зани­мавшихся проводкой судов в Атлантике, отзываются в родные воды. В апреле дело доходит до того, что уже англича­не вынуждены прислать две эскортные группы для борьбы с подводными лод­ками в Карибском море. Мобилизуется громадное количество пароходов, кате­ров, яхт, которые переоборудуются для нужд ПЛО. 18 апреля, через пять меся­цев после вступления страны в войну, объявляется об обязательном затемне­нии береговой черты, и, наконец, в на­чале мая у восточного побережья вво­дится система конвоев. Правда, из-за отсутствия опыта борьбы с вражескими подводными лодками в течение первых трех месяцев 1942 г. флоту США не уда­ется потопить ни одной немецкой суб­марины.

С мая 1942 г. Дёниц вводит в дело первый подводный танкер, «дойную ко­рову». Применение подобных кораблей позволяет лодкам дольше оставаться в операционных зонах и с помощью одной дозаправки перебрасывать к берегам Америки даже лодки типа VII, а с двумя дозаправками «семерки» добирались до Карибского моря и Мексиканского залива. В мае— июле после завершения кампании у восточного побережья имен­но сюда переносится основная тяжесть удара. Снова на дно идет большое ко­личество судов (в июне 1942-го подлод­ками на всех театрах уничтожено 144 судна тоннажем 700 235 брт), прежде чем и здесь устанавливается система конвоев, наращиваются воздушные и надводные противолодочные силы. Все­го же за время 6,5 месячного «блица» «ребята Дёница» отправляют на дно в американских водах 397 (!) судов общим тоннажем без малого 2,5 миллиона брт. Плата за это неслыханное избиение со­ставила всего семь подлодок, в том чис­ле четыре «семерки» (U-85, U-352, U-576 и U-701).

 

Кульминация и перелом (май 1942 г. — май 1943 г.)

 

В течение 1942 г. происходит резкое увеличение числа боеготовых субмарин. Если на 1 января в составе Кригсмарине насчитывается всего 249 лодок, из ко­торых лишь 91 могла вести боевые дей­ствия, то к концу года в строю уже было 393 лодки, в т.ч. 212 боеготовых. Летом численность лодок в базах Бискайского залива впервые перевалила за сотню и к 1 сентября составила 124 единицы (77 VII серии и 47 — IX). По мере усиления подводного флота и в связи с ухудше­нием условий боевой деятельности у бе­регов США BdU принимает решение во­зобновить операции «волчьих стай» про­тив конвоев. Но до этого происходит два события, свидетельствующих о новом усложнении обстановки.

В течение февраля— апреля 1943 г. в западной части Бискайского залива про­падают без вести три субмарины (U-82, U-587, U-252). Все они незадолго до это­го сообщили об обнаружении конвоев и после перестали выходить на связь. Как и год назад, когда почти одновременно погибли подлодки Прина, Шепке и Кречмера, у Дёница возникло ощущение, что противник начал применять против «у-ботов» новое, доселе неизвестное ору­жие. На этот раз это предположение ока­залось небеспочвенным, хотя, если быть точными, причиной его стало не оружие, а новое средство обнаружения лодок — радар сантиметрового диапазона. Бла­годаря ему ночь и плохая видимость, считавшиеся ранее союзниками «стай», превратились в их противников. Кораб­ли охранения получили возможность не­замеченными сближаться с «у-ботами» на небольшую дистанцию и внезапно атаковать их артиллерией и тараном. Точно так же все большее внедрение радаров на самолетах Берегового ко­мандования позволило перейти к вне­запным ночным атакам. Ночью, в отли­чие от светлого времени суток, сигналь­щики лодки не могли обнаружить самолет на безопасном расстоянии и объ­явить тревогу. Однако до тех пор, пока в начале 1942 г. майор британских ВВС Ли не сконструировал мощный и компакт­ный прожектор, ночные атаки оснащен­ных радарами самолетов были не столь эффективны. Появление на вооружении противолодочной авиации радара, про­жектора и усовершенствованных глубин­ных бомб позволило резко повысить действенность противолодочного рубе­жа в Бискайском заливе. В июне серь­езные повреждения получили четыре подлодки, а в ночь на 5 июля патруль­ный бомбардировщик «Веллингтон» по­топил возвращавшуюся из боевого по­хода U-502— первую субмарину, унич­тоженную авиацией в заливе. За ней в июле — октябре последовала гибель еще четырех подлодок. Лишь скорейшее внедрение прибора «Метокс» позволи­ло немцам временно обезопасить себя от угрозы с воздуха.

Хватало у немцев и других проблем. В первую очередь, это вопрос кадров. С начала войны до августа 1942 г. под­водный флот лишился 3803 человек, из них 1959 погибли, 696 пропали без вес­ти, а 1148 оказались в плену (Mallman-Showell J.P. U-boote Gegen England). Подводный флот Кригсмарине потерял 38% лич­ного состава, и к тому же самого опыт­ного. Подготовка подводников отнимала много сил: одних учебных флотилий на­считывалось 13; в их составе постоянно находилось от 90 до 100 субмарин. В связи с большими потерями срок обу­чения был сокращен для офицерского состава с трех до двух месяцев, а для рядовых и унтер-офицеров — с шести до трех месяцев.

Несмотря на эти качественные изме­нения, количественное соотношение между подводными лодками и британ­скими противолодочными силами (у аме­риканских в то время хватало проблем в собственных водах) изменилось, по сравнению с летом предшествующего года, явно не в пользу последних. Еще одним негативным для союзников фак­тором стало введение в радиосети гер­манского подводного флота с февраля 1942 г. нового комплекта шифродокументов, известного как шифр «Тритон».

Английская разведка лишилась воз­можности проникать в замыслы Дёница, читать приказы о перемещении «стай» в океане. Наконец, из-за острой нехват­ки топлива союзным конвоям пришлось ходить одним и тем же кратчайшим мар­шрутом (так называемая «дуга большо­го круга»), что значительно облегчало поиски и обнаружение караванов. В этих условиях тяжелые потери атлантических конвоев были неизбежны, но тоннаж, уничтожавшийся каждой лодкой, замет­но упал. Летом 1942-го Дёниц провел се­рию операций в Северной Атлантике. Их можно оценить как сравнительно успеш­ные, хотя в своих мемуарах гросс-адми­рал жаловался, что еще больших дос­тижений помешала добиться штормовая погода. Однако, она же сорвала и эф­фективную работу радиолокационных станций эскортных кораблей.

В июле BdU делает новое неприятное открытие — противник использует для охранения конвоев четырехмоторные бомбардировщики типа «Либерейтор» берегового базирования на удалении до 800 миль от баз. Впрочем, при действи­ях на таком расстоянии самолет практи­чески не нес боевой нагрузки, но и пу­леметного огня зачастую оказывалось достаточно, чтобы загнать преследую­щую конвой лодку под воду. Как уже от­мечалось, благодаря новой технике са­молеты могли атаковать круглосуточно, иногда полностью срывая сосредоточе­ние «стаи» на носовых курсовых углах конвоя. В качестве примера, характери­зующего сражения лета 1942 г., можно привести историю конвоя SC-94. Он был обнаружен U-593 5 августа, в тот момент, когда его походный ордер нарушился из-за тумана. Лодке удалось потопить один пароход, но из-за начавшегося пресле­дования она потеряла контакт. На сле­дующий день BdU приказало восьми субмаринам группы «Штайнбринк» про­извести атаку, однако эскорту (канад­ский эсминец и пять корветов) удалось не только полностью сорвать нападение, но и потопить U-210 (ночью она была вне­запно обстреляна и протаранена эсмин­цем «Ассинибойн»), повредить U-454 и U-595. С 7 августа «стаю» усилили де­вять подлодок, высланных из француз­ских портов, однако даже несмотря на это эскорт сумел отразить все атаки. Вы­нужденные стрелять с большой дистан­ции «у-боты» не могли добиться успе­хов до вечера 8-го, когда, воспользовав­шись разрывом в цепи охранения, U-176 и U-379 сумели потопить три и два судна соответственно. Это произошло настоль­ко внезапно, что в общей панике экипа­жи трех неповрежденных «купцов» поспе­шили покинуть свои суда. Один из них на следующий день стал жертвой U-176. Тем временем U-379 была выслежена корветом «Дайантас», который после че­тырехчасового преследования заставил лодку всплыть на поверхность и потопил ее, нанеся пять таранных ударов. 9-го караван вошел в радиус прикрытия береговой авиации. Воспользовавшись этим, корабли эскорта, широко применяя радиопеленгаторные станции, начали преследовать лодки и на большом удалении от конвоя. В результате, когда на следующий день после полудня из-за нелетной погоды авиация не прибы­ла, с судами оставался всего один кор­вет. Он не смог помешать U-438 и U-660 занять выгодные позиции и отправить на дно еще четыре судна. Общий резуль­тат операции— 11 потопленных судов (53 421 брт) за две потерянные лодки — Дёниц оценил как «некоторый успех». Итоги же нападения на другие карава­ны вплоть до конца октября, как прави­ло, не составляли и половины этих цифр. Правда, надо признать, что из-за посылки крейсерских лодок на слабо­охраняемые коммуникации у берегов Бра­зилии и в Южную Атлантику общие циф­ры потопленного тоннажа оказались до­статочно высокими: июль— 96 судов (476 065 брт), август— 108 судов (544 419 брт), сентябрь— 98 (485 413 брт). Потери за эти же три месяца составили 32 «у-бота» — практически столько же, сколько за 1939 и 1940 гг., вместе взятые. Вспоминая это время, Дёниц писал: «К чувству удовлетворения, которое я ис­пытывал в связи с успехами лодок, при­мешивалась тревога за их судьбу, обус­ловленная усилившимся патрулирова­нием с воздуха. С моей точки зрения, трудности подводной войны при соответ­ствующем развитии обстановки должны были привести нас к недопустимо боль­шим потерям и не только снизить имею­щиеся результаты, но и вообще умень­шить надежды на успех всей подводной войны». И все же представляется, что это мнение родилось задним числом — вопреки вышесказанному, в 1942 г. ни­кто еще не помышлял о переходе от стро­ительства «надводных подводных ло­док» (VII серия) к истинно подводным (XXI серия).

Картина несколько изменилась в по­следние месяцы года. В конце октября BdU удалось почти одновременно навес­ти крупные «стаи» на караваны НХ-212 и SL-125. Первый потерял 10 (52 490 брт), второй — 12 (80 005 брт) транспортов. Ус­пехи эти объяснялись некоторым ослаб­лением эскортных сил, в связи с развер­тыванием десантных соединений в соот­ветствии с планом союзной высадки в Северной Африке (операция «Торч»). В ходе данной операции многочисленные субмарины пытались действовать в мес­тах выгрузки сил вторжения, но добились при этом весьма ограниченных успехов. Общие результаты действий за три по­следних месяца года: подлодками потоп­лено в октябре 94 судна (619 417 брт), в ноябре— 119 (729 160 брт— рекордный уровень потерь от субмарин в течение всей войны), в декабре — 60 (330 816 брт). Потери «у-ботов» составили 34 единицы.

Январские штормы сильно затрудни­ли боевую деятельность подлодок, ко­торые смогли в течение месяца эффек­тивно перехватить лишь танкерный кон­вой ТМ-1 (потоплено семь из девяти, входивших в состав конвоя танкеров тоннажем 56 453 брт). В феврале начал­ся новый цикл сражений, оцененный впоследствии как кульминация Битвы за Атлантику. Сначала успех в целом был на стороне немцев. Между 5 и 8 февра­ля они ожесточенно атаковали караван SC-118 и, несмотря на сильный эскорт, потопили 12 судов (59 908 брт) из его состава. Это оказалось хорошим подар­ком Дёницу, получившему всего за не­сколько дней до этого должность главно­командующего Кригсмарине. В то же вре­мя из 20 принимавших участие в опера­ции субмарин лишь шесть смогли приме­нить оружие, причем только две (U-262, U-402) прорвали линию эскорта. Им и принадлежал основной успех, в то вре­мя как остальные довольствовались от­ставшими судами. Платой за успех ста­ли гибель U-187, U-609 и U-624 и тяже­лое повреждение еще четырех лодок. Более удовлетворительный результат имела операция против конвоя ON-166, потерявшего от атак 19-ти «у-ботов» 14 из 49 судов. На этот раз основной при­чиной союзных потерь стали слабая под­готовленность американо-канадской эс­кортной группы и отсутствие на боль­шинстве самолетов, вылетавших для прикрытия конвоя, прожекторов Ли. Но своего самого большого успеха Дёниц добился в марте 1943-го, в операциях против караванов SC-121 (потерял 14 из 59 судов; задействовано 26 субмарин) и HX-229/SC-122 (потеряли 22 из 87 су­дов; операция проводилась одновре­менно, в ней приняли участие 43 под­лодки) в тот момент, когда они оказались в зоне, находившейся за пределами до­сягаемости базовой авиации. Эти поте­ри, может быть, не столь впечатляющие в материальном выражении, оказались причиной серьезного кризиса в союзном руководстве. В одном из отчетов британ­ского Адмиралтейства прямо отмеча­лось: «В период до 20 марта представ­лялось возможным, что мы не сможем продолжать рассматривать конвои как эффективную систему защиты против групповых атак противника...» — такова была реакция на резкое изменение со­отношения потерь судов в конвоях и су­дов, совершающих одиночное плавание. Если раньше значительное большинство утрат составляли последние, то теперь казалось, что сосредоточение транспор­тов в караваны лишь облегчает против­нику их поиск и уничтожение!

С улучшением погодных условий си­туация стала принципиально меняться. Кроме того, в течение марта — апреля Адмиралтейство предприняло ряд мер, позволявших заметно улучшить ПЛО коммуникаций. Из корабельных сил во­енно-морских округов и Флота метропо­лии были сформированы пять групп под­держки. Эти группы могли усиливать охранение тех конвоев, которым непосред­ственно угрожало нападение «у-ботов». При контакте с субмаринами группа под­держки могла отделяться от каравана для длительного преследования, не со­здавая разрывов в линии охранении. В некоторые группы включались эскорт­ные авианосцы. Для усиления противо­лодочной авиации была срочно выделе­на большая партия новых «либерейторов», оснащенных дополнительными топливными баками и сантиметровыми РЛС. С конца апреля число патрульных самолетов с новыми радарами возрос­ло настолько, что Дёниц, справедливо усомнившись в ценности своих станций радиотехнической разведки, отдал суб­маринам приказ прорываться через Бис­кайский залив ночью в подводном, а днем в надводном положении. Это не спасло немцев от уничтожения U-332, U-109 и U-663 в течение только первой недели мая.

С 1943 г. военно-воздушные силы со­юзников начинают регулярные массиро­ванные налеты на базы немецкого под­водного флота и германские верфи. С 17 января по 10 июня американские ВВС трижды бомбят Брест, четыре раза Лорьян, пять раз Сен-Назер и два раза Ла-Паллис. Одновременно эти же цели по ночам атакуют бомбардировщики Коро­левских военно-воздушных сил. В каж­дом налете участвует от 300 до 500 ма­шин. За один месяц Лорьян подвергается бомбардировкам девять раз, а Сен-Назер одиннадцать, однако эффектив­ность их оставляет желать лучшего. Тол­щина потолков в бункерных укрытиях для подводных лодок— от 6,5 до 10 м бетона, а на крыше, на высоте 3,5 м уста­новлены специальные захватывающие решетки для бомб. Лишь единожды 6-тонная бомба, так называемый «Грэнд Слэм», сумела пробить эту защиту.

Из-за возвращения значительного числа действовавших в марте субмарин в порты в следующем месяце крупных конвойных баталий не было. В мае Дё­ниц развернул в океане четыре крупные «стаи» (около 60 «у-ботов») и рассчиты­вал повторить мартовский успех. Реша­ющее сражение развернулось вокруг ка­равана ONS-5, против которого действо­вало в общей сложности 55 подлодок. Оно продолжалось с перерывами с 28 апреля по 6 мая и закончилось решаю­щей победой сил охранения. На первом этапе, воспользовавшись штормовой по­годой, которая создавала помехи рада­рам, лодки потопили 12 судов тоннажем 56 746 брт. С установлением среднего волнения и тумана эскорт нанес ответ­ный удар. На дно пошли U-630, U-192, U-638, U-125, U-531, U-438 и U-209, еще семь имели серьезные повреждения. Подводя итог операции, Дёниц записал в журнал боевых действий BdU: «Рабо­та средств радиолокационного обнару­жения на самолетах и надводных кораб­лях противника чрезвычайно тяжело от­ражается на боевых действиях каждой отдельной подводной лодки. Радиолока­тор позволяет также противнику, и он ис­пользует эту возможность, обнаружи­вать подводные лодки и обходить их. Это означает, что средства радиолокации вскоре лишат подводную лодку ее само­го главного качества — скрытности». Остатки потерпевших поражение «стай» предприняли попытку атаковать карава­ны НХ-237 и SC-129. Несмотря на мак­симальное напряжение всех сил, нем­цам удалось потопить из их состава все­го четыре судна, а при действиях про­тив SC-130 и НХ-239— ни одного. В то же время, к 22 мая из числа разверну­тых в океане лодок перестали выходить на связь более, чем половина «у-ботов» — 31 единица! Общие же потери за месяц, прозванный в немецкой историо­графии «черным», составили 40 (с уче­том учебных флотилий 43) лодок— пе­чальный рекорд, не побитый ни до, ни после описываемых событий. Потрясен­ный этой страшной цифрой, Дёниц 24 мая отдал приказ: «С соблюдением всех мер предосторожности переразвернуть­ся в район к юго-западу от Азорских ост­ровов». Германский подводный флот покидал Северную Атлантику. BdU счи­тал эту меру временной — до тех пор, пока на вооружение не поступят новые акустические торпеды, станции радио­технической разведки и зенитные авто­маты, однако, даже получив желаемое, немцы так никогда уже и не смогли соз­дать серьезной угрозы союзным северо­атлантическим коммуникациям.

 

Период тяжелых потерь и горьких разочарований (июнь 1943 г. — август 1944 г.)

 

После поражения в Северной Атлан­тике Дёниц пытается развернуть лодки в Центральной части океана, где они действуют против конвоев США, —у Гиб­ралтара, восточнее Антильских островов и у побережья Бразилии. Гросс-адмирал рассчитывал, что, для того, чтобы нанес­ти поражение его «стаям» на трассе се­вероатлантических конвоев союзники пошли на серьезное ослабление ПЛО в этих районах, но жестоко ошибся. С мая 1943 г. британская радиоразведка рас­крыла шифр «Тритон», благодаря чему вместо караванов в местах сосредото­чения лодок появились американские противолодочные группы, возглавляе­мые авианосцами «Боуг», «Кор», «Сэнти» и «Кард». Поскольку в это время действовал приказ Дёница, рекомендо­вавший отражать атаки самолетов зе­нитным огнем, палубным самолетам предстояло собрать обильную жатву. В июне они потопили две, в июле — шесть, а в августе пять «у-ботов». Потери судов на всех театрах за эти три месяца соста­вили всего 82 единицы (434 477 брт), в подавляющем большинстве в Южной Ат­лантике и Индийском океане. Восполь­зовавшись отступлением «стай» с основного маршрута, британское Адми­ралтейство переразвернуло значитель­ные силы самолетов и противолодочных кораблей для борьбы с лодкам непос­редственно на выходе из их баз в Бис­кайском заливе.

С июня 1943 г. немецкие подводные лодки при переходах заливом использу­ют новую тактику: они идут в надводном положении группами до пяти лодок, что позволяет при появлении неприятель­ских самолетов достичь высокой плотно­сти зенитного огня. Первое время подоб­ная тактика имела определенный успех, но спустя несколько недель англичане нашли этому «противоядие», создав специальные авиационные группы (опе­рация «Маскетри», или «Сислаг»). Триж­ды в день отряд из семи самолетов, шедших параллельным курсом, патрули­ровал к северо-западу от мыса Финистер. Протяженность этой зоны соответ­ствовала расстоянию, которое подвод­ная лодка проходила в течение четырех часов надводным ходом, или 20 часам движения под водой. Самолет, обнару­живший группу лодок, давал сигнал к общему сбору, после чего патрульные бомбардировщики наносили скоордини­рованный удар с разных направлений. За два месяца противоборства в июне — июле немцы потеряли здесь 28 подвод­ных лодок, еще 22 субмарины были по­вреждены. Союзники в этой операции недосчитались 57 самолетов. Все это вынудило командование Кригсмарине 2 августа отдать приказ о временном прекращении выхода лодок в Бискай­ский залив. Для возвращавшихся субма­рин учредили маршрут вдоль испанско­го побережья, по которому они должны были идти в подводном положении, всплывая исключительно на время за­рядки аккумуляторных батарей. Однако, даже несмотря на это, в августе силами базовой авиации уничтожается 11 под­лодок из 23. Потери же союзников за этот же месяц составляют всего 16 су­дов. Впервые за время боевых действий Дёниц платит за каждый потопленный транспорт почти одной лодкой!

Осень 1943 г. связана с окончатель­ным крушением надежд BdU возобно­вить борьбу на североатлантических коммуникациях. В конце августа Дёниц высылает из бискайских и норвежских портов несколько десятков подводных лодок, оснащенных станциями радио­технической разведки «Ванц» («Хагенук») и акустическими торпедами. К се­редине следующего месяца они созда­ют «стаю» «Лейтен», попытавшуюся на­пасть на караваны ONS-18 и ON-202. Адмиралтейство, своевременно прочи­тав радиообмен противника, разворачи­вает в океане дополнительные силы охранения. Сражение, длившееся шесть суток (с 16 по 21 сентября), каждая сто­рона считает своей победой. Конвой ли­шился шести судов (36 422 брт), эсмин­ца, фрегата, корвета, и, кроме того, еще один фрегат получил повреждения (ко­мандиры лодок доложили о 12 потоплен­ных эсминцах и девяти транспортах). Из 19 принимавших участие в операции субмарин три не вернулись в свои базы. Последующие попытки атаковать атлан­тические конвои имели еще меньший успех, во многом благодаря ликвидации последней «бреши» в зоне, контролиру­емой союзной базовой авиацией. 19 ок­тября 1943 г. состоялся первый вылет дальнего патрульного бомбардировщи­ка с авиабазы Лагенс на Азорских ост­ровах. В результате за сентябрь — ок­тябрь немцам удалось потопить в Се­верной Атлантике всего девять судов из 2468 прошедших в составе караванов, в то время как их потери составили 25 лодок. Дёниц пришел к окончательному выводу, что в сложившихся условиях групповая тактика изжила себя. Да, бла­годаря станции «Ванц» субмарина мог­ла своевременно уклониться от встре­чи с надводным кораблем или самоле­том, но в подводном положении она не могла ни занять позицию для атаки, ни даже сохранять контакт с конвоем. Почти сразу после всплытия «Ванц» давал новый сигнал, предупреждающий о ра­боте радара противника... В ноябре — декабре германский командующий по­пытался разукрупнить «стаи» до групп по две-три лодки, но убедился, что и это не дает никакого эффекта. В итоге, BdU пришло к нарезке лодкам индивидуаль­ных районов для крейсерства по дуге примерно в 250 милях западнее Британ­ских островов. Всплытие в надводное положение осуществлялось только на время зарядки батарей при отсутствии сигналов станции «Ванц». Новый метод, весьма напоминавший тот, которым суб­марины традиционно пользуются на за­крытых театрах, существенно повысил продолжительность переходов на пози­цию и обратно, а случаи встреч с конво­ями стали большой редкостью. Навести лодки на обнаруженный караван было невозможно, да и радиообмен с ними значительно осложнился, тем более, что командиры большинства «у-ботов» по­няли, что их жизнь напрямую зависит от «молчания». Очень часто при встрече одиночной лодки с конвоем она обнару­живалась гидроакустикой кораблей еще до атаки, после чего следовало почти неминуемое ее повреждение или гибель. За первые три месяца 1944 г. на дно идут 54 транспорта и такое же количество боеготовых лодок, однако применитель­но к Атлантике эта картина для немцев еще более печальна.

Еще в марте 1944-го Дёниц отдает при­каз о формировании специальных групп подлодок, предназначенных для противо­действия флоту союзников в случае втор­жения в Европу. Днем 6 июня, когда в штаб Кригсмарине поступили достовер­ные данные об открытии второго фрон­та, Дёниц обратился к своим подводни­кам со следующим обращением: «Любое судно противника, принимающее участие в высадке десанта, даже если оно пере­возит всего полсотни солдат или хотя бы один танк, является объектом, для унич­тожения которого подводная лодка долж­на принять все возможные меры. Такое судно необходимо атаковать, не считаясь с возможностью собственной гибели... Подводную лодку, которая сумела нанес­ти ущерб противнику в десантной опе­рации, следует считать выполнившей свой высокий долг и оправдавшей свое назначение даже в том случае, если она при этом погибнет». Очевидно, что в со­знании этого человека, еще полтора года назад не согласного менять подводную лодку на три транспорта, произошли серь­езные изменения.

Действия «у-ботов» в бухте Сены ста­ли одной из самых мрачных страниц в истории германского подводного флота. Такой результат был предопределен хотя бы тем обстоятельством, что из 36 субмарин группы «Ландвирт» (лодки, предназначенные для отражения втор­жения и базирующиеся в атлантических портах Франции) лишь восемь распола­гали «шнорхелями». До 26 августа, ког­да отчаявшийся Дёниц отдал приказ суб­маринам покинуть Ла-Манш, они суме­ли потопить 12 судов (56 845 брт), четы­ре десантных корабля и пять кораблей охранения, но какой ценой! Из 25 суб­марин, вышедших в район высадки в июне, командиры пяти отказались от попыток прорваться, семь погибли, три вернулись в результате повреждений, а еще шесть до конца месяца так и не су­мели достичь бухты. С 1 июля по 4 авгус­та союзные надводные корабли и авиа­ция потопили еще девять и тяжело по­вредили три «у-бота». Лишь в августе немцам немного улыбнулась фортуна — их потери в Ла-Манше составили всего три подводных корабля. Параллельно с этим наземное наступление союзных армий поставило под угрозу существо­вание баз в Бискайском заливе. Хотя часть из них продержалась почти до ка­питуляции Германии, еще в августе Дёниц принял решение передислоциро­вать костяк своих сил в Норвегию. По­скольку подавляющее большинство этих субмарин уже располагали «шнорхелем» (те, что его не имели, в большин­стве своем просто не дожили до этого времени), перебазирование в целом прошло без срывов. Отсутствие успе­хов противолодочной авиации против усовершенствованных «семерок» не ускользнуло и от внимания британских специалистов. Известный историк Коро­левского ВМФ кэптен С.Роскилл писал: «Снизив эффективность самолетного радиолокатора, «шнорхель» разрушал всю противолодочную тактику союзни­ков». Вместе с тем, указанное «разру­шение» тактики не несло само по себе никакой угрозы — никто, включая Деница, уже не верил в то, что старые лодки смогут добиться чего-либо в борьбе с союзным тоннажем.

 

Финальная фаза (сентябрь 1944 г. — май 1945 г.)

 

В середине 1944 г. происходит не­сколько событий, свидетельствующих о том, что подводная война готова вступить в свою новую фазу. Принципиальным шагом в данном направлении становит­ся повсеместное оснащение всех боевых подводных лодок «шнорхелем». Исполь­зуя это устройство, субмарины могут по­гружаться сразу после выхода из базы, с тем, чтобы всплыть уже при возвраще­нии спустя 7—8 недель. Рекорд здесь поставила U-978, которая ушла в подвод­ном положении из Бергена 9 октября, достигла центральной части Ла-Манша, 23 ноября потопила американский «ли­берти» и 16 декабря благополучно вер­нулась в Берген, так ни разу и не всплыв за 68 суток похода. Хотя с момента появ­ления станций «Ванц» союзным кораб­лям и самолетам и без того редко удава­лось атаковать субмарину в надводном положении, немцы получают важное так­тическое преимущество, а именно скрыт­ность. Если раньше в район, где была обнаружена погрузившаяся лодка, мож­но было направить группу кораблей, с весьма высокой вероятностью на ее по­вторное обнаружение и атаку, то теперь эти исходные данные получить было не­откуда.

Многочисленные патрульные корабли и самолеты почти напрасно тратят вре­мя на обследование морских просторов, лишь изредка добиваясь успехов в про­ливах и узкостях. Опасности подвергают­ся только те лодки, которые совершают атаки, давая, таким образом, знать о себе. Альтернативной причиной гибели могли стать глубоководные минные поля, выставленные англичанами на подходах к базам и в узлах коммуникаций. Скрыт­ность и малая маневренность модерни­зированных «семерок» подсказывают, что наиболее рационального использова­ния можно добиться, нарезав позиции не­посредственно у английских баз. Факти­чески «у-боты» возвращаются туда, от­куда ушли пять лет назад, но как за это время изменилась подводная война!

С сентября 1944 г. и до конца войны в британских прибрежных водах одно­временно действует от 30 до 40 субма­рин, однако их успехи оставляют желать лучшего. Это объясняется как осторож­ностью командиров, так и малым числом лодок на позициях, поскольку подавля­ющая часть времени тратится на пере­ходы. Например, за четыре последних месяца 1944 г. союзники потеряли от их действий 14 судов в прибрежных водах и два — в Атлантике. Уместно отметить, что за это же время океан пересекли в обоих направлениях 12 168 торговых судов. Потери немцев, безусловно не столь внушительные в численном выра­жении, как весной — летом 1943 г., ког­да составили в этих же водах 37 подвод­ных кораблей. Дёниц достаточно спра­ведливо оценивал уровень, на котором был достигнут паритет между противо­борствующими сторонами. С одной сто­роны, он писал, что «благодаря «шнорхелю» даже лодки старых серий вновь обрели боеспособность», с другой — что «положение могло улучшиться только при условии ввода в строй лодок новой серии, могущих развивать под водой большую скорость хода». Однако, стре­мительное наступление союзных армий сорвало все надежды дождаться вступления подводной войны в новую фазу. Напротив, последние месяцы стали пе­риодом нового избиения детища Деница. В январе 1945 г. потери составили всего 11 субмарин, из которых лишь семь относились к боевым флотилиям. В следующем месяце, после организа­ции эффективного патрулирования на маршрутах развертывания у Шетландских и Фарерских островов потери выросли вдвое (21 единица). В марте союзная бом­бардировочная авиация провела ряд мас­сированных налетов на германские пор­ты, в результате чего погибло 32 «у-бота». Наконец, в апреле британские истреби­тели-бомбардировщики с голландских баз начали дневное патрулирование проливов Бельт и Каттегат. Итог меся­ца — 51 потопленная подлодка — пере­крывал даже май 1943 года. Нанесенный лодками ущерб не шел ни в какое срав­нение с их собственными потерями. За 1945 г. им удалось потопить только 38 торговых судов (156 199 брт) и восемь малых боевых кораблей.

В мае 1945 г. наступил финал нацист­ского рейха. С 1 мая началось затоп­ление недостроенных и учебных лодок в северогерманских портах. 4 мая Дё­ниц, ставший после самоубийства Гит­лера канцлером Германии, вступил в пе­реговоры с союзниками и одновремен­но отдал приказ, запрещающий атаки любых кораблей и судов. Предполагая, что новый фюрер действует не по своей воле, подавляющее число подводников первоначально отказалось выполнить это распоряжение. 7 мая U-1023 пото­пила в Ирландском море норвежский тральщик NYMS-382, ставший послед­ним успехом «семерок». Видя, что немцы не спешат выполнять предваритель­ные условия переговоров, союзники про­должили атаки подводных лодок в от­крытом море и Балтийских проливах. В ночь на 8 мая северо-западнее Бергена «Каталина» Берегового командования тяжело повредила U-320 — последнюю субмарину VII серии, потопленную союз­никами во Второй мировой войне. Одно­временно без официального указания германский подводный флот приступил к осуществлению заранее спланирован­ной операции «Регенбоген» — затопле­нию своих кораблей. К тому моменту, как энергичное вмешательство Дёница остановило этот процесс, на дно в общей сложности отправилось 195 «у-ботов».

Боевые действия на море удалось оста­новить только после подписания капи­туляции в Реймсе. 8 мая субмарины по­лучили приказ Дёница всплыть на поверх­ность, открытым текстом донести свои координаты и следовать в ближайшие определенные союзниками порты. 9 мая капитулировали первые девять субма­рин, на следующий день— еще девять, в то время как шесть других вернулись в Норвегию в подводном положении. В те­чение последующих пяти дней капитули­ровали еще 13 «у-ботов», но пять послед­них не спешили этого сделать. U-979, действовавшая у берегов Исландии, по­пыталась вернуться в Германию, но 23 мая села на мель у острова Амрум (Се­верное море) и на следующий день была затоплена экипажем. То же сделали ко­манды U-963 (24 мая) и U-1277 (4 июня) у берегов Португалии. 10 июля в арген­тинскую базу Мардель-Плата прибыла «девятка» U-530, действовавшая ранее у восточного побережья США. Наконец, 17 августа в этой же базе ошвартовалась U-977. Еще 2 мая она вышла на позицию в Ла-Манше, но на момент капитуляции еще не успела далеко уйти от норвеж­ских берегов. Командир лодки обер-лейтенант Хайнц Шёффер решил не подчи­ниться приказу и достичь берегов Арген­тины. 10 мая он высадил на берег 16 женатых членов экипажа и взял курс на южные воды. 66 суток потребовалось «семерке», чтобы пройти под «шнорхелем» из Северного моря в Южную Атлан­тику. 14 июля она всплыла недалеко от островов Зеленого мыса и дальнейший путь проделала под одним дизелем (вто­рой вышел из строя). Этот храбрый, но лишенный какого-либо смысла поход еще раз продемонстрировал те значи­тельные изменения, которые претерпела техника подводного флота за годы Вто­рой мировой войны.