Боевые действия «семерок» на Средиземном море

 

Число подводных лодок, участвовавших в прорыве на Средиземное море

Год

На переходе в Атлантике

В районе Гибралтарского пролива

Количество

подводных

лодок на

переходе

Потоплено

Возвратилось из-за

повреждении

Возврати

лось по другим

причинам

Потоплено

Повреждено

и возврати-

лось

Отказалось

от форсирования

пролива

Форсировало пролив

Потоплено

в Средиземном море

Всего на

Средиземном море (на конец каждого года)

1941

36

2

1

1

1

5

__

26

5

21

1942

23

1

6

1

16

14

23

1943

22

3

4

2

1

2

10

20

13

1944

14

3

1

10

23

Итого

95

5

1

11

6

6

4

62

62

 

 

26 августа 1941 г. Редер приказал Деницу послать в Средиземное море часть своих подводных лодок для оказания по­мощи итальянцам. В сентябре первая группа из шести лодок успешно прошла через Гибралтарский пролив. До конца года за ними последовали еще 19 «се­мерок».

В дальнейшем немцы использовали в Средиземном море до 18—20 своих подводных лодок, периодически воспол­няя потери. Немецкие лодки входили в две флотилии, из которых одна, предна­значенная для действий в восточной час­ти Средиземного моря, базировалась на Саламин (Греция), а вторая, исполь­зуемая в западном бассейне, имела главной базой Специю, а вспомогатель­ными — Палермо и Маддалену.

С перебазированием на Средизем­ное море подводных лодок Германии сов­местные действия немецко-итальян­ских подводных сил на коммуникациях противника усилились. Немецкие лод­ки вели борьбу не только против судо­ходства в восточной части Средиземно­го моря, но нападали на мальтийские конвои и соединения боевых кораблей англичан, прикрывавшие наиболее важ­ные конвои. Так, уже при проводке ан­гличанами в сентябре 1941 г. конвоя из Гибралтара на Мальту немецкие лодки в течение суток шесть раз атаковали ан­глийские суда. 13 ноября 1941 г. в 90 ми­лях к востоку от Гибралтара только что прошедшая через пролив U-81 (коман­дир — капитан-лейтенант Гугенбергер) тяжело повредила авианосец «Арк Ройял», который затонул во время буксировки в 25 милях от базы. Спустя 12 дней U-331 под командованием обер-лейтенанта Тизенгаузена обнаружила у ливийского побережья главные силы британского Средиземноморского фло­та, проникла под кораблями охранения внутрь строя и с дистанции 4 кбт че­тырьмя торпедами потопила линкор «Бархэм». Несмотря на преследование и провал на запредельную глубину U-331 благополучно ушла от англичан. Под­водная лодка U-557 в ночь на 15 декаб­ря потопила в районе Александрии крейсер «Галатея». Вкупе с потерями, понесенными от итальянских человеко-торпед и мин действия немецких под­водных лодок оказались для «владычи­цы морей» жестоким ударом. К началу 1942-го от некогда большого Средизем­номорского флота осталось только три крейсера и несколько эсминцев. Хотя немецкие лодки и добились определен­ного успеха при атаках крупных боевых кораблей англичан, но результаты их действий против судоходства противни­ка исчислялись потоплением всего лишь нескольких транспортов и мало­тоннажных транспортных средств, осу­ществлявших перевозки в восточной части Средиземного моря. Это объяс­нялось тем, что на закрытом театре в условиях господства британской базо­вой авиации субмаринам в подавляю­щем большинстве случаев приходилось выходить в атаки днем из подводного положения. До середины года главной целью являлись британские военные коммуникации в Восточном Средизем­номорье, однако с июля, после того как войска Роммеля были отброшены к гра­ницам Египта, район боевых действий переместился на Запад. Против эпизодически следовавших на Мальту конво­ев германо-итальянское командование решило использовать лодки в завесах, перенеся на ограниченный морской те­атр опыт борьбы немецких лодок на ат­лантических коммуникациях противника.

Впервые подводные лодки в завесах были развернуты в августе 1942 г. про­тив конвоя, следовавшего из Гибралта­ра на Мальту. Конвой состоял из 14 су­дов, охраняемых двумя линейными ко­раблями, четырьмя авианосцами, семью крейсерами и 25 эскадренными минонос­цами. Англичане впервые использовали для проводки конвоя такое количество авианосцев. Они и стали важнейшим объектом атаки первой группы лодок — вывод их из строя должен был облегчить последующие удары итало-германской авиации.

11 августа, на третьи сутки после вы­хода конвоя из Гибралтара, примерно в 80 милях к северу от Алжира немецкая подводная лодка U-73 (командир — ка­питан-лейтенант Розенбаум) тремя тор­педами потопила авианосец «Игл».

В результате скоординированных дей­ствий подводных лодок, авиации и лег­ких сил флота конвою было нанесено тя­желое поражение. Этот успех сил «оси» во многом определялся результатом ата­ки U-73, ослабившей истребительное прикрытие каравана вдвое.

После высадки в Северной Африке (операция «Торч») и перехода англичан в наступление в Ливии, естественно, рез­ко возросли перевозки различных видов снабжения войска. Поэтому с ноября 1942 г. «у-боты» заметно повысили ак­тивность своих действий на коммуника­циях противника. Период, продолжав­шийся до сентября 1943 г., был наибо­лее эффективным в деятельности гер­манских лодок на Средиземном море. Это объяснялось, с одной стороны, боль­шим объемом транспортных перевозок союзников, обеспечивавших их десант­ные войска, с другой стороны, недоста­точностью сил противолодочной оборо­ны, сосредоточенных в это время на ат­лантических коммуникациях.

За 11 месяцев, с ноября 1942-го по сентябрь 1943 г. включительно, герман­скими и итальянскими подводными лод­ками было потоплено 61 судно общим тоннажем 286 558 брт, или в среднем по 26 000 брт в месяц, причем в отдельные месяцы уничтоженный тоннаж доходил до 45 000 брт. В пересчете на одну дейст­вующую подводную лодку, по сравнению с Атлантикой, это было не много, но для закрытого театра составляло доста­точно большую цифру.

Подводные лодки на Средиземном море действовали в условиях, очень по­хожих на те, в каких находились британ­ские и советские субмарины, вследствие чего у немцев тоже появились «герои», победные счета которых основывались только на услышанных после выстрела взрывах. Наиболее ярким подобным при­мером стал Альбрехт Бранди. В начале Второй мировой войны он служил на тральщиках, но в апреле 1942 г., после соответствующей подготовки, стал ко­мандиром U-617. В сентябре субмарина перебазировалась в Сен-Назер и в этом же месяце приняла участие в успешном нападении на караван SC-100, после чего на счету Бранди появились четыре первых судна. Не успела субмарина уйти во второй поход, как 4 ноября получила приказ перебазироваться в Средиземное море. Спустя четыре дня, в день начала операции «Торч», Бранди форсировал Гибралтарский пролив и перешел в рай­он Алжира, где в этот момент находилось множество союзных десантных судов. С этого момента боевой счет командира лодки начинает стремительно расти, но... только на бумаге.

19 ноября он докладывает о потопле­нии транспорта и эсминца, но подтверж­дений этому нет. В конце декабря — на­чале января U-617 действует у берегов Киренаики, после чего ее командир до­кладывает о потоплении эсминца и четы­рех транспортов. Подтверждаются толь­ко два транспорта и траулер. Это не ме­шает Бранди получить рыцарский крест. В следующем походе U-617 добивается своего самого крупного успеха, уничто­жив 1 февраля крейсер — минный за­градитель «Уэлшмен». 10 апреля Бран­ди доносит об уничтожении крейсера типа «Уганда» и повреждении эсминца типа «Трайбл». Командование, даже не дожидаясь возвращения лодки из похо­да, награждает командира рыцарским крестом с дубовыми листьями. Словно желая оправдать доверие, Бранди спус­тя три дня сообщает о потоплении войс­кового транспорта тоннажем 23 500 т и торпедировании еще одного эсминца. Правды в этом донесении оказалось не больше, чем в предыдущем. В июне и сентябре субмарина якобы уничтожает еще по эсминцу, однако истине соответ­ствует лишь последний доклад. Ночью 11 сентября вблизи побережья Марокко лодка подверглась внезапной атаке двух «Веллингтонов». Три сброшенные бом­бы не потопили ее, но нанесли такие по­вреждения, что о возвращении в базу не могло быть и речи. На следующий день Бранди приказал открыть кингстоны и вместе с экипажем сдался испанским властям. Охрана в офицерском лагере для интернированных в Кадисе оказа­лась не слишком серьезным препятстви­ем для побега и возвращения в Герма­нию. В январе 1944 г. Бранди получает под командование U-380. В том же ме­сяце в очередном походе командир до­нес о повреждении транспорта и эсмин­ца, чего не было в действительности. Субмарина не успела пройти положен­ного послепоходового ремонта, как 11 марта получила смертельные поврежде­ния при налете американской авиации на Тулон.

Следующей лодкой Бранди стала U-967, находившаяся в той же базе. В первом же патрулировании он доклады­вает о потоплении транспорта и трех эс­минцев, однако реально жертвой стал только американский эскортный мино­носец «Фехтелер». И на этот раз BdU поспешило оценить успехи Бранди, вру­чив ему рыцарский крест с дубовыми листьями и мечами. С июня Альбрехт перестал командовать подводной лод­кой, что, впрочем, не помешало коман­дованию Кригсмарине наградить его за предыдущие «успехи» повторно. В ре­зультате, в ноябре Бранди оказался ка­валером рыцарского креста с дубовы­ми листьями, мечами и бриллиантами. Уместно отметить, что в вооруженных силах Германии эту награду получили всего 27 человек, из которых лишь двое являлись подводниками. Очевидно, сек­рет вознесения Бранди над куда более результативными Кречмером, Прином, Шепке и Топпом прост —он получил свои награды во второй половине вой­ны, когда терпящий поражение рейх нуждался в героях как никогда.

Последняя фаза подводной войны на Средиземном море началась в сентяб­ре 1943 г., после капитуляции Италии.

Субмарины по-прежнему пытались действовать против союзных войско­вых конвоев у побережья Алжира, а также против десантов в заливе Салерно и у Анцио. К тому времени и комму­никации, и районы высадки войск обо­ронялись весьма значительными сила­ми противолодочных кораблей и авиа­ции союзников.

Лодки, тогда еще не имевшие на во­оружении «шнорхелей», были обрече­ны на жестокие потери. Зачастую их преследование длилось по двое-трое суток до полного истощения запасов воздуха и заряда аккумуляторных бата­рей. В результате с октября 1943-го по май 1944 г. субмаринам удалось пото­пить всего 20 судов общим тоннажем чуть более 110 тыс брт.

Учитывая возросшие перевозки союз­ников на Средиземном море, германское командование пыталось пополнять со­став своих подводных сил на этом теат­ре, но прорыв лодок через Гибралтар­ский пролив все более осложнялся.

С середины сентября 1943-го до мая 1944 г. из баз Бискайского залива в Сре­диземное море было направлено 27 под­водных лодок, но из них только 14 про­рвалось через Гибралтарский про­лив— семь субмарин было потоплено, а остальные шесть возвратились назад. В связи с тщетностью предпринятой по­пытки в мае 1944 г. Дёниц решил не по­сылать дополнительные лодки в Среди­земное море. Оставшиеся «у-боты» ис­пользовались на средиземноморском театре до октября 1944 г., причем в по­следние пять месяцев они не наносили судоходству союзников никакого ущер­ба. Даже несмотря на резкое уменьше­ние числа выходов в море, состав гер­манской группировки с каждым месяцем сокращался. Решающую роль в этом сыграли налеты американской бомбар­дировочной авиации на базы, которые не имели бетонных укрытий, а также высад­ка новых союзных десантов в Южной Франции и Греции.

Подводная война на Средиземном море закончилась. Союзникам она обошлась в 95 транспортных судов (449 206 брт), 24 боевых корабля, включая два авианосца, линкор, четыре крей­сера и 12 эсминцев. Из 62 «семерок», на­правленных германским командованием туда с 1941 г., 48 погибли в боях, 11 были выведены из строя авиацией в базах. К осени 1944 г. оставалось всего три лод­ки, одна из которых была потоплена эс­минцами 19 сентября, а две другие — американскими бомбардировщиками в Саламинской бухте 24 сентября.