Окраска, внешние различия

 

Несмотря на то, что эсминцы типа 34 стро­ились несколькими верфями, внешние раз­личия между ними были минимальны. Пер­вые четыре корабля имели полукруглый хо­довой мостик, оказавшийся слишком тесным и вскоре замененный прямоугольным. Кро­ме того, они отличались скругленным сопря­жением палубы и борта на полубаке. У эс­минцев постройки «Германиаверфт» средний иллюминатор ходовой рубки был слегка при­поднят над остальными, а у «дешимаговских» скругление обшивки на срезе полубака имело меньший радиус. Прочие индивиду­альные особенности заключались в форме и расположении трубок аварийного сброса пара и размагничивающих обмоток. Эсмин­цы типа «Рёдер», помимо формы форштев­ня, отличались расположением прожектор­ной площадки на фок-мачте: у Z-17 — Z-19 она находилась на уровне носовой трубы, у остальных — примерно на половине высоты мачты. Построенные последними «Хайдкамп» и «Шмитт» имели заметно утолщен­ные внизу фок-мачты.

Довоенная схема окраски эсминцев в общих чертах соответствовала принятой еще до Первой мировой войны. Корпуса окрашивались в «средне-серый» цвет, над­стройки— в светло-серый, ватерлиния — в темно-серый; для подводной части ис­пользовалось четыре оттенка красного. Ко­зырьки дымовых труб — черные либо (особый шик!) белые; палубы — темно-корич­невого или темно-серого, почти черного, цвета. В довоенный период на борта на­носились тактические номера из двух цифр, первая из которых обозначала но­мер дивизиона («Маасе» номера не имел). Приказом от 7 ноября 1939 года они были отменены, но есть основания полагать, что номера закрасили сразу же после начала боевых действий. Одновременно были сбиты доски с названиями кораблей, од­нако государственный герб — орел со сва­стикой, крепившийся на ветроотбойнике мостика, — сохранялся довольно долго. Для опознавания с воздуха на палубе в носу и корме рисовались белые круги со свастикой.

Еще в период Норвежской кампании «Теодор Ридель» был окрашен по уникаль­ной трехцветной «мозаичной» схеме, но широкое применение камуфляжной окрас­ки на германских эсминцах началось лишь в 1942 году. Как правило, использовалась двухцветная схема. Сначала поверх пре­жней краски наносились широкие темно-серые или черные клинья, зачастую для создания эффекта «укорачивания» закра­шивались оконечности, рисовались ложные буруны. С 1943 года стала применяться окраска в виде сходящихся полос, на флот­ском жаргоне называемая «зеброй». Впро­чем, среди морских офицеров не было еди­ного мнения относительно полезности ка­муфляжа, поэтому на практике он встречался не так уж часто.